Главная / Начальные классы / КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия для 1 класса «Путешествие с Хомячком».

КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия для 1 класса «Путешествие с Хомячком».

КОНСПЕКТ


открытого

коррекционно-развивающего занятия,


проведённого в 1 классе школы № 410 (Надомного обучения)

30 ноября 2005 года


учителем - дефектологом Мартаковой Екатериной Юрьевной

hello_html_31562cd.gif

hello_html_1a1e6742.gif






Тема занятия: «Путешествие с Хомячком».

* на занятии осуществляется связь с программным материалом по математике; реализуются элементы взаимодействия с учителем и другими специальными педагогами (психологом, логопедом).


Цели:

  1. Коррекционно-развивающие:

  • развитие слухового и зрительного внимания;

  • тренировка слуховой и зрительной памяти;

  • упражнения в пространственной ориентировке на листе в клетку;

  • активизация мышления (анализ, синтез, сравнение);

  • обогащение словаря, развитие речи;

  • обучение элементам самоконтроля;

  • пропедевтическая работа по обучению планированию деятельности.


  1. Образовательные:

  • закрепление знания цифр от 1 до 7;

  • закрепление умения использовать порядковый счёт;

  • закрепление знания (правильного называния и вычерчивания) геометрических фигур «квадрат» и «прямоугольник».


  1. Воспитательные:

  • приучение к самостоятельности;

  • закрепление умения организованно помогать одноклассникам;


Оборудование.

У учащихся: - тетрадь

- простой карандаш

- ластик

- синяя ручка

У учителя – дефектолога:

Для доски

Иллюстрация Хомячка, два листа из «Альбома настроения», иллюстрация «Птичка» /геометрическая мозаика, изображения домашних животных (лошадь, курица, корова, коза, овца, свинья, утка), рисунки, дублирующие рисунки из мешочков.


Раздаточный материал

«Конверты настроения» (по количеству учащихся, тканые мешочки с различными видами застёжек (с заданиями от Хомячка), конверты с геометрической мозаикой «Птичка» (в них дифференцированно начатые работы + к ним детали мозаики).


Аудиозаписи

  1. «Деревенский двор».

  2. Голоса животных (лошадиное ржание, куриное кудахтанье, гагаканье гусей, мычание коровы, блеянье козы и овцы, хрюканье свиньи).

План занятия:


  1. Организация учащихся.

  2. Определение настроения на момент начала занятия.

  3. Речедвигательное упражнение «Хомячок». Введение в тему.

  4. Работа в тетрадях:

а) игра «Пчёлка»;

б) игра «Поезд»;

в) графический диктант «Маршрут поезда»;

г) словарная работа со словом «туман».

  1. Динамическая пауза.

  2. Задания на развитие слухового и зрительного внимания; слуховой памяти:

а) прослушивание а/з (для определения, где остановился поезд);

б) прослушивание а/з голосов животных;

в) работа со зрительным рядом (изображения животных.

  1. Динамическая пауза.

  2. Работа с геометрической мозаикой.

  3. Игра «Карусели»:

а) показ игры детьми;

б) игра с гостями.

  1. Определение настроения на момент окончания занятия.

  2. Подведение итогов

(работа с получившимся на доске картинным планом занятия).


ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ НА МОМЕНТ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ


hello_html_dc8c888.gif




1 лист из «Фотоальбома настроения»






* Свободное пространство доски заполняется по

ходу занятия картинным планом.


2 лист из «Фотоальбома настроения»

hello_html_m294b5e27.gif

hello_html_m294b5e27.gif



оhello_html_3db4db0d.gifhello_html_3db4db0d.gifhello_html_3db4db0d.gif





Цветной поезд




Зрительный ряд

«домашние животные

братная сторона обратная сторона










Ход занятия


  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.

При проверке готовности к занятию 1 уч-ся по просьбе учителя-дефектолога раздаёт каждому ребёнку клей-карандаш, 1 уч-ся раздаёт «конверты настроения»


  1. Определение настроения на момент начала занятия.

Учащиеся по указанию учителя-дефектолога открывают «конверты настроения», выбирают соответствующий рисунок и выходят к доске, приклеивают его на 1-ый лист настроения.

Учитель. Сложите остальные карточки в конверт и поставьте его в подставку, этот конверт ещё сегодня вам пригодится.


  1. Речедвигательное упражнение «Хомячок».

Учитель. Встаньте справа от своих парт. Выполняем упр. «Хома».

Дети вместе с учителем-дефектологом выполняют речедвигательное упражнение. Сопровождая слова соответствующими движениями:

Хома – хома – хомячок,

Полосатенький бочок.

Хома рано встаёт,

Моет лапки,

Ушки трёт.

Подметает Хома хатку

И выходит на зарядку:

Раз-два-три-четыре-пять,

Хочет Хома сильным стать.

Учитель. Как вы думаете, почему сегодняшнее занятие начинаем с этого упражнения?

Дети. Мы опять будем путешествовать с Хомячком.

У. Вы правильно догадались. Сегодня проводить занятие мне поможет наш давний знакомый – Хомячок.

Учитель-дефектолог прикрепляет рис. Хомячка в левом верхнем углу доски.

Введение в тему.

У. Сегодня Хомячок приготовил вам сюрприз. Он оставил задания вот в таких мешочках, (учитель-дефектолог показывает поднос с набором мешочков).

Чтобы узнать задание. Нужно открыть мешочек, достать то. Что в нём спрятано, и попробовать догадаться, что хотел вас попросить сделать Хомячок. Открывать мешочки нужно по порядку, на них есть номера. Какой мешочек будем открывать сначала?

Д. Первый.

У. ….(называет по имени ребёнка), иди, открой.

Ребёнок выходит к доске, находит среди мешочков мешочек с номером 1. Открывает, достает карточку с рис. «Пчёлка».

У. Кого ты видишь на рисунке?

Р. Здесь нарисована пчёлка.

Ребёнок садится на место.

Учитель-дефектолог показывает аналогичный рисунок большего формата всем учащимся и просит сравнить с рисунком из мешочка.

Д. Эти рисунки одинаковые.

Учитель-дефектолог прикрепляет рис. Пчёлки за рис. Хомячка.

У. Ребята, как вы думаете, в какую игру приглашает нас поиграть Хомячок?

Д. Хомячок хочет, чтобы мы поиграли в «Пчёлку».

У. Что нужно сделать для игры?

Д. Нарисовать поля.



  1. Работа в тетрадях:

1. Запись числа;


а) игра «Пчёлка»:

- подготовка полей для игры в «Пчёлку» (вычерчивание квадратов со стороной 3 клетки);

- повторений условий и правил игры;

- игра (* в процессе игры проводится анализ пространственных отношений точки и крестика в каждом поле);

После завершения игры проводится сопоставление и сравнение получившихся рисунков.

У. Выполнили задание Хомячка?

Д. Да, выполнили.

У. Значит, можно открывать следующий мешочек. Какой мешочек нужно открыть?

Д. Второй.

У. ….(называет по имени ребёнка), иди, открой.

Ребёнок выходит к доске, находит среди мешочков мешочек с номером 2. Открывает, достает карточку с рис. «Паровоз».

У. Что ты видишь на рисунке?

Р. На рисунке изображён паровоз.

Ребёнок садится на место.

Учитель-дефектолог показывает аналогичный рисунок большего формата всем учащимся и просит сравнить с рисунком из мешочка.

Д. Эти рисунки одинаковые.

Учитель-дефектолог прикрепляет рис. Паровоза за рис. Пчёлки.

У. Ребята, а что нужно сделать, чтобы получился поезд?

Д. Нужно к паровозу прицепить вагончики.


б) игра «Поезд»:

У. Нарисуйте в тетрадях 5 вагончиков.

Предварительно повторяется инструкция, по которой дети ранее выполняли такую работу.

Дети рисуют в тетрадях простым карандашом 5 прямоугольников-вагончиков.

У. Пора узнать, что Хома спрятал в следующем мешочке? Какой мешочек нужно открыть?

Д. Третий.

У. ….(называет по имени ребёнка), иди, открой.

Ребёнок выходит к доске, находит среди мешочков мешочек с номером 3. Открывает, достает карточку с рис. «Цветные карандаши».

У. Что ты видишь на рисунке?

Р. На рисунке – цветные карандаши.

Ребёнок садится на место.

Учитель-дефектолог показывает аналогичный рисунок большего формата всем учащимся и просит сравнить с рисунком из мешочка.

Д. Эти рисунки одинаковые.

Учитель-дефектолог прикрепляет рис. «Цветные карандаши» после рис. Паровоза.

У. Ребята, как вы думаете, что просит вас сделать Хома?

Д. Раскрасить вагончики цветными карандашами.

У. Возьмите синий карандаш. Раскрасьте второй вагон.

Дети выполняют инструкцию в тетрадях.

У. Возьмите красный карандаш. Раскрасьте вагон слева от синего.

Дети выполняют инструкцию в тетрадях.

У. Возьмите зелёный карандаш. Раскрасьте вагон справа от синего.

Дети выполняют инструкцию в тетрадях.

У. Коричневым цветом раскрасьте последний вагон.

Все вагоны раскрасили?

Д. Нет. Не все.

У. Какой вагон остался нераскрашенным?

Д. …..отвечают.

У. А знаете, Хомячок предлагает вам самостоятельно себя проверить. Сравните свои вагончики с образцом Хомы.

Учитель-дефектолог открывает обратную сторону левой стороны доски с заготовкой образца «Цветной поезд».

У. Сравните, и у кого получилось так же, на полях напротив вагончиков поставьте +.

Учащиеся выполняют инструкцию.

После самопроверки доска возвращается в исходное положение.

У. Какой мешочек должен быть следующим?

Д. Четвёртый.

У. ….(называет по имени ребёнка), иди, открывай.

Ребёнок выходит к доске, находит среди мешочков мешочек с номером 4. Открывает, достает карточку с рис., где простой карандаш ведёт линию.

У. Что изображено на рисунке?

Р. На рисунке изображен простой карандаш. Он ведёт линию.

Ребёнок садится на место.

Учитель-дефектолог показывает аналогичный рисунок большего формата всем учащимся и просит сравнить с рисунком из мешочка.

Д. Эти рисунки одинаковые.

Учитель-дефектолог прикрепляет рисунок за рис. «Цветные карандаши».

У. Ребята, как вы думаете, какое задание «спрятал» Хомячок в этом рисунке?

Д. «Графический диктант».


в) графический диктант «Маршрут поезда»:

У. Хома оставил мне маршрут нашего поезда. Я вам его продиктую, вы выполните в тетрадях.

Учащиеся выполняют графический диктант по аудиальной инструкции: две вниз, две вправо, две вверх, две вправо и т. д. (примерно до середины строки).

У. Стоп. Остановитесь. Знаете, почему наш поезд остановился? Он не может ехать дальше, потому что попал в туман.

А кто-нибудь из вас может объяснить. Что такое туман?


г) словарная работа со словом «туман»:


Д. …..отвечают.

У. Даёт определение слова «туман».


V. Динамическая пауза.

У. Поезд из-за тумана остановился. И мы с вами давайте отдохнём.

Проводится физминутка:

Ручками захлопали: раз-два-три!

Ножками затопали: раз-два-три!

Повернулись влево,

Повернулись вправо: раз-два-три!

Раз-два: выше голова,

Три-четыре: плечи шире,

Пять-шесть: тихо сесть.


VI. Задания на развитие слухового и зрительного внимания; слуховой памяти.


У. Немного отдохнули. Пора открывать следующий мешочек. Какой он по счёту?

Д. Пятый.

У. ….(называет по имени ребёнка), иди, открой.

Ребёнок выходит к доске, находит среди мешочков мешочек с номером 5. Открывает, достает карточку с рис. «Ухо».

У. Что это такое изображено?

Р. …отвечает.

Ребёнок садится на место.

Учитель-дефектолог показывает аналогичный рисунок большего формата всем учащимся и просит сравнить с рисунком из мешочка.

Д. Эти рисунки одинаковые.

Учитель-дефектолог прикрепляет рис. Уха в ряд.

У. Ребята, как вы думаете, что может обозначать этот рисунок?

Д. …..отвечают. (Необходимо, чтобы они сказали, что нужно будет внимательно слушать).

У. Да. Мы будем, выполняя задания хомячка, тренировать слуховое внимание и слуховую память. Вы помните, почему поезд остановился и не смог ехать дальше?

Д. Из-за тумана.

У. А когда кругом туман, почти ничего не видно, но очень хорошо слышны все звуки. И Хома просит вас по звукам, которые вы сейчас услышите, попробовать определить: где остановился поезд: в городе или в деревне?

а) прослушивание а/з («Деревенский двор»);

У. Где же остановился поезд?

Д. …..отвечают, обосновывая свои ответы.

У. Вы правильно определили, что поезд остановился в деревне. Попробуйте теперь узнать и запомнить по порядку, каких Хома услышал животных.

б) прослушивание а/з голосов животных:

- лошадь

- куры

- гуси

- корова

- коза

- овца

- свинья

У. Каких животных узнали?

Д. …..отвечают.

в) работа со зрительным рядом (изображения животных:

У. А вы знаете. Хома придумал следующее задание. Но чтобы его узнать, нужно открыть следующий мешочек. Какой он по счёту?

Д. Шестой.

У. ….(называет по имени ребёнка), иди, открой.

Ребёнок выходит к доске, находит среди мешочков мешочек с номером 6. Открывает, достает карточку с рис. глаза.

У. Что ты видишь на рисунке?

Р. Здесь нарисован глаз.

Ребёнок садится на место.

Учитель-дефектолог показывает аналогичный рисунок большего формата всем учащимся и просит сравнить с рисунком из мешочка.

Д. Эти рисунки одинаковые.

Учитель-дефектолог прикрепляет рис. «Глаз» в ряд рисунков.

У. Чтобы это могло значить?

Д. …..отвечают.

У. Действительно, если рис. Уха обозначал тренировку слухового внимания и слуховой памяти, то рис. Глаза значит, что сейчас при выполнении следующего задания вы будете тренировать зрительное внимание и зрительную память. Хома решил проверить, умеете ли вы быть внимательными. Он составил вот такой ряд из картинок.

Учитель-дефектолог открывает обратную сторону правой стороны доски с заготовкой зрительного ряда «Домашние животные: лошадь, корова, курица, свинья, овца, коза).

У. рассмотрите внимательно и скажите, изображения всех животных. Чьи голоса вы слышали, есть на доске?

Д. …..отвечают. (Не хватает гуся).

Учитель-дефектолог добавляет к картинкам пустую карточку (на обратной стороне которой изображена утка).

У. Давайте теперь попробуем вспомнить, в каком порядке звучали голоса этих животных?

Под руководством (и в случае необходимости с помощью) учителя-дефектолога учащиеся восстанавливают зрительный ряд в соответствии с прослушанным ранее звуковым рядом.

У. Посмотрите внимательно на ряд, постарайтесь запомнить. Теперь закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Учитель в это время убирает рисунок курицы, переворачивает рисунок утки.

У. Откройте глаза. Что изменилось?

Д. …..отвечают.


Доска возвращается в исходное положение.


VII. Динамическая пауза.


У. А вы знаете, пока мы с вами играли, выполняли задания хомячка, ветерок разогнал туман. Даже стало видно. Как качаются деревья.

Проводится физминутка «Деревцо».


  1. Работа с геометрической мозаикой.

У. А вы знаете. У нас остался ещё мешочек. Какой же он будет по счёту?

Д. Седьмой.

У. Вы все уже открывали, теперь открою я.

Учитель-дефектолог открывает мешочек. Достаёт рис. «Геометрическая мозаика».

У. Тут нарисовано что-то непонятное.

Учитель-дефектолог вывешивает аналогичный рисунок большего формата на доску в ряд рисунков.

У. Что же может обозначать этот рисунок?

Д. …..отвечают.

У. Следующая работа – работа с геометрической мозаикой.

Учитель-дефектолог вывешивает на доску под рис. «Геометрическая мозаика» образец «Птичка» и раздаёт детям конверты с элементами мозаики и основы с начатыми работами.

У. Сегодня вам нужно внимательно рассмотреть образец и на аппликации, которую вы только что получили, добавить (приклеить) недостающие детали. Их вы найдёте в конверте с рис. «Геометрическая мозаика».

Учащиеся выполняют задание. В случае необходимости учитель-дефектолог оказывает детям нужную помощь.


  1. Игра «Карусели».

У. Все закончили? Хорошо. Поставьте получившиеся работы в подставку. Пока вы работали, Хома принёс ещё один мешочек. Посмотрите.

Учитель-дефектолог показывает детям мешочек другого размера и цвета.

Проводится сравнение этого мешочка со всеми остальными.

У. Давайте попросим наших гостей открыть этот мешочек.

Один из гостей открывает мешочек. Достаёт иллюстрацию «Ладошки». Описывает, что он видит на рисунке. Показывает рисунок детям.


Проводится сравнение рис. Из мешочка с рис. для доски «Ладошки и карусели».


Учитель-дефектолог вывешивает на доску в ряд рисунков рис. «Ладошки и карусели».


У. Дорогие гости, мы с ребятами хотим поделиться с вами очень интересной игрой. Называется она «Карусели».


Игра «Карусели»:

а) показ игры детьми;

б) игра с гостями.


Х. Определение настроения на момент окончания занятия.

Заполнение на доске 2-го листа из «Фотоальбома настроения»


  1. Подведение итогов.

Проводится работа с получившимся на доске картинным планом занятия.





9


КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия для 1 класса «Путешествие с Хомячком».
  • Начальные классы
Описание:

Тема занятия: «Путешествие с Хомячком».

* на занятии осуществляется связь с программным материалом по математике; реализуются элементы взаимодействия с учителем и другими специальными педагогами (психологом, логопедом). 

Цели:

1.      Коррекционно-развивающие:

·         развитие слухового и зрительного внимания;

·         тренировка слуховой и зрительной памяти;

·         упражнения в пространственной ориентировке на листе в клетку;

·         активизация мышления (анализ, синтез, сравнение);

·         обогащение словаря, развитие речи;

·         обучение элементам самоконтроля;

·         пропедевтическая работа по обучению планированию деятельности.

 

2.      Образовательные:

·         закрепление знания цифр от 1 до 7;

·         закрепление умения использовать порядковый счёт;

·         закрепление знания (правильного называния и вычерчивания) геометрических фигур «квадрат» и «прямоугольник».

 

3.      Воспитательные:

·    приучение к самостоятельности;

·   закрепление умения организованно помогать одноклассникам;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Мартакова Екатерина Юрьевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1063
Номер материала 9305
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓