Главная / Логопедия / Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с обучающимися ОВЗ по теме: «Дифференциация звуков и букв с – ш в устной речи»

Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с обучающимися ОВЗ по теме: «Дифференциация звуков и букв с – ш в устной речи»

Кордюкова Любовь Владимировна, учитель – логопед, МБОУ СОШ №2 г. Покачи.

Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с обучающимися ОВЗ.

Тема: «Дифференциация звуков и букв с – ш в устной речи»


ЦЕЛЬ: Учить различать звуки «с» и «ш» в устной речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные.

- Закрепление знаний о механизме образования звуков «с» – «ш» и их акустических особенностей.

- Закрепление соотношения акустического образа с графическим.

- Дифференцировать звуки «с» и «ш» в слогах, словах , предложениях;

- Активизация словаря по теме: «Растительный и животный мир»

- Учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков и давать им

характеристику

Коррекционно – развивающие:

- Закрепление и дифференциация кинестетических ощущений при формирование артикуляционных укладов звуков «с» и «ш».

- Развитие и совершенствование моторики речевого аппарата.

- Работа по нормализации просодической стороны речи ( темп, мелодичность, плавность).

- Работа по развитию фонематического слуха и формирование дифференциации звуков на слух в произношении логопеда и своем произношение

- Закрепление правильного произношения звуков в речи ребенка ( в изолированном виде, слогах, словах и предложении ).

- Закрепление навыков звукового анализа слов.

- Закрепление связи соответствующих звуков и букв.

Коррекционно – воспитательные:

- Формирование положительных качеств личности.

- Воспитывать желание произносить звуки «с» - «ш»

- Воспитание любви к природе.


Оборудование:

Индивидуальные зеркала, логопедические тетради, цветные карандаши, предметные и разрезные картинки, сигнальные карточки, буквы С и Ш, с использованием ИКТ.


Ход занятия.


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Покажите на наших нарисованных лицах, какое у вас настроение.

- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по зоопарку. По дороге встретимся с животным из разных стран. Говорите свободно ,а если вы спешите и почувствуете, что не получается какое – то слово, не волнуйтесь. Остановитесь, сделайте спокойный вдох и продолжайте говорить четко и плавно.


II. Основная часть

1.Артикуляционные упражнения. Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений. Звучит музыка :


  1. «Лягушка» ( улыбаемся лягушкам, губы тянем прямо к ушкам)

  2. « Хоботок»( хобот вытянул слоненок , он еще совсем ребенок),

  3. Чьи зубы чище?( Чищу зубы, И снаружи и внутри, не болели, не темнели, не желтели чтоб они)

  4. «Дятел»( я по дереву стучу ДДДД, червячка добыть хочу ДДД, хоть и скрылся под корой все равно он будет мой ДДДД)

  5. «Лошадка»( но! лошадка, поскачи! И копытцами стучи!)

  6. «Качели»( ( на качелях мы качались вверх – вниз, и до крыши поднимались, а потом спускались вниз)

  7. «Горка» Вот так горка, что за чудо выгнулся язык упруго: кончик в зубы упирается, бока кверху устремляются)

  8. « Чашечка»(Язык широкий положи, его в чашку преврати, чашку на губе держи, осторожно в рот вноси)

2.Сообщение темы.

Путешествие начинаем

И слова все повторяем

Звуки все мы произносим,

что не ясно сразу спросим.

-Назвать картинки:

Слайд: Слон, собака, свинья, шмель.

- Можно ли одним словом назвать эти картинки?

- А какая лишняя?

- Почему? (Шмель- это насекомое, а слон, собака, свинья - животные).

- Назовите первые звуки в словах: «с» и «ш»

-Сегодня мы с вами постараемся вспомнить животных, насекомых , птиц , в названиях которых есть звуки «с» и «ш».

- На каждое задание вам будут предложены загадки, в отгадках, которых будут встречаться звуки «с» или «ш».

3. Анализ артикуляции звуков и их характеристика.

На звуки «с» и «ш» вы посмотрите,

Все о звуках расскажите. Перед детьми стоят зеркала

Обратите внимание при произношении звука «с»:

- В каком положении?:

Губы: в улыбке.

Зубы: разомкнуты, на расстоянии 1 мм.

Язык: за нижними зубами.

Воздушная струя: холодная. – Как проверить? Руку подносим к губам.

Голосовые связки: работают или не работают?

- Как определить? (По горлышку).

- Что делает горлышко?

- Дрожит или не дрожит?

- Значит этот звук какой?( глухой)

Характеристика звука «ш»

Губы: выдвинуты вперед.

Язык: вверху, в положении «Чашечка».

Зубы: сближены.

Воздушная струя: теплая.

Голосовые связки: работают. Звук «ш» - глухой

-Чем отличаются звуки? ( по артикуляции: губы, язык; воздушная струя )

-Чем похожи звуки? ( согласные, глухие ).

Работа по модели руки.

4. Связь звука с буквой.

- Какой буквой обозначаются звуки: «с»-эс, «ш»- ша. Дети показывают буквы. Где встречаем такие звуки в природе , в жизни?

- Шипит змея, сдувается шарик: шшшшш

- свистит свисток, чайник: ссссс

- На что похожа буква С ( на полумесяц). Ш ( на забор… ) Картинки( слайд)

5. Работа по развитию фонематического слуха.

Отгадайте загадку:

- Кто первый встретился на пути?

Бивни – клыки, толсты, велики.

Хват силен.

Кто же это?... ( Слон)

Он нам приготовил следующее задание.

Мы со звуками играем,

Нужный звук определяем.

( дети, когда услышат звук «с» поднимают правую руку, а когда звук «ш» - левую руку).

Слова: астра, лиса, сова, барс, ромашка, скат, осина, утконос, сосна, кошка, мышка, ишак, смородина, маслята, волнушки, шакал, страус, мишка, аист, кукушка ,клест, свиристели, ласточка, снегирь и т. д.

6. Работа по развитию навыка звукового анализа.

Кто встретился на дорожке?

Молчит за нас работает. (лошадь).

Задание:

-Найди меня!

На картинки посмотрите

Звуки правильно найдите.

Слово быстро назовите.

Определить места звука в слове.

Закрасьте квадратик, соответствующий месту звука «с», затем звуку «ш» в слове – названии картинки.

Картинки : ( лиса, сова, слон ), ( кошка, мышка, мишка)

- Назвать картинку, определить на каком месте стоит нужный нам звук «с», «ш».

7.Дифференциация звуков в слогах.

Загадка:

Мохнатенькая,

Усатенькая, молочко пьет,

Песенки поет.

Мягкие лапки, а в лапках царапки.( кошка)

Кошка решили поиграть с гласными звуками

  • Игра с мячом . Произнести отраженно.

са – ша аш – ас

су – шу ош - ос

сы – ш уш - ус

со – шо ыш – ыс

Добавив слоги: «са» или «ша»

Ли -, ко -, колба-, коле -, поло- ,о - ,

су-, но-, Ми- , ду-, Да -, ка -…

ФИЗМИНУТКА

Упражнение на дыхание . «Щеки – воздушные шары».

Надуваем щеки как шарик, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем с закрытым ртом, раздувая щеки. Повторить несколько раз.

8. Дифференциация звуков в словах.

Кто нам встретился на пути?

В птичник повадится –

Жди беды.

Рыжим хвостом

Заметает следы. ( Лиса)

-Где слышим звук?

Игра фотоохотники. Упражнение на развитие зрительной памяти.

На мониторе картинки. Как одним словом можно назвать? ( Животные)

Картинки с животными ( лошадь, кошка, мышка, лиса, мишка, слон, осел, свинья, собака, росомаха, барсук, тушканчик, лягушка, шимпанзе, соболь, суслик).

Назовите их:" Кто больше успеет сфотографировать картинок?( запомнить).

-Сначала назовите животных со звуком «ш», затем со звуком «с».

9.Дифференциация звуков в предложении.

Хвост крючком,

Нос пятачком. ( свинья). Это животное нам приготовило следующее задание: Ответить на вопросы, чтобы в слове были оба звука:

  • Кто ведет паровоз? ( машинист)

  • Что светит днем? ( солнышко)

  • Кто пасет стадо коров? ( пастушок)

  • Маленькие баранки ( сушки)

  • Маленькие крапинке на лице . ( веснушки)

  • Дорога по которой едут машины. ( шоссе).

10. Работа со словами паронимами. По описанию отгадать животное.

  • Кто живет на берегу речки? В основном живут в Австралии. Мех у него гладкий, блестящий, шелковистый, темно – бурого цвета. Тело, похожее на тело выдры или бобра, а нос похож на утиный клюв. На крутых берегах , они вырывают себе норы с двумя ходами. Один ход ведет прямо в воду, а другой на поверхность земли. Питается речными насекомыми. Плавает хорошо , но долго оставаться в воде не может.

  • Нос как у утки, а хвост , как бобра( утконос). Это животное приготовило нам следующее задание.

Исправить ошибки:

  1. Сладко спит в берлоге…( миска)

На столе с салатом …( мишка)

  1. Сочинил писатель …( башню)

Рисовал художник…( басню)

  1. Положили в чашку …( каску)

Надевал пожарный…( кашку)

  1. Кошка гоняется за …(крысой)

У дома крепкая …( крыса)

11. Проверка домашнего задания. Дети загадывают загадки.

1. И петь не поет , и летать не летает за что его птицей назвали ( страус).

2. Кто один имеет рог? Отгадайте!... ( носорог).

3.Не шагом ходит, не бегает, только прыгает. (Лягушка).

4.Жил был маленький щенок. Он подрос, однако, и теперь он не щенок

взрослая…(собака).

5.Под полом таится , кошки боится. ( мышь)

6.Он как маленькая лошадь, он упрямый, но хороший. ( ослик)

III. Итог.

Все задания закончились, мы выполнили их.

Говорили все красиво,

Смело и неторопливо,

Повторим мы обязательно,

Что учили на занятиях.

С какими звуками мы сегодня работали?

Какими буквами эти звуки обозначаются?

Что у них общего?

В чем различия?

Какие задания вам понравились?

Домашнее задание.

Нарисуйте животных, в названиях которых слышатся звуки «с» и «ш».


Список литературы



Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с обучающимися ОВЗ по теме: «Дифференциация звуков и букв с – ш в устной речи»
  • Логопедия
Описание:

ЦЕЛЬ: Учить различать звуки  «с» и «ш» в устной  речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные.

 -    Закрепление знаний о механизме образования звуков «с» – «ш» и их акустических  особенностей.

 -    Закрепление соотношения акустического образа с  графическим.

 -    Дифференцировать звуки «с» и «ш» в слогах, словах ,  предложениях;

 -    Активизация словаря по теме: «Растительный и животный мир»

   -   Учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков и давать им               

     характеристику

  Коррекционно – развивающие:

 -  Закрепление и дифференциация кинестетических ощущений при   формирование артикуляционных укладов звуков «с» и «ш».

 -   Развитие и совершенствование моторики речевого аппарата.

   -   Работа по нормализации просодической стороны речи ( темп,    мелодичность, плавность).

 -  Работа по развитию фонематического слуха и  формирование                          дифференциации звуков на слух в произношении логопеда и своем  произношение

 - Закрепление правильного произношения звуков в речи ребенка ( в  изолированном виде, слогах, словах и предложении ).

 -  Закрепление навыков звукового анализа слов.

 -  Закрепление связи соответствующих звуков и букв.

Коррекционно – воспитательные:

  - Формирование положительных качеств личности.

  - Воспитывать желание произносить звуки «с» - «ш»

 

  - Воспитание любви к природе.

Автор Кордюкова Любовь Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 713
Номер материала 49204
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы