Главная / Начальные классы / Конспект внеклассного занятия по окружающему миру в 4 классе на тему: «Природа – наш дом»

Конспект внеклассного занятия по окружающему миру в 4 классе на тему: «Природа – наш дом»

МКОУ Острецовская основная общеобразовательная школа















Конспект

внеклассного мероприятия в 4 классе по теме:

«Природа – наш дом»











Составлен:

Балашовой Натальей Евгеньевной

учителем начальных классов



















Цели и задачи:

1. Повторить взаимосвязи в природе.

2. Учить устанавливать причину и следствие.

3. Обобщить экологические правила.

4. Развивать внимание, мышление.

5. Воспитывать доброту, бережное отношение к природе.


Оборудование:

Сигналы светофора для игры, рисунки дома человека и планеты, кроссворд, «кирпичики» для дома природы.


Методы:

Словесный, наглядный, практический.








































Ход занятия.

1. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. (Приложение № 1)

Ключевые фразы кроссворда – ПРИРОДА – НАШ ДОМ.

- Как вы понимаете эту фразу?

- Кто живёт в этом доме?

Посмотрите на этот дом (изображение дома природы)

-А это что за дом? (показ обычного дома)

- Кто в нём может жить?

- Давайте сравним эти дома.

- От чего в нашем доме бывает светло? (от лампы)

- А в природе? (От солнца)

- Для чего ещё нужно солнце? (Оно греет)

- Что в доме даёт тепло? (Печка, батареи)

- В доме бывает душ, а в природе? (Дождь)

- В доме есть вентилятор, чтобы приносить прохладу, а в природе, что приносит прохладу? (Ветер)

- Какая польза от ветра? (Прохлада, переносит семена растений)

- В комнате есть пол, а в доме природы что есть? (Земля)

- На полу в нашем доме лежит ковёр. А в природе? (Трава)

- В доме природы обитают разные животные. Как мы их назовём? (Дикие)

- А в доме человека какие животные живут? (Домашние)

В природе есть растения. Как они называются? (Дикорастущие)

А в доме человека какие растения? (Комнатные)

- Для чего они нужны? (Для красоты, очищают воздух)

Чем мы дышим?

У нас здесь есть воздух?

А в природе?

Какой воздух нужен всему живому? (Чистый)


ИТОГ: Мы с вами узнали, что в каждом доме и в природе, и в обычном есть свет, тепло, воздух, растения, животные.


- Скажите, как себя ведёт человек в своём доме?

- А так же бережно и по - хозяйски люди ведут себя в природе?

- Что вам известно о поведении человека в доме природы?


А вы хотели бы жить на чистой, красивой планете?

Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету

Во всей Вселенной только одна

Для жизни и дружбы она нам дана.


«Знаете ли вы?»

  • В результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни для ряда животных на Земле навсегда исчезли более 200 видов животных.

  • Человек уничтожил не только многих животных, но и в результате его деятельности исчезли многие растения с поверхности земного шара.

  • Известно, что только 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей и просто в результате хулиганства.


- Сегодня мы с вами повторим правила поведения в доме природы.

В природе всё взаимосвязано. И ущерб, нанесённый одному, немедленно вызывает ухудшение других.

Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звёзд, пением птиц и порханием бабочек, шепотом трав и шелестом листьев. Вокруг красота мира, красота природы. Природа нам дарит эту красоту, мы должны наслаждаться ею, а не портить её. Вы со мной согласны?

Фотографии лесов, лугов, гор, рек и.др.

Посмотрите, какой прекрасный и удивительный мир окружает нас. Это природа! Она кормит нас, поит, одевает, защищает. Она щедра и бескорыстна. А как человек относится к природе?


- Давайте с вами поиграем.

«Экологический светофор»

Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, учащиеся поднимают красный кружок, если действия героя не вредят природе – зелёный. Жёлтый цвет – это ситуация выбора. Идёт обсуждение поведения героя.


1. Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу, побросал книжки в портфель и выскочил из дома. Обычно он ходил в школу по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера посадили молодые саженцы деревьев. Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок, «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.


2. Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во время урока в школе тишина. Алёша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получалось – кран не закрывался. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.


3. Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо – вдоль главной улицы города одна за другой стояли липы. Бабушка предупредила Андрея: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие. Было очень шумно, так что Андрей с бабушкой почти не слышали друг друга, хотя цветки липы рвали с одного дерева.


4. Жила-была речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили гости.

- Посмотрите, какая я чистая и прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада – говорила Речка.

И однажды к ней в гости пришли мама, папа и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать. Загорать и купаться. Сначала папа развёл костёр, потом наловил много рыбы. Мама нарвала букет белых кувшинок, но они быстро завяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил её, потому что не любил лягушек. И ещё он раздавил большого чёрного жука, который неосторожно оказался рядом.

Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумагу. Она любила чистоту и не терпела мусора в своём доме.

Когда отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и больше никогда не звала к себе гостей.


А также большой вред наносят фабрики и заводы, сточные воды которых отравляют водоёмы. От них погибают растения и животные.

Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают деревья.

5. Однажды ребята отправились в лес, чтобы набрать желудей для урока труда.

День выдался ясный. Ребята переправились через речку, и вышли на луг. Вдруг Катя увидела бабочку: «Ой, какая прелесть» - воскликнула она и стала её ловить. Но потом увидела стрекозу с длинными крыльями, поймала её и засунула в банку. «Это отличная находка для моей коллекции. Я её засушу» - сказала она.

Ребята весело бегали по траве и не замечали, что творится вокруг: вот отскочил в сторону испуганный кузнечик, затерялась раздавленная неосторожной ногой божья коровка, затоптаны луговые цветы.

Повеселившись, ребята пошли в лес. Вот тихий уголок. Здесь можно присесть и перекусить. «Ой, паук!» - воскликнула Маша и раздавила его. Из-за дерева появился Петя. «Смотрите, кого я нашёл»,- сказал он. В руках у него был ёжик. «Бедненький, он, наверное, потерялся. Давайте возьмём его домой» - сказал Миша. И ребята положили его в корзину.

Ребята стали искать дубы. Кате мешала банка со стрекозой, и она её выбросила в овраг. Вот и дуб. Петя залез на дерево и стал его трясти.

Вдруг он заметил гнездо. Он взял яйцо и спустился к ребятам. Яичко было маленькое и в крапинку. «Ладно, давайте я его положу обратно» - сказал он.

Домой ребята возвращались весёлые. Мальчики несли полную корзину желудей и ёжика, а девочки – огромную охапку душистых полевых цветов.

- Какие ошибки допустили ребята во время прогулки? Обсуждение.


Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


Как мы можем помочь природе? Давайте составим правила «Помощь природе» (Приложение № 2)



Коллективная работа (Приложение № 3)


Зная все правила поведения в природе, давайте все вместе построим такой дом природы, чтобы в нём хорошо жилось всем и растениям, и животным, и человеку.

Выберите «кирпичики», которые подойдут для этого дома.

Давайте поместим экологические знаки с домом природы, чтобы никто и никогда не смел их нарушать.


Вот какой замечательный дом у нас получился! Давайте пожелаем всем жителям этого дома и нам всем здоровья, благополучия и мира.





































Приложение № 1


Кроссворд



4М


У


8К





2К


Х

О

10Р

О

О

Р

О

М

3У

М


6Р



З

9К

М


11П



А

Л

О

5В

А

7Б

И

Р

А

О

12В

1П

Р

И

Р

О

Д

А

-

Н

А

Ш

Д

О

13М

Ч


Т


Л

У

Б


А

П

К

О

Д

Е

Е

К

К

Г

О


И

А

Р

А

Д

Л

А


А

Ч

В


О


В

А


К



А


Ж


Е


А




Н


Д


И


Ь

К




Задания для кроссворда


1. Сок из цветов она берёт и в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)


2. Нос долог, голос тонок.

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)


3. На узкой дорожке – голова да рожки.

Кто так медленно ползёт.

На себе свой дом везёт? (Улитка)


4. Сорвал я красный гриб в лесу

Любуюсь на его красу:

На белой он ножке, на шляпке – горошки.

А люди говорят, что в нём опасный яд. (Мухомор)


5. За горами, за полями, за высокими лесами

Хищник – ворище ночами рыщет,

Добычу ищет, зубами щёлк...

Кто это? (Волк)


6. Только дождик удалился,

В небе мостик появился,

Ярко выгнулся дугой, будто пояс золотой. (Радуга)


7. На цветок пахучий сел цветок пахучий. (Бабочка)


8. Когда за грибами ты в рощу идёшь,

Её непременно с собою берёшь. (Корзина)


9. Ах, не трогайте меня –

Обожгу и без огня. (Крапива)


10. Кто тебя не знает полевой цветок

Белые реснички золотой глазок. (Ромашка)


11. Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь на дороге. (Подорожник)


12. Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая? (Вода)


13. По чаще идёт таёжный хозяин –

Валежник ломает, пчёл разоряет.

Что за зверь, кто отгадает? (Медведь)



Приложение № 2



Памятка – правила «ПОМОЩЬ ПРИРОДЕ»


  • Не разоряй муравейников.

  • Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнёзд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

  • Не рви цветов, не ломай ветки деревьев.

  • Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.

  • Не засоряй мусором водоёмы.

  • Участвуй в посадке и охране зелёных насаждений.

  • Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.

  • Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчёл, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.

  • Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.













Счастливые

люди

Очистительные сооружения

Пожары

Горы мусора

Браконьерство

Чистый воздух

Грибной дождь

Грязные реки



Зелёные насаждения

Цветущие растения

Радуга

Затоптанные цветы

Кислотный

дождь

Приложение № 3
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру в 4 классе на тему: «Природа – наш дом»
  • Начальные классы
Описание:

Конспект внеклассного занятия по окружающему миру в 4 классе натему:

«Природа – наш дом».

Целии задачи:

1. Повторить взаимосвязи в природе.

2. Учить устанавливать причину и следствие.

3. Обобщить экологические правила.

4. Развивать внимание, мышление.

5. Воспитывать доброту, бережное отношение к природе.

В ходе занятия ребята разгадывают кроссворд, обсуждают экологические проблемы, составляют памятку – правила «Помощь природе», выполняют задания в игре «Экологический светофор». В заключение мероприятия выполняется коллективная работа – учащиеся «строят» дом природы, в котором хорошо живётся всем и растениям, и животным, и человеку.
Автор Балашова Наталья Евгеньевна
Дата добавления 07.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 778
Номер материала MA-064566
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓