Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Кровь, её значение, состав и свойства"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Кровь, её значение, состав и свойства"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Тема: «Кровь, её значение, состав и свойства».

Цель: - познакомить со значением, свойствами и составом крови, а так же с кровеносными сосудами;

- развивать умение общаться, слушая друг друга; высказывать свою точку зрения, делать предположения и вытекающие из них выводы;

- познакомить с простейшими способами оказания первой медицинской помощи при кровопотерях.

Оборудование: мультимедийное оборудование, микроскопы, капля крови, йод, лейкопластырь, вата, бинт.

Наглядные пособия: таблица: «Кровеносные сосуды», капелька крови человека, сказочная капелька –

рисунок; иллюстрации, отражающие свойства крови.

Ход: I. Организационный момент.

  1. Основная часть.

Ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы попали в средневековье. Ночь. Кладбище. Люди в чёрном раскапывают могилу. Как вы думаете, кто эти люди и что они делают на кладбище?

Эти люди учёные. Ещё в средние века люди интересовались изучением организма человека. Но религия не разрешала заниматься наукой и поэтому учёные изучали организм человека в тайне от церкви.

Сегодня на уроке нам предстоит заняться исследовательской деятельностью, будем учиться наблюдать, делать выводы и узнаем много интересного об организме человека и остановимся на изучении крови, её значении и свойствах. А поможет нам в этом капелька крови ( на доске открывается изображение сказочной улыбающейся капельки).

Я вижу, что капелька приготовила вам вопросы, прочитайте их и ответьте:

а) При порезе вы потеряли несколько капель крови. Что может произойти?

б) Человек серьезно поранили, из раны сильно течёт кровь. Что может произойти? Почему?

Два ученика поочерёдно выходят к доске, читают вопросы капельки, отвечают на них.

Да, ребята, ещё в незапамятные времена люди неоднократно наблюдали, что раненое животное или человек, потерявшие много крови – умирали. Жизнь покидала их вместе с вытекающей кровью. Эти наблюдения приводили к мысли, что именно в крови заключается жизненная сила. Но все свойства крови оставались для людей загадкой. И только в 1628 году английский учёный врач Вильям Гарвей открыл пути, по которым движется кровь

hello_html_201450e3.jpg

Вильям Гарвей











Проведём опыт. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Ждём полминуты. А теперь сравните руки. Что произошло? (одна рука побледнела, а другая покраснела)

-Что это доказывает? (что кровь движется ). Мы доказали движение крови.

- Посмотрите на запястья рук, что вы видите?

- Это кровеносные сосуды.

- Все ли сосуды одинаковые? (Разные: есть толстые и тонкие.)


Открывается таблица «Кровеносные сосуды». hello_html_1b07ebcb.gif


Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они проложены по всему организм , как водопроводные трубы проложены по всему дому. Одни широкие и плотные. Это вены и артерии. Другие настолько узкие. Что через них не пропустить и волоса. Это капилляры.

Кровеносные сосуды – это дорога жизни. Протяжённость её в организме, включая разветвлённую сеть капилляров, составляет 100 000км.

Как вода обегает по трубам весь дом и попадает в каждую квартиру, так и кровь по широким и узким сосудам пробегает по всему телу. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм.

–А какого цвета кровь? (Она красная).

Наша капелька оказалась под микроскопом. Рассмотрите эту капельку и расскажите, что вы видите? Учащиеся рассматривают под микроскопом кровь. (Микроскоп у каждого на столе). Дети высказываются, что они увидели.

Открывается слайд «Кровь под микроскопом».

Вы увидели прозрачную желтоватую жидкость с красными шариками.

- Значит, что такое кровь?

Вывод: Кровь – это прозрачная жидкость с мелкими красными шариками.

Жёлтая жидкость – это плазма, а красные шарики – это эритроциты.

Их так много в капле, что кровь кажется красного цвета.

Какую же функцию выполняют эритроциты.

- Из чего состоит наше тело? (из клеток)

-Что необходимо всем живым клеткам? ( питание и кислород)

- Эту функцию выполняют эритроциты. Это клеточки-почтальоны, которые разносят по всему организму кислород.

- А, где они берут кислород? ( В лёгких) А из организма удаляют углекислый газ. hello_html_m5ec1fb5a.gif


- Какую же функцию выполняет кровь?

Вывод: 1 функция крови: - перенос кислорода к клеткам и удаление углекислого газа. Эту функцию называют ещё дыхательной.

( на доске начинаем строить схему: Свойства крови.

Физминутка.

Разогреем кровь: 4 –наклона в сторону

4 – вперёд, 4 приседания.

Обогатим кровь кислородом:

Глубокий вдох и медленный выдох 3 раза.

  1. В крови плавают так же белые шарики – лейкоциты.

- А почему под микроскопом мы их не увидели? (они прозрачные и бесцветные, хоть и крупнее эритроцитов)

- Какую же роль они выполняют? Представьте, вы посадили занозу. Что происходит , если долго её не удалять из раны? ( она начинает гноиться) Эта работа лейкоцитов. Прочитайте о роли лейкоцитов в учебнике на странице 35.

hello_html_8a5374e.gif

( самостоятельная работа с учебником)

-Какую же функцию играют лейкоциты в крови?

Вывод: Защита организма от микробов.


  1. Наша кровь имеет ещё одно свойство.

Представьте: вы чуть- чуть порезали палец. Что произойдёт? ( кровь сама остановится).

- Да , если порез небольшой. То кровь сворачивается и кровотечение останавливается. За свёртываемость отвечают кровяные пластинки тромбоциты.

hello_html_m6cce68b9.gif


Их под микроскопом мы увидеть так же не можем. Их число можно определить только лабораторным способом.

Итак: Из чего же состоит кровь: На интерактивной доске ребята подписывают плазму, эритроциты, в плазме лейкоциты и тромбоциты).

За что отвечают тромбоциты?

Значит, 3 свойство крови – свёртываемость.

- Как вы думаете, это важное свойство для организма? Если кровь не будет сворачиваться, человек может погибнуть из-за потери крови. Врачи не могли бы делать операции.

К сожалению есть такое заболевание – гемофилия – несвёртываемость крови, которая плохо поддаётся лечению. Этим людям нужно беречься от любых ран и царапин. Ведь крови в организме человека немного. У взрослого 4,5 литра, а у вас всего 3, 5. поэтому тромбоциты в крови необходимы.


Итак: свойства и функции крови.

Свойства и функции крови




hello_html_m5c04bbb0.gifhello_html_m55c7812d.gifhello_html_282f5268.gifhello_html_5fe6eb4.gif


Поставщик

питательных веществ (плазма)

Защита организма

от микробов

(лейкоциты, плазма)

Поставщик кислорода к клеткам

(эритроциты)

Свёртываемостькрови

(тромбоциты)








Для того чтобы человек не потерял много крови при ранении , мы должны как можно скорее оказать ему первую помощь. Как остановить кровь при небольшой ране? ( Обработать края раны йодом и наложить повязку) дети это демонстрируют.

При артериальном кровотечении кровь не успевает свернуться, так как это сильное кровотечение и нам необходимо сначала остановить кровотечение с помощью жгута или закрутки. А уж затем обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку. Продемонстрировать, как наложить жгут, или закрутку.

Итог урока: Итак, ребята, что вы узнали о капельке крови? Состав крови.

Капелька принесла вам рисунки – загадки. Угадайте, какое свойство отражено на рисунке.

(Поставщик кислорода (эритроциты), защитник организма от микробов (лейкоциты и плазма), свёртываемость крови (тромбоциты).

Дом задание стр 32-36 прочитать и выписать в тетрадь свойства крови и зарисовать каплю крови под микроскопом.

Оценка ответов учащихся.





Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Кровь, её значение, состав и свойства"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок  разработан  по системе Л. В. Занкова по учебнику Н. Я. Дмитриевой. На данном  уроке знакомим значением, свойствами и  составом крови, а так же с кровеносными сосудами.

На уроке используется микроскоп и мультимедийная доска.

В ходе урока прослеживается связь с ОБЖ: знакомство  с простейшими способами оказания первой медицинской помощи при кровопотерях.К  уроку прилагается презентация.

 

            -


    

Автор Кначукова Гузель Ринатовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 773
Номер материала 17342
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓