Главная / Биология / Конспект урока "Размножение и развитие организмов"(10 класс)

Конспект урока "Размножение и развитие организмов"(10 класс)

Тема урока "Размножение и развитие организмов"(10 класс)

Мурзакаева Г.С., учитель биологии и химии МОУ « Большечеменевская СОШ» Батыревского района ЧР

Организационная информация

Тема урока


«Размножение и развитие организмов»

Предмет

Биология

Класс

10

Автор урока (ФИО, должность)

Мурзакаева Галина Софроновна, учитель биологии и химии

Образовательное учреждение

МОУ « Большечеменевская СОШ»

Республика/край, город/поселение

Российская Федерация, Чувашская Республика, Батыревский район, с.Б.Чеменево

Методическая информация

Тип урока


Урок обобщения и контроля

Цель урока


Углубление и закрепление знаний по данной теме


Задачи урока


образовательные: сформировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов, о оплодотворении, гаметогенезе, способах размножения

воспитательные: вредном воздействие наркотических веществ, факторов среды на развитие зародыша человека

развивающие: развивать навыки работы с разными видами информации

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знания о процессах онтогенеза, умение самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, делать сообщение, излагать свои мысли, задавать вопросы, умение слушать, анализировать, конспектировать

Составление схем, таблиц, отбор необходимой информации, её классификация

Необходимое оборудование и материалы

таблицы по общей биологии, динамическое пособие, презентация

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


мотивация через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий

Ход урока


1.Организационный момент на протяжении всего урока

2. Углубление и закрепление знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие

организмов»

3. Рефлексия

4. Домашнее задание

Проверка и оценивание ЗУН


  1. Фронтальный опрос

  2. Индивидуальная и групповая работа

  3. Беседа по вопросам

  4. Составление схемы, таблицы

Рефлексия деятельности на уроке


  1. Выявление и анализ эмоционального состояния

  2. Осмысление содержания, способов и приёмов работы с учебным материалом, заданиями-карточками

Домашнее задание


Просмотреть задания из ЕГЭ по данной теме, тесты, работа по таблице

Дополнительная необходимая информация


В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Каменский А. А. , Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология.10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений- М. : Дрофа, 2008.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа

Данную тему урока целесообразно проводить, используя мультимедийную презентацию, которая позволяет графически, наглядно представить этапы онтогенеза, гаметогенеза, деления клеток

Сэкономить время

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим


Данный урок является заключительным в теме «Размножение и развитие организмов», связующем звеном к изучению темы « Генетика»


Образовательные: повторить и обобщить знания о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях половых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении;

Развивающие: продолжить развитие умений учащихся анализировать биологические явления, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, применять полученные знания на практике; выделять главное и формулировать выводы;

Воспитательные: осуществлять гигиеническое воспитание учащихся на основе раскрытия вредного влияния алкоголя и наркотиков на человека.


Оборудование: таблица «Митоз», «Мейоз», дидактические материалы, презентация


Ход урока:

I .Организационный момент ( класс делится на 4 группы, выбирают капитана, гонца, секретаря ; папка с заданиями по блокам 1-8 каждой группе, оценочный лист)

II. Углубление и закрепление знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Эпиграф урока:

«Приход наш и уход загадочны – их цели

Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.

Где круга этого начало, где конец?

Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?»

Омар Хайям (Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим)


1.Историческая справка (Академик Российской Академии Карл Максимович Бэр (1792 -1876), Александр Онуфриевич Ковалевский (1840 - 1901) ,Илья Ильич Мечников (1845 - 1916), Фриц Мюллер (1821 - 1897) и Эрнст Геккель (1834 - 1919), Алексей Николаевич Северцов (1866 - 1936) ) Беседа. Слайд « Историческая справка»


2.Общие закономерности онтогенеза. (Схема - запись в тетради)


3.Индивидульное развитие организмов - онтогенез.

Задание. Выберите правильные утверждения

А.Онтогенез существует как у многоклеточных, так и одноклеточных организмов.

Б.Онтогенез амебы сопровождается ростом, изменением реакций, изменениями в процессе веществ.

В.Онтогенез насекомого начинается с момента образования гамет.

Г.Онтогенез-это период развития организма от оплодотворения до рождения.

Д.В процессе дробления зиготы образуется бластула - многоклеточный зародыш сферической формы.


4. Этапы эмбрионального развития (Беседа. Слайд «Этапы эмбрионального развития»)


5. Факторы, которые отрицательно влияют на развитие зародыша (Беседа .Слайд «Факторы, влияющие на развитие зародыша)


6. Эмбриональный период. (Блок 1. Задание на соответствие. Работа в паре, затем взаимопроверка)

7.Этапы постэмбрионального периода(беседа по составлению схемы с примерами) hello_html_m3f03cc27.gif


8.Стадия развития животных: бабочки, рыбы, лягушки, птицы.(Работа в группах).

Блок 2.Приложение и слайд.


9.Виды онтогенеза: личиночный, яйцекладный, внутриутробный.( Привести примеры) (Слайд «Виды онтогенеза»)


10.Деление клетки (Блок 3.1-2 команды выбирают предложения о митозе, а 3-4 команды-о мейозе и свой выбор подтверждают поднятием руки).


11.Развитие половых клеток - гаметогенез ( Блок 4.Задание «Магический квадрат».Работа в группе)


13.Сравнение бесполого и полового способов размножений. ( Блок 5. Каждый ученик получает 2-3 карточки- ответы, которых надо разместить в 1 или 2 колонку .В 1 колонке ответом является один из методов бесполого размножения, во 2 колонке ответ на вопрос- без чего не возможно половое размножение)


14 Блок 6..Дистанционный диктант (« Гонец» на ушко говорит по очереди членам команды слово-термин, значение которых надо написать ,сумма ответов каждого =ответу команды).


15. Сообщение учащихся (1.Чередование поколений гаметофита и спорофита у растений 2.Размножение и развитие паразитических червей на примере печеночного сосальщика.

3.Провизорные органы у животных). Слайды.

16.Оплодотворение (Блок 7.Лист-задание двигается по кругу и каждый работает, находит биологические ошибки и исправляет). Слайд.

III. Рефлексия

1.Творческая форма рефлексии – Синквейн – ключевое слово «Онтогенез». (Блок 8.Работают в группе и озвучивают, затем составляют 1 синкейн всем классом).

2.Выводы: Знаете ли вы ,что… Учащиеся проговаривают по 1 предложению так, чтобы образовался связанный рассказ по теме «Размножение и развитие организмов».

«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТАЙНА. ЕЕ НАДО
РАЗГАДАТЬ, И ЕЖЕЛИ БУДЕШЬ ЕЁ
РАЗГАДЫВАТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ, ТО НЕ ГОВОРИ, ЧТО ПОТЕРЯЛ ВРЕМЯ…»

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

3.Оценка работы групп.


IV. этап "Домашнее задание" 1.Тесты 2.Работа по таблице

Тест по теме «Размножение и развитие организмов »  10класс

1. В результате митоза из одной диплоидной клетки получается:

1) две с диплоидным набором хромосом 2) четыре с диплоидным набором хромосом

3) четыре с гаплоидным  набором хромосом 4) две с гаплоидным  набором хромосом

2. Внутренний слой гаструлы, выстилающий ее полость, называется:

1) хордой; 2) мезодермой; 3)эктодермой; 4) энтодермой

3. Процесс образования мужских половых клеток у живот­ных, в том числе человека, называется:

1) митозом; 2) амитозом; 3) сперматогенезом; 4) овогенезом

4. Фаза жизни клетки, в течение которой происходит подго­товка к делению, именуется:

1) профазой; 2) телофазой; 3) анафазой; 4) интерфазой

5. Жизненный цикл вегетативной клетки состоит из: 1) мейоза и интерфазы;

2) митоза и мейоза; 3) митоза и интерфазы; 4) редукционного деления и интерфазы

6. В процессе дробления зиготы формируется сферическое образование с полостью внутри, называемое: 1) бластопором; 2) бластулой; 3) нейрулой;4) гаструлой

7. Почкование — пример размножения: 1) бесполого; 2) полового; 3) спорового;4) вегетативного

8. Постоянство числа хромосом во всех клетках организма обеспечивает:

1) мейоз; 2) митоз; 3) амитоз; 4) партеногенез

9. Вегетативное размножение — способ размножения:

 1) полового; 2) бесполого; 3) спорового; 4) партеногенезом

10. Процесс образования женских половых клеток называется:

1) митозом;  2) амитозом;  3) сперматогенезом;  4) овогенезом

11. Неподвижные половые клетки, богатые запасными питательными веществами:

1) споры;  2)  яйцеклетки;  3) сперматозоиды;   4)  спермии

12. Фаза митоза, в которой хромосомы расположены по экватору клетки, называется:

1) метафазой;  2) анафазой;  3)  профазой;  4)  телофазой

13. Ослаблению конкуренции между родителями и потом­ством способствует развитие организма: 1) зародышевое 2)историческое 3) прямое 4)непрямое

14. . Какой тип постэмбрионального развития характерен для большинства млекопитающих?

1) полное превращение   2) прямое  3) непрямое  4) неполное превращение

15. Определите последовательность стадий постэмбрио­нального развития жука-плавунца.

    1/  личинка, взрослая особь, куколка 2 \      куколка, личинка, взрослая особь 3\     личинка, куколка, взрослая особь 4\     куколка, взрослая особь, личинка


















Приложения к уроку «Размножение и развитие организмов»

Органы:

Зародышевые листки:

1. Кожа

2. Печень

3. Капилляры

4. Мозг

5. Кишечник

6. Половые железы


А. энтодерма

Б. эктодерма

С. мезодерма

1Блок. Установите соответствие по теме: «Эмбриональный период »















2 блок «Стадии развития животных»

hello_html_14e7afa.jpg

  1. Стадии развития бабочки: 26, 29, 15, 17

  2. Стадии развития рыбы: 8, 14, 19

  3. Стадии развития лягушки: 3, 21, 25, 6

  4. Стадии развития птицы: 23, 12, 5

3 блок «Способы делений клеток»

1.Основа комбинативной генотипической изменчивости.

2.Происходит при образовании половых клеток.

3 .Обеспечивает равномерное распределение хромосом между дочерними клетками.

4.Связано с восстановлением органов и тканей.

5.Различают 3 типа: стволовой, ассиметрический, трансформирующий.

6. Различают 3 типа: зиготический, споровый, гаметический.

7. Встречается редко и это прямое деление клеток.

8.Происходит конъюгация и кроссинговер.

9.Вкючает в себя 2 процесса -кариокинез и цитокинез.

10.Один из способов деления клеток.

4 блок. Магический квадрат
по теме : «Развитие половых клеток»(ВопросыСумма=15)

А

Процесс образование половых клеток животных

Б

Процесс образование женских половых клеток

В

Образование мужских

половых клеток

Г

Зона, где

образуются сперматоциты 1 первого порядка

Д

У высших растений процесс образования половых клеток происходит с помощью

Е

Зона, где

диплоидные клетки

увеличиваются в

размерах

Ж

зона, где

в первом делении мейоза образуется одна яйцеклетка и направительное тельце

З

половая железа, где

образуются сперматозоиды

И

Заключительная фаза –

для сперматозоидов

ОТВЕТЫ:

  1. Семенники; 2.Сперматогенез; 3.Зона размножения; 4.Гаметогенез; 5. Митоз; 6. Фаза формирования; 7. Зона роста; 8.Зона созревания; 9. Овогенез.

5 блок «Сравнение бесполого и полового размножения»

Сравнение бесполого и полового размножения


Бесполое размножение


Половое размножение


К.Одна родительская особь


Г. Обычно две родительские особи

Л.Гаметы не образуются

А. Образуются гаплоидные гаметы, один которых сливаются (оплодотворение), так что получается диплоидная зигота

У.Мейоз отсутствует

М. На какой-либо стадии жизненного цикла происходит мейоз, что препятствует удвоению хромосом в каждом поколении

Б.Потомки идентичны родительским особям

Е. Потомки не идентичны родительским особям. У них наблюдается генетическая изменчивость, возникающая в результате генетической рекомбинации.

Е.Характерно для растений, некоторых низших животных и микроорганизмов. У высших животных не встречается

Т. Характерно для большинства растений и животных


НЬ.Часто приводит к быстрому созданию большого числа потомков

А.Менее быстрое увеличение численности


6 блок .Дистанционный диктант «Способы полового и бесполого размножения»

Перечень терминов : почкование, фрагментация, конъюгация, партеногенез, оогамия,шизогония,андрогенез,изогамия,анизогамия,вегетативное.

7блок. Найти ошибки и неточности по теме: «Оплодотворение»

  • 1.Процесс слияния гамет получил название оплодотворение.

  • 2.В результате оплодотворения образуется эндосперм.

  • 3.Двойное оплодотворение характерно для цветковых и голосеменных растений.

  • 4.Этот процесс был открыт американским ботаником Навашином в 1898 году.

  • 5.Оплодотворение у животных бывает наружным и внутренним.

  • 6.Внутреннее оплодотворение характерно для пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

8 блок. Синквейн (Доработайте синквейн)






Конспект урока "Размножение и развитие организмов"(10 класс)
  • Биология
Описание:
  1.  Тип урока:урок обобщения и контроля.

2.Ход  урока

1.Организационный момент на протяжении всего урока.

2. Углубление и закрепление знаний по теме «Размножение и индивидуальное  развитиеорганизмов».

 3. Рефлексия

4. Домашнее задание

3.Данную тему урока целесообразно проводить, используя мультимедийную презентацию, которая позволяет графически, наглядно представить этапы онтогенеза, гаметогенеза, деления клеток и сэкономить время.

4.Данный урок является заключительным в теме «Размножение и развитие организмов», связующем звеном к изучению темы«Генетика».

 

Автор Мурзакаева Галина Софроновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1815
Номер материала 26580
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓