Главная / Другое / Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада на тему: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»

Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада на тему: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»

Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада

Тема: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»

Программные задачи.

Образовательные:

  • II младшая группа:

- совершенствовать умение ориентироваться в расположении частей своего тела, различать правую и левую руки;

- учить различать пространственные направления от себя (вверху – внизу, впереди (спереди) – позади (сзади));

- учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять умение работать по образцу;

- упражнять в сравнении двух неравных групп предметов, в уравнивании их двумя способами.

  • старшая группа:

- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;

- учить работать с планом заданного маршрута: «читать» условные обозначения, «двигаться» в соответствии со стрелками-указателями;

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны, углы и середину листа;

- совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);

- продолжая формировать количественные представления, закреплять навык соотнесения количества предметов с его цифрой;

- учить определять местоположение окружающих предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, позади, слева, справа;

- развивать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.

Развивающие: вести работу по формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний, умения доводить начатое дело до конца.

Воспитывающие: формировать умение работать в коллективе, умение сопереживать, оказывать помощь попавшему в трудную ситуацию.

Материалы: план «маршрута» (лист бумаги с условными обозначениями), игрушки зайчихи и зайчат, белые листы для ориентирования на плоскости, плоские геометрические фигуры (картон), предметные картинки игрушек, ежей и грибков, бумажные листы с цифрами и множествами предметов, заготовки для аппликации, клей, коробка для зайчат.

Ход занятия

II младшая

старшая

I. Мотивационно – ориентировочный этап.

1. Введение в игровую ситуацию. Целеполагание.

- Ребята, сегодня к нам, в детский сад из сказочного леса пришла Мама Зайчиха. У нее случилось несчастье: злой Волк украл и спрятал ее зайчат. Мама Зайчиха просит нас помочь отыскать ее малышей.

- Как вы думаете, справимся ли мы с этим непростым заданием? Сумеем ли освободить бедных зайчат? Давайте попробуем!

II. Практический этап.

1. Знакомство с планом маршрута. «Движение» по плану.

-Посмотрите, ребята, Мама Зайчиха принесла с собой план, который поможет нам отыскать спрятанных зайчат и не заблудиться в лесу. Дорога наша будет трудной, так как на пути нам встретиться множество препятствий. Их нужно будет преодолеть, чтобы достичь цели нашего поиска (лист с планом вывешивается на магнитной доске). Итак, в путь!

2. Ориентировка на листе бумаги.

(Дети рассматривают план, проговаривают направление движения до первого задания)

- Ребята, давайте проговорим, в каком направлении мы начнем свой маршрут: как пойдем сначала и куда свернем потом. Мимо каких ориентиров (условных знаков) пройдет наш путь.

- И вот на пути у нас первое препятствие. Чтобы его преодолеть, придется выполнить первое задание. Займите свои места за столами и приготовьтесь внимательно слушать.

2.1. Самостоятельная работа: раскладывание предметных картинок по образцу воспитателя.

2.1. Раскладывание геометрических фигур на плоскости листа по заданию воспитателя.

- Расположи эти картинки на листе бумаги так, как они лежат у меня. (Ребенок из старшей группы проверяет выполненное задание, сверяя его с образцом)

- У тебя на столе множество знакомых геометрических фигур. Они разного цвета и размера. Будь внимателен, слушая мое задание, и клади нужную фигуру на определенную часть листа.

- Возьми большой красный круг и положи в верхний правый угол своего листа.

- Возьми маленький зеленый треугольник и положи в нижний левый угол.

- Теперь желтый прямоугольник расположи в правом нижнем углу.

- Синий квадрат нужно положить в левый верхний угол листа.

- Размести овал посередине.

Дополнительно:

- По верхнему краю листа положи 5 фигур с тремя углами. Как называются такие фигуры?

- По нижнему краю листа расположи фигуры с четырьмя углами и равными сторонами. Но так, чтобы их было меньше, чем треугольников на 1. Сколько и какие фигуры ты выбрал?

- Слева от овала положи 2 фигуры с четырьмя углами, у которых противоположные стороны равны. Какие это фигуры?

- Справа от овала найди место для фигуры без углов. Назови ее.

3. Дидактическая игра «Выполни движение»

- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Можем двигаться дальше.

- Посмотрим, куда поведет нас дорога? Встречаем следующее испытание.

- Я предлагаю вам поиграть!

- Точно выполняйте мои указания, будьте внимательны. Не ошибитесь!

- Поднимите правую руку вверх. Опустите. Теперь левую вытяните вперед. Опустите. Правую ногу поставьте на носок. Левую – на пятку. Левую руку положите на правое колено. А правую руку – на левое. Правой рукой возьмитесь за левое ухо. А левой рукой – за правое.

4. Формирование количественных представлений.

- Проговариваем наш дальнейший маршрут. В какую сторону нам теперь идти? Необходимо опять сделать остановку и выполнить новое задание. Иначе нам не дойти до зайчат. Присядьте за свои столы.

4.1. Упражнение в сравнении двух неравных групп предметов. Уравнивание двумя способами.

4.1. Самостоятельная работа по соотнесению количества предметов с его цифрой.

- В сказочном лесу живут ежики. Они очень любят собирать грибы.

- Угостим и мы этих ежиков грибочками! (На столе у ребенка – раздаточный материал в виде ежей и грибков, наборное полотно)

- Положи на верхнюю часть наборного полотна всех своих ежей.

- Теперь разложи внизу грибки так, чтобы каждому ежику досталось по грибочку.

- Поровну ли получилось грибков и ежиков? Чего больше? Чего меньше?

- Что можно сделать, чтобы вверху и внизу количество было одинаковым?

(Прибавить еще один грибок) Теперь поровну?

- А как еще уравнять число грибков и ежиков? (Убрать одного ежа) Сейчас также поровну?

- А тебе придется сейчас самостоятельно на листе бумаги соединить линией нарисованные предметы с цифрой, обозначающей их количество. Не забудь правильно, не торопясь, пересчитывать каждую группу предметов. (Проверка сделанного воспитателем)

- Вы хорошо справились со своими заданиями. Путь свободен. Можем идти.

- Ребята, скоро окончится наше путешествие. Впереди – последние испытания.

5. Совместная деятельность ребенка и помощника воспитателя. Аппликация «Угощение для зайчат»

_______________________________

- На тарелочку наклей для зайчат морковки, а к ним – хвостики. Чтобы получилось настоящее угощение! И не забудь угостить морковью Маму Зайчиху.

5. Отгадывание загадок. Определение местоположения предметов в комнате.

__________________________________

- Отгадай мои загадки и определи, в каких частях нашей комнаты «поселились» лесные зверюшки.

- Чье дупло полно орехов?

Шубка чья с красивым мехом?

Глубоко дупло, не мелко.

Кто живет в нем? Это…(белка)



- В шар свернулся под ногами,

На спине с тремя грибами,

Не споткнись – вдруг упадешь!

Это же колючий…(еж)



- Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед,

У зимой сосет он лапу. (медведь)



- Одурачит ловко

Рыжая плутовка,

Длинным хвостиком махнет,

Зубки хитро облизнет,

Не успеешь оглянуться –

Вокруг пальца обведет! (лиса)



- Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

Он стоит среди травы –

Уши больше головы! (еж)


6. Упражнение в ориентировании в пространстве. Игра «Не ошибись!»


- Сейчас ты должен будешь выполнить определенное количество шагов, чтобы добраться до коробки с зайчатами. Слушай внимательно, выполняй правильно!

- Сделай 3 шага вперед. Теперь 2 шага влево. Вперед продвинься на один шаг. Сделай направо 4 шага. Пройди вперед на 2 шага. Повернись направо. Мы пришли к месту, где спрятаны наши зайчата. Откроем коробку, освободим бедных малышей!

- Вот и встретились зайчата со своей мамой! Они счастливы. А у нас как раз уже готово специальное угощение для наших героев. Посадим их за стол. А Тимоша может предложить счастливой лесной семье свое «блюдо».

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Подведение итогов занятия.

- Мама Зайчиха рада. Говорит вам «большое спасибо» за помощь. Теперь она вместе со своими зайчатами.

- Ребята, получается, мы выполнили свое обещание найти зайчат? Справились с этой нелегкой задачей?

- Что сегодня в нашем путешествии вам особенно понравилось? Что было интересным? Может быть, какое-то препятствие, испытание вызвало у вас затруднение? А что выполнили без особых усилий?

- Молодцы! Вы, ребята, справились, потому что были сегодня внимательными, слушали ответы своих товарищей, правильно и точно выполняли все мои задания.



Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада на тему: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»
  • Другое
Описание:

Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада

Тема:

Программные задачи.

Образовательные:

  • II младшая группа:
  • старшая группа:

Развивающие:

Воспитывающие:

Материалы:

II младшая

старшая

I. Мотивационно – ориентировочный этап.

1. Введение в игровую ситуацию. Целеполагание.

II. Практический этап.

1. Знакомство с планом маршрута. «Движение» по плану.

2. Ориентировка на листе бумаги.

2.1. Самостоятельная работа: раскладывание предметных картинок по образцу воспитателя.

2.1. Раскладывание геометрических фигур на плоскости листа по заданию воспитателя.

3. Дидактическая игра «Выполни движение»

4. Формирование количественных представлений.

4.1. Упражнение в сравнении двух неравных групп предметов.Уравнивание двумя способами.

4.1. Самостоятельная работа по соотнесению количества предметов с его цифрой.

5. Совместная деятельность ребенка и помощника воспитателя. Аппликация «Угощение для зайчат»

5. Отгадывание загадок. Определение местоположения предметов в комнате.






6. Упражнение в ориентировании в пространстве. Игра «Не ошибись!»


III. Рефлексивно-оценочный этап.

Подведение итогов занятия.



Автор Фастова Ирина Васильевна
Дата добавления 10.12.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 2697
Номер материала MA-063105
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓