Главная / Русский язык и литература / Конспект урока-викторины по литературе на тему "Мои любимые сказки" (5 класс)

Конспект урока-викторины по литературе на тему "Мои любимые сказки" (5 класс)

Урок-викторина «Мои любимые сказки».

Цель:

  • поддержать интерес учеников к русским народным сказкам;

  • развивать навыки монологической речи, описания иллюстрации;

  • развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

Оборудование: сборник сказок, иллюстрации художников к сказкам; рисунки учеников, презентация, выставка «Русские народные сказки».

Ход урока.

  1. Вступительное слово. (Слайд 1)

Сегодня наш урок будет посвящен одному из самых интересных жанров фольклора – сказке. Пожалуй, нет такого человека, которому была бы не интересна сказка. Сказка сопровождает нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано много фильмов. Народная сказка – это основа жизни художника, его вдохновение. Итак, мы начинаем, я приглашаю вас в мир удивительной сказки.

  1. Повторительно-обобщающая беседа по сказкам. (Слайд 2)

Всем нам нравятся сказки, и думаю, что у вас наверняка есть любимая сказка и герои сказок.

- За что вы любите сказки?

- Назовите ваши любимые народные сказки.

- Каких сказочных героев вы особенно понравились?

- Чем интересны герои народных сказок?

- Каким героем народной сказки вы могли бы быть?

  1. Викторина. (Слайд 3)

- Сегодня мы с вами продолжим работу с этим прекрасным жанром – сказка. Я думаю, что все вы готовы отправиться в этот мир удивительной сказки. И наше первое задание «Разминка»

Задание 1 - «Разминка» (слайд 4).

  • Одно из имен Василисы? (Премудрая, Прекрасная)

  • Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)

  • Река, у которой сражался Иван – крестьянский сын? (Смородина)

  • Животное, в которое была заколдована Кощеем прекрасная девушка? (Лягушка)

  • Какой транспорт доставил Василису к дворцу? (Карета)

  • С кем Журавль решил создать ячейку общества? (Цаплей)

  • О какой сказке гласит народная мудрость «Кто ничего не делает, то на перине не уснёт»? (Солдатская шинель)

  • Чем занимались братья Ивана во время дозора? (Спали)

  • Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для Кощея? (Игла)

  • Какая сказочная героиня, прежде чем спрашивать Ивана, должна его была напоить, накормить и выпарить? (Баба-Яга)

- Вы хорошо знаете сказки, но в сказках, как и в других произведениях, встречаются непонятные слова. И следующее ваше задание заключается в том, чтобы объяснить эти непонятные слова.

Задание 2 – «Словарик» (слайд 5).

Объяснить значение слов.

Терем - (дом в Древней Руси).

Рыскучие (звери) - (бегущие).

Зачин – начало сказки.

Концовка – последние слова сказки.

- Если вы внимательно читайте сказки, то вы помните, что в сказках есть волшебные предметы, которые помогают нашим героям в трудной ситуации. Ваша задача определить, что это за волшебный предмет.

Задание 3 –«Чёрный ящик» (слайд 6).

  1. Это то, на что положил каравай Иван-царевич. (Блюдце)

  2. Это то, что использовала Василиса при создании ковра. (Игла)

  3. Это то, что использовала Василиса во время пира. (Кубок)

  4. Это то, что помогало Ивану искать Василису. (Клубок)



- В каждой сказке есть положительный герой, который борется со злом и коварством. И вот сейчас я прошу вас дать этим героям характеристику, но характеристику необычную. А необычность её в том, что охарактеризовать их вы должны пословицами и поговорками.

Задание 4 - «Творческое» (слайд 7).

Подберите пословицы к героям сказки:

1 команда - Василиса Премудрая (Утро вечера мудренее, по одежке встречают, по уму провожают).

2 команда – Иван – крестьянский сын. (Кто скоро помог, тот дважды помог).

- Все мы любим рисовать, создавать иллюстрации к произведениям, создавать тематические рисунки. Но сегодня мы будем писать портрет и не просто портрет, а шуточный портрет героев многих сказок. Во многих сказках они являются героями отрицательными, злыми, даже вызывающими страх, но мы посмотрим на них с другой стороны. Итак, конкурс «Шуточный рисунок».

Задание 5 – «Шуточный рисунок» (слайд 8).

Нарисовать портрет 1 команда – Кощея Бессмертного

2 команда - Бабы-Яги

- Воображение является неотъемлемой частью нашего творческого мышления. Все мы, когда читаем интересное произведение, то живо представляем себе героев произведения, захватывающие события. И нам всегда интересно, а какой же он этот Иван-царевич или Василиса Премудрая? А каким бы я их изобразил? Как бы я их сыграл? Следующий конкурс поможет нам это узнать.

Задание 6 – «Живые картины» (слайд 9).

  • Изобразить как старший брат пошел в дозор.

  • Изобразить танец Василисы Премудрой на пиру у царя.



- Ребята, вам было дано домашнее задание - создать иллюстрацию к народной сказке на ваш выбор, рисунки у вас получились очень хорошие, теперь ваша задача представить свою иллюстрацию в шуточной форме.



Задание 7 – Защита иллюстраций «Мои любимые сказки» (слайд 10).



  1. Подведение итогов (Слайд 11).

- Это был наш заключительный конкурс. Я надеюсь, что вам понравилась викторина, что для многих из вас сегодня открылся какая-то по-новому это жанр - сказка, что каждый из вас усвоил свой урок.

Подсчитываются командные очки и учащиеся награждаются оценками.

- Ребята, я думаю, что вам понравилась наша викторина по самому чудесному жанру литературного произведения – сказке. Все мы знаем, что в сказке прославляются лучшие качества человека – в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств, поэтому недаром говориться сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я надеюсь, что и вы извлечёте для себя самый нужный и важный урок – это урок доброты. Будьте добры и толерантны, тогда и у вас всё будет хорошо.





3



Конспект урока-викторины по литературе на тему "Мои любимые сказки" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по нравственному воспитанию детей.

Игра является средством самораскрытия, а ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир. Для него игра – это своеобразный способ общения с внешним миром.

к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.

метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческих способностей у учащихся путем воображения и фантазии.


Автор Фомина Дарья Анатольевна
Дата добавления 25.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1938
Номер материала MA-062631
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓