Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока в 1 классе по теме: "Перенос слов"

Конспект урока в 1 классе по теме: "Перенос слов"

Скачать материал

Конспект урока  русского языка в 1 классе

.

 

Тема: Перенос  слов

Цель: познакомить учащихся с правилами переноса слов.

Задачи: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребность и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, выражать и отстаивать свое мнение); закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки; воспитывать чувство взаимопомощи, любви к родному языку, природе.

Тип урока: урок изучения новой темы (УМК «Школа  России» 1класс).

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемно-диалогический.

Методический комплект :Русский  язык. 1 класс. В.П.Канакина  В.Г.Горецкий. Учеб.для общеобразовательных учреждений .-М.:Просвещение,2011г.-144с.-(Школа  России)

 Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса.  (1-4) – М.: Просвещение, 2011г

Планируемые результаты НОО/ Л.Л.Алексеева и др.; под ред. Г.С.Ковалевой. – М.: Просвещение, 2010. – 120с.

Проблемно-диалогические уроки в начальном и среднем звене (опыт работы школы №1358 г. Москвы с углубленным изучением иностранных языков)/ Науч.ред. Е.Л.Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2005. - 84с.

Материалы к уроку: карточки со словами для фронтальной и индивидуальной работы.

 

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Организационный момент

Психологический настрой

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

На урок зовёт звонок,

Начинать пора урок.

Будем мы работать  дружно

И узнаем, что нам нужно!

 Ребята! Давайте напомним нашему  другу  КУЗЕ, чем мы будем заниматься на уроке.

 Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно  поможет вам  на уроке.

 

Приветствуют учителя,

  

 

 

 

 

Повторять  то, что знаем

Узнавать новое,

Играть в умные  игры

Советоваться  с другом

Помогать  другу

Радоваться за себя и за класс

 

(ЛУУД-вызвать желание у детей работать,

настроить на трудовую деятельность)

 

(Мотивация к деятельности и развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места).

 

Актуализация ЗУН

Сегодня на уроке мы узнаем с вами замечательную историю, которая произошла с одной маленькой и очень доброй девочкой в стране ЗНАНИЙ. Она давно мечтает с нами познакомиться, потому что искренне верит, что вы станете ей верными друзьями и помощниками. 

В чудесной стране, которой правила Грамматика, была улица, на которой жили Слоги. Слоги жили очень дружно, и поэтому в стране Знания было много… Слов. Каждый день слоги образовывали новые Слова, а Слова переселялись на словесные деревья. Давайте и  мы отправимся в эту страну.

Прочитайте  и скажите, что здесь написано. Что заметили?

Какие слова вы составили?

Запишем эти слова. Но перед тем как писать, давайте  напомним КУЗЕ  как мы будем записывать слова (Первое слово пишу с заглавной  буквы, остальные через запятую  с маленькой. В конце ставим точку. (Река, небо, облака, дом ).

  Какое задание можно выполнить с этими словами? Разделите слова на слоги  вертикальной чертой, сверху обозначьте цифрой  кол-во слогов. Проверим. если вы не согласны покажите сигналом.  ПРОВЕРЬТЕ ЕЩЕ  РАЗ  С ДОСКОЙ. Оцените свою работу.

(Продолжение сказки)

 Оказываясь рядом на одном дереве, слова  соединялись в предложения. Вот и в этот раз Слова на одном дереве решили составить предложение. 
НЕБУ ,ПО, ПЛЫВУТ,
ОБЛАКА, ПУШИСТЫЕ.

- А вы можете это сделать? (Предложение сначала составляется устно, затем записывается. Учитель пишет на доске таким образом, чтобы какое-нибудь слово, например, слово «пушистые.», не поместилось на строчке) 

(Продолжение грамматической сказки.) 
Вот и у Слова произошло то же самое, у них не хватало строчки, чтобы записать всё предложение. 
- Что же делать?- заплакало Слово.- Ведь без меня не получится предложение, а если будет написана только часть слова, то никто ничего не поймёт. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ре, дом, ка, об, ла, ка, , не, бо

(слоги.) ,(Слова  спрятались) 

 

 

  

 

Самостоятельная работа

 

    

 

.

    2          2           3           1

 Ре\ ка, не\ бо, об\ ла\ ка, дом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       ПО  НЕБУ  ПЛЫВУТ  ПУШИСТ

ЫЕ ОБЛАКА.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

(установка на здоровый образ жизни)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД-расширение словарного запаса.

 

Регулятивные УУД- мышление, развитие внимания.)

 

 

 

 

 

 

ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

 

Постановка

учебной

проблемы.

Ребята, а как вы думаете ?

- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь?

Физминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (ходьба на месте)

Поднимали три хвоста,

Прямо в небо синее.(поднимаемся вверх)

Сели киски  на карниз

Посмотрели  вверх и вниз ( приседаниие)

И сказали ри кота « Красота!   Красота!"

 

Слово не помещается на строке)

 

Слово надо перенести на другую строку)

 

-Наверное, по правилам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: общеучебные

Постановка учебной проблемы

 

ПУУД:

Проверка задания

 

Побуждение к осознанию противоречия

 

Побуждение к проблеме.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

 

Формулирование

прблемы, планирование деятельности

Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

 Предположите, какова тема сегодняшнего урока?
На доске учитель фиксирует запись.;
«Перенос слов»

 - Как вы думаете, ребята, что же сегодня нам предстоит выяснить?

 Чему вы можете научиться сегодня?

Поднимите  руки, кто  тоже    ставит  себе такие же цели? (прикрепляем на доску)

А для чего это нужно?

-А чем мы будем пользоваться на уроке, чтобы достичь своей цели?

 

В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому, к сегодняшнему уроку я подобрала слова «Всё тайное становится явным».
- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня на уроке перед нами стоит задача - раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую.

 Каждая тайна обозначена знаком вопроса.

Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню  её. Поиграем.

- Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? (зи-ма) мо-роз, не-бо. ок-но

-Как же мы переносили слова? (Учитель открывает 1 правило под первым вопросительным знаком

Формулирование   первого  правила.

 Итак, первое правило переноса слова:

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги.

Давайте  запишем эти слова  в 1 столбик, разделяя их    для  переноса. Соблюдайте правила письма.

На письме перенос обозначают вертикальной чертой.

Попробуйте повторить правило соседу по парте

                            (Учащиеся повторяют правило)

 

-Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова?

- Для решения этой проблемы выполним задания.

Сейчас вы будете работать в группах
У каждой    группы   есть   лист, на котором «зашифровано» правило..   

                                            А   план работы такой.

1     группа : Май-ка;  Зай-ка;  Лей-ка. Вывод : буква Й остаётся в предыдущем слоге.

2 Группа : Боль-шой:    пень-ки,  Отъ-езд.

Вывод :Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку

.

 Группа( 2-3ряд)  дом, кот    этаж?

Формулирование  второго  правила

    Проблемный вопрос

 Можно ли перенести с одной строки на другую слова  кот , дом?

  - Можно ли  перенести слово  этаж?  2 ученика делят для пееноса     на  доске

  Возникает 2 мнения:   Можно: э-таж. этаж

-Правила переноса имеют свои секреты. Об одном из них вы узнаете,  прочитав  рубрику  «Обрати внимание!»  на стр. 37

-На что  обратили  внимание при чтении?

- Какой сделаем вывод ?

Третье правило - Одну букву нельзя оставлять на строчке   или  переносить на другую строку.       

 

 (Работа в группах. Проверка заданий)

- К каким выводам вы пришли? Какие «тайны» вы открыли?
Слушаем результаты работы групп.

Слушаем первую группу.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. 
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком .Вы согласны с выводом группы?

Слушаем вторую группу.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 3 правило  под третьим вопросительным знаком. Вы согласны с выводом группы?

Слушаем третью  группу.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? 
( 4 правило  под четвёртым вопросительным знаком –Вы согласны с выводом группы?

физминутка

 

- Я называю слова. Если слово можно перенести - поднимаете руки вверх, если нельзя перенести - приседаете. Не торопитесь. (Лось, бусы, яма, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла)

Закрепление пройденного материала.

- Теперь нам надо научиться применять эти правила

Повторим  алгоритм переноса слов.

- По какому плану будем выполнять задание?

                              1. Делю слово на слоги

                               2. Делю слово для переноса  по  правилам.

 

. На доске: Осень, ветер, клен, долька, Юля, сорт, ягода, пень, лайка, этаж.

Запишите  слова, Пишите аккуратно, уважайте себя и свой руд. Соблюдайте правила письма. Запись слов  под    диктовку.

Мальчики записывают слова, которые можно перенести, разделив для переноса.

Девочки:  слова, которые нельзя переносить.

Взаимопроверка. Оценивание.

.

 

Работа  в  тетради. Проверка. Самооценка. Покажите, светофорами

если вы сделали все правильно ,если допустили ошибки, то красный то нарисуйте, на полях

- Оцените свою работу. Кто со всеми заданиями справился, покажите зелёную карточку, кто выполнил задание неверно – красную карточку, а кто допустил 1-2 ошибки – держите карточку горизонтально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?

 ?

 ?

 ?

зи-ма

мо-роз

не-бо          -----

ок-но

? -   По слогам 

(работа в парах)

 



 

 

 

 

 

1. Прочитать слова
     2. Обратить внимание на выделенные буквы
3.    Посмотреть, где стоит знак переноса
4.    Сформулировать правило переноса слов

 

Нет, в этом слове один слог.

Фронтально

Одну букву нельзя оставлять на строчке   или  переносить на другую строку

 

?

«Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»

 

 

 

 

 

 ?

   «Буквы ъ, ь, не переносятся на следующую строку

 

 

 

 

 

 

?

«Буква й не переносится на следующую строку»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д: осень,  клен, Юля, сорт, пень,  этаж.

 

М: ве-тер,  доль-ка, яго-да, лайка.

З- все правильно

К – надо потренироваться

 

 

 

 

 

 

 

 

Перенос слов

1. Делю на слоги

2. Помню правило

 - ь, ъ, й

 - одна буква

- один слог

2-3 учащихся проговаривают правило вслух, используя схему доски.

 

 

Самостоятельная работа.

Ре-ка, об-лака, не-бо, дом..

 

Вспомним правила переноса.

1. Читаем слово.

2. Делим  слово на слоги.

3. Вспоминаем правило.

Сверяют свой результат с правилом, дополняют алгоритм

 

 

 

 

Поиск решения, формулирование правила.

 

- Формулируем правило и сопоставляем его с правилом в учебнике 
-Сейчас мы разучим с вами маленькое стихотворение, чтобы заучить наше правило 
Если знать мы будем слоги, 
Не запутаемся в слове. 
Мы его перенесём, 
По строке опять пойдём. 

 

По окончании работы учитель фиксирует наработки детей на доске.

Например:   Перенос слов

1.      Делю на слоги

2.      Помню правило

                      - ь

                     - одна буква

-Кто сможет сформулировать правило переноса целиком?

Физминутка

Продолжение сказки)

Слово плакало так громко, что его услышала маленькая добрая девочка Чёрточка: 
- Не плачь, я помогу тебе. 
И, действительно, помогла. 
Но сначала она сказала Слову: 
- Разделись на слоги. 
И Слово разделилось. 
(Учащиеся делят слово на слоги, называя их) 
Тогда Чёрточка сказала: 
- Я могу встать между любым из вас, а оставшуюся часть перенести на другую строчку.

 

 

 

– «Слова  переносятся по слогам»)

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

(Дети озвучивают свои версии)

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

Материал для гипотез

 

ПУУД: подводящий диалог.

логические (выдвижение гипотез)

 

 

 

ПУУД: общеучебные

(построение схемы)

ПУУД: подводящий диалог.

логические (выдвижение гипотез)

 

 

ПУУД: общеучебные

(построение схемы)

 

 

 

ПУУД: логические (синтез как сост. целого из частей).

 

 

ПУУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

РУУД:коррекция (внесение необходимых дополнений)

Предлагаю поиграть!

Каждый из вас до начала урока на перемене получил цветной бейджик с буквой. Разобьёмся на команды по цветам. Составим слова. В каждой команде есть участник, на бейджике которого написан знак переноса. Где он может найти себе место.

Слова для игры:

РЯБИНА – РЯ-БИ-НА

КОНЬКИ – КОНЬ-КИ

СУББОТА – СУБ-БО-ТА

(можно предложить провокационный ход: разделите для переноса слово «КРАБ»).

Развитие

умения применения нового знания

1.Исправление ошибок, допущенных при переносе в предыдущей работе.

-Зная правило переноса, исправьте допущенные ошибки.

Учитель переносит ошибочные варианты на отдельную доску.

 

Игра  «Будь  внимательней!»  Если слово перенесено  неправильно,

На доске запись:

А-ня, , пал-ьто, ча-йка

-Придумайте запрещающий знак, сигнал, что так переносить нельзя!

На доске записаны слова: стол, Аня, чайка, пальто, суббота, машина

-Прочитайте слова. Определите количество слогов. Покажите нужную цифру.

-Как определить, сколько слогов в слове?

2.Работа в тетрадях.

- Письменная работа стр. 9. Запишите только те слова, которые можно перенести.

Запиши, сделай перенос.

Открывает образец.

Фронтальная работа

(Выходят к доске. Показывают, на неверно разделенные слова. Объясняют,  допущенную в слове ошибку.)

 

 

 

2-3 учащихся выходят одновременно к доске, рисуют под данной группой слов знак- опасность

 

Игра «Ручеек»

Работа в парах

 

 

 

Самостоятельная работа

 

Проверка: сверяют с образцом.

 

ПУУД

использовать знаково-символические средства, в том числе модели

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД: учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Итог

урока.

Рефлексия.

. Какая была тема урока?

-Какую цель перед собой ставили?

-Добились ли поставленной цели?

  Закончите  предложения:

Больше всего мне понравилось (не понравилось…                         Я узнал, что                                                                                         Самым полезным для меня было…                                    

Я затруднялся…                                                                        -Оцените своё настроение

Дома

Придумайте  продолжение  сказки ,рисунок  черточки  - переноса-

Придумайте запрещающий знак, сигнал, что так переносить нельзя!

Какие правила переноса слов запомнили?

Как оцениваете свою работу?

Участвуют в обсуждении

 

Вернемся к нашей лесенке

Нарисуйте  лесенку знаний и отметьте на какой  ступеньке вы сейчас находитесь…

РУУД: оценка (выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока в 1 классе по теме: "Перенос слов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Содействие формированию личности ученика, поддерживать потребность и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, выражать и отстаивать свое мнение); закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки; воспитывать чувство взаимопомощи, любви к родному языку, природе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 966 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Технологическая карта урока по теме "Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева "Живые мощи")
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.
  • Тема: Живые мощи
  • 01.01.2021
  • 453
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.03.2020 116
    • DOCX 95.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Крыуленко Лилия Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Крыуленко Лилия Евгеньевна
    Крыуленко Лилия Евгеньевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 118922
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе