МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
г.
Бийск, Алтайский край
Интегрированный
урок литературы и изобразительного искусства в 5 классе на тему:
«Н.В.Гоголь
«Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.»
Учитель
литературы: Гришина С.В.
Учитель
изо: Исмагулова А.А.
2014
г.
Цель:
формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры
учащихся, развитие творческого потенциала как фактора художественного освоения
и преобразования мира в создании коллективно-творческой работы.
Задачи:1)
Показать художественное своеобразие повести Н.В.Гоголя, сочетание реального и
фантастического в повести и в живописи; 2) Развивать творческое воображение
учащихся путем организации нетрадиционного урока; 3) Способствовать воспитанию
у учащихся положительного отношения к трудолюбию, чувства коллективизма.
Ход
урока
1.Оргмомент.
Целеполагание.
2.Чтение и анализ
эпиграфа к уроку:
…
Едва ли есть высшее из наслаждений,
Как
наслаждение творить.
Н.В.Гоголь.
Учитель литературы:
- Как вы понимаете слово
«творить»?
/ Создавать, заниматься
творчеством/
Я надеюсь, что
сегодняшний урок станет уроком творчества. Итогом будет ваша творческая работа,
которую вы выполните в группах. Но сначала мы обратимся к тексту повести,
постараемся открыть для себя удивительный мир, созданный великим мастером, и
испытать радость этого открытия.
3.Работа с текстом
повести.
Беседа.
- Вспомните, что
случилось однажды с дедом, когда он пошел танцевать?
Слайд 1.
Прочитаем отрывок из
повести. Чтение отрывка учителем, прослушивание фоновой мелодии.
- Что необычного было в
этом месте? Почему его назвали «заколдованным»?
- Что росло на
заколдованном месте?
- Как дед попал в
заколдованное место во второй раз?
Слайд 2
- Как вы понимаете слово
«реальное»?
Запись: реальное –
действительное.
- Что в воспоминаниях
деда выглядит как реальное событие?
( Рассказ подготовленного
ученика)
- Как вы понимаете слово
«фантастическое»?
Запись: фантастическое-
вымышленное.
- Что представляется нам
в повести как фантастическая история?
Задание:
прочитать отрывок из повести, где содержится фантастическое.
-
Какое чувство испытал дед, попав в заколдованное место? Удалось ли чтецу
передать это чувство?
Учитель изо.
Работа с терминами
«иллюстрация», «колорит».
- Обратимся, ребята, к иллюстрациям
и посмотрим, как художнику М. Клодту удалось показать заколдованное место.
Слайд 3,4.
- Какими средствами
показана необычность этого места?
/Колорит, рисунок, цвет,
движение, позы/
Учитель литературы:
- Обратимся вновь к
тексту повести. Можете ли вы сказать теперь. В чем ее своеобразие?
Запись: своеобразие
повести – в сочетании реального и фантастического.
В этом - мастерство
Гоголя - писателя.
- Страшно ли было читать
и слушать историю деда?
- В какой момент мы
начинаем смеяться над незадачливым кладоискателем?
- Почему деду достался
котел с мусором?
Запись: легкого
богатства не бывает, истинно лишь то, что добыто трудом.
Физкультминутка.
Учитель литературы:
- Мы наблюдали за тем, с
каким искусством писатель показывает нам реальный и фантастический мир с
посредством слова. Но познавать мир можно и другими средствами, например, с
помощью красок.
Учитель изо:
- А
теперь, ребята, посмотрим, как дети представили в рисунках загадочное место.
(Знакомство с детскими
рисунками, на которых изображено загадочное место).
-
Предлагаю вам 4 пейзажа в разном колорите, разного содержания.
Задание: реальное
изображение превратить в фантастическое.
4.Творческую работу
учащиеся выполняют по группам. Звучит фоновая мелодия. Работы вывешиваются на
доску, проводится защита работ.
Подведение итогов урока.
-Что нового вы узнали?
Чему научились?
Учителя называют оценки,
комментируют работу учащихся.
Домашнее задание:
написать рассказ фантастического содержания на тему «Как я однажды…».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.