Главная / Начальные классы / Конспект урока-игры по русскому языку на тему "Состав слова"

Конспект урока-игры по русскому языку на тему "Состав слова"

Урок-игра «Счастливый случай».

Тема: «Состав слова» ( Повторение.)

Цели: повторить состав слова;

разбирать слова по составу;

развивать речь, мышление, орфографическую зоркость;

воспитывать чувство бережного отношения к природе;

приобщать учащихся к взаимопроверке и коллективной работе.

Оборудование: мультимедийный диапроектор, экран, фотография Зимнего сада с фонтанчиком, жетоны, схемы по составу слова.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

- Урок русского языка мы проведём в форме игры « Счастливый случай». Вспомним состав слова, будем разбирать слова по составу, думать, рассуждать

и красиво писать

  1. Игра «Счастливый случай».

- Сегодня встретятся 3 команды. Наша задача – выявить команду – победительницу и лучших знатоков каждой из них.

-За правильный ответ – жетон. Итак, начнём, но сначала дадим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете. ( Приставка, корень, суффикс, окончание.)

-Назовём команды:

1-я команда «Приставка».

2-я команда «Корень».

3-я команда «Суффикс».

  1. Разминка «Чистописание».

за, на, над

-Что это за слоги? ( Это приставки, которые пишутся с буквой «а».)

2) Давайте поиграем!

1-ый гейм.

«Найдите друзей».

- Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте

однокоренные слова. Запишите в тетрадь.

  1. Лень, … ( ленивый, ленится)

  2. Боль, … ( больной, болеет)

  3. Соль, … ( солёный, солит)

( Проверка осуществляется с помощью доказательства. За правильный

ответ – жетон.)

2-ой гейм.

« Составь слово».

  1. а, к, по, сад ( посадка)

  2. и, ник, под, снеж ( подснежники)

  3. а, по, друж, к ( подружка)

-Составьте слово и разберите по составу.

3-ий гейм.

« Третий лишний»

  1. Суффикс, приставка, глагол.

  2. Подлежащее, основа, сказуемое.

  3. Звук, корень, окончание.

-Какое слово лишнее?

4-ый гейм.

«Распределите на группы».

Школа, зимушка, рассада, подкормка, фонтанчик, цветы.

- Распределите слова на три группы по составу основы.

1) Школа, цветы.

2) Зимушка, фонтанчик.

3) Пересадка, подкормка.

4. Физкультминутка.

-Составьте рассказ используя эти 6 слов.

5. Стихи о фонтанчике в Зимнем саду.

Читает Таратина Тамара. ( собственного сочинения.)

5-ый гейм.

« Отгадайте слова».

  1. Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» найдите приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся же – в дневнике я и в журнале. ( Оценка)

  1. Корнем с дорогой роднится,

в «сборе» приставка таится,

суффикс как в слове «дневник»,

целым же в космос проник. ( Спутник.)

3)Мой корень-родственник сражению,

приставка в слове «заявление»,

в «наборщике» есть суффикс мой,

а весь – тружусь я под землёй. (Забойщик.)

6-ой гейм.

«Удивительные превращения».

  1. Как большой пень превратить в маленький?

( Пень-пенёк; суффикс ёк).

  1. Как можно превратить рыбу в человека?

(Рыба- рыбак; с помощью суффикса ак ).

  1. Можно ли превратить малину в кустарник?

(Малина- малинник; суффикс ник).

8-ой гейм.

«Это всё мы проходили».

(Игра «Грамматическое лото».)

Во время игры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других ответы. В каждой команде имеются по две такие карточки. Команды задают друг другу вопросы.

1-я команда.

-Что вы знаете о родственных словах? ( Родственные имеют общую часть. Они близки по смыслу.)

-Какая часть бывает во всех словах? ( Главная часть слова- корень.)

2-я команда.

- Что называется корнем? ( Корнем называется общая часть всех родственных слов.)

-Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.)

3-я команда.

-Что такое приставка? ( Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова.)

-Что такое приставка ? ( Суффикс – часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.)

(Во время проверки выдаются жетоны тем, кто правильно отвечает.)

7-ой гейм.

«Найди своё».

Перевозка, поездка, нагрузка, подарок, наклейка.

Команда «Приставка» выписывает приставки. Команда «Корень» выписывает

корни. Команда «Суффикс» выписывает суффиксы. ( Взаимопроверка.)



6. Подведение итогов.


























































Конспект урока-игры по русскому языку на тему "Состав слова"
  • Начальные классы
Описание:

Иванова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ №3" города Шумерли Чувашской Республики. Имею первую квалификационную категорию. Закончила Канашское педагогическое училище в 1987 году, а так же педагогический институт имени И. Я. Яковлева в 1993 году. Мой педагогический стаж работы 28 лет.

Автор Иванова Ирина Николаевна
Дата добавления 31.12.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 570
Номер материала MA-063516
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓