Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования Центр детского творчества г.Оренбург
КОНСПЕКТ
занятия
по формированию элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в стране «Математика».
Подготовила:
Пдо первой квалификационной
категории Курина О.М.
|
г. Оренбург
2016 г.
Цель: формирование математического мышления,
развитие логики. Задачи:
Обучающие:
-упражнять в
ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе
бумаги;
-закрепить название
геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, ромб,
трапеция);
-закрепить название
дней недели, их последовательность;
-совершенствовать
навыки прямого и обратного счета до 20, умение определять количественные
отношения между числами в пределах 20, делать соответствующую «запись» при
помощи цифр и знаков;
-закреплять умение
называть предыдущее и последующее число;
-совершенствовать
умения составлять и решать задачи.
Развивающие:
-развивать образное и
пространственное мышление; мелкую моторику рук; речь детей, упражнять в
согласовании существительных с числительными.
Воспитательные:
-воспитывать интерес
к математике, настойчивость в достижении цели.
Оборудование: доска, картинка с лугом, корона и мантия для Феи Математики; на
каждого ребенка карточки для цифр, по одному листу в клетку, простые карандаши,
цифры и знаки.
Дидактические
игры: «Какой цифры не
стало?», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови скорей», «Считай
дальше», «Живая неделя»; с геометрическими фигурами: «Найди фигуру», «Построй
фигуру».
Организация и методика проведения непосредственно
образовательной деятельности:
Дети встают возле
педагога, педагог показывает «волшебную» палочку и говорит:
- Ребята, у меня есть «волшебная» палочка,
сейчас с ее помощью мы попадем в волшебную страну «Математика», а я превращусь
в Фею Математики. Закройте глаза. Раз, два, три в волшебную страну попади. (Педагог
надевает корону и мантию для Феи Математики и продолжает занятие).
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по
стране «Математика», будет очень интересно.
Ребята,
встаньте в круг, поиграем с вами в игру «Дни недели».
(Бросаю мяч детям,
они отвечают на вопросы, по очереди.)
Вопросы:
1.
назови все дни недели по
порядку;
2.
какой сегодня день недели;
3.
какой день недели был
вчера;
4.
какой день недели будет
завтра;
5.
какой день недели после
четверга;
6.
какой день недели перед
вторником;
7.
назовите первый день
недели;
8.
назови последний день
недели;
9.
назови день недели между
вторником и четвергом.
Педагог: Хорошо, все с заданием справились.
А сейчас
мы с вами поиграем в игру «Встань, где я скажу».
- Саша, встань возле
меня.
- Степа, встань за
Сашей.
- Кирилл, встань
впереди Саши.
- Настя, между
Кириллом и Сашей.
- Катя, встань рядом
со Степой.
- Дима, встань между
Катей и Степой.
- Матвей, за Димой.
- Вова, перед Димой.
- Матвей, встань
возле Вовы.
(Педагог: спрашиваю
каждого ребенка: «Где ты стоишь?»)
Примерные ответы
детей: Я стою за Сашей. Я
стою впереди Кати. Я стою между Кириллом и Сашей и т.д.
П: Молодцы ребята, вы все правильно отвечали,
присаживайтесь за столы.
(Дети садятся за столы).
П: Перед вами на столе цифры от 1 до20. Выложите
на столах числовой ряд. Проверьте задание друг у друга. (Дети проверяют).
Посчитайте от 1 до 20. Будьте внимательны, один начинает счет, другие дети
будут продолжать, следите за счетом. Молодцы, а теперь обратный счет от 20 до
1. (Дети считают по очереди). Хорошо, с заданием все справились.
П: А сейчас назовите предыдущее и последующее
число. Вначале называем предыдущее число, затем последующее. (Называю числа,
дети отвечают).
Ответы детей:
Предыдущее число 3,
последующее 5.
Вы хорошо умеете
считать, молодцы.
П: Посмотрите, у меня на доске есть знаки. Как
они называются?
Ответы детей: Знак больше, знак меньше.
П: Что мы с их помощью показываем?
Ответы детей: Какое число больше, меньше.
П: Положите числа 7 и 8 на вторую полоску,
поставьте между этими числами нужный знак, прочитайте запись. (Дети читают:
семь меньше восьми).
Поменяйте местами
числа и поставьте знак, прочитайте запись. (Дети читают: восемь больше
семи).
Предлагаю выдвинуть
числа 13 и 14, поставить между ними знак, прочитать запись. Поменяйте местами
числа и поставьте знак, прочитайте запись. Сложите цифры и знаки на место.
П: Молодцы справились. А сейчас мы проведем
веселую переменку. (Дети выходят в середину групповой комнаты.)
Физминутка: «Две минутки»
|
Если мы чуть-чуть устанем,
Мы на две минутки
встанем.
Мы потянемся
сначала,
Повернемся влево -
вправо.
Мы наклонимся разок
И достанем свой
носок.
Раз, два присели
вниз,
три, четыре –
поднялись.
А теперь шагаем
вместе
На одном и том же
месте.
Можем тихо постоять
Отдохнуть и задачки
порешать.
|
(Дети делают физминутку)
П: Присаживайтесь за столы. Отдохнули, а теперь решим
задачи.
(Вывешиваю на доску картинку).
Задача № 1. На лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще 1 бабочка.
Сколько бабочек стало на лугу?
П: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу
было 5 бабочек, к ним прилетела еще одна бабочка). Какой вопрос в задаче? (Дети:
сколько бабочек стало на лугу?) Назовите решение задачи. (Дети: 5
бабочек прибавить одну бабочку получиться 6 бабочек.) «Запишите» эту задачу
с помощью цифр и знаков. (5+1=). Решите задачу. (5+1=6)
П: Какой ответ у этой задачи?
Ответы детей: 6 бабочек.
П: Хорошо.
Задача № 2.
П: Подумайте и составьте задачу на вычитание по
этой же картинке.
(Дети составляют задачу.)
П: Кто
составил задачу?
Ответы детей: На лугу было 6 бабочек, 1 улетела. Сколько
бабочек осталось?
П: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу
было 6 бабочек, 1 улетела). Какой вопрос в задаче. (Дети: сколько
бабочек осталось?)
Назовите решение
задачи. (От 6 бабочек отнять одну бабочку получиться 5 бабочек.) «Запишите»
эту задачу с помощью цифр и знаков. (6-1=). Решите задачу. (6-1=5)
П: Какой ответ у этой задачи?
Ответы детей: 5 бабочек.
П: Молодцы ребята, вы хорошо решаете задачи.
А сейчас пальчиковая
гимнастика. (Дети делают пальчиковую гимнастику «Пчела»).
Прилетела к нам
вчера, полосатая пчела (Дети машут кистями рук).
А за нею шмель-шмелек
и веселый мотылек
Два жука и стрекоза
(загибают пальцы на каждое насекомое)
Как фонарики глаза.
Полетали, пожужжали,
(машут кистями рук).
От усталости упали.
(кладут руки на стол).
П: Молодцы. Возьмите лист и карандаш, сейчас мы
напишем математический диктант.
В середине листа
стоит точка, от нее мы начнем наш диктант. Будьте внимательны, начали.
5 клеток вправо, 6
клеток вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз,
3 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток влево, 2 клетки вверх, 6 клеток влево,
2 клетки вниз, 6 клеток вправо.
П: Хорошо, все справились с диктантом.
А сейчас поиграем в
игру, «Какой фигуры не стало?»
(На фланелеграфе
размещены геометрические фигуры разного цвета, дети закрывают глаза,
воспитатель убирает одну фигуру.)
П: 1,2,3 – на фигуры посмотри.
Дети открывают глаза
и отвечают, какой фигуры не стало.
Примерные
ответы детей: Не стало красного треугольника. Не стало
синего ромба, и т.д. (Играем 2-3 раза).
П: Вот и
заканчивается наше путешествие по стране «Математика». Молодцы ребята вы
справились со всеми заданиями. Какое задание было наиболее интересным? (Дети
говорят о наиболее понравившемся задании).
П: Ребята, вы были активны, внимательны,
рассудительны, молодцы. Мы еще много раз посетим эту прекрасную страну
«Математика».
Список
использованной литературы:
1.
Е.А.Казинцева, И.В.Померанцева,
Т.А.Терпак «Формирование математических представлений», Конспекты занятий в
подготовительной группе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2014.
2.
В.П.Новикова «Математика в
детском саду 6-7 лет». Москва. «Мозаика-Синтез», 2012.
3.
В.И.Коваленко «Азбука
физкультминуток для дошкольников». Москва. «ВАКО», 2013.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.