Главная / Логопедия / Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих и информационно – компьютерных технологий по теме: «Дифференциация звуков и букв п - б» с обучающимися 2 – го класса, СКК VII вида, имеющими нарушения письма и чтения

Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих и информационно – компьютерных технологий по теме: «Дифференциация звуков и букв п - б» с обучающимися 2 – го класса, СКК VII вида, имеющими нарушения письма и чтения

Кордюкова Любовь Владимировна, учитель – логопед, МБОУ СОШ №2 г. Покачи.

Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих и информационно – компьютерных технологий по теме: «Дифференциация звуков и букв п - б» с обучающимися 2 – го класса общеобразовательной школы, СКК VII вида, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико – фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза.


ТЕМА: Дифференциация звуков и букв п – б


Цель: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы б- п в устной и письменной речи.


Задачи:

1. Коррекционно - образовательные:

  • закрепить знания о механизме образования звуков "п" – "б" и их акустических особенностях;

  • упражнять обучающихся в дифференциации фонем "п"-"б" по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

  • закрепить умения дифференцировать звуки п- б по звонкости – глухости в слогах, словах, предложениях устно и на письме;

  • учить правильному построению словосочетаний и предложений.


2. Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонетико – фонематическое восприятие;

  • обогащать лексико- грамматический строй речи;

  • развивать познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления.

  • формировать пространственное восприятие и представление .


3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;

  • формировать положительную учебную мотивацию;

  • повышать речевую активность;

  • оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.


Методические приемы:

  • наглядность ( карточки, слайды презентаций);

  • совместная и индивидуальная деятельность (работа в парах, взаимопроверка при выполнении некоторых упражнений;

  • элементы сказотерапии;

  • игровые ситуации.

Дидактические средства:

  • оборудование: картинки и карточки по дифференциации звуков и букв п–б;

  • тетрадь для логопедических занятий № 3. «Различаем глухие и звонкие согласные» ( автор Л.М.Козырева);

  • мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация занятия в Power Point;

  • цветные карандаши, ручки, ребусы, карточки, мягкая игрушка.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1.Психогимнастика.

Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните еще раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте еще раз улыбнемся друг другу и произнесем пожелания.

Игра на групповое сплочение " Пожелания ". (Дети передают друг другу мягкую игрушку и говорят пожелания).

СЛАЙД- 1

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели. ( монитор).

II. Основная часть

2. Сообщение темы. СЛАЙД-2, 3

Распались буквы, необходимо собрать в слова:

и, о, б, ч, к ( бочки)

и, о, п, ч, к (почки)

Работа над значением слов..

- Выделить первый звук в словах?

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками "п" – "б", буквами п - б

3.Характеристика звуков

- О каком звуке сказано?

Язычком, передним краем,

В десна верхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,

Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук "п", дают характеристику звуку ).

Аналогично – работа со звуком "б"

Языком в десну ударим,

Звонкий голос мы добавим.

- Так чем похожи? (согласные, есть преграда – язык).

- Чем отличаются звуки "п"-"б"? ( "п"- голосовые связки не работают, звук состоит только из шума; "б"- голосовые связки работают, горлышко дрожит).

4. Связь звука с буквой. СЛАЙД -4

«П»- согласный, парный, глухой, твердый.

«Б» - согласный, парный, звонкий, твердый.

- На что похожи буквы?

П ( турник),

Влез на букву озорник:он решил, что П – турник.( Е. Тарлапан)

Б ( на человечка)

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком. ( А. Шибаев)


5. Развитие фонематического слуха. СЛАЙД- 5

-Сказка – это всегда чудеса и приключения.

-Вы хорошо знаете сказки?

-Сейчас мы узнаем это.

-Ваша задача – разгадать загадки , назвать сказочного героя .


«У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?»

(Буратино)

Буратино. Из какой он сказки? ( золотой ключик …). Он не любил учиться и слушать старших, торопился и всегда допускал много ошибок.

Чтобы правильно писать без ошибок, нужно научиться различать звуки на слух.

Необходимо определить на каком месте стоят звуки "п" или "б".

  • Определить место звука "п"(глухой).

Слова: лампа, дупло, пастух, попугай, белобока ,…

  • "б"(звонкий).

Слова: грибы, колобок, рыба, борода, барабан, бабочка…

6. Дифференциация в слогах. СЛАЙД-6


«Не лежалось на окошке -

Покатился по дорожке...»

(Колобок)



- А этот герой из какой сказки?( Сказка про колобка). СЛАЙД-7


  • Вставить нужный слог в слово: па или ба .

ры -, Лю -, ли-, - ран, тро - ,

- лец, ло - та , - зар,- бушка,

тру-,- рус,- лата, ло – та.

  • Работа по карточкам индивидуально: по или бо

Слова: - ле, - вар, - жар, - лото, -лет, - лел,

са – ги, ра – та, за – та (взаимопроверка )

7. Дифференциация в словах. СЛАЙД- 8, 9

Работа в тетрадях .

«В Простоквашино живёт,

Службу там свою несёт.

Почта-дом стоит у речки.

Почтальон в ней — дядя ...»

(Печкин)

Почтальон Печкин принес нам письмо. Из какой сказки? ( Трое из Простоквашино).

  • Расшифровать слова. Вставить пропущенные буквы

п или б. Записать в три столбика:

«п» «б» «п - б»

Парад борт пломба

лампа облако палуба

поляна букет прибор

пальма забор проба

запор автобус

Проверка на мониторе. Работа над значением каждого слова.

Физкультминутка. Играет музыка. СЛАЙД- 10 - 16

Упражнения для глаз.

8. Задание «ПЧЕЛКА». СЛАЙД-17,18

К нам прилетела пчелка! Настоящая пчелка – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, перелетая от одного цветка к другому. Наша пчелка тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному полю, а по буквенному. Вместо нектара она собирает буквы.

Давайте поможем пчелке правильно их собрать, чтобы получились целые слова. Внимательно слушайте мои команды и запоминайте буквы, на которых пчела делает остановку, чтобы прочитать полученное слово.( Приложение 1 )

  • Первая буква, на которую опустилась пчелка, находится:

1. в верхнем правом углу (б), 1. в верхнем среднем углу (п),

2. в нижнем левом углу(а) 2. в нижнем левом углу(а)

3. в центре квадрата( ш) 3. в центре квадрата( ш)

4. в верхнем левом углу (н) 4. в верхнем левом углу (н)

5. в среднем ряду справа( я) 5. в среднем ряду справа( я)


Какое получилось слово? ( башня), ( высокое здание ).

Замените буквы б на букву п , что получится ( пашня), ( вспаханная и засеянная земля).

Картинки на слайде: башня – пашня


9.Игра «Из двух – третье» . Слайд- 19, 20


«В клетке он один сидит

Сам с собою говорит

Ты загадку отгадай

Это птица……»

(Попугай.)

Соедините линиями таблички со словами так, чтобы

получилось третье слово с буквами П или Б.

банк оса

бар вол

буй рот

пол сук

пар ель

пан ус

10. Игра «четвертый лишний». СЛАЙД-21,22

«Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… «

(Айболит)


Доктор Айболит подготовил следующее задание.

  • Вставить пропущенные буквы п или б и подчеркнуть «лишнее слово»

блокнот, -омидор, я-локи, -анка;

ло –ата, - о –угай, - укварь, - чела;

- тон, - альто, - алка, ре- ка

Проверка

11.Дифференциация в предложении. СЛАЙД-23,24

«Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!»

(Красная Шапочка)


Красная шапочка очень спешит к своей бабушке, но чтобы добраться до нее нам необходимо помочь ей.

  • Закончить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных за чертой.

1.В синем небе звезды….

В синем море волны…

( плещут, блещут)

2. На траву выкатили…

На деревьях набухают

( почки, бочки)

3.Повалился старый…

На воротах крепкий…

( запор, забор)

4.Во дворе… петух

Надо устранить …в знаниях

( пропел, пробел)


III.Подведение итогов занятия.


12. Итог занятия. Слайд- 25-30.

« Постучался в нашу дверь

Необычный чудо-зверь -

Он в коричневой рубашке,

Ушки-блюдца нараспашку.»

( Чебурашка)

- Вот и подошло к концу наше занятие, но чтобы закончить урок «Чебурашка » нам приготовил следующее задание, нужно разгадать ребусы:

(ответ: бабочка, пальцы).

- Прочитайте название , какие звуки есть в этих словах?

- Какие звуки сравнивали на занятии?

- Какой звонкий, а какой глухой?

- В чем сходство?

- В чем различие?

- Назвать сказочных героев в именах которых есть звуки «п- б».

- Вспомнить слова паронимы со звуками п и б.

Всем спасибо! Урок окончен.

Литература: 1. Л.М.Козырева«Различаем глухие и звонкие согласные»

2. Е.В.Мазанова «Учусь не путать звуки»

3. О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская «Развитие и коррекция пространственно – временных представлений».

Интернет ресурсы:

4. http://birdsfile.com/graphics/…

5. http://www.stockers.ru/inkscape_tutorials/butterfly/(бабочка)

6. http://ua.autoreview.ru/forum/forum6/topic9366/messages/ (пальцы)

7. http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/

8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%

( верба)

9. http://produktmore.megadoski.ru/top5593163.htm ( бочки)

10. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA% ( пашня, башня)

11. http://anime.wayy.ru/photo/prochee/animacija_pchela_majja/49-0-2323

( пчела)









Приложение 1

hello_html_609f86a6.png




Н

П

Б

О

Ш

Я

А


С

У






















6


Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих и информационно – компьютерных технологий по теме: «Дифференциация звуков и букв п - б» с обучающимися 2 – го класса, СКК VII вида, имеющими нарушения письма и чтения
  • Логопедия
Описание:

Цель: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы     б- п в устной и письменной речи.

 

Задачи:

1. Коррекционно - образовательные:

  • закрепить знания о механизме образования звуков  "п" – "б" и их акустических особенностях;
  • упражнять обучающихся в дифференциации фонем "п"-"б" по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
  • закрепить умения дифференцировать звуки п- б по  звонкости – глухости в слогах, словах, предложениях устно и на письме;              
  • учить правильному построению словосочетаний и  предложений.

 

2.  Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонетико – фонематическое восприятие;
  • обогащать  лексико- грамматический строй речи;
  • развивать познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления.
  • формировать пространственное восприятие и представление .

 

3. Воспитательные:

·         воспитывать интерес к занятиям;

·         формировать положительную учебную мотивацию;

·         повышать речевую активность;

 

·         оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Автор Кордюкова Любовь Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 724
Номер материала 49198
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓