Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект внеклассного занятия по окружающему миру в 4 классе на тему: «Природа – наш дом»

Конспект внеклассного занятия по окружающему миру в 4 классе на тему: «Природа – наш дом»

Скачать материал

МКОУ Острецовская основная общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

внеклассного мероприятия в 4 классе по теме:

«Природа – наш дом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлен:

Балашовой Натальей Евгеньевной

учителем начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Цели  и задачи:

1. Повторить взаимосвязи в природе.

2. Учить устанавливать причину и следствие.

3. Обобщить экологические правила.

4. Развивать внимание, мышление.

5. Воспитывать доброту, бережное отношение к природе.

 

Оборудование:

Сигналы светофора для игры, рисунки дома человека и планеты, кроссворд, «кирпичики» для дома природы.

 

Методы:

Словесный, наглядный, практический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

1. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами отправляемся в интересное  путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. (Приложение № 1)

Ключевые фразы кроссворда – ПРИРОДА – НАШ ДОМ.

- Как вы понимаете эту фразу?

- Кто живёт в этом доме?

Посмотрите на этот дом (изображение дома природы)

 -А это что за дом? (показ обычного дома)

- Кто в нём может жить?

- Давайте сравним эти дома.

- От чего в нашем доме бывает  светло? (от лампы)

- А в природе? (От солнца)

- Для чего ещё нужно солнце? (Оно греет)

- Что в доме даёт тепло? (Печка, батареи)

- В доме бывает душ, а в природе? (Дождь)

- В доме есть вентилятор, чтобы приносить прохладу, а в природе, что приносит прохладу? (Ветер)

- Какая польза от ветра? (Прохлада, переносит семена растений)

- В комнате есть пол, а в доме природы что есть? (Земля)

- На полу в нашем доме лежит ковёр. А в природе? (Трава)

- В доме природы обитают разные животные. Как мы их назовём? (Дикие)

- А в доме человека какие животные живут? (Домашние)

В природе есть растения. Как они называются? (Дикорастущие)

А в доме человека какие растения? (Комнатные)

- Для чего они нужны? (Для красоты, очищают воздух)

Чем мы дышим?

У нас здесь есть воздух?

А в природе?

Какой воздух нужен всему живому? (Чистый)

 

ИТОГ: Мы с вами узнали, что в каждом доме и в природе, и в обычном есть свет, тепло, воздух, растения, животные.

 

- Скажите, как себя ведёт человек в своём доме?

- А так же бережно и по - хозяйски люди ведут себя в природе?

- Что вам известно о поведении человека в доме природы?

 

А вы хотели бы жить на чистой, красивой планете?

Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету

Во всей Вселенной только одна

Для жизни и дружбы она нам дана.

 

«Знаете ли вы?»

·        В результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни для ряда животных на Земле навсегда исчезли более 200 видов животных.

·        Человек уничтожил не только многих животных, но и в результате его деятельности исчезли многие растения с поверхности земного шара.

·        Известно, что только 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей и просто в результате хулиганства.

 

- Сегодня мы с вами повторим правила поведения в доме природы.

В природе всё взаимосвязано. И ущерб,  нанесённый одному, немедленно вызывает ухудшение других.

Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звёзд, пением птиц и порханием бабочек, шепотом трав и шелестом листьев. Вокруг красота мира, красота природы. Природа нам дарит эту красоту, мы должны наслаждаться ею, а не портить её. Вы со мной согласны?

Фотографии лесов, лугов, гор, рек и.др.

Посмотрите, какой прекрасный и удивительный мир окружает нас. Это природа! Она кормит нас, поит, одевает, защищает. Она щедра и бескорыстна. А как человек относится к природе?

 

- Давайте с вами поиграем.

«Экологический светофор»

Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, учащиеся поднимают красный кружок, если действия героя не вредят природе – зелёный. Жёлтый цвет – это ситуация выбора. Идёт обсуждение поведения героя.

 

1. Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу, побросал книжки в портфель и выскочил из дома. Обычно он ходил в школу по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера посадили молодые саженцы деревьев. Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок, «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.

 

2. Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во время урока в школе тишина. Алёша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получалось – кран не закрывался. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.

 

3. Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать  от простуды. Они взяли пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо – вдоль главной улицы города одна за другой стояли липы.  Бабушка предупредила Андрея: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие. Было очень шумно, так что Андрей с бабушкой почти не слышали друг друга, хотя цветки липы рвали с одного дерева.

 

4. Жила-была речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили  гости.

- Посмотрите, какая я чистая и прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада – говорила Речка.

И однажды к ней в гости пришли мама, папа и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать. Загорать и купаться. Сначала папа развёл костёр, потом наловил много рыбы. Мама нарвала букет белых кувшинок, но они быстро завяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри.  Потом он поймал лягушку и убил её, потому что не любил лягушек. И ещё он раздавил большого чёрного жука, который неосторожно оказался рядом.

         Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумагу. Она любила чистоту и не терпела мусора в своём доме.

         Когда отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и больше никогда не звала к себе гостей.

 

А также большой вред наносят фабрики и заводы, сточные воды которых отравляют водоёмы. От них погибают растения и животные.

Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают  деревья.

 

5. Однажды ребята отправились в лес, чтобы набрать желудей для урока труда.

День выдался ясный. Ребята переправились через речку,  и вышли на луг. Вдруг Катя увидела бабочку: «Ой, какая прелесть» - воскликнула она и стала её ловить. Но потом увидела стрекозу с длинными крыльями, поймала её и засунула в банку. «Это отличная находка для моей коллекции. Я её засушу» - сказала она.

         Ребята весело бегали по траве и не замечали, что творится вокруг: вот отскочил в сторону испуганный кузнечик, затерялась раздавленная неосторожной ногой божья коровка, затоптаны луговые цветы.

         Повеселившись, ребята пошли в лес. Вот тихий уголок. Здесь можно присесть и перекусить.  «Ой, паук!» - воскликнула Маша и раздавила его. Из-за дерева появился Петя.  «Смотрите, кого я нашёл»,- сказал он. В руках у него был ёжик. «Бедненький, он,  наверное, потерялся. Давайте возьмём его домой» - сказал Миша. И ребята положили его в корзину.

Ребята стали искать дубы. Кате мешала банка со стрекозой, и она её выбросила в овраг. Вот и дуб. Петя залез на дерево и стал его трясти.

Вдруг он заметил гнездо. Он взял яйцо и спустился к ребятам. Яичко было маленькое и в крапинку. «Ладно, давайте я его положу обратно» - сказал он.

         Домой ребята возвращались весёлые. Мальчики несли полную корзину желудей и ёжика, а девочки – огромную охапку душистых полевых цветов.

- Какие ошибки допустили ребята во время прогулки? Обсуждение.

 

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

Как мы можем помочь  природе? Давайте составим правила «Помощь природе»  (Приложение № 2)

 

 

Коллективная работа (Приложение № 3)

 

Зная все правила поведения в природе, давайте все вместе построим такой дом природы, чтобы в нём хорошо жилось всем и растениям, и животным, и человеку.

Выберите «кирпичики», которые подойдут для этого дома.

Давайте поместим экологические  знаки с домом природы, чтобы никто и никогда не смел их нарушать.

 

Вот какой замечательный дом у нас получился! Давайте пожелаем всем жителям этого дома  и нам  всем здоровья, благополучия и мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Кроссворд

 

 

4М

 

У

 

8К

 

 

 

 

2К

 

Х

О

10Р

О

О

Р

О

М

3У

М

 

6Р

 

 

З

9К

М

 

11П

 

 

А

Л

О

5В

А

7Б

И

Р

А

О

12В

1П

Р

И

Р

О

Д

А

-

Н

А

Ш

Д

О

13М

Ч

 

Т

 

Л

У

Б

 

А

П

К

О

Д

Е

Е

К

К

Г

О

 

И

А

Р

А

Д

Л

А

 

А

Ч

В

 

О

 

В

А

 

К

А

Ж

Е

 

А

 

Н

Д

 

И

Ь

К

 

 

Задания для кроссворда

 

1.       Сок из цветов она берёт и в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)

 

2.      Нос долог, голос тонок.        

         Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)

 

3.      На узкой дорожке – голова да рожки.

         Кто так медленно ползёт.

         На себе свой дом везёт? (Улитка)

 

4.      Сорвал я красный гриб в лесу

         Любуюсь на его красу:

         На белой он ножке, на шляпке – горошки.

         А люди говорят, что в нём опасный яд. (Мухомор)

 

5.      За горами, за полями, за высокими лесами

         Хищник – ворище ночами рыщет,

         Добычу ищет, зубами щёлк...

         Кто это?   (Волк)

 

6.      Только дождик удалился,

         В небе мостик появился,

         Ярко выгнулся дугой, будто пояс золотой.  (Радуга)

 

7.      На цветок пахучий сел цветок пахучий. (Бабочка)

 

8.       Когда за грибами ты в рощу идёшь,

         Её непременно с собою берёшь. (Корзина)

 

9.       Ах, не трогайте меня –

         Обожгу и без огня. (Крапива)

 

10.    Кто тебя не знает полевой цветок

         Белые реснички золотой глазок.  (Ромашка)

 

11.    Путник часто ранит ноги –

         Вот и лекарь на дороге. (Подорожник)

 

12.    Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?  (Вода)

 

13.     По чаще идёт таёжный хозяин –

         Валежник ломает, пчёл разоряет.

Что за зверь, кто отгадает? (Медведь)

 

 

Приложение № 2

 

 

Памятка – правила «ПОМОЩЬ ПРИРОДЕ»

 

v Не разоряй муравейников.

v Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнёзд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

v Не рви цветов, не ломай ветки деревьев.

v Расчищай лес  от сушняка: он убежище для различных вредителей.

v Не засоряй мусором водоёмы.

v Участвуй в посадке и охране зелёных насаждений.

v Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.

v Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчёл, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.

v Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Равнобедренный треугольник: Счастливые 
люди

Очистительные сооружения

 

Пожары

 

Горы мусора

 

Браконьерство

 

Чистый воздух

 

Грибной дождь

 

Грязные реки

 

 

Зелёные насаждения

 

Цветущие растения

 

Радуга

 

Затоптанные цветы

 

Кислотный

дождь

 
Приложение № 3

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект внеклассного занятия по окружающему миру в 4 классе на тему: «Природа – наш дом»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект внеклассного занятия по окружающему миру в 4 классе натему: «Природа – наш дом». Целии задачи:1. Повторить взаимосвязи в природе.2. Учить устанавливать причину и следствие.3. Обобщить экологические правила.4. Развивать внимание, мышление.5. Воспитывать доброту, бережное отношение к природе. В ходе занятия ребята разгадывают кроссворд, обсуждают экологические проблемы, составляют памятку – правила «Помощь природе», выполняют задания в игре «Экологический светофор». В заключение мероприятия выполняется коллективная работа – учащиеся «строят» дом природы, в котором хорошо живётся всем и растениям, и животным, и человеку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 094 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.04.2020 435
    • DOCX 31.5 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Московкина Лариса Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 103094
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1114 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 273 человека

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека