Главная / Начальные классы / конспект урока "Значение фразеологизмов"

конспект урока "Значение фразеологизмов"

Конспект урока по русскому языку

2 класс

УМК «Школа XXI века»

Значение фразеологизмов

Цель:

Учить употреблять и находить в речи фразеологизмы.

Определять значение фразеологизмов

Развивать речь.

Воспитывать культуру речи.

Ход урока.

Определение темы урока

- Ребята, прочитайте стихотворение и попробуйте назвать тему нашего урока.

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера ,

Когда баклуши бил с утра?

Ответы детей – тема урока «Фразеологизмы».

- Сегодня мы будем говорить о значениях фразеологизмов. А что вы уже знаете о фразеологизмах? ( Это устойчивые, постоянные сочетания слов)

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво

На слова нас не менять –

Прямо так употреблять!

- Ребята, чем больше вы будете знать фразеологизмов, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.)

- Какие же фразеологизмы встретились в этом стихотворении? Давайте найдем их и определим значение. (слайд №1) (повесил нос – был в плохом настроении, покраснел до корней волос – покраснел от стыда, готов сквозь землю провалиться – было стыдно, бил баклуши – бездельничал)

- Дети, а кто знает что такое баклуши и от какого дела произошёл этот фразеологизм ?

В старину кустари (помощник мастера) делали посуду из дерева. Для этого надо было от бревна отколоть чурку (кусочек от бревна) - баклушу. Это было лёгкое дело. Готовить такие чурки и называлось бить баклуши. Отсюда и значение фразеологизма заниматься несерьёзным делом, бездельничать.

Исследовательская работа

- А сейчас мы проведем исследовательскую работу . Перед вами лежат листочки с текстом и заданием. Выполнив задания, вы сможете ответить на вопрос что означает фразеологизм «от А до Я» и с чем это значение связано.

Текст: Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано из названий букв альфа и бета. Это первые буквы греческого алфавита.

Древнерусский алфавит начинался по – другому: аз (буква А), буки (буква Б)… Отсюда и русское слово азбука.

А сейчас скорее на помощь ! Из алфавита исчезли некоторые буквы. Добавь их в следующую запись, чтобы она снова стала алфавитом.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й Л М Н П Р С У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Давай вспомним: с какой буквы начинается русский алфавит и какой буквой он заканчивается? Точно! А- первая буква алфавита, его начало. Я- последняя буква алфавита, его конец.

Ну а если речь идёт не об алфавите, то выражение от А до Я употребляется в переносном смысле – как фразеологизм.

Итак, продолжи предложения. Происхождение фразеологизма от А до Я связано с … ,

Где А -…, Я -… . Отсюда и значение фразеологизма…

А теперь прочитайте слово, которое получилось из пропущенных букв (кот). Какие фразеологизмы вы знаете с этим словом (Кот наплакал, живут как кошка с собакой, всё коту под хвост…) Что означают эти фразеологизмы?

Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр.110. Прочитайте еще раз тему урока ( Значения фразеологизмов). Обратите внимание в какой блок входит эта тема ( Как устроен наш язык). На уроках с таким указанием , какие задачи мы ставим? (Открываем законы по которым живёт русский язык)

-Переходим к первому упражнению. Прочитайте задание. (разбираем упражнение вместе с учителем, далее дети выполняют его самостоятельно задание делится по рядам)

Для сильных учеников дополнительное задание на листочках с дальнейшей проверкой. Дополнить загадку фразеологизмом . Загадки- складки.

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь

О них обычно говорят…



Мы исходили города

Буквально вдоль и поперёк

И так устали мы в дороге,

Что еле…



Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…

-В следующем упражнении вам тоже нужно будет закончить предложения фразеологизмами. А будут ли у вас подсказки сейчас узнаем. Выполнение упражнения №2. Разбирается устно, затем (чтобы дети записали орфографически верно) обращается внимание детей, что фразеологизмы записаны на доске, но в неправильном порядке ( проверить внимательность)

сел в калошу

пальчики оближешь

полон рот

как вкопанный

-Какой фразеологизм зашифрован в ребусе? (два сапога пара) Назовите одним словом значение этого фразеологизма.( похожие,одинаковые)

hello_html_e51bdad.png

- О чём мы говорили сегодня на уроке ( о значении фразеологизмов). Понравился вам урок? Оцените работу на уроке: если вам было всё понятно, на полях нарисуйте воздушный шарик, если вы столкнулись со сложностями нарисуйте гирю.











конспект урока "Значение фразеологизмов"
  • Начальные классы
Описание:

Определяя круг изучения образных выражений, необходимых для работы с младшими школьниками, прежде всего надо учитывать частотность их употребления в живой речи, наличие их в действующих учебниках и литературе для внеклассного чтения.

При работе необходимо учитывать принцип занимательности, помогающей возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. Увлекательность в работе создаётся уже самим фразеологическим материалом, однако, этого недостаточно. Глубокий и устойчивый интерес школьников обеспечивает: создание проблемных ситуаций; элементы конкурса, соревнования; применение наглядных пособий; подача материала в увлекательной форме; разнообразные методы и приёмы работы с учащимися.

Автор Брискина Наталья Леонидовна
Дата добавления 04.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 994
Номер материала 58809
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓