Главная / Русский язык и литература / Конспект биоадекватного урока русского языка «Понятие об однородности членов предложения»

Конспект биоадекватного урока русского языка «Понятие об однородности членов предложения»

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯC:\Documents and Settings\123\Мои документы\Мои рисунки\смородина\image036[1].jpg





ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ СЛОВУ

ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС

ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

что сделает ?

Солнце выйдет из тумана, сад мой озарит. ОДНОРОДНЫМИ МОГУТ БЫТЬ

ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

ПРОИЗНОСЯТСЯ С

ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНОЙ

ИНТОНАЦИЕЙ

Всё утро мы собирали

красную, чёрную,

белую смородину.







ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ НА ПИСЬМЕ РАЗДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТОЙ

ЗАПЯТАЯ ВСЕГДА СТАВИТСЯ ПЕРЕД СОЮЗАМИ А, НО

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ ПЕРЕД ОДИНОЧНЫМИ СОЮЗАМИ

И, ИЛИ

какие?

На ветке висели красные и розовые ягоды смородины.

Тема: Понятие об однородности членов предложения. 5 класс.

Цель:

  • формирование понятия об однородности (развитие лингвистической компетенции);

  • формирование умения определять однородные члены предложения, доказывать их однородность (развитие языковой компетенции);

  • развитие целостного мышления учащихся, учебно-логической, коммуникативной и кооперативной компетенций учащихся,

  • воспитание личностных качеств учащихся и любви к окружающему миру.

Ход урока.

I. Орг. момент. (В классе пахнет заваренным смородинным листом)

* Здравствуйте, ребята! Рада вновь видеть вас на уроке.

Несмотря на мороз за окном, хотелось бы, чтобы на нашем уроке атмосфера была тёплой и радостной.

* Все ли готовы к уроку? Что лежит у вас на партах? (Спросить одного ученика.)

II. Тема урока.

1. Постановка проблемы, определение темы и целей урока.

* Я не просто так спросила об этом. В чём особенность предложения, которое использовал(а) в ответе …? (в нём есть перечисление; с однородными членами)

* Верно. Сегодня мы начинаем тему об однородных членах предложения. * Запишите тему в тетрадь.

На доске и в тетради: «Однородные члены предложения».

* Какие цели мы перед собой поставим?

2. Новый материал.

а) Релаксация.

Сядьте удобно, комфортно. Мысленно перенеситесь в своё любимое место, где вам всегда хорошо, где вы ощущаете себя полноправными хозяевами. Посмотрите, что вас окружает. Какие вокруг движения, краски, запахи? Почувствуйте себя счастливыми и умиротворёнными. Поблагодарите своё место покоя за счастье и пошлите ему улыбку.

А теперь представьте, что рядом с вашим местом покоя растёт фруктово-ягодный сад, в котором много кустов со спелыми ягодами смородины. Мысленно подойдите к ним. Почувствуйте нежный аромат, разносимый лёгкими потоками ветерка. Выберите понравившуюся вам веточку с ягодами и сорвите её. Какую смородину вы сорвали: чёрную, красную или белую? Рассмотрите внимательно эту веточку. Ягодки все похожи друг на друга, крепятся к одной ветке и такие спелые и ароматные, что хочется их попробовать. Мысленно сделайте это. Ощутите вкус спелой смородины у себя во рту и попросите, чтобы эта веточка стала вашим символом при изучении однородных членов.

Однородные члены предложения очень похожи на эти прекрасные спелые ягоды смородины. Так же, как ягоды прикрепляются к одной ветке, однородные члены относятся к одному и тому же слову. Ягоды одинаковой формы, и однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом предложения: Солнце выйдет из тумана, сад мой озарит. Однородными могут быть любые члены предложения. Расположите эту информацию на вашем образе.

Каждая ягодка прикрепляется к общей ветке своим маленьким череночком, поэтому все смородинки отделены друг от друга. Так и однородные члены равноправны и независимы друг от друга и произносятся с перечислительной интонацией: Всё утро мы собирали красную, чёрную, белую смородину. Посмотрите, как расположилась эта информация на вашем образе?

Между ягодами смородины есть зелёные отростки. Они похожи на запятые, которыми на письме разделяются однородные члены. Запятая всегда ставится перед союзами а, но. Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или: На ветке висели красные и розовые ягоды смородины.

Дополните свой образ этой информацией.

Поблагодарите веточку смородины за то, что она радовала вас видом и вкусом и была вашим символом при изучении темы «Однородные члены предложения». Вспомните, где вы находитесь, и возвращайтесь в класс.

Если вам хочется, потянитесь, и активизируйтесь для дальнейшей работы.

б) Обсуждение образа.

* Представили ли вы своё любимое место?

* Смогли увидеть веточку смородины? Какой была ваша смородина? Ощутили ли её вкус?

* Какую информацию смогли запомнить?

в) Создание образона.

* Нарисуйте увиденный вами образ.

* Символом чего стала веточка смородины?

* Какие признаки имеют однородные члены?

* Какие члены предложения могут быть однородными?

* С какой интонацией произносятся однородные члены?

* Как разделяются однородные члены на письме?

* Когда не ставится запятая?

* Нанесите эту информацию на свой образ.

г) Сравнение с образоном учителя.

3. Закрепление материала.

а) Работа в группах.

* Попробуем применить полученные знания. Каждой группе я предлагаю мешочек с различными предметами. Найдите среди них однородные, объясните свой выбор. Составьте с этими словами предложение, докажите, что вы использовали однородные члены.

(1 группе: ручка, карандаш, фломастер, нитки, батарейка, монетка;

2 группе: шашки, шахматы, тетрадь, расчёска, кнопки;

3 группе: яблоко, груша, мандарин, ручка, пакет, лист бумаги)

б) Отработка умения находить однородные члены.

* Упр. 460 + найти и подчеркнуть карандашом в учебнике однородные члены.

* Какую роль играют однородные члены в этом стихотворении? (помогают показать действия ветра)

* Работа с материалом учебника на стр. 155.

* Упр. 461.

в) Самостоятельная работа.

* Из текста, записанного на доске (или в раздаточном материале), выпишите (или укажите буквы) только предложения с однородными членами. Укажите их синтаксическую роль.

На доске: К. С самого утра мы пошли в сад собирать небывалый урожай смородины. У. Гроздья чёрной, красной и белой смородины манили к себе со всех кустов. Р. С каким желанием и удовольствием мы срывали спелые ягоды! С. Вот уже корзина полна, но ягод, казалось, не стало меньше. А. Мы не только от души наелись смородины, но и заготовили варенье, джем и компоты.

* Произнесите хором, что у вас получилось. (УРА)

(Или самопроверка по написанному на обратной стороне доски: У. Гроздья чёрной, красной и белой смородины манили к себе со всех кустов. Р. С каким желанием и удовольствием мы срывали спелые ягоды! А. Мы не только от души наелись смородины, но и заготовили варенье, джем и компоты.)

Это «УРА» сегодня звучит в вашу честь, потому что вы молодцы!

III. Подведение итогов урока.

* С каким понятием мы сегодня познакомились?

* Какие члены предложения называются однородными?

* Трудно ли вам было изучать эту тему?

За вашу активную работу и чтобы тема надолго запомнилась, я приготовила вам сюрприз. Хочу угостить вас тем самым компотом (вареньем), который заготовили из ягод смородины.

IV. Домашнее задание: 1. Создать свой образон по теме; кому так трудно запоминать материал - § 60 стр. 154-155.

2. Упр. 463.












Самоанализ урока.


Тема предложенного урока «Понятие об однородности членов предложения». Это первый урок в разделе «Предложения с однородными членами» по программе М. М. Разумовской.

Цель урока:

  • формирование понятия об однородности;

  • формирование умения определять однородные члены предложения, доказывать их однородность;

  • развитие целостного мышления учащихся, учебно-логической, лингвистической, языковой, коммуникативной и кооперативной компетенций учащихся,

  • воспитание личностных качеств учащихся и любви к окружающему миру.

Тип урока – объяснение нового материала с его первичным закреплением. На уроке использовалась биоадекватная методика образования, основанная на здоровьесбережении и развитии целостного мышления учащихся.

Урок состоит из нескольких этапов:

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала и его первичное закрепление.

  3. Подведение итогов.

  4. Домашнее задание.

Организационный момент направлен на формирование внутреннего ожидания радости, новизны и содержит приветствие учителем, эмоциональный настрой учащихся, стимуляцию цветом, запахом. По мнению психологов, цвет влияет на внутреннее состояние человека и может способствовать повышению качества образования. Сегодня на уроке детям предлагались жёлтый, голубой и пурпурный цвета. Они стимулируют к восприятию информации. Голубой настраивает человека на доверие и ассоциируется с ясным безоблачным небом. Жёлтый – цвет радости, он ассоциируется с появлением солнца, которое оживляет всё вокруг, даёт энергию для жизни и деятельности. Пурпурный символизирует проявление любви и великодушия, он ассоциируется с рассветом и связан с надеждой наступающего дня. Стимулирование этими цветами позволяет ребёнку продуктивно и плодотворно работать по усвоению информации. Запах смородины позволяет задействовать для восприятия информации обоняние.

Изучение новой темы проходит в несколько этапов. Первый – мотивация к познавательной учебной деятельности: постановка проблемы, определение темы и целей урока (активная фаза). Учащиеся делают это самостоятельно, тем самым ставя цели конкретно для себя. Второй – непосредственное объяснение нового материала, во время которого учащиеся находятся в индивидуальной зоне комфорта, погружены в себя и мысленно представляют учебный образ, на который наносится информация (пассивная фаза). Информация воспринимается и обрабатывается через внутреннее моделирование. Ребята и отдыхают, и работают одновременно. В это время задействованы все органы чувств: слух, внутреннее зрение, воображение, осязание, обоняние, вкус. Далее происходит переведение воспринятой информации из чувственно-символьной формы в моторно-кинестетическую: ребята делятся своими впечатлениями и воспроизводят запомнившуюся информацию, подключая к усвоению материала эмоции и речь (смена биоритма отдыха на биоритм активности). Не беда, если запомнили не всё и не все, ведь следующий этап как раз и направлен на детальное воспроизведение полученной информации и нанесение её на увиденный образ. В работу включается зрение и моторика. Следующий этап связан со сравнением своего образа с образом учителя. Цель этого этапа – корректировка нанесённой на нарисованный образ учебной информации.

Далее идёт закрепление материала, т. е. применение полученной информации на практике (активная фаза). Происходит переработка информации на логическом и лингвистическом уровнях. Сначала ребятам предлагалась групповая работа, где каждый может почувствовать свою значимость или с помощью одноклассников восполнить пробелы в изучении материала. Групповая работа способствует развитию коммуникативной и кооперативной компетенции (ребята учатся общаться друг с другом, работать сплочённо в зоне доверия, высказывать свои мысли), воспитывает взаимопомощь. Задание для групповой работы направлено на применение знаний об однородности в жизни (найти однородные предметы и выразить свои мысли с помощью синтаксической конструкции, включающей в себя однородные члены). Следующее задание – отработка умения находить однородные члены, определять их синтаксическую роль и объяснять при них пунктуацию. И наконец, самостоятельная работа учащихся, которая помогает проверить степень личностного усвоения материала.

Этап подведения итогов служит для систематизации полученных знаний. Угощение-сюрприз – своего рода закрепитель новой учебной информации через вкусовой анализатор.

Домашнее задание – это самоорганизация ученика через реализацию и закрепление полученных навыков в состоянии комфорта. Сообразно природе ученика изучение материала дома предлагается в двух вариантах: создать свой новый образ по теме и нанести на него учебную информацию или традиционно изучить материал по учебнику; письменное задание на практическое закрепление полученных знаний – для всех одинаковое.

Таким образом, урок построен на смене фаз активности и пассивности, что согласуется с природными циклами, включает работу и правого, и левого полушарий головного мозга, что способствует развитию целостного мышления учащихся. Во время урока были задействованы все каналы восприятия: слух, зрение, обоняние, вкус, моторика, воображение, эмоции, что способствует занесению информации в долговременную память.

На уроке использовалась природосообразная технология образования, проблемный метод, монологические высказывания учащихся, практическая работа; фронтальная, групповая и самостоятельные формы.















Конспект биоадекватного урока русского языка «Понятие об однородности членов предложения»
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема предложенного урока «Понятие об однородности членов предложения». Это первый урок в разделе «Предложения с однородными членами» по программе М. М. Разумовской.

Цель урока:

  • формирование понятия об однородности;
  • формирование умения определять однородные члены предложения, доказывать их однородность;
  • развитие целостного мышления учащихся, учебно-логической, лингвистической, языковой, коммуникативной и кооперативной компетенций учащихся,
  • воспитание личностных качеств учащихся и любви к окружающему миру.

 

Тип урока – объяснение нового материала с его первичным закреплением. На уроке использовалась биоадекватная методика образования, основанная на здоровьесбережении и развитии целостного мышления учащихся.

К конспекту прилагается самоанализ урока.

Автор Рулько Татьяна Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 654
Номер материала 38402
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓