Конспект
урока
по
учебнику «Окружающий мир. 1 класс» автор А.А.Плешаков
Тема
урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Место
урока в теме:1-й
урок в разделе «Почему и зачем?»
Тип
урока:
открытие новых знаний
Цель
(для
учителя):
формировать
первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить
сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.
Задачи урока (для учителя):
1. Создать
условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной
задачи.
2. Помочь
обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы,
цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.
3. Способствовать
установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.
4. Учить
распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.
5. Организовать
контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.
Планируемые
достижения обучающихся:
Предметные:
·
иметь
представление о звёздах как о космических телах;
·
сопоставлять
видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;
распознавать
Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;
·
иметь
представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий
- Полярной Звезде.
Метапредметные:
регулятивные:
·
ставить
учебные задачи под руководством учителя;
·
планировать
учебную деятельность;
·
удерживать
цель и задачи в течение урока;
·
оценивать
свою деятельность на уроке;
познавательные:
·
осуществлять
поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;
·
моделировать
космические тела (звёзды);
·
наблюдать,
сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;
·
установить
причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;
коммуникативные:
·
строить
монологические высказывания;
·
работать
в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей,
обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий,
представление результата деятельности).
Личностные:
·
проявлять
мотивацию к изучению нового учебного материала;
·
способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование
к уроку:
учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А.
Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков),
атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков), тесты к учебнику для 1
класса, (А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова).
Содержание урока
Этапы
урока;
задачи
деятельности обучающихся
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
УУД
|
1.
Мотивация
Учиться
извлекать необходимую информацию; уметь отвечать и задавать вопросы по
изучаемой теме
|
Приветствие
детей.
-
Откройте тетрадь на печатной основе (стр. 35).
-
Оденьте мальчика в костюм звездочёта.
-
Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом?
-
А как называется наука и учёные, изучающие космос?
-
Где можно узнать значение данных слов?
-
Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов.
-
Всё,- сказал я твёрдо дома, -
Буду только астрономом!
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная!
-
А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом?
-
Хорошо ли они будут видны?
-Какое
приспособление используется для наблюдения за звездами?
Есть
специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …
-
Когда лучше всего наблюдать звёзды?
-
Почему?
-
А только ли ночью светят звёзды?
-
Что бы вы хотели узнать о звёздах?
|
Работа
в тетради на печатной основе.
Ответы
детей.
Ответы
детей.
Работа
со словарём: «астрономия», «астроном».
Ответы
детей.
Ответы
детей.
Ответы
детей.
-
Телескоп.
Наверное,
ночью.
Ответы
детей.
Вопросы
детей.
|
Познавательные
(логические)
Познавательные:
Информационные
(поиск
и извлечение информации)
Коммуникативные
(высказывания детей)
Личностные
(мотивация к изучению нового учебного материала)
|
2.Целеполагание
Учиться,
исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные
задачи, планировать свою деятельность на уроке
|
-
Откройте учебник на стр. 22.
-
Какой новый раздел начинаем изучать?
-
Кто из вас часто задаёт такие вопросы?
-
С какой целью?
-Назовите
тему сегодняшнего урока.
-
Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?
-
Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы?
-
А дальше?
-Чем
обычно завершаем урок?
Физминутка.
|
-
«Почему и зачем?»
Ответы
детей.
-
Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины
-
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Под
руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины
видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия:
Лев, Большая Медведица, Полярная Звезда (запись на доске)
Дети
под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на
интерактивной доске - запись):
1.
Узнать, что такое звёзды.
2.
Определить сходство и различия звёзд.
3.
Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.
4.
Учиться узнавать созвездия Льва, Большой Медведицы, Полярной Звезды на
ночном небе.
5.
Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке.
-Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к
Солнцу ручки.
Руки в стороны
потом
Мы пошире
разведём.
Мы закончили
разминку-
Отдохнули ножки,
спинки.
|
Познавательные
(информационные)
Коммуникативные
(высказывания детей)
Познавательные
(умозаключение)
Регулятивные
(принятие
цели и постановка задач урока)
Регулятивные
(планирование действий)
|
3.
Изучение нового материала
Развивать
умения извлекать и интерпретировать информацию;
создавать
модели;
учиться
взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы;
делать
выводы, устанавливать причинно-следственные связи
|
-
Какую первую учебную задачу надо решить?
-
Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды?
-
Из каких источников можно получить дополнительную информацию?
-
Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба».
-
А теперь в учебнике на стр.22 прочитайте три строки сверху.
-
Скажите, что такое «звёзды»?
-
Назовите 2 задачу.
-
Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд (учебник стр. 22).
-
Работая в группах (обсерваториях), оцените себя по критериям:
1.Умение
распределять обязанности между собой.
2.Умение
договариваться друг с другом.
3.Следовать
указаниям в учебнике.
-
Оцените работу своей группы.
-
Какой формы модели звёзд? Почему?
-
Какого размера модели? - Почему?
-
Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите
узнать?
-
Подвёдём итог по 2-й задаче.
-
Назовите сходство и различия звёзд.
-
Назовите 3-ю задачу.
-
Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 22.
Физминутка.
|
-
Узнать,
что такое звёзды.
Ответы
детей.
-
Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника.
-
Хорошо читающий ученик читает отрывок (приложение 1).
Работа
с текстом.
-Звёзды
– это раскалённые тела (шары).
-
Определить
сходство и различия звёзд.
Дети
открывают учебники на
стр.
22.
Группа
из 4-х человек распределяют обязанности, договариваются между собой, модель
какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику.
Дети
по критериям оценивают работу группы.
Ответы
детей.
Ответы
детей.
Интерактивная
доска: для любознательных.
Даже
невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По
цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем
идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является
жёлтой звёздой.
Среди
звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца.
Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по
своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»).
Ответы
детей.
-
Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером.
Дети,
прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд
ночью (Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день,
другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск виден только ночью).
-Кто-то утром не
спеша
(Ходьба на месте.)
Надувает красный
шар,
(Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустят
из рук
(Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг
светло вокруг.
(Поворот.)
Что это за шар? (Солнце.)
|
Регулятивные
(удержание
цели урока)
Коммуникативные
(высказывания
детей)
Познавательные
(информационные:
поиск,
фиксация, извлечение информации)
Познавательные
(моделирование)
Коммуникативные
(взаимодействие)
Регулятивные
(самоконтроль)
Регулятивные
(оценка)
Познавательные
логические
(умозаключение)
Познавательные
логические
(сравнение)
Познавательные
логические (причинно-следственные связи)
|
4.
Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Уметь
выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия
самоконтроля
|
-
Какая следующая задача?
Небольшой
рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт
звёздного неба с названиями созвездий (приложение 2).
-
Прочитайте текст на
стр.
23 и выполните задание в учебнике.
-
Затем в паре проверьте друг друга.
|
-
Учиться узнавать некоторые созвездия.
Дети,
слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска),
учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы.
Самостоятельная
работа детей.
Работа
в паре: взаимопроверка.
|
Регулятивные
(удержание
цели урока)
Познавательные:
информационные
(извлечение,
использование, представление информации)
Регулятивные
(контроль)
|
5.
Рефлексия
Учиться
контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями
|
-
Переходим к заключительной задаче.
-
Назовите её.
-
Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради (приложение 3).
-
Проверьте себя по эталону и оцените в баллах (приложение 4).
-
По сумме баллов оцените себя.
-
Поднимите руку те, кто набрал 3 балла.
-
Кто хочет рассказать о своей оценке?
-
Решение каких задач у вас вызвали затруднения?
-
Почему?
-
Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?
-
В последующие годы обучения мы ещё больше будем узнавать о звёздах и других
космических телах. И может быть, кто-то из вас в будущем захочет стать
настоящими астрономами, чтобы открывать новые и новые тайны Вселенной и
других Галактик
|
-
Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке.
Дети
выполняют тест.
Интерактивная
доска:
Дети
по эталону проверяют себя и определяют сумму баллов за тест.
Самооценка
детей по шкале и критериям.
Ответы
детей.
|
Регулятивные
(удержание цели)
Регулятивные
(самоконтроль)
Регулятивные
(самооценка)
Личностные
(способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Личностные
(компетентность в поступках и деятельности)
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Звёзды
Звёздное небо раскрывается над нами по вечерам, словно
огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь,
смотришь, как будто путешествуешь во Вселенной.
Вселенная … Какое красивое, величественное слово! Так
называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во
Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них, самая близкая к нам –
Солнце.
Многие звёзды гораздо больше по
размеру, чем Солнце, но на небе они кажутся совсем маленькими; от температуры
зависит цвет звезд. Когда температура высокая, то цвет у звезды красный. Если
температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура еще выше и
звезда очень горячая, то она белого или голубоватого цвета.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
ПРИЛОЖЕНИЕ
4
Верные ответы
теста
Номер
задания
|
Верный
ответ
|
Оценка
за верный ответ
|
Задание № 1
|
В
|
1 балл
|
Задание № 2
|
Б
|
1 балл
|
Задание № 3
|
Б
|
1 балл
|
Примечание:
неверный ответ оценивается в 0 баллов.
3
балла – знаю форму звёзд и узнаю созвездие Льва;
2
балла – знаю форму звёзд, но есть сомнения в определении созвездия Льва;
2
балла - узнаю созвездие Льва; но есть сомнения в знаниях о форме звёзд;
1
балл – у меня недостаточно знаний по данной теме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.