Главная / Русский язык и литература / Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Красного Сулина

Ростовской области







Конспект открытого урока

русского языка в 6 классе

« Имя числительное как часть речи »









подготовила

учитель русского языка и литературы

Ряполова Оксана Станиславовна









г. Красный Сулин

2014г.



Тема урока: «Путешествие в Страну Чисел


Дидактическая цель урока: создать условия для повторения и систематизации изученного материала о числительном, выявить уровень овладения системой знаний и умений. 


Цели урока: 
1. Образовательные: повторить и систематизировать знания о числительном, продолжить формирование речевых навыков учащихся, применять орфографические правила при написании числительных. 
2. Развивающие: развивать письменную и устную речь учащихся, самостоятельность в решении орфографических задач, развивать умения грамотно использовать числительные в речи, согласовывать их с другими частями речи, уметь писать числа словами. 
3. Воспитательные: воспитывать культуру речи, воспитывать бережное отношение к русскому языку и уважение к его нормам, аккуратность при выполнении письменных работ, доброжелательное отношение к одноклассникам, самодисциплине. 
Оборудование: компьютер с проектором, карта путешествия, дидактические материалы, тест. 


Тип урока: повторительно-обобщающий.


Вид учебного занятия: урок-путешествие
















Ход урока




I. Организационный момент.


II. Вступительное слово.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня вместе с нашими гостями отправимся в путешествие, полное неожиданностей и приключений.


Учитель: А в какое же царство мы отправляемся? Узнаете вы это, послушав эпиграф нашего урока


Ученик читает эпиграф:

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен!





Учитель: Вы угадали! Мы отправляемся в страну чисел, где живут числительные.

Как вы думаете, а с какой целью мы туда отправляемся? Ответы детей

Цель нашего путешествия: вспомнить всё, что мы уже знаем об этой части речи и применить наши знания на практике.

Как любой путешественник мы будем вести путевые записи. Записывайте ..марта. Классная работа.

Ознакомьтесь с остановками нашего путешествия. На нашем уроке присутствуют эксперты-путеводители, которые будут нам помогать в нашем путешествии.

Представим, что вы все заняли свои места, и готовы отправиться в путешествие. А знаете ли вы как появились числительные в русском языке?

Давайте познакомимся со сказочной версией их происхождения. Итак, первая наша остановка-« Незнакомец»

Представьте, что части речи собрались на заседание, а мы случайно попали только к концу этого заседания.

Сценка:

Глагол: Кто за это предложение, прошу голосовать. (Все голосуют). А теперь нам нужно посчитать количество голосов для протокола. Существительное, прошу вас, подсчитайте, сколько голосов «за».

Имя существительное. Я не могу, у меня есть только единственное и множественное число.

Глагол: Тогда вы, наречие.

Наречие: А у меня вообще нет числа. Я могу только сказать, что их много.

Глагол: Нам нужно знать количество. Может, прилагательное поможет?

Имя прилагательное. Я знаю только, что это большое количество.

Глагол: Вы же не считали! Местоимение, на вас последняя надежда. Сколько голосов «за»?

Местоимение. Все!

Глагол: Это неточно. Что же делать? Предлог, у вас есть предложение?

Предлог: Никто из нас не назовет точного количества и не посчитает голоса по порядку. Нужна особая часть речи.

Глагол: Где же ее взять?

Предлог: А вон тот неизвестный, который проспал все заседание…Пусть он и считает.

(Части речи будят спящего)

Неизвестный: А? Что такое? Не мешайте мне спать. Мне нечего тут делать.

Глагол: Как нечего? Помогите нам посчитать голоса.

Неизвестный: Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой. Всего шесть голосов.

Глагол: Ну, наконец-то! Вот вы и будете нашей новой частью речи – именем числительным! Поздравляем вас! (аплодисменты, поздравления)



Учитель: Вот так-то появилась страна чисел! Итак, продолжаем наше путешествие и следующая наша станция «Вопросная» , я вам предлагаю поиграть в известную вам игру

»Верю – не верю»

Верите ли вы, что…

I

II

  • Имена числительные обозначают отвлечённое число, количество предметов, порядок предметов при счёте.

в


  • Имена числительные отвечают только на вопрос сколько?.


н

  • Числительные делятся на количественные и порядковые.

в


  • Числовое значение имеют только имена числительные


н

  • Количественные числительные включают следующие разряды: целые числа, дробные числа, собирательные числительные.

в


  • Количественные числительные изменяются по падежам, родам и числам.


н

  • Порядковые числительные в предложении являются определением


в



  • Слово «двойка» – это имя числительное.





н


  • Все числительные можно перечислить, и они все приведены в любом толковом словаре.

в





Итак ,об этом мы уже знаем с вами, А что эксперты нам могут добавить о числительном. Обратимся к нашим помощникам-экспертам

(Сообщение ученика)

Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи  (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы?  В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

Учитель: Спасибо, а мы продолжаем наше путешествие и следующая станция «Скороговорная»


Обратите внимание на доску. Перед вами скороговорки. Один ученик у доски. Остальные работают в тетрадях

Работа на интерактивной доске.

Вставьте пропущенные буквы.

Охарактеризуйте грамматические признаки числительных.

  • Три..цать три к..рабля л..вировали, л..вировали, да не выл..вировали.

  • Шес..надцать шли мышей и шес..ь нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо тратят гроши.

  • По с..меро в сани уселись сами.


Конкурс: Быстро и чётко произнеси скороговорку. Молодцы!

Учитель: Нам предстоит следующая остановка » Одиночная»


 Учитель :

  • Ребята, осмотрите на эти предложения.

  • Что это за фразы?

  • Вы видите, что пословицы неполные, давайте дополним их.

( у доски один ученик самостоятельно)- проверка по слайду.

  • Ребята, вы заметили, что в пословицах пропущено одно и то же слово, какое? А что это за часть речи?

  • Ребята, а в чем особенность числительного один?



Вам необходимо продолжить пословицы, запишите их в тетради. Как вы понимаете вторую пословицу?  

  • Один ум хорошо, а два лучше.

  •    Один за всех, и все за одного.

  • Знай одно дело.

  • Одна правда на свете не живет.


А о происхождении этого числительного мы узнаем от нашего эксперта.






Сообщение ученика об истории образования числительного Один.


Числительное Один произошло от общеславянской формы единъ. Едь – усилительная часица,

инъ – один, некоторый, какой-то(иной, инородцы, иностранцы). Старое слово инъ – источник образования в русском языке слов со значением единичности (гражданин, татарин).

Назвать слова различных частей речи, содержащие числительное один (един), определив его по лексическому значению слова

Цифра «1» (единица). Ученик того же класса, в котором кто-то учится (одноклассник). Люди с одинаковой фамилией (однофамильцы). Соединить вновь (воссоединить). Сослуживцы одного полка (однополчане). Одно целое (единое).

Слово, которым обычно начинаются самые интересные места в рассказе (однажды). Точно такой же (одинаковый). Один раз (единожды). Издающий один и тот же звук (однозвучный). Место, где что-то соединено (соединение).. Неповторимый, не имеющий подобного себе (единственный). Прикрепить одно к другому, получив целое (соединить, присоединить, объединить).

Посмотрите, ребята, какое многообразное числительное один!

Следующая наша станция «Разрядная»

Ребята, давайте еще раз вспомним какие по разряду бывают числительные, а теперь поработаем с карточками на столе.

Определите разряд числительного: П,К.

Работа с карточками на столе

Двое суток, семьдесят экземпляров, пятеро медвежат, три миллиона, четвёртый поворот, двадцать рублей, трое суток, шестой урок, семеро козлят, пятнадцатый этаж.

Вывод, чем же отличаются эти числительные?.

А сейчас нас ждут на следующей остановке «Падежная»

А сейчас мы с вами поработаем с таблицей. Заполните таблицу. В каждом столбике просклоняйте по одному любому числительному в указанных пределах.

Вспомните, как склоняются числительные?

У доски 3 человека, у учащихся на столах готовые таблицы


от11 до 19

от 50 до 80

200,300,400

Р.п.




Д.п.




Т.п.




П.п.




Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах. Составьте одно предложение с любым из числительных, не забудьте мы в сказочном королевстве чисел!

Какой вывод мы можем сделать о склонении числительных?

Ребята, с помощью числительных можно и здоровье сохранять.

ФИЗМИНУТКА


Ребята, имя числительное- часто употребляемая часть речи, но к сожалению, мы допускаем ошибки в речи. Перед вами предложения, в которых допущены ошибки, постарайтесь их найти и исправить!

. Сестёр у Васи две, и все две (обе) поступили в институт.


2. Четверо студенток (четыре) студентки участвуют в волонтёрском движении.


3. Договор подписан обоими(обеими) странами.


4. У меня есть двое (два) попугаев. попугая


5. Мы справлялись по реке пятеро (пять) дней.


6. Обоим (обеим) спортсменкам не повезло на финише


Вот и закончилось наше путешествие в царство имени числительного. Вы еще не раз отправитесь в это царство, так как “Имя числительное” - один из самых  интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты. Считаем количество прочитанных страниц, число забитых на футбольном поле голов. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок!

В завершении нашей встречи мне хотелось бы задать вам несколько вопросов

1. Когда мы отправились в путешествие? Какое числительное порядковое или количественное поможет нам не забыть об этом дне? (дата проведения урока)

2. Как долго мы путешествовали? (45 минут)



Домашнее задание- выполнение теста.







Тест.

1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
4) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях: 

1) Теперь три морковь для борща!                    2) У меня три карандаша.  

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

3. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу.                        2) Семь – нечетное число.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

4. Укажите имена числительные в следующем ряду:

1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

5. Укажите «лишнее» в данном ряду:

1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

6. Укажите верное написание:

1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,

2)О девяностах девяти,

3)Трёмстах восьми.

7. Найдите неверную форму употребления:

1) четверо друзей,

2) троих девочек,

3) десятеро медвежат.






























































Если останется время

В любом сказочном царстве есть волшебные предметы. Вот и в нашем есть мешок загадок. Все загадки в этом мешке с числительными. Ваша задача не только отгадать загадку, но и найти числительные в них.


Две плетёнки, две сестрёнки У него два колеса

Из овечьей пряжи тонкой. И седло на раме.

Как гулять, так надевать, Две педали есть внизу.

Чтоб не мерзли пять да пять. Варежки Крутят их ногами. Велосипед


У него глаза цветные, Проживают в трудной книжке

Не глаза, а три огня. Хитроумные братишки.

Он по очереди ими Десять их, но братья эти

Сверху смотрит на меня. Сосчитают все на свете. Цифры




6. Домашнее задание.

Закончить таблицу, вспомнить и записать 10 пословиц и поговорок с числительными

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Сообщение ученика об истории образования числительного Один.


Числительное Один произошло от общеславянской формы единъ. Едь – усилительная часица,

инъ – один, некоторый, какой-то(иной, инородцы, иностранцы). Старое слово инъ – источник образования в русском языке слов со значением единичности (гражданин, татарин).


от11 до 19

от 50 до 80

200,300,400

Р.п.




Д.п.




Т.п.




П.п.




Тест.

1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
4) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях: 

1) Теперь три морковь для борща!                    2) У меня три карандаша.  

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

3. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу.                        2) Семь – нечетное число.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

4. Укажите имена числительные в следующем ряду:

1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

5. Укажите «лишнее» в данном ряду:

1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

6. Укажите верное написание:

1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,

2)О девяностах девяти,

3)Трёмстах восьми.

7. Найдите неверную форму употребления:

1) четверо друзей,

2) троих девочек,

3) десятеро медвежат.


Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: «Путешествие  в Страну Чисел

 

Дидактическая цель урока: создать условия для повторения и систематизации изученного материала о числительном, выявить уровень овладения системой знаний и умений. 


Цели урока: 
1. Образовательные: повторить и систематизировать знания о числительном, продолжить формирование речевых навыков учащихся, применять орфографические правила при написании числительных. 
2. Развивающие: развивать письменную и устную речь учащихся, самостоятельность в решении орфографических задач, развивать умения грамотно использовать числительные в речи, согласовывать их с другими частями речи, уметь писать числа словами. 
3. Воспитательные: воспитывать культуру речи, воспитывать бережное отношение к русскому языку и уважение к его нормам, аккуратность при выполнении письменных работ, доброжелательное отношение к одноклассникам, самодисциплине. 
Оборудование: компьютер с проектором, карта путешествия, дидактические материалы, тест. 

 

  Тип урока: повторительно-обобщающий.

 

 

  Вид учебного занятия: урок-путешествие

Автор Ряполова Оксана Станиславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1422
Номер материала 27538
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓