Главная / Другое / Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Живая шляпа».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Живая шляпа».

Тема: Знакомство с рассказом Н. Носова «Живая шляпа».

Цель: Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличие от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа.

Материал: Лист бумаги, разделенный на три части, на каждого ребенка, цветные карандаши, иллюстрированная книга Н. Носова «Живая шляпа».

Ход занятия:

1). Воспитателем зачитывается отрывок из любого стихотворения; затем отрывок РНС «Колобок», выясняется, чем эти произведения отличаются друг от друга. Происходит закрепление понятий литературных жанров, сказка и стихотворение. Стихотворение пишет поэт, оно состоит из коротких строчек, которые содержат рифму. А сказка написана либо писателем, либо народом. В сказке происходят чудеса, есть наличие сказочных животных, персонажей. В сказке есть зачин, начало: «Жили - были», «В тридесятом царстве» и т.д., также есть не обычная концовка: «Стали они жить – поживать и добра наживать», «Кто слушал - молодец , тут и сказочки – конец» и т.д..

На этом занятии дети знакомятся с рассказом, еще один литературный жанр. Рассказ – это история, которая произошла в жизни на самом деле, или могла произойти бы. Рассказ пишет писатель, в рассказе нет чудес, сказочных выражений и персонажей, в рассказах животные не разговаривают и не ведут себя, как в сказках.



2). Воспитатель зачитывает рассказ Н. Носова «Живая шляпа», рассматриваются иллюстрации книги. После чтения проводится беседа о прочитанном, дети отвечают на вопросы: - Кто главные герои? – Смешная ли эта история? – Что вам показалось самым смешным? – Почему мальчики подумали, что шляпа живая? – Расскажите, как мальчики испугались. – Как они узнали секрет шляпы?- Рассказ называется «Живая шляпа», как по-другому можно назвать этот рассказ?



3).Физкультминутка «Снежки».

Представляем, что мы сейчас на улице, выпал первый снежок. Нам захотелось поиграть в снежки, вспомним, как ребята из рассказа «обстреливали» шляпу картошкой, постараемся это представить. Выполняются движения – наклон, сбор снега руками, лепка снежка, бросок, исходное положение. (3 раза).



4). Знакомство детей с композицией рассказа.

В каждом произведении, (стихотворение, сказка, рассказ), есть своя композиция, как бы схема построения – начало, середина, конец. Воспитатель обращает внимание детей на лист бумаги, разделенный на три части. Воспитатель приводит пример на РНС «Колобок». В первой части листа – рисуем колобок на блюдечке (испекли, остывает). Во второй части листа – рисуем лес, тропинку на ней колобок (он отправился путешествовать). В третьей части – рисуем мордочку лисы, колобок сидит на носу (колобок исполняет свою песенку в последний раз).

Воспитатель с детьми разбирают композицию рассказа Н. Носова «Живая шляпа» - начало, середина, конец. Детям предлагается самостоятельно назвать части композиции и изобразить на листе. После самостоятельной работы детей, делается анализ совместно с воспитателем на доске.

В первой части листа – рисуем шляпу, лежащую на комоде, кот, сидящий на полу, летающую муху. Во второй части листа – рисуем шляпу, из--под которой торчит кошачий хвост. В третьей части – рисуем кота, перевернутую шляпу, разбросанную картошку на полу. (Вариант, представленный воспитателем не обязателен, у детей может быть свой. Проверяется правильность последовательности частей композиции.)



5).Предлагается новое задание детям – «Придумайте окончание рассказа».

Воспитатель зачитывает начало и середину рассказа: «Однажды летом, дети пошли в лес собирать ягоды. День был солнечный. Нашли полянку, на ней было ягод видимо - невидимо. Бросились дети собирать их: кто в рот, кто в кувшин, кто в корзинку, кто в ведерко. Много ягод собрали. Устали, решили отдохнуть. Сели под кустик перекусить, тем ,что принесли с собой, кто чай в термосе, бутерброды, кто сок с печеньем. Перекусили и легли на травку. И вдруг……». Что случилось дальше, и чем закончилась эта история, предлагается придумать детям. Напоминается, что нужно придумать окончание рассказа, а не сказки. Выслушивается 2-3 варианта окончания рассказа детей, если возникли трудности, воспитатель помогает.



6). Вывод: Вспомнить рассказ, с которым мы сегодня знакомились, писателя, о чем содержание произведения. Чем отличается рассказ от сказки, от стиха? Каждое литературное произведение имеет композицию, строение – начало, середину и конец.

Спрашивается, понравилось ли занятие детям.



Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Живая шляпа».
  • Другое
Описание:

Цель: Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличие от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа.

Материал: Лист бумаги, разделенный на три части, на каждого ребенка, цветные карандаши, иллюстрированная книга Н. Носова «Живая шляпа».

Ход занятия:

1). Воспитателем зачитывается отрывок из любого стихотворения; затем отрывок РНС «Колобок», выясняется, чем эти произведения отличаются друг от друга. Происходит закрепление понятий литературных жанров, сказка и стихотворение. Стихотворение пишет поэт, оно состоит из коротких строчек, которые содержат рифму. А сказка написана либо писателем, либо народом. В сказке происходят чудеса, есть наличие сказочных животных, персонажей. В сказке есть зачин, начало: «Жили - были», «В тридесятом царстве» и т.д., также есть не обычная концовка: «Стали они жить – поживать и добра наживать», «Кто слушал - молодец , тут и сказочки – конец» и т.д..

На этом занятии дети знакомятся с рассказом, еще один литературный жанр. Рассказ – это история, которая произошла в жизни на самом деле, или могла произойти бы. Рассказ пишет писатель, в рассказе нет чудес, сказочных выражений и персонажей, в рассказах животные не разговаривают и не ведут себя, как в сказках.

Автор Манукян Ануш Робертовна
Дата добавления 17.03.2016
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 671
Номер материала MA-065694
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓