Тема:
Знакомство с рассказом Н. Носова «Живая шляпа».
Цель: Учить детей понимать юмор
ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его
композиции, отличие от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение
и окончание рассказа.
Материал: Лист бумаги, разделенный на
три части, на каждого ребенка, цветные карандаши, иллюстрированная книга Н.
Носова «Живая шляпа».
Ход занятия:
1). Воспитателем
зачитывается отрывок из любого стихотворения; затем отрывок РНС «Колобок»,
выясняется, чем эти произведения отличаются друг от друга. Происходит
закрепление понятий литературных жанров, сказка и стихотворение. Стихотворение
пишет поэт, оно состоит из коротких строчек, которые содержат рифму. А сказка
написана либо писателем, либо народом. В сказке происходят чудеса, есть наличие
сказочных животных, персонажей. В сказке есть зачин, начало: «Жили - были», «В
тридесятом царстве» и т.д., также есть не обычная концовка: «Стали они жить –
поживать и добра наживать», «Кто слушал - молодец , тут и сказочки – конец» и
т.д..
На этом занятии дети знакомятся
с рассказом, еще один литературный жанр. Рассказ – это история, которая
произошла в жизни на самом деле, или могла произойти бы. Рассказ пишет писатель,
в рассказе нет чудес, сказочных выражений и персонажей, в рассказах животные не
разговаривают и не ведут себя, как в сказках.
2). Воспитатель зачитывает рассказ Н.
Носова «Живая шляпа», рассматриваются иллюстрации книги. После чтения
проводится беседа о прочитанном, дети отвечают на вопросы: - Кто главные
герои? – Смешная ли эта история? – Что вам показалось самым смешным? – Почему
мальчики подумали, что шляпа живая? – Расскажите, как мальчики испугались. –
Как они узнали секрет шляпы?- Рассказ называется «Живая шляпа», как по-другому
можно назвать этот рассказ?
3).Физкультминутка «Снежки».
Представляем, что мы сейчас на улице,
выпал первый снежок. Нам захотелось поиграть в снежки, вспомним, как ребята из
рассказа «обстреливали» шляпу картошкой, постараемся это представить.
Выполняются движения – наклон, сбор снега руками, лепка снежка, бросок,
исходное положение. (3 раза).
4). Знакомство детей с композицией
рассказа.
В каждом произведении,
(стихотворение, сказка, рассказ), есть своя композиция, как бы схема построения
– начало, середина, конец. Воспитатель обращает внимание детей на лист бумаги,
разделенный на три части. Воспитатель приводит пример на РНС «Колобок». В
первой части листа – рисуем колобок на блюдечке (испекли, остывает). Во второй
части листа – рисуем лес, тропинку на ней колобок (он отправился
путешествовать). В третьей части – рисуем мордочку лисы, колобок сидит на носу
(колобок исполняет свою песенку в последний раз).
Воспитатель с детьми разбирают
композицию рассказа Н. Носова «Живая шляпа» - начало, середина, конец. Детям
предлагается самостоятельно назвать части композиции и изобразить на листе.
После самостоятельной работы детей, делается анализ совместно с воспитателем на
доске.
В первой части листа – рисуем шляпу,
лежащую на комоде, кот, сидящий на полу, летающую муху. Во второй части листа –
рисуем шляпу, из--под которой торчит кошачий хвост. В третьей части – рисуем
кота, перевернутую шляпу, разбросанную картошку на полу. (Вариант,
представленный воспитателем не обязателен, у детей может быть свой. Проверяется
правильность последовательности частей композиции.)
5).Предлагается новое задание детям –
«Придумайте окончание рассказа».
Воспитатель зачитывает начало и
середину рассказа: «Однажды летом, дети пошли в лес собирать ягоды. День был
солнечный. Нашли полянку, на ней было ягод видимо - невидимо. Бросились дети
собирать их: кто в рот, кто в кувшин, кто в корзинку, кто в ведерко. Много ягод
собрали. Устали, решили отдохнуть. Сели под кустик перекусить, тем ,что принесли
с собой, кто чай в термосе, бутерброды, кто сок с печеньем. Перекусили и легли
на травку. И вдруг……». Что случилось дальше, и чем закончилась эта история,
предлагается придумать детям. Напоминается, что нужно придумать окончание
рассказа, а не сказки. Выслушивается 2-3 варианта окончания рассказа детей,
если возникли трудности, воспитатель помогает.
6). Вывод: Вспомнить рассказ, с
которым мы сегодня знакомились, писателя, о чем содержание произведения. Чем
отличается рассказ от сказки, от стиха? Каждое литературное произведение имеет
композицию, строение – начало, середину и конец.
Спрашивается, понравилось ли занятие
детям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.