Главная / Другое / Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» тема "Культура и мораль"

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» тема "Культура и мораль"

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

«Культура и мораль»

МБОУ «Бондаревская СОШ» Бейского района Республики Хакасия

Учитель ОРКСЭ истории и обществознания Кончакова С.П.



Цель урока: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.

Задачи урока:

- ознакомить обучающихся с понятием культура;

- ознакомить с видами культуры (материальная, духовная);

- ознакомить обучающихся с понятием мораль;

- научить различать культурные и моральные ценности.

Ожидаемые результаты урока:

Обучающиеся узнают:

- что такое культура;

- что такое мораль.

Обучающиеся научатся:

- различать культурные и моральные ценности;

- формулировать вопросы по изученному материалу.

Обучающиеся освоят:

-первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, окружающий мир

Основные термины и понятия: мораль, культура.



  1. Мотивационно –организационный этап.

- деление на подгруппы

-приветствие гостей

Проверка домашнего задания. (Учебник стр.7)

Кто был основателем науки этики?

Что означает слово мораль?

Что помогает понять светская этика?



2. Введение в тему урока.

- Сегодня мы поговорим с вами о таких важных понятиях, науки Этики как КУЛЬТУРА И МОРАЛЬ.(С№1)

- Как вы можете объяснить, что такое КУЛЬТУРА? Где вы сталкивались с этим понятием в повседневной жизни?

Ответы детей. (культура поведения, культурный человек, год культуры)

- Однозначного ответа на данный вопрос не найти.

Давайте по порядку.

Работа с учебником. Стр.8 (чтение обучающимся)

-Обобщение учителем(С№ 2 )

Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» Предполагалось, что уход за полем- это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

В русский язык слово «культура» вошло в середине 19 века. Оно употреблялось в двух значениях: 1)хлебопашество, земледелие; 2)образованность.

- Культуру иногда называют второй природой. В отличии от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.

Любой объект, который был усовершенствован руками человека – является объектом культуры». (С№ 3,4,5,6 )

Например, просто камень на дороге или сад камней, просто озеро или водохранилище, просто дикий лес или парк культуры и отдыха. Здание же является в любом случае творением рук человека, поэтому в любом случае и является объектом культуры.

Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

Работа с иллюстрациями в учебнике стр. 8-9.

- Рассмотрите иллюстрации на развароте. Элементы каких национальных культур на них представлены?



(С№7 )

Культура включает материальные и духовные ценности человечества следовательно, культура делится на материальную культуру,(записать в тетради) включает в себя предметы человеческого труда и духовную, это представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

- Задание для групп. У вас на столах лежат карточки. Необходимо их разделить на 2 части. Одни карточки отнести к материальной культуре, а другие к духовной культуре. Я прошу вас встать и выполнять задание стоя, можно передвигаться вокруг стола. Пока вы выполняете задание звучит музыка. Как только музыка перестанет звучать необходимо сесть на свои места и приготовиться отвечать.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА(Проверка выполнения.)

- На какие два вида делится культура? материальную культуру духовную

(Слайд 8 )

Духовная культура в свою очередь делится на: (записать в тетради)политическую- это идеалы и жизненные ценности людей в государстве;

Правовую-законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения;

Особый вид духовной культуры Мораль. Вы когда-нибудь встречались со словом мораль? (Читать мораль, мораль той басни такова).Мораль-система норм и ценностей, правила регулирующие поведение людей.



Работа с учебником. Стр.9 последний абзац (чтение обучающимся)

- А как по вашему, может ли культура существовать без морали?

- Какого человека можно назвать культурным?

Поиграем в игру «Осуждаем-одобряем »

Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не будут осуждаются. Группы по очереди отвечают на вопрос. Если кто-то выкрикивает, тот по правилам игры пропускает ход (Слайды 9-25)

Долго болтать по телефону. Навестить больного человека. Обманывать родителей. Помогать престарелым людям. Работать на школьном огороде. Ходить грязным.

Оставить в беде малыша. Защитить малыша от собаки. Испугаться грозы. Сделать кормушки для птиц. Обижать животных. Оказать помощь, попавшему в беду человеку. Спасти животных. Сделать скворечники. Уборка в классе. Игры на переменах. Дарить подарки к дню рождения.



Подведение итогов. Сегодня за вами очень внимательно наблюдали и слушали о чём мы с вами говорили, учителя из других школ. Давайте еще раз повторим чем о чём мы сегодня узнали на уроке. А гости могут нам помочь.

- Что означает слово «Культура»?

-Какие виды культуры ты запомнил?

- Приведите примеры материальной и духовной культуры.

- Что за особый вид духовной культуры?

-А вы считаете себя культурными людьми?



Рефлексия.

Перед вами лежат листочки вам необходимо их подписать. Кружком обвести правильные ответы.



Домашнее задание.

Задание 4 на стр 9.Вместе с родителями составьте свой свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье. Запишите в тетради.



- Благодарю всех детей за работу на уроке. Урок окончен





























Укажите своё имя_____________________________________



  1. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла.



А) умение говорить правду

В) неопрятность

Г) нежелание выполнять домашнюю работу

Д) уважение к родителям



  1. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество осуждает с точки зрения добра и зла.



А) невыполнение данного обещания

В) помощь другу

Г) опоздание в школу

Д) соблюдение режима дня







Укажите своё имя_____________________________________



  1. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла.



А) умение говорить правду

В) неопрятность

Г) нежелание выполнять домашнюю работу

Д) уважение к родителям



  1. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество осуждает с точки зрения добра и зла.



А) невыполнение данного обещания

В) помощь другу

Г) опоздание в школу

Д) соблюдение режима дня







Материальная культура

здание музея

картина

царский дворец

старинныемонеты

украшения

одежда

Духовнаяная культура

традиции

обычаи

ценности

идеалы

нормы

правила









Используемые источники:

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5908&hry=./54555/215143

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» тема "Культура и мораль"
  • Другое
Описание:

Цель урока: формирование у обучающихся первичных представлений  о взаимосвязи  и взаимовлиянии культуры и морали.

Задачи урока:

- ознакомить обучающихся с понятием культура;

- ознакомить с видами культуры (материальная, духовная);

- ознакомить обучающихся с понятием мораль;

- научить  различать культурные и моральные ценности.

Ожидаемые результаты урока:

Обучающиеся узнают:

- что такое культура;

- что такое мораль.

Обучающиеся научатся:

- различать культурные и моральные ценности;

- формулировать вопросы по изученному материалу.

Обучающиеся освоят:

-первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, окружающий мир

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Автор Кончакова Светлана Павловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 995
Номер материала 31363
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓