Актуализация ЗУН
|
Сегодня
на уроке мы узнаем с вами замечательную историю, которая произошла с одной
маленькой и очень доброй девочкой в стране ЗНАНИЙ. Она давно мечтает с нами
познакомиться, потому что искренне верит, что вы станете ей верными друзьями
и помощниками.
В
чудесной стране, которой правила Грамматика, была улица, на которой жили
Слоги. Слоги жили очень дружно, и поэтому в стране Знания было много… Слов.
Каждый день слоги образовывали новые Слова, а Слова переселялись на словесные
деревья. Давайте и мы отправимся в эту страну.
Прочитайте
и скажите, что здесь написано. Что заметили?
Какие
слова вы составили?
Запишем
эти слова. Но перед тем как писать, давайте напомним КУЗЕ как мы будем
записывать слова (Первое слово пишу с заглавной буквы, остальные через
запятую с маленькой. В конце ставим точку. (Река, небо, облака, дом ).
Какое
задание можно выполнить с этими словами? Разделите слова на слоги
вертикальной чертой, сверху обозначьте цифрой кол-во слогов. Проверим. если
вы не согласны покажите сигналом. ПРОВЕРЬТЕ ЕЩЕ РАЗ С ДОСКОЙ. Оцените свою
работу.
(Продолжение
сказки)
Оказываясь
рядом на одном дереве, слова соединялись в предложения. Вот и в этот раз
Слова на одном дереве решили составить предложение.
НЕБУ ,ПО, ПЛЫВУТ, ОБЛАКА, ПУШИСТЫЕ.
- А вы
можете это сделать? (Предложение сначала составляется устно, затем
записывается. Учитель пишет на доске таким образом, чтобы какое-нибудь слово,
например, слово «пушистые.», не поместилось на строчке)
(Продолжение
грамматической сказки.)
Вот и у Слова произошло то же самое, у них не
хватало строчки, чтобы записать всё предложение.
- Что же делать?- заплакало Слово.- Ведь без
меня не получится предложение, а если будет написана только часть слова, то
никто ничего не поймёт.
|
Ре, дом, ка, об, ла, ка, , не, бо
(слоги.) ,(Слова спрятались)
Самостоятельная работа
.
2 2 3 1
Ре\ ка, не\ бо, об\
ла\ ка, дом
ПО НЕБУ ПЛЫВУТ ПУШИСТ
ЫЕ ОБЛАКА.
|
Личностные
УУД
(установка
на здоровый образ жизни)
Познавательные УУД-расширение словарного запаса.
Регулятивные УУД- мышление, развитие внимания.)
ПУУД:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
|
Постановка
учебной
проблемы.
|
Ребята, а как вы думаете ?
- Как вы поступите, если вы начали
писать слово, а места на строке не хватает?
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам
или так, как захочешь?
Физминутка
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (ходьба на месте)
Поднимали три хвоста,
Прямо в небо синее.(поднимаемся
вверх)
Сели киски на карниз
Посмотрели вверх и вниз (
приседаниие)
И сказали ри кота « Красота! Красота!"
|
Слово не помещается на
строке)
Слово надо перенести на
другую строку)
-Наверное, по правилам
|
ПУУД: общеучебные
Постановка учебной проблемы
ПУУД:
Проверка задания
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме.
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии
|
Формулирование
прблемы, планирование
деятельности
|
Кто догадался, о чем же мы сегодня будем
говорить на уроке?
Предположите, какова тема сегодняшнего урока?
На доске учитель фиксирует запись.; «Перенос слов»
- Как вы думаете, ребята, что же сегодня нам предстоит
выяснить?
Чему вы можете научиться сегодня?
Поднимите руки, кто тоже ставит себе
такие же цели? (прикрепляем на доску)
А для чего это нужно?
-А чем мы будем пользоваться на
уроке, чтобы достичь своей цели?
В русском языке много «тайн», в том числе и о
случаях переноса. Поэтому, к сегодняшнему уроку я подобрала слова «Всё тайное
становится явным».
- Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня на уроке перед нами стоит задача -
раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую.
Каждая тайна обозначена знаком вопроса.
Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню
её. Поиграем.
- Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу?
Зима? (зи-ма) мо-роз, не-бо. ок-но
-Как же мы переносили слова? (Учитель открывает
1 правило под первым вопросительным знаком
Формулирование первого правила.
Итак, первое правило переноса
слова:
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги.
Давайте запишем эти слова в 1
столбик, разделяя их для переноса. Соблюдайте правила письма.
На письме перенос обозначают
вертикальной чертой.
Попробуйте повторить
правило соседу по парте
(Учащиеся повторяют правило)
-Как вы думаете, достаточно ли этих знаний,
чтобы переносить слова?
- Для решения этой проблемы выполним задания.
Сейчас вы будете работать в группах
У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило..
А план
работы такой.
1
группа : Май-ка; Зай-ка; Лей-ка. Вывод : буква Й остаётся в предыдущем слоге.
2 Группа : Боль-шой:
пень-ки, Отъ-езд.
Вывод :Ъ и Ь
знаки не переносятся на следующую строку
.
Группа( 2-3ряд) дом, кот этаж?
Формулирование
второго правила
Проблемный вопрос
Можно ли перенести с
одной строки на другую слова кот , дом?
-
Можно ли перенести слово этаж? 2 ученика делят для пееноса
на доске
Возникает
2 мнения: Можно: э-таж. этаж
-Правила
переноса имеют свои секреты. Об одном из них вы узнаете, прочитав
рубрику «Обрати внимание!» на стр. 37
-На что обратили внимание при чтении?
- Какой сделаем вывод ?
Третье правило - Одну букву нельзя оставлять на строчке
или переносить на другую строку.
(Работа в группах. Проверка заданий)
- К каким выводам вы пришли? Какие «тайны» вы
открыли?
Слушаем результаты работы групп.
Слушаем первую группу.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком .Вы согласны с
выводом группы?
Слушаем вторую группу.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком. Вы
согласны с выводом группы?
Слушаем третью группу.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
( 4 правило под четвёртым вопросительным знаком –Вы согласны с выводом
группы?
физминутка
- Я называю слова. Если слово можно перенести -
поднимаете руки вверх, если нельзя перенести - приседаете. Не торопитесь.
(Лось, бусы, яма, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла)
Закрепление пройденного материала.
- Теперь нам надо научиться
применять эти правила
Повторим
алгоритм переноса слов.
- По какому плану
будем выполнять задание?
1. Делю слово на слоги
2. Делю слово для переноса по правилам.
. На доске: Осень,
ветер, клен, долька, Юля, сорт, ягода, пень, лайка, этаж.
Запишите слова,
Пишите аккуратно, уважайте себя и свой руд. Соблюдайте правила письма. Запись
слов под диктовку.
Мальчики записывают слова, которые можно
перенести, разделив для переноса.
Девочки: слова, которые нельзя переносить.
Взаимопроверка. Оценивание.
.
Работа
в тетради. Проверка. Самооценка. Покажите, светофорами
если вы
сделали все правильно ,если допустили ошибки, то красный то нарисуйте, на
полях
- Оцените
свою работу. Кто со всеми заданиями справился, покажите зелёную карточку, кто
выполнил задание неверно – красную карточку, а кто допустил 1-2 ошибки –
держите карточку горизонтально
|
?
?
?
?
зи-ма
мо-роз
не-бо -----
ок-но
?
- По слогам
(работа
в парах)
1.
Прочитать слова
2. Обратить внимание на выделенные буквы
3. Посмотреть, где стоит знак переноса
4. Сформулировать правило переноса слов
Нет, в этом слове один слог.
Фронтально
Одну букву нельзя оставлять на
строчке или переносить на другую строку
?
«Нельзя
оставлять на строке и переносить одну букву»
?
«Буквы ъ, ь, не переносятся на
следующую строку
?
«Буква й
не переносится на следующую строку»)
Д: осень, клен,
Юля, сорт, пень, этаж.
М: ве-тер,
доль-ка,
яго-да, лайка.
З- все правильно
К – надо
потренироваться
Перенос слов
1. Делю на слоги
2. Помню правило
- ь, ъ, й
- одна буква
- один слог
2-3 учащихся
проговаривают правило вслух, используя схему доски.
Самостоятельная
работа.
Ре-ка, об-лака,
не-бо, дом..
Вспомним правила
переноса.
1. Читаем слово.
2. Делим слово на слоги.
3. Вспоминаем правило.
Сверяют свой
результат с правилом, дополняют алгоритм
|
|
Поиск решения, формулирование
правила.
|
-
Формулируем правило и сопоставляем его с правилом в учебнике
-Сейчас мы разучим с вами маленькое
стихотворение, чтобы заучить наше правило
Если знать мы будем слоги,
Не запутаемся в слове.
Мы его перенесём,
По строке опять пойдём.
По окончании работы учитель фиксирует
наработки детей на доске.
Например: Перенос слов
1.
Делю на слоги
2.
Помню правило
- ь
- одна буква
-Кто сможет сформулировать правило переноса
целиком?
Физминутка
Продолжение
сказки)
Слово
плакало так громко, что его услышала маленькая добрая девочка Чёрточка:
- Не плачь, я помогу тебе.
И, действительно, помогла.
Но сначала она сказала Слову:
- Разделись на слоги.
И Слово разделилось.
(Учащиеся делят слово на слоги, называя их)
Тогда Чёрточка сказала:
- Я могу встать между любым из вас, а
оставшуюся часть перенести на другую строчку.
|
– «Слова переносятся
по слогам»)
Фронтальная работа
(Дети озвучивают свои версии)
Работа в группах
|
Материал для гипотез
ПУУД: подводящий диалог.
логические (выдвижение гипотез)
ПУУД: общеучебные
(построение схемы)
ПУУД: подводящий диалог.
логические (выдвижение гипотез)
ПУУД: общеучебные
(построение схемы)
ПУУД: логические (синтез как сост. целого из
частей).
ПУУД: общеучебные (поиск и выделение
необходимой информации)
РУУД:коррекция (внесение необходимых дополнений)
Предлагаю
поиграть!
Каждый из вас до
начала урока на перемене получил цветной бейджик с буквой. Разобьёмся на
команды по цветам. Составим слова. В каждой команде есть участник, на
бейджике которого написан знак переноса. Где он может найти себе место.
Слова для
игры:
РЯБИНА –
РЯ-БИ-НА
КОНЬКИ –
КОНЬ-КИ
СУББОТА –
СУБ-БО-ТА
(можно
предложить провокационный ход: разделите для переноса слово «КРАБ»).
|
Развитие
умения применения нового
знания
|
1.Исправление ошибок, допущенных при
переносе в предыдущей работе.
-Зная правило переноса, исправьте допущенные
ошибки.
Учитель переносит ошибочные варианты на
отдельную доску.
Игра «Будь внимательней!» Если слово
перенесено неправильно,
На доске запись:
А-ня, , пал-ьто, ча-йка
-Придумайте запрещающий знак, сигнал, что
так переносить нельзя!
На доске записаны слова: стол, Аня,
чайка, пальто, суббота, машина
-Прочитайте слова. Определите количество
слогов. Покажите нужную цифру.
-Как определить, сколько слогов в слове?
2.Работа в тетрадях.
- Письменная работа стр. 9. Запишите только
те слова, которые можно перенести.
Запиши, сделай перенос.
Открывает образец.
|
Фронтальная работа
(Выходят к
доске. Показывают, на неверно разделенные слова. Объясняют, допущенную в слове
ошибку.)
2-3 учащихся выходят одновременно к доске,
рисуют под данной группой слов знак- опасность
Игра «Ручеек»
Работа в парах
Самостоятельная работа
Проверка:
сверяют с образцом.
|
ПУУД
использовать знаково-символические
средства, в том числе модели
РУУД: учитывать
правило в планировании и контроле способа решения
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.