Инфоурок Музыка Другие методич. материалыКонспект урока музыки «Мелодия и лад»

Конспект урока музыки «Мелодия и лад»

Скачать материал

Конспект  урока музыки «Мелодия и лад» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна  - учитель музыки

МБОУ СОШ№17(филиал)

городского округа – город  Камышин Волгоградской области

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Проблема: Что такое лад?

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная: познакомить с главными ладами музыки мажором и минором.

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

План урока

1.Орг. момент. Приветствие

2.Вхождение в урок.

3. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

6. Итог урока.

7. Рефлексия.

1.     Орг. момент.

Педагог здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (исполняет мажорный аккорд, дети поют «Здравствуйте»).

Сейчас мы с вами пожелали друг другу здравствия весело, бодро. А представьте, что у вас плохое настроение, допустим, вы получили по математике не ту оценку, на которую рассчитывали, и настроение у вас будет не такое оптимистичное. Может такое? (Учитель исполняет «цепочку» аккордов в миноре).

Теперь попробуем поздороваться в грустном настроении. ( Ученики поют «Здравствуйте» под аккомпанемент минорного аккорда.)

2.Вхождение в урок.

Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее на­строение.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Звучит песня: Шаинский «Улыбка»

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыб­ку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте сво­ей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.

 

3. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

Учитель: Что сейчас звучало, когда мы приветствовали друг друга? – Мелодия. А что такое мелодия? – Музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Из чего состоит мелодия? Из разных по высоте музыкальных звуков, которые называются звукоряд.

4.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

Молодцы ребята. Звукоряд составляет основу мелодии. Но основу мелодии составляет не только звукоряд, но и лад. Сегодня мы с вами познакомимся с главными ладами в музыке.

Любое музыкальное произведение, песня состоят из музыкальных звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно.

Все они связаны между собой, дружат все вместе, или ЛАДЯТ друг с другом, отсюда и музыкальное понятие – ЛАД.

Лад – средство музыкальной выразительности, от которого зависит характер музыкального произведения. Главными ладами в музыке называют Мажор – светлый, радостный и Минор – печальный, грустный.

Послушайте, пожалуйста, пьесу Л. Бетховена. Какое бы название вы ей дали? Грустно весело. Правильно. А как вы определили? Потому что музыка звучала. То печально, то радостно. Молодцы! В каком ладу звучала печальная музыка? В минорном. А радостная, светлая музыка звучала в мажорном ладу.

Презентация грустно весело

-Давайте, повторим, какие в музыке бывают лады? (мажор, минор)

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?

-Какой оттенок придает музыке минорный лад?

-Ребята, вы обратили внимание, говоря о минорном и мажорном ладах ,я употребила слово «оттенок»?

В каком виде искусства мы используем слово «оттенок»?

- В изобразительном искусстве

 - Совершенно верно. Посмотрите на эту картину. Давайте представим, что мы композиторы. И, глядя на эту картину, мы хотим сочинить музыкальное произведение. В каком ладу мы будем сочинять музыку?

-А почему?

- Русский композитор П.И.Чайковский (показ портрета), сочинил музыкальное  произведение, которое назвал «сентябрь».

Прослушайте музыку и постарайтесь определить, какой у неё характер  и в каком ладу она написана.

Прослушивание фрагмента. П.И.Чайковский  «Сентябрь».

-А теперь посмотрите на вторую картину. Какие цвета использовал художник? Действительно, мрачные, серые, тусклые. И именно они так сильно влияют на наше настроение.

-Как вы думаете, какая музыка подойдёт по настроению к этой картине?

П.И.Чайковский сочинил такое произведение. Сейчас мы его послушаем и определим характер и лад, в котором оно написано.

Прослушивание фрагмента. П.И.Чайковский «Октябрь»

 

Учитель: Ребята! Поделитесь своими мыслями друг с другом.

(учащиеся высказывают свои мысли)

-Скажите, пожалуйста, от чего зависит, в каком ладу будет написано произведение композитора? (от настроения)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились и с этим заданием. 

Композитор своё настроение передаёт звуками, художник – красками.

А сейчас мы сделаем зарядку для глаз.

 

(на слайде по щелчку появляются подвижные картинки за которыми следует следить глазами)

5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

Учитель: Садитесь, пожалуйста, удобней для вокальной работы.

 (Вокально-хоровые упражнения) Портрет композитора Шаинского.

Русский композитор Владимир Шаинский написал много песен, которые звучат в мульт фильмах. Давайте исполним знакомую нам песню «Улыбка» и опредеоим лад куплета и припева песни с помощью карт «настроений».

В каком ладу написан припев и куплет?

Я спою вам песню «Ах, какая осень!»

-Какой характер, в каком ладу написана, о чём говорится в песне?

Разучивание песни. Работа над чистым интонированием, дыханием, выразительностью.

 Игра «Забавные вопросы» Обратная связь

- Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение? 

- Если вы получили в школе «5»?

- Если у вас день рождения и вам дарят подарки?

- Если вы лакомитесь сладостями?

- Если вы болеете?

- Если вам дают горькое лекарство?

- А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно?А теперь задание трудней

Игра «Настроение»

Дети слушают в записи «Море» Н. Римского-Корсакова (отрывок из вступления к опере «Садко») или исполнение на музыкальном инструменте из цикла «Времена года»

П. Чайковского фрагментов из частей: «Октябрь» («Осенняя песнь»), «Ноябрь» («На тройке»), «Декабрь» («У камелька»), «Июнь» («Баркарола»).

Учитель спрашивает, какое настроение передано композиторами в «Море» (море то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся), в «Осенней песне», «На тройке» и др. Затем он предлагает голосом передать настроение, которое отражено в данных музыкальных картинках, следующим образом:

а) дети слушают несколько тактов из произведения и голосом отражают настроение мелодии, используя гласные звуки. Перед исполнением называют лад (мажор, минор, движение музыки);

б) петь можно хором и индивидуально.

«Калейдоскоп настроений»

Играются различные пьески, имеющие ярко выраженный характер, например веселую танцевальную польку, марш, лирическую задушевную мелодию, драматическую траурную пьесу. Затем предлагается учащимся определить лад произведений.

Смысл игры состоит в том, чтобы дети угадали настроение пьесы и определили характер и лад произведения. Если они затрудняются, можно помочь различного рода наводящими вопросами. Например, что хочется делать под эту музыку? Двигаться, танцевать или просто спокойно сидеть и слушать? Можно также сыграть два контрастных произведения: одно с ярко выраженным танцевальным характером, а другое – спокойного и мечтательного плана. При контрастном сопоставлении детям будет легче справиться с задачей.

Весь урок мы сегодня говорим о том, что мажорный лад придаёт музыке….. оттенок, а минорный - ……. оттенок. Хорошо запомнили?

-Молодцы, ребята, все хорошо усвоили, как на слух определить мажор и минор!

6. Итог урока.

Учитель: Так что же такое лад?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно!

(слайд № 14)

Лад – средство музыкальной выразительности

(слайд № 15)

С какими главными ладами музыки мы познакомились7

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?

-Какой оттенок придаёт минорный лад?

-какие произведения, и каких композиторов вы слушали? В каком ладу они звучали?

7. Рефлексия.

-У каждого из вас  в течение урока создалось настроение (мажорное или минорное).

-Я прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

-Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке!

Учитель: Спасибо за работу на уроке!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока музыки «Мелодия и лад»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект  урока музыки «Мелодия и лад»разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна  - учитель музыки

МБОУ СОШ№17(филиал)

городского округа – город  Камышин Волгоградской области

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Проблема: Что такое лад?

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 475 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1446
    • DOCX 24.7 кбайт
    • 50 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дубровина Любовь Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дубровина Любовь Анатольевна
    Дубровина Любовь Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 15
    • Всего просмотров: 20814
    • Всего материалов: 30

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыковедение

Музыковед

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкально-эстетическое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 132 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 133 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 239 человек

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 16 человек