Урок-викторина
«Мои любимые сказки».
Цель:
Ø поддержать
интерес учеников к русским народным сказкам;
Ø развивать навыки
монологической речи, описания иллюстрации;
Ø развитие
у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений.
Оборудование: сборник
сказок, иллюстрации художников к сказкам; рисунки учеников, презентация,
выставка «Русские народные сказки».
Ход урока.
I. Вступительное
слово. (Слайд 1)
Сегодня наш урок будет посвящен
одному из самых интересных жанров фольклора – сказке. Пожалуй, нет такого
человека, которому была бы не интересна сказка. Сказка сопровождает нас всю
жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано много фильмов.
Народная сказка – это основа жизни художника, его вдохновение. Итак, мы
начинаем, я приглашаю вас в мир удивительной сказки.
II. Повторительно-обобщающая
беседа по сказкам. (Слайд 2)
Всем нам нравятся сказки, и думаю,
что у вас наверняка есть любимая сказка и герои сказок.
- За что вы любите сказки?
- Назовите ваши
любимые народные сказки.
- Каких сказочных
героев вы особенно понравились?
- Чем интересны
герои народных сказок?
- Каким героем
народной сказки вы могли бы быть?
III. Викторина.
(Слайд 3)
- Сегодня мы с
вами продолжим работу с этим прекрасным жанром – сказка. Я думаю, что все вы
готовы отправиться в этот мир удивительной сказки. И наше первое задание
«Разминка»
Задание 1 - «Разминка» (слайд 4).
·
Одно из имен Василисы? (Премудрая,
Прекрасная)
·
Оружие, которым пользовались сказочные
богатыри? (Меч)
·
Река, у которой сражался Иван –
крестьянский сын? (Смородина)
·
Животное, в которое была заколдована
Кощеем прекрасная девушка? (Лягушка)
·
Какой транспорт доставил Василису к
дворцу? (Карета)
·
С кем Журавль решил создать ячейку
общества? (Цаплей)
·
О какой сказке гласит народная мудрость
«Кто ничего не делает, то на перине не уснёт»? (Солдатская шинель)
·
Чем занимались братья Ивана во время
дозора? (Спали)
·
Как называется швейная принадлежность, в
которой таится смертельная опасность для Кощея? (Игла)
·
Какая сказочная героиня, прежде чем
спрашивать Ивана, должна его была напоить, накормить и выпарить? (Баба-Яга)
-
Вы хорошо знаете сказки, но в сказках, как и в других произведениях, встречаются
непонятные слова. И следующее ваше задание заключается в том, чтобы объяснить
эти непонятные слова.
Задание 2 –
«Словарик» (слайд 5).
Объяснить значение слов.
Терем - (дом в Древней Руси).
Рыскучие (звери) - (бегущие).
Зачин – начало сказки.
Концовка – последние слова сказки.
- Если вы
внимательно читайте сказки, то вы помните, что в сказках есть волшебные
предметы, которые помогают нашим героям в трудной ситуации. Ваша задача
определить, что это за волшебный предмет.
Задание 3 –«Чёрный
ящик» (слайд 6).
1. Это то, на
что положил каравай Иван-царевич. (Блюдце)
2. Это то,
что использовала Василиса при создании ковра. (Игла)
3. Это то,
что использовала Василиса во время пира. (Кубок)
4. Это то,
что помогало Ивану искать Василису. (Клубок)
- В
каждой сказке есть положительный герой, который борется со злом и коварством.
И вот сейчас я прошу вас дать этим героям характеристику, но характеристику
необычную. А необычность её в том, что охарактеризовать их вы должны пословицами
и поговорками.
Задание 4 - «Творческое» (слайд 7).
Подберите пословицы к героям сказки:
1 команда - Василиса Премудрая (Утро
вечера мудренее, по одежке встречают, по уму провожают).
2 команда – Иван – крестьянский сын. (Кто
скоро помог, тот дважды помог).
- Все мы любим рисовать, создавать
иллюстрации к произведениям, создавать тематические рисунки. Но сегодня мы
будем писать портрет и не просто портрет, а шуточный портрет героев многих
сказок. Во многих сказках они являются героями отрицательными, злыми, даже
вызывающими страх, но мы посмотрим на них с другой стороны. Итак, конкурс
«Шуточный рисунок».
Задание 5 – «Шуточный рисунок» (слайд 8).
Нарисовать портрет 1 команда – Кощея
Бессмертного
2
команда - Бабы-Яги
- Воображение является неотъемлемой частью
нашего творческого мышления. Все мы, когда читаем интересное произведение, то
живо представляем себе героев произведения, захватывающие события. И нам
всегда интересно, а какой же он этот Иван-царевич или Василиса Премудрая? А
каким бы я их изобразил? Как бы я их сыграл? Следующий конкурс поможет нам это
узнать.
Задание 6 – «Живые картины» (слайд 9).
·
Изобразить как старший брат пошел в дозор.
·
Изобразить танец Василисы Премудрой на
пиру у царя.
-
Ребята, вам было дано домашнее задание - создать иллюстрацию к народной сказке
на ваш выбор, рисунки у вас получились очень хорошие, теперь ваша задача
представить свою иллюстрацию в шуточной форме.
Задание
7 – Защита иллюстраций «Мои любимые сказки» (слайд 10).
IV. Подведение
итогов (Слайд 11).
- Это был наш
заключительный конкурс. Я надеюсь, что
вам понравилась викторина, что для многих из вас сегодня открылся какая-то по-новому
это жанр - сказка, что каждый из вас усвоил свой урок.
Подсчитываются командные очки и
учащиеся награждаются оценками.
- Ребята, я думаю,
что вам понравилась наша викторина по самому чудесному жанру литературного
произведения – сказке. Все мы знаем, что в сказке прославляются лучшие качества
человека – в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность
этих качеств, поэтому недаром говориться сказка - ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок. Я надеюсь, что и вы извлечёте для себя самый нужный и важный
урок – это урок доброты. Будьте добры и толерантны, тогда и у вас всё будет
хорошо.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.