Кордюкова Любовь Владимировна, учитель –
логопед, МБОУ СОШ №2 г. Покачи.
Конспект логопедического занятия по
коррекции звукопроизношения с обучающимися ОВЗ.
Тема:
«Дифференциация звуков и букв с – ш в устной речи»
ЦЕЛЬ: Учить
различать звуки «с» и «ш» в устной речи.
Задачи:
Коррекционно - образовательные.
- Закрепление знаний о механизме
образования звуков «с» – «ш» и их акустических особенностей.
- Закрепление соотношения акустического
образа с графическим.
- Дифференцировать звуки «с» и «ш» в
слогах, словах , предложениях;
- Активизация словаря по теме:
«Растительный и животный мир»
- Учить
проводить сравнительный анализ артикуляции звуков и давать им
характеристику
Коррекционно – развивающие:
- Закрепление и дифференциация кинестетических ощущений при
формирование артикуляционных укладов звуков «с» и «ш».
- Развитие и совершенствование моторики
речевого аппарата.
- Работа по нормализации просодической стороны речи ( темп,
мелодичность, плавность).
- Работа по развитию фонематического слуха и
формирование дифференциации звуков на слух в
произношении логопеда и своем произношение
- Закрепление правильного произношения звуков в речи ребенка ( в
изолированном виде, слогах, словах и предложении ).
- Закрепление навыков звукового анализа
слов.
- Закрепление связи соответствующих звуков и
букв.
Коррекционно – воспитательные:
- Формирование
положительных качеств личности.
- Воспитывать желание произносить звуки «с»
- «ш»
- Воспитание любви к природе.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, логопедические
тетради, цветные карандаши, предметные и разрезные картинки, сигнальные
карточки, буквы С и Ш, с использованием ИКТ.
Ход
занятия.
I.
Организационный момент.
Здравствуйте, дети! Как ваше настроение?
Покажите на наших нарисованных лицах, какое у вас настроение.
- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать
по зоопарку. По дороге встретимся с животным из разных стран. Говорите
свободно ,а если вы спешите и почувствуете, что не получается какое – то слово,
не волнуйтесь. Остановитесь, сделайте спокойный вдох и продолжайте говорить четко
и плавно.
II. Основная
часть
1.Артикуляционные упражнения. Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений. Звучит музыка :
1.
«Лягушка» ( улыбаемся лягушкам, губы тянем прямо к
ушкам)
2.
« Хоботок»( хобот вытянул слоненок , он еще совсем
ребенок),
3.
Чьи зубы чище?( Чищу зубы, И снаружи и внутри, не
болели, не темнели, не желтели чтоб они)
4.
«Дятел»( я по дереву стучу ДДДД, червячка добыть
хочу ДДД, хоть и скрылся под корой все равно он будет мой ДДДД)
5.
«Лошадка»( но! лошадка, поскачи! И копытцами стучи!)
6.
«Качели»( ( на качелях мы качались вверх – вниз, и
до крыши поднимались, а потом спускались вниз)
7.
«Горка» Вот так горка, что за чудо выгнулся язык
упруго: кончик в зубы упирается, бока кверху устремляются)
8.
« Чашечка»(Язык широкий положи, его в чашку
преврати, чашку на губе держи, осторожно в рот вноси)
2.Сообщение темы.
Путешествие начинаем
И слова все повторяем
Звуки все мы произносим,
что не ясно сразу спросим.
-Назвать картинки:
Слайд: Слон, собака, свинья, шмель.
- Можно ли одним словом назвать эти картинки?
- А какая лишняя?
- Почему? (Шмель- это насекомое, а слон,
собака, свинья - животные).
- Назовите первые звуки в словах: «с» и «ш»
-Сегодня мы с вами постараемся вспомнить животных,
насекомых , птиц , в названиях которых есть звуки «с» и «ш».
- На каждое задание вам будут предложены
загадки, в отгадках, которых будут встречаться звуки «с» или «ш».
3. Анализ артикуляции звуков и их
характеристика.
На звуки «с» и «ш» вы посмотрите,
Все о звуках расскажите. Перед детьми стоят зеркала
Обратите внимание
при произношении звука «с»:
- В каком положении?:
Губы: в улыбке.
Зубы: разомкнуты, на расстоянии 1
мм.
Язык: за нижними зубами.
Воздушная струя: холодная. – Как проверить?
Руку подносим к губам.
Голосовые связки: работают или не работают?
- Как определить? (По горлышку).
- Что делает горлышко?
- Дрожит или не дрожит?
- Значит этот звук какой?( глухой)
Характеристика звука «ш»
Губы: выдвинуты вперед.
Язык: вверху, в положении «Чашечка».
Зубы: сближены.
Воздушная струя: теплая.
Голосовые связки: работают. Звук «ш» - глухой
-Чем отличаются звуки? ( по артикуляции: губы,
язык; воздушная струя )
-Чем похожи звуки? ( согласные, глухие ).
Работа по модели руки.
4. Связь звука с буквой.
- Какой буквой обозначаются звуки: «с»-эс,
«ш»- ша. Дети показывают буквы. Где встречаем такие звуки в природе , в жизни?
- Шипит змея, сдувается шарик: шшшшш
- свистит свисток, чайник: ссссс
- На что похожа буква С ( на полумесяц). Ш (
на забор… ) Картинки( слайд)
5. Работа по развитию фонематического
слуха.
Отгадайте загадку:
- Кто первый встретился на пути?
Бивни – клыки,
толсты, велики.
Хват силен.
Кто же это?... (
Слон)
Он нам приготовил следующее задание.
Мы со звуками играем,
Нужный звук определяем.
( дети, когда услышат звук «с» поднимают
правую руку, а когда звук «ш» - левую руку).
Слова: астра, лиса, сова, барс, ромашка, скат,
осина, утконос, сосна, кошка, мышка, ишак, смородина, маслята, волнушки,
шакал, страус, мишка, аист, кукушка ,клест, свиристели, ласточка, снегирь и т.
д.
6. Работа по развитию навыка звукового
анализа.
Кто встретился на дорожке?
Молчит за нас
работает. (лошадь).
Задание:
-Найди меня!
На картинки
посмотрите
Звуки правильно
найдите.
Слово быстро
назовите.
Определить места
звука в слове.
Закрасьте квадратик, соответствующий месту
звука «с», затем звуку «ш» в слове – названии картинки.
Картинки : ( лиса, сова, слон ), ( кошка,
мышка, мишка)
- Назвать картинку, определить на каком месте
стоит нужный нам звук «с», «ш».
7.Дифференциация звуков в слогах.
Загадка:
Мохнатенькая,
Усатенькая, молочко пьет,
Песенки поет.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.( кошка)
Кошка решили поиграть с гласными звуками
-
Игра с мячом . Произнести отраженно.
са –
ша аш – ас
су –
шу ош - ос
сы –
ш уш - ус
со –
шо ыш – ыс
Добавив слоги: «са»
или «ша»
Ли -, ко -, колба-,
коле -, поло- ,о - ,
су-, но-, Ми- ,
ду-, Да -, ка -…
ФИЗМИНУТКА
Упражнение на дыхание . «Щеки – воздушные
шары».
Надуваем щеки как шарик, вдыхаем воздух
носом, а выдыхаем с закрытым ртом, раздувая щеки. Повторить несколько раз.
8. Дифференциация звуков в словах.
Кто нам встретился на пути?
В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы. ( Лиса)
-Где слышим звук?
Игра фотоохотники. Упражнение на
развитие зрительной памяти.
На мониторе картинки. Как одним словом можно
назвать? ( Животные)
Картинки с животными ( лошадь, кошка, мышка,
лиса, мишка, слон, осел, свинья, собака, росомаха, барсук, тушканчик, лягушка,
шимпанзе, соболь, суслик).
Назовите их:" Кто больше успеет
сфотографировать картинок?( запомнить).
-Сначала назовите животных со звуком «ш»,
затем со звуком «с».
9.Дифференциация звуков в предложении.
Хвост крючком,
Нос пятачком. ( свинья). Это животное нам
приготовило следующее задание: Ответить на вопросы, чтобы в слове были оба
звука:
-
Кто ведет паровоз? ( машинист)
-
Что светит днем? ( солнышко)
-
Кто пасет стадо коров? ( пастушок)
-
Маленькие баранки ( сушки)
-
Маленькие крапинке на лице . ( веснушки)
-
Дорога по которой едут машины. ( шоссе).
10. Работа со словами паронимами. По
описанию отгадать животное.
-
Кто живет на берегу речки? В основном живут в
Австралии. Мех у него гладкий, блестящий, шелковистый, темно – бурого цвета.
Тело, похожее на тело выдры или бобра, а нос похож на утиный клюв. На крутых
берегах , они вырывают себе норы с двумя ходами. Один ход ведет прямо в воду, а
другой на поверхность земли. Питается речными насекомыми. Плавает хорошо , но
долго оставаться в воде не может.
-
Нос как у утки, а хвост , как бобра( утконос).
Это животное приготовило нам следующее задание.
Исправить ошибки:
1) Сладко спит в берлоге…( миска)
На столе с
салатом …( мишка)
2) Сочинил писатель …( башню)
Рисовал художник…(
басню)
3) Положили в чашку …( каску)
Надевал
пожарный…( кашку)
4) Кошка гоняется за …(крысой)
У дома крепкая …(
крыса)
11. Проверка домашнего задания. Дети
загадывают загадки.
1. И петь не поет
, и летать не летает за что его птицей назвали ( страус).
2. Кто один имеет рог? Отгадайте!... (
носорог).
3.Не шагом ходит, не бегает, только прыгает. (Лягушка).
4.Жил был маленький щенок. Он подрос, однако,
и теперь он не щенок
взрослая…(собака).
5.Под полом таится , кошки боится. ( мышь)
6.Он как маленькая лошадь, он упрямый, но
хороший. ( ослик)
III. Итог.
Все задания закончились, мы выполнили их.
Говорили все
красиво,
Смело и
неторопливо,
Повторим мы обязательно,
Что учили на
занятиях.
С какими звуками мы сегодня работали?
Какими буквами эти звуки обозначаются?
Что у них общего?
В чем различия?
Какие задания вам понравились?
Домашнее задание.
Нарисуйте животных, в названиях которых
слышатся звуки «с» и «ш».
Список
литературы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.