Учебник
по химии системы «Алгоритм успеха».
Процесс
модернизации российского образования дал возможность учителю выбора УМК с целью
творческого развития, развития профессионального мастрества и, конечно же,
повышения качества образования обучающихся.
Так два года
назад я с большим интересом после скрупулёзного изучения приступила к
апробации нового учебника по химии авторов Н. Е. Кузнецовой, И. М. Титовой, Н.
Н. Гары.
Особенности
программы состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к
сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса. В
содержание включён проблемный материал, стимулирующий творческую и проектную
деятельность учащихся и направленный на развитие их критического мышления, также
включены задания исследовательского характера, требующие организации
индивидуальной и групповой работы школьников, что заложено в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования.
В учебнике
прослеживаются авторские идеи и принципы, которые ориентированы на развитие
личности ученика, на отражение специфики химии как науки и методологии
химического познания, на раскрытие огромного практического значения химии в
обществе и отдельно для каждого человека, проникновения химии во многие сферы
жизни человека.
Помимо собственно
химического содержания, также включены сведения по экологии, истории и
материал, знания которого необходимы в повседневной жизни. Они помогут
школьникам понять значение химии в жизни человека, в сохранении его здоровья, окружающей
среды, в создании материальных благ.
Большой плюс этого учебника –
двухуровневая структура и богатый дополнительный материал для любознательных,
который способствует углублению и расширению знаний.
Учебный материал
курса «Химия – 8» в данном УМК рассматривается с позиций двух важных
теорий:
·
атомно-молекулярного
учения;
·
электронной
теории.
Доступный язык и логическая
последовательность изложения материала способствует быстрому усвоению
информации. Для облегчения усвоения программного материала в учебнике
представлены практически в каждом параграфе большое количество рисунков,
таблиц и схем, иллюстрирующие наиболее важные теоретические положения, в целях
развития практических умений и навыков приводится ряд различных видов
алгоритмов:
·
определения
валентности элемента по формуле его соединения;
·
составления
химической формулы по валентности;
·
составление
уравнений химических реакций;
·
составления
названий химических соединений;
·
составления
уравнений реакций, характеризующих химические свойства веществ;
·
определения
степени окисления элемента в соединении;
·
расстановки
коэффициентов в уравнениях ОВР.
Выделенное – это новое, что я встретила в учебнике, и ранее такого в
других учебниках не было.
Учебник 9 класса является логическим продолжением учебника по химии 8
класса. Структура учебника не противоречит концентрическому подходу. Важно то,
что в учебнике явно прослеживается связь с методикой обучения химии, заложенной
авторами в учебнике для 8 класса. Авторы продолжают знакомить учащихся с различными
алгоритмами решения задач по химии. Практически после каждого параграфа предложены
цепочки превращений и задания в тестовой форме. Это не только экономит время
учителя, но и позволяет из урока в урок приучать учащихся к дифференцированной
форме оценки, нацеливая учащихся на качественную проработку учебного материала
параграфа.
Учебный материал курса «Химия – 9» в данном УМК – это химия
элементов, простых веществ и соединений, которые образуют эти элементы. Но он пополняется
теорией электролитической диссоциации и закономерностями протекания химических
реакций. Знания об этих химических объектах послужат фундаментом для изучения
основ химической технологии.
Разнообразная
цветовая гамма оформления и различные символико-графические средства
наглядности учебника позволяют:
·
выполнять
задания, способствующие овладению учащимися логических умений;
·
использовать
демонстрационный, лабораторный и мысленный эксперимент в целесообразном и
рациональном сочетании;
·
широко реализовывать
внутрипредметные связи и устанавливать межпредметные;
·
на уроке
осуществлять постановку и решение учебных задач и проблем;
·
развитию
различных видов памяти (зрительную, механическую и др.).
Отдельные темы, параграфы
составляющие содержание учебника тесно взаимосвязаны. Изучение предмета
строится сначала на основе атомно-молекулярного учения, а затем на уровне
электронной теории. Это позволяет учащимся углублять и расширять свои
представления о строении вещества и проявляемых им свойств (принцип «от
простого к сложному»).
Положительным
моментом является и тот материал, который расположен в конце параграфа:
основные понятия, выводы – это как итог изученному материалу.
Таким образом,
концентрическое построение курса химии 8-го и 9-го классов позволяет
последовательно и поступательно отрабатывать с учащимися ключевые вопросы общей
и неорганической химии.
Задания
и упражнения, предложенные в учебниках, а также в сборниках контрольных и
самостоятельных работ, входящих в УМК, дают учащимся уникальную возможность
приобрести навыки написания уравнений реакций ионного обмена, составления
уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса,
решения задач разных типов.
Эффективность
применения УМК выражается в положительном отношении учащихся к предмету и
повышении уровня качества образования по химии. Так анкетирование
учащихся 9-го класса показало:
1.
81% учащихся считает, что пользоваться учебником легко;
2.
97% - учебник удобен поиска необходимых понятий;
3.
87% - учебник легко использовать для самостоятельного изучения
химии;
4.
67% отметили доступность изложения научного материала, логичность.
5.
время, которое учащиеся затрачивают на подготовку домашней работы
по химии, составляет в среднем 25-30 минут.
Изучение химии с помощью данного УМК позволяет учащимся
освоить предмет не только на базовом уровне, предусмотренном Стандартом, но и
закладывает необходимый фундамент для дальнейшего углубленного изучения
материала в рамках соответствующего профиля.
УМК авторов Н. Е. Кузнецовой, И. М.
Титовой, Н. Н. Гары обеспечивает доступность многоообразной информации. В ходе работы с текстами учебника,
дополнительной литературой, схемами, справочными таблицами у учащихся
развивается коммуникативная компетентность, умение выполнять исследовательские
проекты.
Считаю, сильной стороной учебника является и то, что можно на
деле организовать индивидуализированное обучение, заинтересовать даже слабых
учащихся в достижении личностно-значимых результатов обучения химии.
Таким образом, УМК
развивает креативность и творчество и учителя и ученика, а это самый востребованный
продукт образования
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.