Главная / Русский язык и литература / Конспект-урока на тему "Правописание суффиксов -чик-, -щик-" (5 класс)

Конспект-урока на тему "Правописание суффиксов -чик-, -щик-" (5 класс)

hello_html_m7b744866.gifhello_html_4e6a26f0.gifhello_html_m7b744866.gifhello_html_m7b744866.gifУрок русского языка в 5 классе на тему «Правописание суффиксов –чик-, -щик-».

Тертычная О. В., учитель русского языка и литературы Чистенского учебно-воспитательного комплекса «Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней-гимназия»




Тема: Правописание суффиксов -чик (-щик).

Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.

Задачи:

Обучающие: научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);

научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);

устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;

обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

Воспитательные: пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Ход урока

І. Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучение новой темы и мне хочется, чтобы наш урок был интересным и полезным, чтобы вы не только изучили новый материал, но и получили хорошее настроение.

ІІ. Актуализация опорних знаний

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Словарный диктант.

  3. На доске записаны слова: собака, улитка, фотоаппарат, фортепиано, индеец, книга, свеча.

Затем ученики записывают первые буковки в словах. У них получается слово «суффикс». 

  1. Устный опрос.

  • Что такое суффикс, для чего он служит?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

На доске записаны слова с суффиксами –чик-, -щик- в два столбика и подчеркнуты буквы д, т, з, с, ж.

Объездчик обойщик

Пулеметчик фонарщик

Грузчик танцовщик

Разносчик прицепщик

Перебежчик съёмщик

  • Что обозначает в этих словах значимая часть слова — суффикс -чик (-щик)? (этот суф. обозначает человека по профессии и роду занятий).

  • Почему в первом столбике записаны слова с суффиксом –чик-, а во втором – с суффиксом

щик-?

  • Какая тема сегодняшнего урока?

IV. Постановка целей и задач урока

Дети самостоятельно пытаются определить цель урока.



V. Работа над темой урока

1. Работа с иллюстрацией (звезда).

Смазчик, каменщик.

«Я тоже здесь»

2. Работа с учебником (с. 104, упр. 232, 233).

  • В каких случаях еще пишутся слова с суффиксом –чик-?

  • Будет ли относиться правило «звезда» к написанию таких слов?

3. Физминутка.

4. Игра «Корректор»

  • Исправить допущенные ошибки в предложениях:

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
7. Резко сигналили шофёры, покрикивали извозщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

VI. Итог урока

1. Лексический диктант.

  • По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
2. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик.
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
5. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик.
6. Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик.
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.
8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности – съёмщик.
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
10. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик.

VII. Рефлексия

  • Чему научились на уроке?

  • Что было непонятно?

  • Что понравилось?

  • С каким настроением уходите с урока?

VIII. Домашнее задание

  • 30 выучить, упр. 234.

Составить словарный диктант по изученной теме (индивидуально).

Конспект-урока на тему "Правописание суффиксов -чик-, -щик-" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание суффиксов –чик-, -щик-».

Тертычная О. В., учитель русского языка и литературы Чистенского учебно-воспитательного комплекса  «Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней-гимназия»

 

 

Тема: Правописание суффиксов -чик (-щик).

Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.

Задачи:

Обучающие: научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);

научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);

устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;

обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

Воспитательные: пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Ход урока

І. Организационный момент.

¾    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучение новой темы и мне хочется, чтобы наш урок был интересным и полезным, чтобы вы не только изучили новый материал, но и получили хорошее настроение.

ІІ. Актуализация опорних знаний

1.      Проверка домашнего задания.

2.      Словарный диктант.

3.      На доске записаны слова: собака, улитка, фотоаппарат, фортепиано, индеец, книга, свеча.

Затем ученики записывают первые буковки в словах. У них получается слово «суффикс». 

4.      Устный опрос.

  • Что такое суффикс, для чего он служит?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

На доске записаны слова с суффиксами –чик-, -щик- в два столбика и подчеркнуты буквы д, т, з, с, ж.

Объездчик                         обойщик

Пулеметчик                        фонарщик

Грузчик                               танцовщик

Разносчик                           прицепщик

Перебежчик                        съёмщик

  • Что обозначает в этих словах значимая часть слова — суффикс -чик (-щик)? (этот суф. обозначает человека по профессии и роду занятий).
  •  Почему в первом столбике записаны слова с суффиксом –чик-, а во втором – с суффиксом –щик-?
  • Какая тема сегодняшнего урока?
  • IV. Постановка целей и задач урока
  • Дети самостоятельно пытаются определить цель урока.
  •  
    • V. Работа над темой урока

1. Работа с иллюстрацией (звезда).

Смазчик, каменщик.

«Я тоже здесь»

2. Работа с учебником (с. 104, упр. 232, 233).

  • В каких случаях еще пишутся слова с суффиксом –чик-?
  • Будет ли относиться правило «звезда» к написанию таких слов?

3. Физминутка.

4. Игра «Корректор»

  • Исправить допущенные ошибки в предложениях:

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
7. Резко сигналили шофёры, покрикивали извозщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

VI. Итог урока

1. Лексический диктант.

  •  По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
2. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик.
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
5. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик.
6. Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик.
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.
8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности – съёмщик.
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
10. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик.

VII. Рефлексия

  • Чему научились на уроке?
  • Что было непонятно?
  •  Что понравилось?
  • С каким настроением уходите с урока?

 

VIII. Домашнее задание

§       30 выучить, упр. 234.

Составить словарный диктант по изученной теме (индивидуально).

Автор Тертычная Ольга Валерьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1597
Номер материала 37624
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓