Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект-урока на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Конспект-урока на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Скачать материал

Чистенский учебно-воспитательный комплекс

«Общеобразовательная школа I-III ступеней-гимназия

Симферопольский район

Республика Крым

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по теме «Фразеологизмы»

5 класс

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнила учитель

русского языка и литературы

                                                               Тертычная О. В. 

                                                                           Категория: специалист   

 

 

 

Тема: Фразеологизмы. Стилистическая окраска фразеологизмов. Роль фразеологизма в речи. Фразеологизмы-синонимы.

Цель:  - Закрепить знания учащихся о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, научить употреблять фразеологизмы с целью обогащения речи; развивать внимание, память, речь учащихся.

- Научить давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

- Научить распознавать фразеологические обороты; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Тип урока: закрепление изученного, применение знаний и умений.

Оборудование: учебник Л. М. Рыбченкова, дидактический материал, индивидуальные карточки, ИКТ презентация.

Ход урока

І. Организационный момент.

¾    Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы повторим, что такое фразеологизмы и научимся употреблять их в своей речи.

ІІ. Актуализация опорних знаний

1.      Устный опрос

¾    Что такое фразеологизм?

¾    Как опознать фразеологизм в предложении?

¾    Что такое синонимы?

2.      Игра «Аплодисменты»

¾    Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Приходить в школу, приходить в голову,  волчий хвост, волчий аппетит,  сбивать с толку, сбивать с дерева,  золотые руки, золотые зубы, горькая правда,  горькое лекарство, дрова разгорелись, глаза разгорелись, медвежья барлога, медвежья услуга, задирать нос.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

¾    Как вы думаете, могут ли фразеологизмы быть синонимичными?

¾    На доске записаны предложения, определите в них фразеологизмы. Замените фразеологизм одним словом. Сделайте синтаксический разбор предложения.

1. Серёжа на уроке работал спустя рукава.              Сережа на уроке работал плохо.                                                                    

2. Окончив институт через пень-колоду, Ванька    Окончив институт плохо, Ванька устроился на работу на завод.                                     устроился на работу на завод.

¾    Не забывайте, что фразеологизм — это устойчивое сочетание, синтаксически неделимое. А значит, он весь должен являться одним членом предложения.

IV. Постановка целей и задач урока

¾    Ребята, как вы думаете, что именно мы будем сегодня делать на уроке?

¾    Какие задачи поставим перед собой?

V. Работа над темой урока

1. Работа с учебником (с. 118, упр. 260).

2. Работа по развитию речи.

¾    Рассмотрите картинки, какие фразеологизмы зашифрованы на них? Составьте с ними предложения (презентация).

 https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQoNGDyP69hhSSJUt8dXjeZaT-sdQk4j_0Wo0-wPZ9dWr-kKN7B   

http://rushkolnik.ru/tw_files/4652/d-4651693/4651693_html_315084f7.png  http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/276/275011/275011_html_27a685d.jpg  http://image.slidesharecdn.com/2-140409125440-phpapp01/95/2-7-638.jpg?cb=1397066111

http://image.slidesharecdn.com/2-140409125440-phpapp01/95/2-7-638.jpg?cb=1397066111  http://image.slidesharecdn.com/2-140409125440-phpapp01/95/2-7-638.jpg?cb=1397066111  http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Slovar-russkogo-jazyka/0011-011-Uznaj-frazeologizmy-i-vspomni-ikh-znachenija.jpg

3. Физминутка

4. Лексическая работа

¾    Подберите синонимы к фразеологизмам:

 

1.      руки в брюки – плевать в потолок (бездельничать)

2.      со всех ног – во все лопатки, сломя голову, мчаться на всех парусах (быстро)

3.      в двух шагах – рукой подать, быть под боком (близко)

4.      нести ахинею -  молоть ерунду, пороть чепуху, нести околесицу (говорить вздор)

5.      за тридевять земель – на краю света (далеко)

6.      кот наплакал – с гулькин нос (мало)

¾    Составьте 3 предложения с фразеологизмами на выбор.

VI. Итог урока

1.      Беседа.

¾    Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

¾    Чему научились?

¾    Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

2.      Работа с индивидуальными карточками.

Карточка №1

Ø  Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте.                      Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз.                                    Часто плачет

Глаза разгорелись.                              Узнал истинное положение

Глаза открылись.                                Наедине

 

Карточка №2

Ø  Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Вкладывать душу.                               Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом.                 Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык.                        Отдавать себя целиком

Ломать голову.                                    Показать себя с лучшей стороны

 

Карточка №3

Ø  Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Оказать медвежью услугу.                  Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит.                     Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши.                   Жить дружно, в согласии

Душа в душу.                                                    Не к чему придраться

 

VII. Рефлексия

Ø  Сегодня я узнал…

Ø  Я научился…

Ø  У меня получилось …

Ø  Было трудно…

Ø  Теперь я могу…

Ø  Меня удивило…

Ø   

VIII. Домашнее задание

§       33 повторить, выполнить упр. 261. Составить 5 предложений, используя фразеологизмы.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект-урока на тему "Фразеологизмы" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Чистенский учебно-воспитательный комплекс

«Общеобразовательная школа I-III ступеней-гимназия

Симферопольский район

Республика Крым

 

Тема: Фразеологизмы. Стилистическая окраска фразеологизмов. Роль фразеологизма в речи. Фразеологизмы-синонимы.

Цель:  - Закрепить знания учащихся о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, научить употреблять фразеологизмы с целью обогащения речи; развивать внимание, память, речь учащихся.

- Научить давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

- Научить распознавать фразеологические обороты; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Тип урока: закрепление изученного, применение знаний и умений.

Оборудование: учебник Л. М. Рыбченкова, дидактический материал, индивидуальные карточки, ИКТ презентация.

Ход урока

І. Организационный момент.

¾    Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы повторим, что такое фразеологизмы и научимся употреблять их в своей речи.

ІІ. Актуализация опорних знаний

1.      Устный опрос

¾    Что такое фразеологизм?

¾    Как опознать фразеологизм в предложении?

¾    Что такое синонимы?

2.      Игра «Аплодисменты»

¾    Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Приходить в школу, приходить в голову,  волчий хвост, волчий аппетит,  сбивать с толку, сбивать с дерева,  золотые руки, золотые зубы, горькая правда,  горькое лекарство, дрова разгорелись, глаза разгорелись, медвежья барлога, медвежья услуга, задирать нос.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

¾    Как вы думаете, могут ли фразеологизмы быть синонимичными?

¾    На доске записаны предложения, определите в них фразеологизмы. Замените фразеологизм одним словом. Сделайте синтаксический разбор предложения.

1. Серёжа на уроке работал спустя рукава.              Сережа на уроке работал плохо.                                                                    

2. Окончив институт через пень-колоду, Ванька    Окончив институт плохо, Ванька устроился на работу на завод.                                     устроился на работу на завод.

¾    Не забывайте, что фразеологизм — это устойчивое сочетание, синтаксически неделимое. А значит, он весь должен являться одним членом предложения.

IV. Постановка целей и задач урока

¾    Ребята, как вы думаете, что именно мы будем сегодня делать на уроке?

¾    Какие задачи поставим перед собой?

V. Работа над темой урока

1. Работа с учебником (с. 118, упр. 260).

2. Работа по развитию речи.

¾    Рассмотрите картинки, какие фразеологизмы зашифрованы на них? Составьте с ними предложения (презентация).

     

    

    

3. Физминутка

4. Лексическая работа

¾    Подберите синонимы к фразеологизмам:

 

1.      руки в брюки – плевать в потолок (бездельничать)

2.      со всех ног – во все лопатки, сломя голову, мчаться на всех парусах (быстро)

3.      в двух шагах – рукой подать, быть под боком (близко)

4.      нести ахинею -  молоть ерунду, пороть чепуху, нести околесицу (говорить вздор)

5.      за тридевять земель – на краю света (далеко)

6.      кот наплакал – с гулькин нос (мало)

¾    Составьте 3 предложения с фразеологизмами на выбор.

VI. Итог урока

1.      Беседа.

¾    Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

¾    Чему научились?

¾    Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

2.      Работа с индивидуальными карточками.

Карточка №1

Ø  Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте.                      Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз.                                   Часто плачет

Глаза разгорелись.                              Узнал истинное положение

Глаза открылись.                                Наедине

 

Карточка №2

Ø  Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Вкладывать душу.                              Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом.                 Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык.                       Отдавать себя целиком

Ломать голову.                                    Показать себя с лучшей стороны

 

Карточка №3

Ø  Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Оказать медвежью услугу.                  Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит.                    Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши.                  Жить дружно, в согласии

Душа в душу.                                                    Не к чему придраться

 

VII. Рефлексия

Ø  Сегодня я узнал…

Ø  Я научился…

Ø  У меня получилось …

Ø  Было трудно…

Ø  Теперь я могу…

Ø  Меня удивило…

Ø   

VIII. Домашнее задание

§       33 повторить, выполнить упр. 261. Составить 5 предложений, используя фразеологизмы.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 484 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2440
  • 357
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3152
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1399
    • DOCX 343.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тертычная Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тертычная Ольга Валерьевна
    Тертычная Ольга Валерьевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 7291
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе