Цель: Дать
сведения о суде биев, приспособленному к кочевому и полукочевому образу жизни.
Задачи: Образовательная: Показать значение процесса ликвидации суда
царским правительством.
Развивающая: Формирование навыков работы с источниками изложение
собственных позиций. Воспитательная: Воспитать чувство патриотизма к
учению.
Тип урока: традиционный
Наглядные пособия:
Время: 45 мин.
Ход
урока
- Организационный момент.
- Проверка знаний полученных на
предыдущих занятиях.
Проверить
таблицу
- Расскажите о работе научных
экспедиций на территории Казахстана в 18 веке.
- Охарактеризуйте роль рос
ученых в изучении нашей страны в 18 в.
- Назовите имена и основное
направление произведений певцов импровизаторов и жырау 18 века.
- Расскажите о функциях шежире.
3. Объяснение нового материала
План
- Бии, суд биев и их роль в
жизни казахского общества.
- Виды наказания.
- Барымта.
- Ограничение царизмом
полномочий суда биев.
На
территории Казахстана существовал традиционный суд биев. Цель: разбирать
уголовные, имущественные, внутрисемейные правонарушения и преступления. Чтобы
стать бием необходимо:
- иметь знания о правах казахов;
- владеть ораторским искусством
и красноречием;
- репутация как личности;
Участвующие в суде могли явиться в суд каждый со своим бием, в качестве
адвоката. Суд проходил
в словесной форме. В случае
неправильного приговора бий мог потерять свою репутацию, а естественно
и доход. За свою работу бий получал
вознаграждение «Бидын билеги». В 18в. участвовали такие знаменитые бии как Толе
би (Старший), Казыбек би (Средн), Айтеке (Мл жуз).
У казахов существовали такие виды наказаний, как
высылка, айып, кун, дуре и казнь. Смертная
казнь применялась редко. Не было
мест лишения свободы. Обвиняемые выплачивали айыпы(штраф)
или куны(штраф за убийство
человека).приговарили к смерти, но если выплачен кун следовал отказ от мести.
Обычай ат-шекпен- взыскание откупа. (т.е. выполнить
все требования потерпевшего).
Кто совершал некоторые протупки наказывали плетью-дуре салу.
Измена вере считалась высшей степенью позора для
семьи, рода и племени.
К самоубийствам было негативное отношение, поэтому их погребали отдельно от
всех.
ПРОЧЕСТЬ
стр 65
Смертная казнь выполнялась ч/з повешение или удушение
веревкой. Убитого привязывали к
хвосту лошади и отпускали на поле.
За богоотступничество забивали камнями до смерти. Казахское
право запрещало вступать в брак
родственникам ближе 7 колена.
БАРЫМТА – захват чужого скота, чужой собственности за
неуплаченный налог. При осуществлении барымты случались стычки, ранения и даже
убийства.
В целом суд биев пользовался авторитетом среди жителей
Степи. Суд биев отличался
неподкупностью, справедливостью,
доступностью и публичностью. Царское правительство стало разрушать суд биев в
20-90-е г. 19в. – т.к. он мешал властям внедрять общеимперское управление.
Рефлексия:
- Расскажите о биях, суде биев,
и их роли?
- Какие виды наказаний
существовали у казахов?
- Что из себя представляла
барымта?
- Какую политику заняло царское
правительство по отношению к суду?
- Расскажите о деятельности
биев.
Домашнее задание: пр 12, стр 62-66 , пересказ, Проверить глоссарий,
учить таблицу
Оценки за урок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.