МКОУ Острецовская
основная общеобразовательная школа
Конспект
внеклассного
мероприятия в 4 классе по теме:
«Природа – наш дом»
Составлен:
Балашовой Натальей
Евгеньевной
учителем
начальных классов
Цели и задачи:
1.
Повторить взаимосвязи в природе.
2.
Учить устанавливать причину и следствие.
3.
Обобщить экологические правила.
4.
Развивать внимание, мышление.
5.
Воспитывать доброту, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Сигналы
светофора для игры, рисунки дома человека и планеты, кроссворд, «кирпичики» для
дома природы.
Методы:
Словесный,
наглядный, практический.
Ход занятия.
1. Сообщение темы занятия.
Сегодня
мы с вами отправляемся в интересное путешествие. А куда мы отправимся, вы
узнаете, разгадав кроссворд. (Приложение № 1)
Ключевые
фразы кроссворда – ПРИРОДА – НАШ ДОМ.
-
Как вы понимаете эту фразу?
-
Кто живёт в этом доме?
Посмотрите
на этот дом (изображение дома природы)
-А
это что за дом? (показ обычного дома)
-
Кто в нём может жить?
-
Давайте сравним эти дома.
-
От чего в нашем доме бывает светло? (от лампы)
-
А в природе? (От солнца)
-
Для чего ещё нужно солнце? (Оно греет)
-
Что в доме даёт тепло? (Печка, батареи)
-
В доме бывает душ, а в природе? (Дождь)
-
В доме есть вентилятор, чтобы приносить прохладу, а в природе, что приносит
прохладу? (Ветер)
-
Какая польза от ветра? (Прохлада, переносит семена растений)
-
В комнате есть пол, а в доме природы что есть? (Земля)
-
На полу в нашем доме лежит ковёр. А в природе? (Трава)
-
В доме природы обитают разные животные. Как мы их назовём? (Дикие)
-
А в доме человека какие животные живут? (Домашние)
В
природе есть растения. Как они называются? (Дикорастущие)
А
в доме человека какие растения? (Комнатные)
-
Для чего они нужны? (Для красоты, очищают воздух)
Чем
мы дышим?
У
нас здесь есть воздух?
А
в природе?
Какой
воздух нужен всему живому? (Чистый)
ИТОГ:
Мы с вами узнали, что в каждом доме и в природе, и в обычном есть свет, тепло,
воздух, растения, животные.
-
Скажите, как себя ведёт человек в своём доме?
-
А так же бережно и по - хозяйски люди ведут себя в природе?
-
Что вам известно о поведении человека в доме природы?
А
вы хотели бы жить на чистой, красивой планете?
Давайте будем
беречь планету
Во всей Вселенной
похожей нету
Во всей
Вселенной только одна
Для жизни
и дружбы она нам дана.
«Знаете ли вы?»
·
В
результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни для ряда животных на
Земле навсегда исчезли более 200 видов животных.
·
Человек
уничтожил не только многих животных, но и в результате его деятельности исчезли
многие растения с поверхности земного шара.
·
Известно,
что только 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека, от молнии или
от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора,
непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей и просто в результате
хулиганства.
- Сегодня мы с
вами повторим правила поведения в доме природы.
В природе всё
взаимосвязано. И ущерб, нанесённый одному, немедленно вызывает ухудшение
других.
Природа
говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звёзд, пением птиц и
порханием бабочек, шепотом трав и шелестом листьев. Вокруг красота мира,
красота природы. Природа нам дарит эту красоту, мы должны наслаждаться ею, а не
портить её. Вы со мной согласны?
Фотографии лесов,
лугов, гор, рек и.др.
Посмотрите,
какой прекрасный и удивительный мир окружает нас. Это природа! Она кормит нас,
поит, одевает, защищает. Она щедра и бескорыстна. А как человек относится к
природе?
-
Давайте с вами поиграем.
«Экологический
светофор»
Предлагаются
различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, учащиеся
поднимают красный кружок, если действия героя не вредят природе – зелёный.
Жёлтый цвет – это ситуация выбора. Идёт обсуждение поведения героя.
1. Валера встал
утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу, побросал книжки в портфель и
выскочил из дома. Обычно он ходил в школу по асфальтовой дорожке вокруг школьного
сада. Но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным
забором вчера посадили молодые саженцы деревьев. Валера пустился напрямик, затаптывая
слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок, «Не опоздал!» -
радостно подумал Валера.
2. Учитель
попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во
время урока в школе тишина. Алёша быстро добежал до библиотеки и услышал, как
где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и
большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Алёша
попробовал закрыть кран, но ничего не получалось – кран не закрывался. Алёша
вошёл в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в
класс.
3. Бабушка
попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от
простуды. Они взяли пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не
надо – вдоль главной улицы города одна за другой стояли липы. Бабушка
предупредила Андрея: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины
действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие. Было очень
шумно, так что Андрей с бабушкой почти не слышали друг друга, хотя цветки липы
рвали с одного дерева.
4. Жила-была речка
с чистой, прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней
приходили гости.
-
Посмотрите, какая я чистая и прохладная, красивая. Как много жильцов в моей
воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите
искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада – говорила Речка.
И однажды
к ней в гости пришли мама, папа и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу
и стала отдыхать. Загорать и купаться. Сначала папа развёл костёр, потом
наловил много рыбы. Мама нарвала букет белых кувшинок, но они быстро завяли, и
пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по
берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он
поймал лягушку и убил её, потому что не любил лягушек. И ещё он раздавил
большого чёрного жука, который неосторожно оказался рядом.
Когда
семья собралась уходить домой, папа выбросил пустые банки в речку, мама
спрятала в кустах грязные пакеты и бумагу. Она любила чистоту и не терпела мусора
в своём доме.
Когда
отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и больше никогда не звала к себе
гостей.
А также большой
вред наносят фабрики и заводы, сточные воды которых отравляют водоёмы. От них
погибают растения и животные.
Реки и озёра
сильно мелеют, когда вокруг них вырубают деревья.
5. Однажды ребята
отправились в лес, чтобы набрать желудей для урока труда.
День выдался
ясный. Ребята переправились через речку, и вышли на луг. Вдруг Катя увидела
бабочку: «Ой, какая прелесть» - воскликнула она и стала её ловить. Но потом
увидела стрекозу с длинными крыльями, поймала её и засунула в банку. «Это
отличная находка для моей коллекции. Я её засушу» - сказала она.
Ребята
весело бегали по траве и не замечали, что творится вокруг: вот отскочил в
сторону испуганный кузнечик, затерялась раздавленная неосторожной ногой божья
коровка, затоптаны луговые цветы.
Повеселившись,
ребята пошли в лес. Вот тихий уголок. Здесь можно присесть и перекусить. «Ой,
паук!» - воскликнула Маша и раздавила его. Из-за дерева появился Петя. «Смотрите,
кого я нашёл»,- сказал он. В руках у него был ёжик. «Бедненький, он, наверное,
потерялся. Давайте возьмём его домой» - сказал Миша. И ребята положили его в
корзину.
Ребята стали
искать дубы. Кате мешала банка со стрекозой, и она её выбросила в овраг. Вот и
дуб. Петя залез на дерево и стал его трясти.
Вдруг он заметил
гнездо. Он взял яйцо и спустился к ребятам. Яичко было маленькое и в крапинку.
«Ладно, давайте я его положу обратно» - сказал он.
Домой
ребята возвращались весёлые. Мальчики несли полную корзину желудей и ёжика, а
девочки – огромную охапку душистых полевых цветов.
- Какие ошибки
допустили ребята во время прогулки? Обсуждение.
Дерево,
трава, цветок и птица
Не всегда
умеют защититься.
Если будут
уничтожены они,
На планете
мы останемся одни.
Как мы
можем помочь природе? Давайте составим правила «Помощь природе» (Приложение
№ 2)
Коллективная
работа (Приложение
№ 3)
Зная все
правила поведения в природе, давайте все вместе построим такой дом природы,
чтобы в нём хорошо жилось всем и растениям, и животным, и человеку.
Выберите
«кирпичики», которые подойдут для этого дома.
Давайте поместим
экологические знаки с домом природы, чтобы никто и никогда не смел их
нарушать.
Вот какой
замечательный дом у нас получился! Давайте пожелаем всем жителям этого дома и
нам всем здоровья, благополучия и мира.
Приложение № 1
Кроссворд
|
4М
|
|
У
|
|
8К
|
|
|
|
|
2К
|
|
Х
|
О
|
10Р
|
О
|
О
|
Р
|
О
|
М
|
3У
|
М
|
|
6Р
|
|
|
З
|
9К
|
М
|
|
11П
|
|
|
А
|
Л
|
О
|
5В
|
А
|
7Б
|
И
|
Р
|
А
|
О
|
12В
|
1П
|
Р
|
И
|
Р
|
О
|
Д
|
А
|
-
|
Н
|
А
|
Ш
|
Д
|
О
|
13М
|
Ч
|
|
Т
|
|
Л
|
У
|
Б
|
|
А
|
П
|
К
|
О
|
Д
|
Е
|
Е
|
К
|
К
|
Г
|
О
|
|
И
|
А
|
Р
|
А
|
Д
|
Л
|
А
|
|
А
|
Ч
|
В
|
|
О
|
|
В
|
А
|
|
К
|
А
|
Ж
|
Е
|
|
А
|
|
Н
|
Д
|
|
И
|
Ь
|
К
|
|
Задания для кроссворда
1. Сок из цветов она берёт и в сотах
копит сладкий мёд. (Пчела)
2. Нос долог, голос тонок.
Кто
его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)
3. На узкой дорожке – голова да рожки.
Кто
так медленно ползёт.
На
себе свой дом везёт? (Улитка)
4. Сорвал я красный гриб в лесу
Любуюсь
на его красу:
На
белой он ножке, на шляпке – горошки.
А
люди говорят, что в нём опасный яд. (Мухомор)
5. За горами, за полями, за высокими
лесами
Хищник
– ворище ночами рыщет,
Добычу
ищет, зубами щёлк...
Кто
это? (Волк)
6. Только дождик удалился,
В
небе мостик появился,
Ярко
выгнулся дугой, будто пояс золотой. (Радуга)
7. На цветок пахучий сел цветок
пахучий. (Бабочка)
8. Когда за грибами ты в рощу идёшь,
Её
непременно с собою берёшь. (Корзина)
9. Ах, не трогайте меня –
Обожгу
и без огня. (Крапива)
10. Кто тебя не знает полевой цветок
Белые
реснички золотой глазок. (Ромашка)
11. Путник часто ранит ноги –
Вот
и лекарь на дороге. (Подорожник)
12. Меня пьют, меня льют, всем нужна я.
Кто я такая? (Вода)
13. По чаще идёт таёжный хозяин –
Валежник
ломает, пчёл разоряет.
Что за зверь, кто
отгадает? (Медведь)
Приложение № 2
Памятка –
правила «ПОМОЩЬ ПРИРОДЕ»
v Не разоряй
муравейников.
v Не спугивай птиц с
гнезда, не разоряй гнёзд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда;
подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.
v Не рви цветов, не
ломай ветки деревьев.
v Расчищай лес от
сушняка: он убежище для различных вредителей.
v Не засоряй мусором
водоёмы.
v Участвуй в посадке
и охране зелёных насаждений.
v Не повреди
грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и
кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.
v Не шуми в лесу. Не
пугай животных. Оберегай шмелей, пчёл, бабочек: все они опылители цветов, а их
гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.
v Не разводи костров
в лесу. Не оставляй мусор после себя.
Приложение
№ 3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.