Главная / Русский язык и литература / Конспект-урока на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Конспект-урока на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

hello_html_7359fbd9.gifЧистенский учебно-воспитательный комплекс

«Общеобразовательная школа I-III ступеней-гимназия

Симферопольский район

Республика Крым















Конспект урока по теме «Фразеологизмы»

5 класс













Выполнила учитель

русского языка и литературы

Тертычная О. В.

Категория: специалист







Тема: Фразеологизмы. Стилистическая окраска фразеологизмов. Роль фразеологизма в речи. Фразеологизмы-синонимы.

Цель: - Закрепить знания учащихся о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, научить употреблять фразеологизмы с целью обогащения речи; развивать внимание, память, речь учащихся.

- Научить давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

- Научить распознавать фразеологические обороты; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Тип урока: закрепление изученного, применение знаний и умений.

Оборудование: учебник Л. М. Рыбченкова, дидактический материал, индивидуальные карточки, ИКТ презентация.

Ход урока

І. Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы повторим, что такое фразеологизмы и научимся употреблять их в своей речи.

ІІ. Актуализация опорних знаний

  1. Устный опрос

  • Что такое фразеологизм?

  • Как опознать фразеологизм в предложении?

  • Что такое синонимы?

  1. Игра «Аплодисменты»

  • Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Приходить в школу, приходить в голову, волчий хвост, волчий аппетит, сбивать с толку, сбивать с дерева, золотые руки, золотые зубы, горькая правда, горькое лекарство, дрова разгорелись, глаза разгорелись, медвежья барлога, медвежья услуга, задирать нос.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

  • Как вы думаете, могут ли фразеологизмы быть синонимичными?

  • На доске записаны предложения, определите в них фразеологизмы. Замените фразеологизм одним словом. Сделайте синтаксический разбор предложения.

1. Серёжа на уроке работал спустя рукава. Сережа на уроке работал плохо.

2. Окончив институт через пень-колоду, Ванька Окончив институт плохо, Ванька устроился на работу на завод. устроился на работу на завод.

  • Не забывайте, что фразеологизм — это устойчивое сочетание, синтаксически неделимое. А значит, он весь должен являться одним членом предложения.

IV. Постановка целей и задач урока

  • Ребята, как вы думаете, что именно мы будем сегодня делать на уроке?

  • Какие задачи поставим перед собой?

V. Работа над темой урока

1. Работа с учебником (с. 118, упр. 260).

2. Работа по развитию речи.

  • Рассмотрите картинки, какие фразеологизмы зашифрованы на них? Составьте с ними предложения (презентация).

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQoNGDyP69hhSSJUt8dXjeZaT-sdQk4j_0Wo0-wPZ9dWr-kKN7BC:\Users\Natasha\Documents\8.jpgC:\Users\Natasha\Documents\24.jpg

http://rushkolnik.ru/tw_files/4652/d-4651693/4651693_html_315084f7.pnghttp://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/276/275011/275011_html_27a685d.jpghttp://image.slidesharecdn.com/2-140409125440-phpapp01/95/2-7-638.jpg?cb=1397066111

http://image.slidesharecdn.com/2-140409125440-phpapp01/95/2-7-638.jpg?cb=1397066111http://image.slidesharecdn.com/2-140409125440-phpapp01/95/2-7-638.jpg?cb=1397066111http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Slovar-russkogo-jazyka/0011-011-Uznaj-frazeologizmy-i-vspomni-ikh-znachenija.jpg

3. Физминутка

4. Лексическая работа

  • Подберите синонимы к фразеологизмам:



  1. руки в брюки – плевать в потолок (бездельничать)

  2. со всех ног – во все лопатки, сломя голову, мчаться на всех парусах (быстро)

  3. в двух шагах – рукой подать, быть под боком (близко)

  4. нести ахинею - молоть ерунду, пороть чепуху, нести околесицу (говорить вздор)

  5. за тридевять земель – на краю света (далеко)

  6. кот наплакал – с гулькин нос (мало)

  • Составьте 3 предложения с фразеологизмами на выбор.

VI. Итог урока

  1. Беседа.

  • Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

  • Чему научились?

  • Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

  1. Работа с индивидуальными карточками.

Карточка №1

  • Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте. Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз. Часто плачет

Глаза разгорелись. Узнал истинное положение

Глаза открылись. Наедине


Карточка №2

  • Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Вкладывать душу. Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом. Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык. Отдавать себя целиком

Ломать голову. Показать себя с лучшей стороны


Карточка №3

  • Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Оказать медвежью услугу. Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит. Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши. Жить дружно, в согласии

Душа в душу. Не к чему придраться


VII. Рефлексия

  • Сегодня я узнал…

  • Я научился…

  • У меня получилось …

  • Было трудно…

  • Теперь я могу…

  • Меня удивило…

VIII. Домашнее задание

  • 33 повторить, выполнить упр. 261. Составить 5 предложений, используя фразеологизмы.







Конспект-урока на тему "Фразеологизмы" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Чистенский учебно-воспитательный комплекс

«Общеобразовательная школа I-III ступеней-гимназия

Симферопольский район

Республика Крым

 

Тема: Фразеологизмы. Стилистическая окраска фразеологизмов. Роль фразеологизма в речи. Фразеологизмы-синонимы.

Цель:  - Закрепить знания учащихся о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, научить употреблять фразеологизмы с целью обогащения речи; развивать внимание, память, речь учащихся.

- Научить давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

- Научить распознавать фразеологические обороты; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Тип урока: закрепление изученного, применение знаний и умений.

Оборудование: учебник Л. М. Рыбченкова, дидактический материал, индивидуальные карточки, ИКТ презентация.

Ход урока

І. Организационный момент.

¾    Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы повторим, что такое фразеологизмы и научимся употреблять их в своей речи.

ІІ. Актуализация опорних знаний

1.      Устный опрос

¾    Что такое фразеологизм?

¾    Как опознать фразеологизм в предложении?

¾    Что такое синонимы?

2.      Игра «Аплодисменты»

¾    Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Приходить в школу, приходить в голову,  волчий хвост, волчий аппетит,  сбивать с толку, сбивать с дерева,  золотые руки, золотые зубы, горькая правда,  горькое лекарство, дрова разгорелись, глаза разгорелись, медвежья барлога, медвежья услуга, задирать нос.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

¾    Как вы думаете, могут ли фразеологизмы быть синонимичными?

¾    На доске записаны предложения, определите в них фразеологизмы. Замените фразеологизм одним словом. Сделайте синтаксический разбор предложения.

1. Серёжа на уроке работал спустя рукава.              Сережа на уроке работал плохо.                                                                    

2. Окончив институт через пень-колоду, Ванька    Окончив институт плохо, Ванька устроился на работу на завод.                                     устроился на работу на завод.

¾    Не забывайте, что фразеологизм — это устойчивое сочетание, синтаксически неделимое. А значит, он весь должен являться одним членом предложения.

IV. Постановка целей и задач урока

¾    Ребята, как вы думаете, что именно мы будем сегодня делать на уроке?

¾    Какие задачи поставим перед собой?

V. Работа над темой урока

1. Работа с учебником (с. 118, упр. 260).

2. Работа по развитию речи.

¾    Рассмотрите картинки, какие фразеологизмы зашифрованы на них? Составьте с ними предложения (презентация).

     

    

    

3. Физминутка

4. Лексическая работа

¾    Подберите синонимы к фразеологизмам:

 

1.      руки в брюки – плевать в потолок (бездельничать)

2.      со всех ног – во все лопатки, сломя голову, мчаться на всех парусах (быстро)

3.      в двух шагах – рукой подать, быть под боком (близко)

4.      нести ахинею -  молоть ерунду, пороть чепуху, нести околесицу (говорить вздор)

5.      за тридевять земель – на краю света (далеко)

6.      кот наплакал – с гулькин нос (мало)

¾    Составьте 3 предложения с фразеологизмами на выбор.

VI. Итог урока

1.      Беседа.

¾    Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

¾    Чему научились?

¾    Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

2.      Работа с индивидуальными карточками.

Карточка №1

Ø  Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте.                      Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз.                                   Часто плачет

Глаза разгорелись.                              Узнал истинное положение

Глаза открылись.                                Наедине

 

Карточка №2

Ø  Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Вкладывать душу.                              Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом.                 Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык.                       Отдавать себя целиком

Ломать голову.                                    Показать себя с лучшей стороны

 

Карточка №3

Ø  Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Оказать медвежью услугу.                  Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит.                    Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши.                  Жить дружно, в согласии

Душа в душу.                                                    Не к чему придраться

 

VII. Рефлексия

Ø  Сегодня я узнал…

Ø  Я научился…

Ø  У меня получилось …

Ø  Было трудно…

Ø  Теперь я могу…

Ø  Меня удивило…

Ø   

VIII. Домашнее задание

§       33 повторить, выполнить упр. 261. Составить 5 предложений, используя фразеологизмы.

 

 

 

Автор Тертычная Ольга Валерьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2292
Номер материала 39537
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓