Тип урока: вводный
Тема урока: Основные требования к одежде
и обуви во время занятий лыжными гонками. Попеременный двухшажный ход.
Задачи урока: Слайд № 1.
Ход урока.
1. Вводная часть: приветствие, объявление задач урока.
2. Основная
часть: Слайды № 2-3. «Как лыжи стали видом спорта.»
Лыжи- изобретение очень древнее. Ученые
полагают, что появились они 20-30 тысяч лет назад. А место их рождения, надо
искать на севере, посреди бескрайних снегов.
Слайд № 4.Самые древние лыжи представляли собой «большие
подошвы» - деревянные дощечки, привязанные к ногам. На них можно было, не
проваливаясь, ходить по глубокому снегу. Затем конструкцию усовершенствовали:
кто-то догадался стянуть гибкую ветку в овал и перетянуть его сыромятным ремнем
или гибкой лозой. Такие лыжи были гораздо легче и удобнее прежних неуклюжих
деревянных снегоступов
Слайд № 5.Однако для лучшего скольжения подходили не «большие
подошвы», а длинные узкие доски. Вскоре их стали обтягивать звериными шкурами,
причем так, чтобы ворс был направлен к задним концам лыж. Вперед лыжа скользила
очень легко, а движение назад ворс тормозил. На таких меховых лыжах было очень
удобно подниматься вверх по склону.
Слайд № 6.В конце концов, выяснилось, что можно быстро
передвигаться по снегу и просто на длинных деревяшках, надо только загнуть
кверху их передние концы и взять палку, чтобы отталкиваться при ходьбе.
Интересно, что поначалу палка была только одна, а другая рука оставалась
свободной для лука или какого-то другого оружия.
Слайд № 7.Лыжи оказались незаменимым подспорьем на охоте в
зимнем лесу. А с течением времени их, разумеется, стали использовать и для
военных целей.
В Скандинавских странах короли держали на службе
особые отряды воинов-лыжников, которые могли совершать длинные переходы и
неожиданно появляться там, где враги их не ждали. Воевали на лыжах и наши предки:
Слайд № 8 в
летописях можно найти сведения о том, как в 1444 году московские воины
совершили лыжный переход к Рязани и отразили нападение отряда монгола - татар.
А царь Иван III при завоевании Югорской земли (Западная Сибирь) послал
специальную лыжную рать, которая успешно воевала в суровых условиях Сибири.
Слайд № 9. «Сделали русские изобретение… Они имеют деревянные ободья
приблизительно семи футов длины и в одну пядь ширины, снизу же плоские и
гладкие. Их они подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не
погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться».
Монс Пальм, секретарь шведского посольства в
Москве, 1617 год.
Слайд № 10. Ну, а раз лыжи использовались на охоте и на войне,
древнейших занятиях человека, в конце концов, бег на них не мог не стать одним
из видов спортивных состязаний. Ведь так было почти со всеми охотничьими и
военными навыками человека.
Слайд № 11.Первое подобие соревнований было проведено в Норвегии
в 1767 году, однако дальнейшего развития беговых лыж как спорта не было вплоть
до середины XIX века. В 1843 году в Норвегии, а затем в 1865 году в Финляндии
состоялись официальные соревнования по лыжным гонкам. В 1884 году в Швеции был
зафиксирован первый в истории результат – Ларс Туорда из Лапландии одержал
победу в гонке на 220 км, состоящую из двух частей, со временем 22 часа 22
минуты.
Слайд № 12.Массовому увлечению лыжным спортом очень способствовал
знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. В 1888 году он
первым пересек с запада на восток Гренландию. Это было не только географическое
достижение, но и спортивное: ведь Нансен вместе со своими спутниками шел на
лыжах. Фотографии великого норвежца, стоящего на лыжах, обошли газеты всего
мира
Слайд № 13. Лыжи мгновенно стали модными. Во многих странах один
за другим появлялись лыжные клубы. Не обошлось и без многочисленных курьезов:
светские дамы заказывали крошечные лыжи для своих собачек, мужчины дарили своим
возлюбленным лыжи, рассчитанные на езду вдвоем. Однако мода на лыжи прошла, а
лыжный спорт остался. Он завоевывал все новые страны.
Слайд № 14.1895 году был создан Московский лыжный клуб. Правда,
первенство России было разыграно только через 15 лет. Соревнования проходили в
Москве, на Ходынском поле: 14 лыжников провели забег на 30 км. Тут тоже не
обошлось без курьезов. Дело в том, что победителем стал дворник Павел Бычков. И
на страницах газет развернулась долгая дискуссия о том, можно ли считать спортсменом-любителем человека, чья профессиональная
деятельность связана с физическим трудом.
Бычков прошел дистанцию за 2 часа 26 минут 47
секунд. Лучшие нынешние лыжники проходят 30-километровую дистанцию на целый час
быстрее.
Что же, выходит, современные люди крепче и
выносливее прежних? Ну, во-первых, как бы ни был подготовлен Павел Бычков,
теперешние лыжники, тренирующиеся по научным методикам, бесспорно, превосходят
его по «качеству» ходьбы. А во-вторых, и лыжи за век с лишним стали совсем не
те.
Немало поэкспериментировали люди и с
материалом для лыж. Сначала их делали из цельных кусков дерева, причем лучшим
считалась береза. Затем лыжи стали клееными, из нескольких слоев фанеры. А с
середины 70-х годов началось время пластиковых лыж: они и легкие, и удобные, и
прочные.
Разумеется, лыжи для разных видов спорта
имеют существенные различия. На узких гоночных лыжах не прыгнешь с трамплина, а
трамплинные в свою очередь не подходят для скоростного спуска с гор. Различно
устроены и их крепления, и ботинки для них нужны разные.
Слайды№15-16.Лыжи популярны и в наше время. Для лыж зимой везде
дорога; они необходимы охотникам, лесникам, сельским почтальонам. Без лыж не
обходится ни одна исследовательская экспедиция. Но до чего же здорово мчаться
на лыжах просто так по лыжне, проложенной в сказочном зимнем лесу!
Менялась конструкция креплений, менялись
материалы и способы изготовления лыж, лыжных палок и обуви.
В 1974 году произошла революция в
производстве беговых лыж – появились первые пластиковые лыжи. Вскоре трассы
стали готовить машинным способом, они стали шире и жестче, что в начале 80-х
годов привело к появлению конькового хода, основательно увеличившего скорость
прохождения дистанции
Слайд № 17. Гунде Сван, первым использовал коньковый ход на
соревнованиях (в сезоне 1984-1985 гг). Его ход был так быстр, что он одержал
верх в большинстве соревнований этого года. В последствие он стал семикратным
чемпионом мира и обладателем множества Кубков мира, двукратным Олимпийским
призером, четырехкратным Олимпийским чемпионом.
Слайды № 18-20. На ряду с развитием материального обеспечения лыжного
спорта появлялись все новые его разновидности. Вот вам и
–
познакомиться с различными видами лыжного спорта.
Слайд № 21. 42-летний норвежский ветеран фрирайда Фред Роар Сивертсен
перепутал место прыжка во время съемок горнолыжного фильма. На скорости более
80 км/ч Фред улетел со скалы высотой более 100 метров. Парашюта за спиной не
было. Трудно представить, что спортсмен почувствовал во время своего
5-секундного полета. После «приземления» он оказался похороненным под слоем снега толщиной 2,5 метра.
соблюдения определенных норм и правил поведения
при проведении занятий по лыжной подготовке. Слайд
№ 22.
Слайд № 23. К занятиям по лыжной подготовке допускаются учащиеся,
прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности и не имеющие
противопоказаний по здоровью.
Слайд № 24. Основные причины травматизма:
А) неисправный инвентарь ( ненадежность
крепления, нарушение
целостности лыж и лыжных палок.)
Б) при падении во время спуска со склона.
В) нарушение правил техники безопасности.
Слайд № 25. Надевайте легкую, теплую, не стесняющую движения
одежду, перчатки или варежки.
Слайд № 26. Во избежание потертостей ног не ходите на лыжах в
тесной или
слишком свободной обуви. Надевать обувь лучше на
два носка. Носки должны быть сухими.
Слайд № 27. Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и
находиться в исправном состоянии. Крепления должны быть отрегулированы так,
чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять лыжи к лыжным ботинкам.
Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой
длины ремень для кисти руки.
Слайд № 28.Запрещается заниматься без головного убора. Следует
надеть спортивную шапочку, прикрывающую уши.
^
В течение всего года регулярно выполняйте упражнения
на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин
травматизма.
Слайд № 29.Соблюдайте интервал при движении на лыжах по дистанции
в 3 - 4 метра.
Не пересекать лыжню, по которой передвигаются
спускающиеся со склона лыжники.
Слайд № 30.При
спуске с горы соблюдайте интервал движения на лыжах не менее 30 метров. И
помните, что при спуске нельзя выставлять вперед лыжные палки.
^ )
Слайд № 31. Наблюдать друг за другом и при первых признаках
обморожения товарища предупредить его и немедленно сообщить учителю.
При потере чувствительности кожи ушей, носа,
щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не
снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.
Слайд № 32. О поломке и порче лыжного снаряжения, при получении
травмы, о необходимости сойти с дистанции надо обязательно предупредить
учителя. Не уходите с занятий без разрешения учителя.
Слайды № 33-37. Основные элементы передвижения на лыжах.
бывают попеременными и одновременными. При
передвижении на лыжах выполняются толчки сначала одной, а затем другой палкой.
Такие лыжные ходы и называются попеременными. Когда лыжи хорошо скользят по
снегу, то возникает необходимость оттолкнуться двумя палками одновременно. Это
увеличивает скорость скольжения. Такие лыжные ходы называются одновременными.
Цикл движений в попеременном двухшажном ходе
состоит из двух скользящих шагов и попеременных отталкиваний палками на каждый
шаг. Прежде чем перейти к описанию техники в целом и методике обучения данному
ходу, необходимо дать биомеханический анализ пяти основных фаз цикла. На
рисунках изображены положения лыжника в начале и в конце каждой фазы
Применяется при передвижении под уклон и на
равнине, на раскатанных участках лыжной трассы, при наличии хорошей опоры для
палок и отличном скольжении. Передвигаясь этим ходом, лыжник одновременно
сильно отталкивается палками. Скользя на обеих лыжах, он выносит обе палки
вперед и вверх, затем быстро ставит их впереди носков ботинок и сильно
отталкивается. Туловище при этом наклоняется до горизонтального положения
Подъем «лесенкой»
Торможение «плугом»
Слайд № 38. То,
что вы должны уметь и демонстрировать в 3 классе.
Овладеть навыками передвижения по пересеченной
местности.
Научиться преодолевать бугры и впадины.
Овладеть техникой поворотов на месте.
Овладеть техникой передвижения на лыжах
попеременным двухшажным ходом, одновременным бесшажным ходом.
Овладеть навыками спусков и подъемов.
Равномерно проходить дистанцию до 1 – 1, 5 километров.
Выполнять учебный норматив в беге на 1 километр.
Заключительная часть.
Переход в лыжную базу и подбор лыжного
инвентаря.
Напомнить д\з
тест по
технике безопасности на уроках лыжной подготовки
Компьютерная
программа позволяет подсчитать количество правильных ответов и даже выставить
на их основании отметку
Контрольные
вопросы для учащихся 4 классов.
1.Где
особенно почётно победить?
а)
первенство класса;
б)
первенство школы;
в)
первенство области;
г)
на Олимпийских играх
2.На
время Олимпийских игр в древности прекращались:
а)
работы в поле;
б)
учеба в школах;
в)
войны;
г)
тренировки
3.Какие
упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики?
а)
двойное сальто назад;
б)
со штангой;
в)
прыжки со скакалкой до 30 минут;
г) с
гимнастической палкой.
4.На
что необходимо обратить внимание после зарядки?
а)
на самочувствие;
б)
на погоду;
в)
на время;
г)
на чистоту спортивной формы
5.В
какой обуви надо заниматься физической культурой и спортом?
а) в
бутсах;
б) в
кроссовках;
в)
на каблучке 5 см;
г) в
мягких чешках.
КЛЮЧ
Г в г а б
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.