Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыКонспект урока "Праздничные народные гулянья". (5 класс).

Конспект урока "Праздничные народные гулянья". (5 класс).

Скачать материал

Праздничные народные гулянья.

 

Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями праздничных обрядов, через творческую деятельность передать характерные традиционные особенности одного  из праздников.

Задачи:

1. Развивать навыки составления многофигурных композиций в соответствующем колорите.

2. Формирование взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ. Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения многофигурной композиции.

3.. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, познавательную и творческую активность.

 

Материалы: мелки, цветная бумага небольшого формата.

 

Зрительный ряд: работы, выполненные в течение первой четверти, репродукции с картин осетинских художников, собранный поисковыми группами иллюстративный материал, по всем темам четверти примеры современного народного искусства.

Музыкальный ряд: народные мелодии.

 

Содержание: У каждого народа есть свои обычаи, традиции, праздники. На этом уроке мы будем говорить о народных праздниках. Эпиграфом нашего урока будет служить поговорка «Веселье – лучшее богатство».

Осетинский человек всегда славился умением трудиться, обретая в труде глубокое удовлетворение. И не только трудиться, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах.

Праздники в Осетии имеют древнее происхождение. С древнейших времён в осетинском народе почитались различные духи (божества), игравшие  в духовной жизни общества важную роль. Они были не только и не столько объектом поклонения, сколько заступниками и покровителями людей в их жизненном обиходе. К ним обращались с просьбами как к живым людям. Такими божествами считались Уацилла – небесный дух, заведующий громом и молнией, Уастырджи – покровитель мужчин в пути и других мероприятиях, Фалвара – покровитель овец, считался самым кротким и милостивым из святых, Галагон – бог ветра и так далее. В честь этих святых устраивались праздники. За праздничным столом произносились их имена и обращались к ним с различными просьбами, с надеждой, что они

Помогут им в их добрых начинаниях.

Одним из красивых праздников был «Новый год» («Ног бон»). Приготовления к встрече Нового года, как правило, начинались задолго до праздника. Ещё осенью, при сборе нового урожая, каждая семья откладывала определённую часть зерна, предназначавшегося на выпечку новогодних ритуальных хлебов. Приготовления пива, водки и так далее. Осенью же выделялось жертвенное животное, за которым следил сам глава семьи. Накануне нового года в каждой семье шли приготовления к празднику. В ночь, накануне  праздника хозяйки заготавливали множество лепёшек, представлявшие фигурки людей, животных, разных предметов (сохи, бороны и т. д.). Приготавливались также лепёшки с сыром под названием «басыла», а также большой пирог «артхурон». Выпеченными пирожками одаривались и угощались приходившие на праздник поздравители, а изображениями земледельческих орудий – члены семьи, которым в наступившем году предстояло проводить пахоту.

Осетинами почитался владыка водного царства, дух морей и рек «Донбеттыр» (покровитель рыбаков).

С верованием в водяного духа связано и верование в существование водяных девиц, считавшиеся дочерьми «Донбеттыра». Очевидно в древности, когда аланы обитали ещё на берегах Чёрного моря и больших рек: Дона, Кубани и Днепра у осетин сложился праздник в честь владыки водной стихии (а вместе с ним его дочерей). Он заключался в том, что рано поутру кто-нибудь из женщин с тремя лепёшками идёт к воде, произносит молитву и приносит воду, моются ею с благословением все члены семейства. «Доныскъафан бон» назывался женским праздником в честь «водяных девиц». В празднике «Доныскъафан» присутствуют два элемента первобытного времени – веру в очистительную силу воды и культ «доны чызджыта». Возможно, что и широко известный в прошлом праздник «касута» (вывод молодых невесток к реке) связан генетически с культом «доны чызджыта».

Ещё у осетин существовал праздник «Аларды» (божество насылающую оспу и исцеляющую от неё). Святилище «Аларды» в виде отдельно стоявших около леса деревьев или специально для этого построенных капищ имелись почти в каждом селении осетин. Обрядовые моления и жертвоприношения «Аларды» устраивались весной, в один определенный день. В жертву «Аларды» приносили ягнёнка или годовалого барашка, а в качестве жертвенных предметов – кусок белой ваты, серебряную канитель и серебряную монету. Когда в доме находился больной оспой, его не умывали и не купали, не стирали также белья. После выздоровления ребёнка ему устраивали обрядовое купанье с соблюдением специального ритуала и принесением в жертву «Аларды» ритуальных пирогов и напитка. Затем уже старшие женщин шли к святилищу «Аларды» и устраивали здесь благодарственный «куывд». Было известно несколько песен в честь «Аларды», содержанием которых было восхваление и задабривание патрона оспы. Кроме хвалебных песен и молитв в есть «Аларды» устраивались пляски и даже скачки и джигитовка, чтобы только задобрить «властителя оспы» и избежать его гнева.

У осетин в древности важное место занимало и божество, управляющее деторождением и считавшееся покровителем детей, а также браков. На третий день после окончания свадебного пира новобрачную вели к святилищу «Майрам», находившемуся вблизи каждого селения. «Чындз» шла в свадебном наряде, но без фаты, её сопровождали шафер, женщины и дети – новые родственники. Впереди процессии бежали мальчики; в руках у них были камни и пули. Одна из почтенных пожилых  женщин несла три пирога, одна из девушек – кувшин с водкой или с пивом. Другая девушка беспрерывно играла на гармони. Приближаясь к святилищу, мальчики выбегали вперёд и , пока «чындз» подходила к «Майрам», осыпали святилище камешками и пулями с криками: «О Майрам, вот столько мальчиков и одну синеокую девочку дай нашей чындз».

Красивым праздником у осетин была и свадьба. Осетинская свадьба была и остаётся самой многолюдной из всех семейных праздников. На свадьбу обычно собиралось всё мужское население аула, женщины, родственники, парни, девушки. Постоянными её участниками были также вездесущие мальчишки. Мужчины старшего возраста садились за свадебный стол где-то во дворе (осетинская свадьба требует простора), пили араку, пиво, пели песни, веселились, желали новобрачным счастья. Женщины были заняты приготовлением угощений. Молодёжь танцевала, веселилась. Танцы привлекали внимание всех. Они были интересными, эффектными, зрелищно красивыми. Девушки показывали красоту, грациозность и плавность движений, парни тоже старались не отставать от них, показывая свою ловкость, сноровку, остроумие и красноречие. Основной характерной особенностью традиционной осетинской свадьбы была её массовость, всеобщее веселье и радость. Особенно примечательными были в ней массовые танцы, например «Симд». В них принимали участие почти все: одни танцевали, другие хлопали, третьи подпевали гармонистке. Свадебные обряды осетин пронизаны духом любви к жизни, людям труда, связаны с их историческими судьбами, радостями и огорчениями.

Указанные праздники справляются и в наши дни, но не по каким-то религиозным мотивам, а просто по традиции и постепенно приобретают характер народных праздников. Примером тому может служить празднование Хетага. Этот праздник отмечается в знаменитой роще Хетага. Это весёлый, добрый праздник. Люди в хорошем настроении танцуют, поют песни, сидят за столом. В честь святого произносятся красивые тосты.

Учитель рассказывает о праздниках, демонстрирует работы художников Осетии: М. Туганова «Пир Нартов», «Игры Нартов», «Свадьба у осетин»,  Б. Калманова «Одевание невесты», К. Хетагурова «Свадьба», Ш. Бедоева «Свадебная мелодия», А. Джанаева «Вывод невесты и т. д. На уроке звучит народная осетинская музыка.

Задание: изображение праздничных народных гуляний.

 

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4804/timag82.b/0_30f37_79af3607_XL.jpgА. Джанаев «Вывод невесты»

 

 

 

E2C60063

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Дзиов «Сбор плодов»

 

                   

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Праздничные народные гулянья". (5 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок обобщения темы четверти. Этот урок формирует у учащихся представления о главных осетинских народных праздниках как синтезе устного и художественного фольклора.

Учащиеся закрепляют знание о культуре, быте осетинского народа, о природе родного края, знакомятся с народными праздниками, творчеством осетинских художников (А. Джанаева, Б. Дзиова, Б. Калманова, Ш. Бедоева и др.).

Практическая часть урока: отработка графических навыков в работе с пастелью и восковыми мелками, развивает образное мышление и пространсственное воображение, эстетический вкус.

Работы учащихся демонстрируют полученные знания и умения по данной теме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 131 материал в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по ИЗО на тему "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества" (5 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Рейтинг: 5 из 5
  • 29.09.2020
  • 2515
  • 232
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Жостово. Роспись по металлу»
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Жостово. Роспись по металлу
  • 27.09.2020
  • 343
  • 0
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Народные промыслы" 5 класс
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Декоративно-прикладное искусство и человек
Рейтинг: 3 из 5
  • 26.09.2020
  • 2628
  • 139
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 690
    • DOCX 425.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Немцова Элина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Немцова Элина Евгеньевна
    Немцова Элина Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 84989
    • Всего материалов: 51

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и технология")

Учитель изобразительного искусства и технологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 301 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 440 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек