Главная / Начальные классы / Конспект урока: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Конспект урока: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Тема урока: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

Формируемые УУД:

п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

р. - постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организационный.

Приветствие.

Дети садятся на свои места.

Проверяют готовность к уроку

II. Минутка чистописания

На доске записаны буквы К и к в сочетании с гласными и словарные слова с этой буквой (коллектив, коллега, аккуратный)

Дети аккуратно пишут в тетради то, что написано на доске.

III. Орфографическая минутка. Повторение ранее изученного материала.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число (8 октября).

- Выйти сухим из … (воды)

- Выносить сор из …(избы)

- Биться как рыба об … (лед)

- Сапожник без … (сапог)

- Лучше … (поздно), чем никогда.

- Положа руку на … (сердце).

Ребенок у доски записывает слова и объясняет написание слов.

IV. Сообщение темы урока.









1. Кроссворд «Морфемы» (Слайд 1)

- Из далёкой страны Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят.

-Я стою перед корнем и могу образовывать слова.

- И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.

-А я без окончания проживу, удалите его от меня!

- А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.

- Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

По вертикали в выделенных ячейках находится ключевое слово, которое является темой нашего сегодняшнего урока. (Морфемы)

Обобщение по теме «Состав слова» – тема нашего урока.



Дети записывают отгадки в кроссворд.

























V. Актуализация знаний.


Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой?

Что такое морфема?


Ребята, давайте вспомним порядок разбора слов по составу (Слайд 2).

- А теперь поиграем, ведь сегодня у нас весёлый, игровой урок!


Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.

Это часть слова.


  1. Находим окончание.

  2. Основу

  3. Корень

  4. Суффикс

  5. приставка



VI. Основная часть








































VII. Физкультминутка.



VIII. Продолжение основной части урока.





1. Игра «Разбери матрёшку» (Слайд 3)

К доске приглашаются 3 команды по три человека

На доске карточки со словами:

подносчики перевозчики сапожники

Правила игры: Игрокам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Каждый игрок рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось.

В результате этого на доске появляется следующая запись:

подносчики перевозчики сапожники

подносчик перевозчик сапожник

поднос перевоз сапог

нос воз


Посмотрите на третий столбик.

Какое языковое явление здесь наблюдается?


- Без какой части слово не может жить?

Как называются слова одного корня?

Какие слова называют родственными? Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?

2. Упр.80, с.52

Устное обсуждение.

Прочитайте первую группу слов.

-Какой корень в этих словах?

- Значит эти слова однокоренные?

А если они одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значанию, то какие они?


На какие две группы можно разделить?

- запишите в тетрадь.


Повторяйте за мной.

Показываю различные упражнения для пальчиков и др.



3. Игра «Замени одним словом»

-А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:


Любитель книг. (Книголюб)

Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)

Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)

Машина, которая сама летает. (Самолёт)

Человек, который разводит птиц. (Птицевод)


4. Посели слово в свой домик (Слайд 6)

- Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:

Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный, катаются.


-Ой, а слово «катаются» ни к какой схеме не подходит…

- Давайте его разберем.

- Большое количество ошибок всегда допускается при разборе глаголов. Какие правила нужно помнить, чтобы не допускать ошибок?

Формообразующие суффиксы в основу не входят. Какие суффиксы называют формообразующими и почему?

Не путать личные окончания глаголы с суффиксами. Как различить глаголы с ться и тся?

Возвратные глаголы имеют постсуффикс -ся или –сь, в этом случае основа разрывается.















У доски работают 3 ученика.





Чередование согласного в корне слова.

  • корня

  • однокоренные, родственные

  • окорённые

  • перевозчики, подносчики, обходчики.

  • Это форма слова



рис

нет, у них разное значение.

Омонимичные.

Это корни слов, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению

Дети записывают в тетрадь.



Дети повторяют упражнения.








Книголюб

Молоковоз

Сталевар

Самолет

Птицевод








На доске слова и схема разбора.

Дети выходят и распределяют слова по столбикам.









Дети разбирают слово.





Ся, сь.




IХ. Итог урока. Оценивание работы.

Что такое морфема?

Какие части слов вы знаете?

Какие используются для образования новых слов?

Какая морфема используется для соединения слов в словосочетания и предложения?

Какие слова называются однокоренными?

Как по-другому их можно назвать?

Часть слова

Корень, приставка, суффикс, окончание.

Приставка, суффикс.


Окончание



Слова, которые имеют один корень и схожие по смыслу.

Родственные.


Х. Домашнее задание.

С.55, упр. 87

Дети записывают задание в дневник.



Время урока

Итог урока

ИКТ

Достигнут ли результат















Конспект урока: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
  • Начальные классы
Описание:

Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

Формируемые УУД:

п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Автор Плаунова Наталия Владимировна
Дата добавления 28.10.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 37
Номер материала MA-068150
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓