Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыКонспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих и информационно – компьютерных технологий по теме: «Дифференциация звуков и букв п - б» с обучающимися 2 – го класса, СКК VII вида, имеющими нарушения письма и чтения

Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих и информационно – компьютерных технологий по теме: «Дифференциация звуков и букв п - б» с обучающимися 2 – го класса, СКК VII вида, имеющими нарушения письма и чтения

Скачать материал

Кордюкова Любовь Владимировна, учитель – логопед, МБОУ СОШ №2 г. Покачи.

      Конспект  логопедического занятия с применением здоровьесберегающих и информационно – компьютерных технологий по теме: «Дифференциация звуков и букв п - б» с обучающимися 2 – го класса общеобразовательной школы, СКК VII вида, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико – фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза.

 

                                ТЕМА: Дифференциация звуков и букв п – б

 

Цель: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы     б- п в устной и письменной речи.

 

Задачи:

1. Коррекционно - образовательные:

  • закрепить знания о механизме образования звуков  "п" – "б" и их акустических особенностях;
  • упражнять обучающихся в дифференциации фонем "п"-"б" по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
  • закрепить умения дифференцировать звуки п- б по  звонкости – глухости в слогах, словах, предложениях устно и на письме;              
  • учить правильному построению словосочетаний и  предложений.

 

2.  Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонетико – фонематическое восприятие;
  • обогащать  лексико- грамматический строй речи;
  • развивать познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления.
  • формировать пространственное восприятие и представление .

 

3. Воспитательные:

·         воспитывать интерес к занятиям;

·         формировать положительную учебную мотивацию;

·         повышать речевую активность;

·         оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

 

Методические приемы:

  • наглядность ( карточки, слайды презентаций);
  • совместная и индивидуальная деятельность (работа в парах, взаимопроверка при выполнении некоторых упражнений;
  • элементы сказотерапии;
  • игровые ситуации.

Дидактические средства:

·        оборудование: картинки и карточки по  дифференциации звуков и букв п–б;                            

·         тетрадь для логопедических занятий № 3.  «Различаем глухие и звонкие согласные» ( автор Л.М.Козырева);

·          мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация  занятия в Power Point;

·         цветные карандаши, ручки, ребусы, карточки, мягкая игрушка.

                                                    Ход занятия:

                                                  I. Организационный момент.

                                                  1.Психогимнастика.

        Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните еще раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте еще раз улыбнемся друг другу и произнесем пожелания.

Игра на групповое сплочение " Пожелания ". (Дети передают друг другу мягкую игрушку и говорят пожелания).

 СЛАЙД- 1

 Прозвенел и смолк звонок.

 Начинается урок.

 Мы за парты дружно сели

 И на доску посмотрели. ( монитор).

II. Основная часть

            2. Сообщение темы. СЛАЙД-2, 3

Распались буквы, необходимо собрать в слова:

и, о, б, ч, к ( бочки)

и, о, п, ч, к (почки)

Работа над значением слов..

- Выделить первый звук в словах?

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками "п" – "б", буквами п - б

3.Характеристика звуков

- О каком звуке сказано?

Язычком, передним краем,

В десна верхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,

Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук "п", дают характеристику звуку ).

Аналогично – работа со звуком "б"

Языком в десну ударим,

Звонкий голос мы добавим.

- Так чем похожи? (согласные, есть преграда – язык).

- Чем отличаются звуки "п"-"б"? ( "п"- голосовые связки не работают, звук состоит только из шума; "б"- голосовые связки работают, горлышко дрожит).

                                          4. Связь звука с буквой. СЛАЙД -4

«П»- согласный, парный,  глухой, твердый.

«Б» - согласный, парный, звонкий, твердый.

- На что похожи буквы?

 П ( турник),

 Влез на букву озорник:он решил, что П – турник.( Е. Тарлапан)

 Б ( на человечка)

 Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.  ( А. Шибаев)

 

5. Развитие фонематического слуха. СЛАЙД- 5

-Сказка – это всегда чудеса и приключения.

-Вы хорошо знаете сказки?

-Сейчас мы узнаем это.

-Ваша задача – разгадать загадки ,  назвать сказочного героя .

 

«У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?»

(Буратино)

   Буратино. Из какой он сказки? ( золотой ключик …). Он не любил учиться  и слушать старших, торопился и всегда допускал много ошибок.

Чтобы  правильно писать без ошибок, нужно научиться различать звуки на слух.

Необходимо определить на каком месте стоят звуки "п" или "б".

·         Определить место звука "п"(глухой).

Слова: лампа, дупло, пастух, попугай, белобока ,…

·         "б"(звонкий).

Слова: грибы, колобок, рыба, борода, барабан, бабочка…

6. Дифференциация в слогах. СЛАЙД-6

 

«Не лежалось на окошке -

Покатился по дорожке...»

(Колобок)

 

 

- А этот герой из какой сказки?( Сказка про колобка). СЛАЙД-7

 

·         Вставить нужный слог в слово:  па или ба .

     ры -, Лю -, ли-, - ран, тро - ,

    - лец, ло - та , - зар,- бушка,

           тру-,- рус,- лата, ло – та.

·         Работа по карточкам индивидуально: по или бо

           Слова: - ле, - вар, - жар, - лото, -лет, - лел,

           са – ги, ра – та, за – та (взаимопроверка )

7. Дифференциация в словах. СЛАЙД- 8, 9

Работа в тетрадях .

«В Простоквашино живёт,

Службу там свою несёт.

Почта-дом стоит у речки.

Почтальон в ней — дядя ...»

 (Печкин)

Почтальон Печкин принес нам письмо. Из какой сказки? ( Трое из Простоквашино).

·         Расшифровать слова. Вставить пропущенные буквы

п или б. Записать в три столбика:

«п»                        «б»                                  «п - б»

Парад                  борт                                  пломба

лампа                  облако                              палуба

поляна                букет                                 прибор

пальма                забор                                 проба

запор                  автобус

Проверка на мониторе. Работа над значением каждого слова.

Физкультминутка. Играет музыка. СЛАЙД- 10 - 16

Упражнения для глаз.

8. Задание «ПЧЕЛКА». СЛАЙД-17,18

    К нам прилетела пчелка! Настоящая пчелка – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, перелетая от одного цветка к другому. Наша пчелка тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному полю, а по буквенному. Вместо нектара она собирает буквы.

Давайте поможем пчелке правильно их  собрать, чтобы получились целые слова. Внимательно слушайте мои команды и запоминайте буквы, на которых пчела делает остановку, чтобы прочитать полученное слово.( Приложение 1 )

·         Первая буква, на которую опустилась пчелка, находится:

1. в верхнем правом углу (б),        1. в верхнем среднем углу (п),

2. в нижнем левом углу(а)             2. в нижнем левом углу(а)

3. в центре квадрата( ш)                3. в центре квадрата( ш)

4. в верхнем левом углу (н)           4. в верхнем левом углу (н)

5. в среднем ряду справа( я)         5. в среднем ряду справа( я)

 

Какое получилось слово? ( башня), ( высокое здание ).

Замените буквы  б на букву п , что получится ( пашня), ( вспаханная и засеянная земля).

Картинки на слайде: башня – пашня

 

9.Игра  «Из двух – третье» . Слайд- 19, 20

 

«В клетке он один сидит

Сам с собою говорит

Ты загадку отгадай

Это птица……»

(Попугай.)

Соедините линиями таблички со словами так, чтобы

получилось третье слово с буквами П или Б.

банк     оса

бар        вол

буй        рот

пол       сук

пар        ель

пан        ус

10. Игра «четвертый лишний». СЛАЙД-21,22

«Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… «

(Айболит)

 

Доктор Айболит подготовил следующее задание.

·         Вставить пропущенные буквы п или б и подчеркнуть «лишнее слово»

блокнот, -омидор, я-локи, -анка;

ло –ата, - о –угай, - укварь, - чела;

- тон, - альто, - алка, ре- ка

Проверка

11.Дифференциация в предложении. СЛАЙД-23,24

«Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!»

(Красная Шапочка)

 

Красная шапочка очень спешит к своей бабушке, но чтобы добраться до нее нам необходимо помочь ей.

·         Закончить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных за чертой.


1.В синем небе звезды….

   В синем море волны…

   ( плещут, блещут)

2. На траву выкатили…

   На деревьях набухают

   ( почки, бочки)

3.Повалился старый…

   На воротах крепкий…

   ( запор, забор)

4.Во дворе… петух

  Надо устранить …в знаниях

  ( пропел, пробел)


 

III.Подведение итогов занятия.

 

12. Итог занятия. Слайд- 25-30.

« Постучался в нашу дверь

 Необычный чудо-зверь -

 Он в коричневой рубашке,

 Ушки-блюдца нараспашку.»

( Чебурашка)

- Вот и подошло к концу наше занятие, но чтобы  закончить урок «Чебурашка » нам приготовил следующее задание, нужно разгадать ребусы:

(ответ: бабочка, пальцы).

- Прочитайте название , какие звуки  есть в этих словах?

- Какие звуки сравнивали на занятии?

- Какой звонкий, а какой глухой?

- В чем сходство?

- В чем различие?

- Назвать сказочных героев в именах которых есть звуки «п- б».

- Вспомнить слова паронимы со звуками п и б.

  Всем спасибо! Урок окончен.

Литература: 1.    Л.М.Козырева«Различаем глухие и звонкие согласные»

                      2.    Е.В.Мазанова «Учусь не путать звуки»

                      3.   О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская «Развитие и коррекция пространственно – временных представлений».

Интернет ресурсы:

                     4.     http://birdsfile.com/graphics/…

                     5.     http://www.stockers.ru/inkscape_tutorials/butterfly/(бабочка)

                     6.     http://ua.autoreview.ru/forum/forum6/topic9366/messages/ (пальцы)

                     7.     http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/

                     8.     http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%

                                ( верба)

                    9.      http://produktmore.megadoski.ru/top5593163.htm ( бочки)

                   10.     http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA% ( пашня, башня)

                   11.     http://anime.wayy.ru/photo/prochee/animacija_pchela_majja/49-0-2323

                                   ( пчела)

 

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение 1

 

 

 

 Н

 П

 Б

 О

 Ш

 Я

        А

 

  С

 У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих и информационно – компьютерных технологий по теме: «Дифференциация звуков и букв п - б» с обучающимися 2 – го класса, СКК VII вида, имеющими нарушения письма и чтения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы     б- п в устной и письменной речи.

 

Задачи:

1. Коррекционно - образовательные:

  • закрепить знания о механизме образования звуков  "п" – "б" и их акустических особенностях;
  • упражнять обучающихся в дифференциации фонем "п"-"б" по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
  • закрепить умения дифференцировать звуки п- б по  звонкости – глухости в слогах, словах, предложениях устно и на письме;              
  • учить правильному построению словосочетаний и  предложений.

 

2.  Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонетико – фонематическое восприятие;
  • обогащать  лексико- грамматический строй речи;
  • развивать познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления.
  • формировать пространственное восприятие и представление .

 

3. Воспитательные:

·         воспитывать интерес к занятиям;

·         формировать положительную учебную мотивацию;

·         повышать речевую активность;

 

·         оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 611 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 404
    • DOCX 243 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кордюкова Любовь Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кордюкова Любовь Владимировна
    Кордюкова Любовь Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 51685
    • Всего материалов: 35

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы гендерной психологии

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организационное и документационное обеспечение управления организацией

Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции