Тема:
«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цель:
1. Познакомить
учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после
шипящих, выявить
грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём
исследовательской работы;
2. Развивать
память, внимание, умение анализировать, делать выводы, умение работать в
группе, умение действовать по алгоритму;
3. Воспитывать у
учащихся уважения к языку, умения работать индивидуально и коллективно, умение
слушать и высказывать свою точку зрения;
Тип
урока: урок новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый,
практический.
Оборудование: учебники,
тетради; компьютер,
проектор, презентация «Ь после шипящих», индивидуальные карточки с
заданиями разного уровня, кроссвордом;
задания по
карточкам с дифференцированным подходом, карточки с
образцами написания букв; опорные карточки с определением работы ь знака в
различных словах; опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.
Аннотация: В ходе
урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен
существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и
отличительных признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу
об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв
шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями Ь может также
указывать на его форму – это имя существительное женского рода.
Ход
урока
I.
Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята!
- Весёлый
прозвенел звонок,
Вас позвал он на урок
Заниматься вам
пора
Уроком … /русского
языка/ (дети) слайд 1
- Садитесь. Давайте
знакомиться. Сегодня урок русского языка проведу я. Зовут меня Гульнара
Рафаиловна
- Итак, ребята, мы
отправляемся в дорогу,
Хорошее настроение
возьмём себе в подмогу.
- Сегодня мы с
вами будем исследователями, открывателями, нам предстоит перелистать книгу
Знаний (слайд 2), а для этого требуется выполнение определенных
инструкций. Прослушайте первый инструктаж. Открываем первую страницу (слайд
3).
- Будьте
внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет.
II. Минутка
чистописания.
Тетрадь наклонно
положу.
Ручку правильно
держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я
дружу.
На “отлично”
напишу.
- Кто внимательно
слушал, тот ответит, группа каких согласных звуков встречаются в этом
стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).
- Какие согласные
называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).
- Назовите шипящие
звуки. [Ч’], [Ш], [Щ’], [Ж].
- Охарактеризуйте
эти звуки.
- Дети, а какими
буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ). (слайд 4)
- Напишите
сегодняшнее число.
- Мы потренируемся
в написании этих букв.
- Посмотрите на
доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).
- Пишем красиво,
каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.
- Запишите
пословицу:
Хорошую речь
хорошо и слушать.
III. Обобщение
знаний о мягком знаке.
Аккуратно написали
И нисколько не
устали.
Наш урок мы
продолжаем,
Тему дальше
развиваем.
- Прочитайте еще
одну пословицу по книге Знаний: (слайд 5)
Ученье –
луч света, а неученье – тьма.
|
- Что общего в
этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах
встречаются слова с мягким знаком).
- А что это за
буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).
- Зачем же она
тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?
- Как вы думаете, чем
будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим, для чего
нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое).
Задание 1.
Рассмотрим
слова с Ь из пословиц
- Какова роль ь в
словах: тьма , ученье , слушать (карточки на доске)
- Укажите грамматические
значения.
Ученики
объясняют работу ь знака. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на
которой указана работа ь знака.
тьма – Ь-
показатель мягкости согласного.
|
ученье – ь –
разделительный.
|
слушать – ь –
показатель грамматической формы слова.
|
Обобщение: ь знак
может выполнять в словах 3 работы:
- указывать на
мягкость предыдущего согласного;
- предупреждать о
появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;
- выполнять
грамматическую работу (указывает на неопределенную форму глаголов).
IV.
Постановка проблемы.
Создание ситуации,
приводящей к постановке учебной задачи.
- В какую группу
вы запишите слово речь? Для чего в нем пишется ь знак? Только ли в
глаголах Ь указывает на грамматический признак? Давайте выясним по книге Знаний
(слайд 6)
- Внимание на
экран.
- Прочитайте
слова:
МЕЧ
|
РОЖЬ
|
ДУШ
|
ХВОЩ
|
РЕЧЬ
|
МОЩЬ
|
НОЖ
|
РОСКОШЬ
|
- Лексическое значение,
каких слов вам непонятно?
(Возможные затруднения:
роскошь – богатство, “великолепие”; хвощ – травянистое растение; мощь –
могущество, сила.)
- Давайте спросим
у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.)(слайды)
- Какой частью
речи являются эти слова? (это имена существительные)
- Докажите, что это
имена существительные.
- Чем они похожи?
Что ещё общего в них? (существительные ед. числа, с шипящими на конце).
- Ребята, давайте
проведём наблюдение над словами МЕЧ и РЕЧЬ.(карточки)
- Произнеси слово речь.
Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук –
согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
- Произнеси слово меч.
Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук –
согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
- Верно, звук [Ч']
– всегда мягкий. Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [Ч']?
- Но тогда почему
в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?
- На этот
вопрос мы сегодня и попробуем дать ответ.
- Давайте
прочитаем, как эту тему формулируют авторы учебника (Открывают тему, читают
название раздела на с.109).
(слайд 7-8)
- Чему вы должны
сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых
после шипящего пишется Ь).
- Конечно, учебник
поможет вам ответить на этот вопрос, но мне кажется, мы сможем сделать это
самостоятельно, ведь мы, же исследователи..
V.
Открытие детьми нового знания.
- Поэтому давайте
вновь обратимся к этим словам.(слайд 9)
- Мы с вами
определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они
оканчиваются на шипящий звук.
- А какого рода
эти имена существительные? (м.р. и ж. р.). А как правильно определять
роль существительного?
- Распределите
имена существительные в два столбика:
женского рода в
первый столбик,
мужского рода – во
второй столбик.
- Кто желает
работать у доски? (2 ребёнка работают у доски, остальные записывают слова в
тетради).
- Докажите свой
выбор.
- Подчеркните в
написанных словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной
чертой. (Подчёркивают).
- Так обозначается
эта орфограмма.
- Обратите
внимание, у существительных какого рода после шипящего пишется Ь?
Вывод: Мягкий
знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в
существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с
шипящим на конце “ь” знак не пишется. Это орфограмма.
- Проверим, верны
ли наши выводы? Откройте упражнение174, допишем слова в начатые столбики.
(объясняется значения слов «плюш» и «пустошь») (слайд 10) Плюш
ворсовая ткань. Применяется для пошива и отделки одежды, обивки мебели,
изготовления покрывал, занавесей и т.п.
Пустошь, -и, жен.
Невозделанный участок земли, заросший травами, мелким кустарником.
- Объединив свои
выводы, сформулируйте правило: когда пишется ь после шипящих у существительных?
- Сравним его с
определением в учебнике. (читают про себя и вслух по слайду 11)
Значит, Ь является
ещё и показателем женского рода имён существительных.
VI.
Физкультминутка.(слайд 12)
Потрудились –
отдохнуть,
Нужно, без
сомнения.
Дружно быстренько
встаём,
Выполним движения.
(звучит музыка).
VII. Работа над текстом правила. Отработка
способа действия.
Построение
алгоритма решения орфографической задачи.
1. - Ответим
на вопросы: (слайд 13)
1. С какой новой
орфограммой вы познакомились?
2. Как обнаружить
в слове место этой орфограммы? (Шипящий звук слышится на конце слова или
на конце существительного написана буква ч, щ, ж, ш. Значит, после нее
орфограмма.)
3. Что является
главным в выборе написания? (Род имени существительного.)
4. Как вы
думаете, какой из трех случаев подходит для объяснения, почему пишется Ь в
существительных? (Оказывается, не
только в глаголах Ь указывает на грамматический признак, но и у
существительных; он указывает на род)
Практическая
работа.(упр.175 устно)
- А сейчас настало
время применить ваши знания о работе Ь на практике. Найдите из упр.175 слова,
которые выполняют первую (2, 3) работу Ь. Назовите их.
- Что необходимо
сделать?
- Какова роль Ь в
словах?
Вывод:
Хотя Ь и не
обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой.
2.
Составление алгоритма.
- Как вы будете
действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву Ь на конце
существительного после шипящих? Давайте составим алгоритм действий.
- С чего, с какого
вопроса мы начнем работу? (Слышу шипящий на конце слова? Это имя
существительное?) (Да или нет.)
- Если ответ нет,
какой делаем вывод? (Этой орфограммы здесь нет.)
- Если ответ да,
что определяем дальше? и т.д.
Составляется алгоритм.(слайд
14)
- Такой же
алгоритм лежит у каждого на парте.
VIII. Закрепление изученного.
Вновь работа
собирает,
Время даром не
теряй,
Книга Знаний
предлагает
Нам страницу
“Закрепляй”.(слайд 15)
1. Работа в
группах.
Игра «Найди
друзей». Работа с сигнальными карточками.
- Если слово
дружит с Ь, поднимаем сигнальную карту, а если нет – то показываем другую
сторону. А чтобы сделать эту работу оживленнее мы сделаем так, если увидите
слово женского рода, то встают девочки, а если слово мужского рода – то встают
мальчики. (Дети объясняют правописание имен существительных). Слайды.
- Внимание на
экран.(мяч_, ландыш_, печ_, ключ_, мелоч_, много туч_ – мн.ч., жен.р.)
(Ребята, которые
показали неправильную карточку, доказывают свой выбор).
- Хорошо, молодцы!
Вы все справились с заданием!
Вывод: на
написание Ь после шипящих в конце существительных влияют род и число.
2. Работа по карточкам с
разноуровневыми заданиями (по выбору учащихся).
- Тему урока все поняли?
Ответьте с
помощью нескольких слов
Из ваших
карточек разных цветов.
Главное,
правило вспомните!
(слайд)
-
Если
вы считаете, что очень хорошо поняли тему, возьмите красную карточку (тут
необходимы знания и других тем).
Задание - подобрать к
словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить
орфограмму и указать род.
Карточка
№ 2 (высокий уровень).
Задание:
Подберите к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими
на
конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.
Доктор,
друг, тьма, охранник, богатырь.
- Если вы
считаете, что поняли тему, но еще немного сомневаетесь в себе, возьмите зелёную
карточку.
Задание -
образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и
указать род.
Карточка
№ 3 (средний уровень).
Задание:
Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе.
Обозначьте изученные орфограммы, определите род.
Врачевать,
товарищеский, ночной, сторожить, сильный.
-
Но
если вы считаете, что еще не до конца поняли, возьмите синюю карточку.
Задание - написать имена
существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить
род.
Карточка № 1
(низкий уровень).
Задание:
Напишите данные имена существительные в ед.ч. Обозначьте изученные
орфограммы,
определите род
Врачи,
товарищи, ночи, сторожа, силачи.
- Подумайте и
возьмите ту карточку, с заданием, которого вы точно справитесь.
(Выполнение в
тетради и проверка работ).(слайды)
- Проверять будем одновременно.
Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
- Какое первое имя
существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги
Знаний.
- А как вы
написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?
(Правильные
ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).
- Кто выполнил
задание без ошибок? Молодцы!
IX. Обобщение.
Время подвести
итог
Пошел ли урок
ребятам впрок?
- Дорогие исследователи! Какое открытие вы сегодня
сделали? (Правило написания мягкого знака после шипящих.)
- Итак, когда на
конце существительных после шипящих пишется Ь?
X. Домашнее
задание. Выставление отметок.
(слайд)
Кроссворд с
заданием – домашняя игра,
В ней вам поможет
ряд загадок,
Родственные к
ключевому подберите слова –
В тетрадях будет у
вас порядок.
- Дома я предлагаю
вам разгадать кроссворд с заданием.
Загадки.
Если хорошо
заточен,
Все легко он режет
очень. (Нож).
Утка в море, хвост
на заборе. (Ковш).
Зимой дрова ест, а
летом спит. (Печь).
Под полом таится,
кошки боится. (Мышь).
Задание: подбери к
ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение.
- При выполнении
домашнего задания вам большую помощь окажет правило – алгоритм.
- Сегодня на уроке
самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки “5”.
XI. Рефлексия.
- Сегодня я
разглядела в ваших глазах огонёк пытливости, любознательности. Хочу пожелать
вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете
день за днём со своими учителями, помогли бы вам преодолеть все трудности
учёбы.
(слайд)
Чтобы ученье не
была для вас тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся
звёздами, которые лежат у вас на партах. Они разного цвета. Поднимите
соответствующую звёздочку:
Если было
интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
Если иногда были
трудности, сомнения – розовую.
Если не
разобрались в теме – голубую.
(Дети показывают
звёзды.) (слайд)
- Посмотрите.
Сколько много жёлтых звёзд.
- Я очень рада,
что этот урок для вас был интересным и познавательным.
- Спасибо всем за
работу! Желаю удачи!
Словарно
– логические упражнения:
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания
Ь, определите род, подчеркните Ь.
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
• Футбольное соревнование (Матч)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Без него не откроешь замок (Ключ)
• Его надевают в дождь (Плащ)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Добыча охотника. (Дичь)
• Середина ночи. (Полночь)
• Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
• Тихая безветренная погода. (Тишь)
• Мелкие деньги. (Мелочь)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.