Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока :"Состав слова"

Конспект урока :"Состав слова"

Скачать материал

Тема урока: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

Формируемые УУД:

п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

р. - постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала.

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организационный.

Приветствие.

Дети садятся на свои места.

Проверяют готовность к уроку

II. Минутка чистописания

На доске записаны буквы К и к в сочетании с гласными и словарные слова с этой буквой (коллектив, коллега, аккуратный)

Дети аккуратно пишут в тетради то, что написано на доске.

III. Орфографическая минутка. Повторение ранее изученного материала.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число (8 октября).

- Выйти сухим из … (воды)

- Выносить сор из …(избы)

- Биться как рыба об … (лед)

- Сапожник без … (сапог)

- Лучше … (поздно), чем никогда.

- Положа руку на … (сердце).

 Ребенок у доски записывает слова и объясняет написание слов.

IV. Сообщение темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Кроссворд «Морфемы» (Слайд 1)

- Из далёкой страны Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят.

 -Я стою перед корнем и могу образовывать слова.

 - И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.

  -А я без окончания проживу, удалите его от меня!

- А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.

 - Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

По вертикали в выделенных ячейках находится ключевое слово, которое является темой нашего сегодняшнего урока. (Морфемы)

Обобщение по теме «Состав слова» – тема нашего урока.

 

 

Дети записывают отгадки в кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Актуализация знаний.

 

Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой?

Что такое морфема?

 

Ребята, давайте вспомним порядок разбора слов по составу (Слайд 2).

- А теперь поиграем, ведь сегодня у нас весёлый, игровой урок!

 

Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.

Это часть слова.

 

1.      Находим окончание.

2.      Основу

3.      Корень

4.      Суффикс

5.      приставка

 

 

VI. Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Физкультминутка.

 

 

VIII. Продолжение основной части урока.

 

 

 

 

1. Игра «Разбери матрёшку» (Слайд 3)

К доске приглашаются 3 команды по три человека

На доске карточки со словами:

подносчики     перевозчики     сапожники

Правила игры: Игрокам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Каждый игрок рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось.

В результате этого на доске появляется следующая запись:

подносчики  перевозчики            сапожники

подносчик     перевозчик            сапожник

поднос                          перевоз            сапог

нос                     воз                     

 

Посмотрите на третий столбик.

Какое языковое явление здесь наблюдается?

 

- Без какой части слово не может жить?

Как называются слова одного корня?

 Какие слова называют родственными? Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?

2. Упр.80, с.52

Устное обсуждение.

Прочитайте первую группу слов.

-Какой корень в этих словах?

- Значит эти слова однокоренные?

А если они одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значанию, то какие они?

 

На какие две группы можно разделить?

- запишите в тетрадь.

 

Повторяйте за мной.

Показываю различные упражнения для пальчиков и др.

 

 

3. Игра «Замени одним словом»

-А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:

 

Любитель книг. (Книголюб)

Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)

Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)

Машина, которая сама летает. (Самолёт)

Человек, который разводит птиц. (Птицевод)

 

4. Посели слово в свой домик (Слайд 6)

 - Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:

Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный, катаются.

 

-Ой, а слово «катаются» ни к какой схеме не подходит…

  - Давайте его разберем.

 - Большое количество ошибок всегда допускается при разборе глаголов. Какие правила нужно помнить, чтобы не допускать ошибок?

Формообразующие суффиксы в основу не входят. Какие суффиксы называют формообразующими и почему?

Не путать личные окончания глаголы с суффиксами. Как различить глаголы с ться и тся?

Возвратные глаголы имеют постсуффикс -ся или –сь, в этом случае основа разрывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У доски работают 3 ученика.

 

 

 

 

Чередование согласного в корне слова.

-          корня

-          однокоренные, родственные

-          окорённые

-          перевозчики, подносчики, обходчики.

-          Это форма слова

 

 

рис

нет, у них разное значение.

Омонимичные.

Это корни слов, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению

Дети записывают в тетрадь.

 

 

Дети повторяют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

Книголюб

Молоковоз

Сталевар

Самолет

Птицевод

 

 

 

 

 

 

 

 На доске слова и схема разбора.

Дети выходят и распределяют слова по столбикам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети разбирают слово.

 

 

 

 

Ся, сь.

 

 

 

IХ. Итог  урока. Оценивание работы.

Что такое морфема?

Какие части слов вы знаете?

Какие используются для образования новых слов?

Какая морфема используется для соединения слов в словосочетания и предложения?

Какие слова называются однокоренными?

Как по-другому их можно назвать?

Часть слова

Корень, приставка, суффикс, окончание.

Приставка, суффикс.

 

Окончание

 

 

Слова, которые имеют один корень и схожие по смыслу.

Родственные.

 

Х. Домашнее задание.

С.55, упр. 87

Дети записывают задание в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока :"Состав слова""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.Формируемые УУД:п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.р. - постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 281 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.03.2020 112
    • DOCX 24.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бауэр Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бауэр Марина Владимировна
    Бауэр Марина Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 64594
    • Всего материалов: 208

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 249 человек

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1207 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 605 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 168 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек