Главная / Начальные классы / конспект урока по русскому языку на тему "«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

конспект урока по русскому языку на тему "«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

hello_html_9e490fb.gifhello_html_m4b961ce2.gifhello_html_m7aa4052c.gifТема: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цель:

1. Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих, выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы;
2.
Развивать память, внимание, умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе, умение действовать по алгоритму;

3. Воспитывать у учащихся уважения к языку, умения работать индивидуально и коллективно, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.

Оборудование: учебники, тетради; компьютер, проектор, презентация «Ь после шипящих», индивидуальные карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;

задания по карточкам с дифференцированным подходом, карточки с образцами написания букв; опорные карточки с определением работы ь знака в различных словах; опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.


Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского рода.



Ход урока


I. Организационный этап.


- Здравствуйте, ребята!

- Весёлый прозвенел звонок,

Вас позвал он на урок

Заниматься вам пора

Уроком … /русского языка/ (дети) слайд 1

- Садитесь. Давайте знакомиться. Сегодня урок русского языка проведу я. Зовут меня Гульнара Рафаиловна


- Итак, ребята, мы отправляемся в дорогу,

Хорошее настроение возьмём себе в подмогу.

- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями, нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд 2), а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Прослушайте первый инструктаж. Открываем первую страницу (слайд 3).

- Будьте внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет.


II. Минутка чистописания.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу.

На “отлично” напишу.


- Кто внимательно слушал, тот ответит, группа каких согласных звуков встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).


- Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).


- Назовите шипящие звуки. [Ч’], [Ш], [Щ’], [Ж].

- Охарактеризуйте эти звуки.

- Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ). (слайд 4)


- Напишите сегодняшнее число.

- Мы потренируемся в написании этих букв.


- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).

http://festival.1september.ru/articles/414493/Image3372.gif

- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.

- Запишите пословицу:

Хорошую речь хорошо и слушать.


III. Обобщение знаний о мягком знаке.

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.


- Прочитайте еще одну пословицу по книге Знаний: (слайд 5)

Ученье – луч света, а неученье – тьма.

- Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).


- А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

- Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?


- Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое).


Задание 1. Рассмотрим слова с Ь из пословиц

- Какова роль ь в словах: тьма , ученье , слушать (карточки на доске)

- Укажите грамматические значения.


Ученики объясняют работу ь знака. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на которой указана работа ь знака.

тьма – Ь- показатель мягкости согласного.

ученье – ь – разделительный.

слушать – ь – показатель грамматической формы слова.


Обобщение: ь знак может выполнять в словах 3 работы:

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;

- выполнять грамматическую работу (указывает на неопределенную форму глаголов).

IV. Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.


- В какую группу вы запишите слово речь? Для чего в нем пишется ь знак? Только ли в глаголах Ь указывает на грамматический признак? Давайте выясним по книге Знаний (слайд 6)

- Внимание на экран.

- Прочитайте слова:


МЕЧ

РОЖЬ

ДУШ

ХВОЩ

РЕЧЬ

МОЩЬ

НОЖ

РОСКОШЬ


- Лексическое значение, каких слов вам непонятно?


(Возможные затруднения: роскошь – богатство, “великолепие”; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.)


- Давайте спросим у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.)(слайды)


- Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные)

- Докажите, что это имена существительные.


- Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные ед. числа, с шипящими на конце).


- Ребята, давайте проведём наблюдение над словами МЕЧ и РЕЧЬ.(карточки)


- Произнеси слово речь. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).


- Произнеси слово меч. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).


- Верно, звук [Ч'] – всегда мягкий. Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [Ч']?


- Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?

- На этот вопрос мы сегодня и попробуем дать ответ.


- Давайте прочитаем, как эту тему формулируют авторы учебника (Открывают тему, читают название раздела на с.109).

(слайд 7-8)

- Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых после шипящего пишется Ь).

- Конечно, учебник поможет вам ответить на этот вопрос, но мне кажется, мы сможем сделать это самостоятельно, ведь мы, же исследователи..


V. Открытие детьми нового знания.


- Поэтому давайте вновь обратимся к этим словам.(слайд 9)

- Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.


- А какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р.). А как правильно определять роль существительного?


- Распределите имена существительные в два столбика:

женского рода в первый столбик,

мужского рода – во второй столбик.


- Кто желает работать у доски? (2 ребёнка работают у доски, остальные записывают слова в тетради).


- Докажите свой выбор.


- Подчеркните в написанных словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной чертой. (Подчёркивают).


- Так обозначается эта орфограмма.


- Обратите внимание, у существительных какого рода после шипящего пишется Ь?

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце “ь” знак не пишется. Это орфограмма.


- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте упражнение174, допишем слова в начатые столбики. (объясняется значения слов «плюш» и «пустошь») (слайд 10) Плюш ворсовая ткань. Применяется для пошива и отделки одежды, обивки мебели, изготовления покрывал, занавесей и т.п.

Пустошь, -и, жен. Невозделанный участок земли, заросший травами, мелким кустарником.

- Объединив свои выводы, сформулируйте правило: когда пишется ь после шипящих у существительных?

- Сравним его с определением в учебнике. (читают про себя и вслух по слайду 11)

Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён существительных.


VI. Физкультминутка.(слайд 12)

Потрудились – отдохнуть,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаём,

Выполним движения.

(звучит музыка).

VII. Работа над текстом правила. Отработка способа действия.

Построение алгоритма решения орфографической задачи.


1. - Ответим на вопросы: (слайд 13)

1. С какой новой орфограммой вы познакомились?

2. Как обнаружить в слове место этой орфограммы? (Шипящий звук слышится на конце слова или на конце существительного написана буква ч, щ, ж, ш. Значит, после нее орфограмма.)

3. Что является главным в выборе написания? (Род имени существительного.)

4. Как вы думаете, какой из трех случаев подходит для объяснения, почему пишется Ь в существительных? (Оказывается, не только в глаголах Ь указывает на грамматический признак, но и у существительных; он указывает на род)

Практическая работа.(упр.175 устно)

- А сейчас настало время применить ваши знания о работе Ь на практике. Найдите из упр.175 слова, которые выполняют первую (2, 3) работу Ь. Назовите их.

- Что необходимо сделать?

- Какова роль Ь в словах?

Вывод:

Хотя Ь и не обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой.


2. Составление алгоритма.


- Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву Ь на конце существительного после шипящих? Давайте составим алгоритм действий.


- С чего, с какого вопроса мы начнем работу? (Слышу шипящий на конце слова? Это имя существительное?) (Да или нет.)

- Если ответ нет, какой делаем вывод? (Этой орфограммы здесь нет.)

- Если ответ да, что определяем дальше? и т.д.


Составляется алгоритм.(слайд 14)


hello_html_18079908.png

- Такой же алгоритм лежит у каждого на парте.

VIII. Закрепление изученного.

Вновь работа собирает,

Время даром не теряй,

Книга Знаний предлагает

Нам страницу “Закрепляй”.(слайд 15)


1. Работа в группах.

Игра «Найди друзей». Работа с сигнальными карточками.

- Если слово дружит с Ь, поднимаем сигнальную карту, а если нет – то показываем другую сторону. А чтобы сделать эту работу оживленнее мы сделаем так, если увидите слово женского рода, то встают девочки, а если слово мужского рода – то встают мальчики. (Дети объясняют правописание имен существительных). Слайды.

- Внимание на экран.(мяч_, ландыш_, печ_, ключ_, мелоч_, много туч_ – мн.ч., жен.р.)

(Ребята, которые показали неправильную карточку, доказывают свой выбор).

- Хорошо, молодцы! Вы все справились с заданием!

Вывод: на написание Ь после шипящих в конце существительных влияют род и число.

2. Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями (по выбору учащихся).

- Тему урока все поняли?

Ответьте с помощью нескольких слов

Из ваших карточек разных цветов.

Главное, правило вспомните!

(слайд)

  • Если вы считаете, что очень хорошо поняли тему, возьмите красную карточку (тут необходимы знания и других тем).

Задание - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.


Карточка № 2 (высокий уровень).

Задание: Подберите к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими

на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.



- Если вы считаете, что поняли тему, но еще немного сомневаетесь в себе, возьмите зелёную карточку.

Задание - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.



Карточка № 3 (средний уровень).

Задание: Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе.

Обозначьте изученные орфограммы, определите род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить, сильный.


  • Но если вы считаете, что еще не до конца поняли, возьмите синюю карточку.

Задание - написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

Карточка № 1 (низкий уровень).

Задание: Напишите данные имена существительные в ед.ч. Обозначьте изученные

орфограммы, определите род

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.



- Подумайте и возьмите ту карточку, с заданием, которого вы точно справитесь.


(Выполнение в тетради и проверка работ).(слайды)

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.


- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.


- А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?


(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).


- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

IX. Обобщение.

Время подвести итог

Пошел ли урок ребятам впрок?

- Дорогие исследователи! Какое открытие вы сегодня сделали? (Правило написания мягкого знака после шипящих.)

- Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?

X. Домашнее задание. Выставление отметок.

(слайд)

Кроссворд с заданием – домашняя игра,

В ней вам поможет ряд загадок,

Родственные к ключевому подберите слова –

В тетрадях будет у вас порядок.


- Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием.

hello_html_m6b8b68d2.png

Загадки.

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. (Нож).

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

Под полом таится, кошки боится. (Мышь).


Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение.

- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило – алгоритм.


- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки “5”.


XI. Рефлексия.

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём со своими учителями, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

(слайд)

Чтобы ученье не была для вас тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас на партах. Они разного цвета. Поднимите соответствующую звёздочку:

Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

Если не разобрались в теме – голубую.

(Дети показывают звёзды.) (слайд)

- Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!


Словарно – логические упражнения:
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
• Футбольное соревнование (Матч)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Без него не откроешь замок (Ключ)
• Его надевают в дождь (Плащ)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Добыча охотника. (Дичь)
• Середина ночи. (Полночь)
• Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
• Тихая безветренная погода. (Тишь)
• Мелкие деньги. (Мелочь)





9


конспект урока по русскому языку на тему "«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»
  • Начальные классы
Описание:

Цель:

1. Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих,выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы;
2.  
 Развивать память, внимание, умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе, умение действовать по алгоритму;

3. Воспитывать у учащихся уважения к языку, умения работать индивидуально и коллективно, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского рода.


Автор Хисамова Гульнара Рафаиловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2162
Номер материала 35723
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓