Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Красного Сулина
Ростовской области
Конспект
открытого урока
русского
языка в 6 классе
« Имя числительное
как часть речи »
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ряполова Оксана Станиславовна
г. Красный Сулин
2014г.
Тема урока: «Путешествие в Страну Чисел
Дидактическая цель урока: создать условия
для повторения и систематизации изученного материала о числительном, выявить
уровень овладения системой знаний и умений.
Цели урока:
1. Образовательные: повторить и систематизировать
знания о числительном, продолжить формирование речевых навыков учащихся,
применять орфографические правила при написании числительных.
2. Развивающие: развивать письменную и
устную речь учащихся, самостоятельность в решении орфографических задач, развивать
умения грамотно использовать числительные в речи, согласовывать их с другими
частями речи, уметь писать числа словами.
3. Воспитательные: воспитывать культуру
речи, воспитывать бережное отношение к русскому языку и уважение к его нормам,
аккуратность при выполнении письменных работ, доброжелательное отношение к
одноклассникам, самодисциплине.
Оборудование: компьютер с проектором, карта
путешествия, дидактические материалы, тест.
Тип урока:
повторительно-обобщающий.
Вид учебного
занятия: урок-путешествие
Ход урока
I.
Организационный момент.
II. Вступительное слово.
Ребята, сегодня
у нас необычный урок. Мы сегодня вместе с нашими гостями отправимся в
путешествие, полное неожиданностей и приключений.
Учитель: А в какое же царство мы отправляемся? Узнаете
вы это, послушав эпиграф нашего урока
Ученик читает
эпиграф:
Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен!
Учитель: Вы угадали! Мы отправляемся в страну
чисел, где живут числительные.
Как вы думаете, а с
какой целью мы туда отправляемся? Ответы детей
Цель нашего
путешествия: вспомнить всё, что мы уже знаем об этой части речи и применить
наши знания на практике.
Как любой
путешественник мы будем вести путевые записи. Записывайте ..марта. Классная
работа.
Ознакомьтесь с
остановками нашего путешествия. На нашем уроке присутствуют
эксперты-путеводители, которые будут нам помогать в нашем путешествии.
Представим,
что вы все заняли свои места, и готовы отправиться в путешествие. А знаете ли
вы как появились числительные в русском языке?
Давайте
познакомимся со сказочной версией их происхождения. Итак, первая наша
остановка-« Незнакомец»
Представьте,
что части речи собрались на заседание, а мы случайно попали только к концу
этого заседания.
Сценка:
Глагол:
Кто за это предложение, прошу голосовать. (Все голосуют). А теперь нам нужно
посчитать количество голосов для протокола. Существительное, прошу вас,
подсчитайте, сколько голосов «за».
Имя существительное. Я не могу, у меня есть только единственное и множественное
число.
Глагол:
Тогда вы, наречие.
Наречие: А у меня вообще нет числа. Я могу только сказать, что их много.
Глагол: Нам нужно знать количество. Может, прилагательное поможет?
Имя прилагательное. Я знаю только, что это большое количество.
Глагол:
Вы же не считали! Местоимение, на вас последняя надежда. Сколько голосов «за»?
Местоимение. Все!
Глагол:
Это неточно. Что же делать? Предлог, у вас есть предложение?
Предлог: Никто из нас не назовет точного количества и не посчитает голоса
по порядку. Нужна особая часть речи.
Глагол:
Где же ее взять?
Предлог: А вон тот неизвестный, который проспал все заседание…Пусть он и
считает.
(Части
речи будят спящего)
Неизвестный: А? Что такое? Не мешайте мне спать. Мне нечего тут делать.
Глагол: Как нечего? Помогите нам посчитать голоса.
Неизвестный: Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой. Всего шесть
голосов.
Глагол:
Ну, наконец-то! Вот вы и будете нашей новой частью речи – именем числительным!
Поздравляем вас! (аплодисменты, поздравления)
Учитель: Вот так-то появилась страна чисел! Итак, продолжаем наше
путешествие и следующая наша станция «Вопросная» , я вам
предлагаю поиграть в известную вам игру
»Верю – не верю»
Верите ли вы, что…
|
I
|
II
|
·
Имена числительные
обозначают отвлечённое число, количество предметов, порядок предметов при
счёте.
|
в
|
|
·
Имена числительные
отвечают только на вопрос сколько?.
|
|
н
|
·
Числительные делятся на
количественные и порядковые.
|
в
|
|
·
Числовое значение имеют только
имена числительные
|
|
н
|
·
Количественные
числительные включают следующие разряды: целые числа, дробные числа,
собирательные числительные.
|
в
|
|
·
Количественные
числительные изменяются по падежам, родам и числам.
|
|
н
|
·
Порядковые числительные
в предложении являются определением
|
в
|
|
·
Слово «двойка» – это имя
числительное.
|
|
н
|
·
Все числительные можно
перечислить, и они все приведены в любом толковом словаре.
|
в
|
|
Итак ,об этом мы уже знаем с вами, А что эксперты нам могут
добавить о числительном. Обратимся к нашим помощникам-экспертам
(Сообщение ученика)
Название числительное является производным от слова «число» и
образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи
(существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи
числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная
часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все
существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре
числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное
количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для
обозначения любого количества!
Учитель: Спасибо, а мы продолжаем наше
путешествие и следующая станция «Скороговорная»
Обратите внимание
на доску. Перед вами скороговорки. Один ученик у доски. Остальные работают в
тетрадях
Работа на
интерактивной доске.
Вставьте пропущенные
буквы.
Охарактеризуйте
грамматические признаки числительных.
·
·
Три..цать три к..рабля
л..вировали, л..вировали, да не выл..вировали.
·
Шес..надцать шли мышей и
шес..ь нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо тратят гроши.
·
По с..меро в сани уселись
сами.
Конкурс: Быстро и чётко произнеси скороговорку.
Молодцы!
Учитель: Нам
предстоит следующая остановка » Одиночная»
Учитель :
·
Ребята, осмотрите на эти
предложения.
·
Что это за фразы?
·
Вы видите, что пословицы
неполные, давайте дополним их.
( у доски один ученик самостоятельно)- проверка по
слайду.
·
Ребята, вы заметили, что в
пословицах пропущено одно и то же слово, какое? А что это за часть речи?
·
Ребята, а в чем
особенность числительного один?
Вам необходимо продолжить пословицы,
запишите их в тетради. Как вы понимаете вторую пословицу?
• Один ум хорошо, а два лучше.
• Один за всех,
и все за одного.
• Знай одно дело.
• Одна правда на свете не живет.
А о происхождении этого числительного мы узнаем от нашего
эксперта.
Сообщение
ученика об истории образования числительного Один.
Числительное Один
произошло от общеславянской формы единъ. Едь – усилительная часица,
инъ – один,
некоторый, какой-то(иной, инородцы, иностранцы). Старое слово инъ –
источник образования в русском языке слов со значением единичности (гражданин,
татарин).
Назвать слова различных частей речи, содержащие числительное один
(един), определив его по лексическому значению слова
Цифра «1» (единица).
Ученик того же класса, в котором кто-то учится (одноклассник).
Люди с одинаковой фамилией (однофамильцы). Соединить
вновь (воссоединить). Сослуживцы одного полка (однополчане). Одно целое (единое).
Слово, которым обычно начинаются самые
интересные места в рассказе (однажды). Точно такой же (одинаковый). Один раз (единожды).
Издающий один и тот же звук (однозвучный). Место, где
что-то соединено (соединение).. Неповторимый, не имеющий
подобного себе (единственный). Прикрепить одно к другому, получив целое
(соединить, присоединить, объединить).
Посмотрите, ребята, какое
многообразное числительное один!
Следующая наша станция «Разрядная»
Ребята, давайте еще раз
вспомним какие по разряду бывают числительные, а теперь поработаем с карточками
на столе.
Определите разряд числительного: П,К.
Работа с карточками на столе
Двое суток, семьдесят экземпляров, пятеро медвежат, три миллиона,
четвёртый поворот, двадцать рублей, трое суток, шестой урок, семеро козлят,
пятнадцатый этаж.
Вывод, чем же отличаются эти числительные?.
А сейчас нас ждут на следующей остановке «Падежная»
А сейчас мы с вами поработаем с таблицей.
Заполните таблицу. В каждом столбике просклоняйте по одному любому
числительному в указанных пределах.
Вспомните, как склоняются числительные?
У доски 3 человека, у
учащихся на столах готовые таблицы
|
от11 до 19
|
от 50 до 80
|
200,300,400
|
Р.п.
|
|
|
|
Д.п.
|
|
|
|
Т.п.
|
|
|
|
П.п.
|
|
|
|
Поставьте
числительные вместе с
существительными в указанных падежах. Составьте одно предложение с любым из
числительных, не забудьте мы в сказочном королевстве чисел!
Какой вывод мы можем
сделать о склонении числительных?
Ребята, с помощью
числительных можно и здоровье сохранять.
ФИЗМИНУТКА
Ребята, имя
числительное- часто употребляемая часть речи, но к сожалению, мы допускаем
ошибки в речи. Перед вами предложения, в которых допущены ошибки, постарайтесь
их найти и исправить!
. Сестёр у Васи две,
и все две (обе) поступили в институт.
2. Четверо студенток (четыре)
студентки участвуют в волонтёрском движении.
3. Договор подписан обоими(обеими)
странами.
4. У меня есть двое
(два) попугаев. попугая
5. Мы справлялись по
реке пятеро (пять) дней.
6. Обоим (обеим)
спортсменкам не повезло на финише
Вот и закончилось
наше путешествие в царство имени числительного. Вы еще не раз отправитесь в это
царство, так как “Имя числительное” - один из самых интересных разделов в
языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты. Считаем количество
прочитанных страниц, число забитых на футбольном поле голов. И нам постоянно
необходимы числительные. А они таят столько загадок!
В завершении нашей
встречи мне хотелось бы задать вам несколько вопросов
1. Когда мы
отправились в путешествие? Какое числительное порядковое или количественное
поможет нам не забыть об этом дне? (дата проведения урока)
2. Как долго мы
путешествовали? (45 минут)
Домашнее задание- выполнение теста.
Тест.
1. Укажите правильный вариант определения имени числительного
как части речи:
1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и
порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
4) часть речи, которая обозначает количество
предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы
сколько? и какой?
2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях:
1) Теперь три морковь для борща!
2) У меня три
карандаша.
а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.
3. Определите синтаксическую роль числительных в
предложениях:
1) У семи нянек
дитя без глазу.
2) Семь –
нечетное число.
а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.
4. Укажите имена числительные в следующем ряду:
1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.
5. Укажите «лишнее» в данном ряду:
1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.
6. Укажите верное написание:
1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,
2)О девяностах девяти,
3)Трёмстах восьми.
7. Найдите неверную форму употребления:
1) четверо друзей,
2) троих девочек,
3) десятеро медвежат.
Если останется время
В любом сказочном царстве есть волшебные
предметы. Вот и в нашем есть мешок загадок. Все загадки в этом мешке с
числительными. Ваша задача не только отгадать загадку, но и найти числительные
в них.
Две плетёнки, две
сестрёнки У него два колеса
Из овечьей пряжи тонкой. И
седло на раме.
Как гулять, так
надевать, Две педали есть внизу.
Чтоб не мерзли пять да пять. Варежки Крутят
их ногами. Велосипед
У него глаза цветные, Проживают
в трудной книжке
Не глаза, а три
огня. Хитроумные братишки.
Он по очереди
ими Десять их, но братья эти
Сверху смотрит на
меня. Сосчитают все на свете. Цифры
6. Домашнее задание.
Закончить таблицу, вспомнить и записать 10
пословиц и поговорок с числительными
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Сообщение ученика об истории образования
числительного Один.
Числительное Один произошло от общеславянской
формы единъ. Едь – усилительная часица,
инъ – один, некоторый, какой-то(иной,
инородцы, иностранцы). Старое слово инъ – источник образования в русском
языке слов со значением единичности (гражданин, татарин).
|
от11 до 19
|
от 50 до 80
|
200,300,400
|
Р.п.
|
|
|
|
Д.п.
|
|
|
|
Т.п.
|
|
|
|
П.п.
|
|
|
|
Тест.
1. Укажите правильный вариант определения
имени числительного как части речи:
1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и
порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
4) часть речи, которая обозначает количество
предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы
сколько? и какой?
2. Определите, какой частью речи является
слово три в предложениях:
1) Теперь три морковь
для борща! 2) У меня три
карандаша.
а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.
3. Определите синтаксическую роль числительных
в предложениях:
1) У семи нянек дитя без глазу.
2) Семь – нечетное
число.
а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.
4. Укажите имена числительные в следующем
ряду:
1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.
5. Укажите «лишнее» в данном ряду:
1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.
6. Укажите верное написание:
1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,
2)О девяностах девяти,
3)Трёмстах восьми.
7. Найдите неверную форму употребления:
1) четверо друзей,
2) троих девочек,
3) десятеро медвежат.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.