Главная / Музыка / Конспект урока музыки «Мелодия и лад»

Конспект урока музыки «Мелодия и лад»

Конспект урока музыки «Мелодия и лад» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки

МБОУ СОШ№17(филиал)

городского округа – город Камышин Волгоградской области

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Проблема: Что такое лад?

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная: познакомить с главными ладами музыки мажором и минором.

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

План урока

1.Орг. момент. Приветствие

2.Вхождение в урок.

3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

6. Итог урока.

7. Рефлексия.

  1. Орг. момент.

Педагог здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (исполняет мажорный аккорд, дети поют «Здравствуйте»).

Сейчас мы с вами пожелали друг другу здравствия весело, бодро. А представьте, что у вас плохое настроение, допустим, вы получили по математике не ту оценку, на которую рассчитывали, и настроение у вас будет не такое оптимистичное. Может такое? (Учитель исполняет «цепочку» аккордов в миноре).

Теперь попробуем поздороваться в грустном настроении. ( Ученики поют «Здравствуйте» под аккомпанемент минорного аккорда.)

2.Вхождение в урок.

Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее настроение.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Звучит песня: Шаинский «Улыбка»

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.


3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

Учитель: Что сейчас звучало, когда мы приветствовали друг друга? – Мелодия. А что такое мелодия? – Музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Из чего состоит мелодия? Из разных по высоте музыкальных звуков, которые называются звукоряд.

4.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

Молодцы ребята. Звукоряд составляет основу мелодии. Но основу мелодии составляет не только звукоряд, но и лад. Сегодня мы с вами познакомимся с главными ладами в музыке.

Любое музыкальное произведение, песня состоят из музыкальных звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно.

Все они связаны между собой, дружат все вместе, или ЛАДЯТ друг с другом, отсюда и музыкальное понятие – ЛАД.

Лад – средство музыкальной выразительности, от которого зависит характер музыкального произведения. Главными ладами в музыке называют Мажор – светлый, радостный и Минор – печальный, грустный.

Послушайте, пожалуйста, пьесу Л. Бетховена. Какое бы название вы ей дали? Грустно весело. Правильно. А как вы определили? Потому что музыка звучала. То печально, то радостно. Молодцы! В каком ладу звучала печальная музыка? В минорном. А радостная, светлая музыка звучала в мажорном ладу.

Презентация грустно весело

-Давайте, повторим, какие в музыке бывают лады? (мажор, минор)

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?

-Какой оттенок придает музыке минорный лад?

-Ребята, вы обратили внимание, говоря о минорном и мажорном ладах ,я употребила слово «оттенок»?

В каком виде искусства мы используем слово «оттенок»?

- В изобразительном искусстве

- Совершенно верно. Посмотрите на эту картину. Давайте представим, что мы композиторы. И, глядя на эту картину, мы хотим сочинить музыкальное произведение. В каком ладу мы будем сочинять музыку?

-А почему?

- Русский композитор П.И.Чайковский (показ портрета), сочинил музыкальное произведение, которое назвал «сентябрь».

Прослушайте музыку и постарайтесь определить, какой у неё характер и в каком ладу она написана.

Прослушивание фрагмента. П.И.Чайковский «Сентябрь».

-А теперь посмотрите на вторую картину. Какие цвета использовал художник? Действительно, мрачные, серые, тусклые. И именно они так сильно влияют на наше настроение.

-Как вы думаете, какая музыка подойдёт по настроению к этой картине?

П.И.Чайковский сочинил такое произведение. Сейчас мы его послушаем и определим характер и лад, в котором оно написано.

Прослушивание фрагмента. П.И.Чайковский «Октябрь»


Учитель: Ребята! Поделитесь своими мыслями друг с другом.

(учащиеся высказывают свои мысли)

-Скажите, пожалуйста, от чего зависит, в каком ладу будет написано произведение композитора? (от настроения)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились и с этим заданием.

Композитор своё настроение передаёт звуками, художник – красками.

А сейчас мы сделаем зарядку для глаз.


(на слайде по щелчку появляются подвижные картинки за которыми следует следить глазами)

5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

Учитель: Садитесь, пожалуйста, удобней для вокальной работы.

(Вокально-хоровые упражнения) Портрет композитора Шаинского.

Русский композитор Владимир Шаинский написал много песен, которые звучат в мульт фильмах. Давайте исполним знакомую нам песню «Улыбка» и опредеоим лад куплета и припева песни с помощью карт «настроений».

В каком ладу написан припев и куплет?

Я спою вам песню «Ах, какая осень!»

-Какой характер, в каком ладу написана, о чём говорится в песне?

Разучивание песни. Работа над чистым интонированием, дыханием, выразительностью.

Игра «Забавные вопросы» Обратная связь

- Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение?

- Если вы получили в школе «5»?

- Если у вас день рождения и вам дарят подарки?

- Если вы лакомитесь сладостями?

- Если вы болеете?

- Если вам дают горькое лекарство?

- А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно?А теперь задание трудней

Игра «Настроение»

Дети слушают в записи «Море» Н. Римского-Корсакова (отрывок из вступления к опере «Садко») или исполнение на музыкальном инструменте из цикла «Времена года»

П. Чайковского фрагментов из частей: «Октябрь» («Осенняя песнь»), «Ноябрь» («На тройке»), «Декабрь» («У камелька»), «Июнь» («Баркарола»).

Учитель спрашивает, какое настроение передано композиторами в «Море» (море то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся), в «Осенней песне», «На тройке» и др. Затем он предлагает голосом передать настроение, которое отражено в данных музыкальных картинках, следующим образом:

а) дети слушают несколько тактов из произведения и голосом отражают настроение мелодии, используя гласные звуки. Перед исполнением называют лад (мажор, минор, движение музыки);

б) петь можно хором и индивидуально.

«Калейдоскоп настроений»

Играются различные пьески, имеющие ярко выраженный характер, например веселую танцевальную польку, марш, лирическую задушевную мелодию, драматическую траурную пьесу. Затем предлагается учащимся определить лад произведений.

Смысл игры состоит в том, чтобы дети угадали настроение пьесы и определили характер и лад произведения. Если они затрудняются, можно помочь различного рода наводящими вопросами. Например, что хочется делать под эту музыку? Двигаться, танцевать или просто спокойно сидеть и слушать? Можно также сыграть два контрастных произведения: одно с ярко выраженным танцевальным характером, а другое – спокойного и мечтательного плана. При контрастном сопоставлении детям будет легче справиться с задачей.

Весь урок мы сегодня говорим о том, что мажорный лад придаёт музыке….. оттенок, а минорный - ……. оттенок. Хорошо запомнили?

-Молодцы, ребята, все хорошо усвоили, как на слух определить мажор и минор!

6. Итог урока.

Учитель: Так что же такое лад?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно!

(слайд № 14)

Лад – средство музыкальной выразительности

(слайд № 15)

С какими главными ладами музыки мы познакомились7

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?

-Какой оттенок придаёт минорный лад?

-какие произведения, и каких композиторов вы слушали? В каком ладу они звучали?

7. Рефлексия.

-У каждого из вас в течение урока создалось настроение (мажорное или минорное).

-Я прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

-Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке!

Учитель: Спасибо за работу на уроке!

Конспект урока музыки «Мелодия и лад»
  • Музыка
Описание:

Конспект  урока музыки «Мелодия и лад»разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна  - учитель музыки

МБОУ СОШ№17(филиал)

городского округа – город  Камышин Волгоградской области

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Проблема: Что такое лад?

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Автор Дубровина Любовь Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 972
Номер материала 24283
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓