Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)


hello_html_m57c0cdf2.gifhello_html_m57c0cdf2.gif

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Правописание О - Е после шипящих и Ц

в окончаниях имён существительных» (5 класс)


Учитель русского языка и литературы

Гончар Оксана Владимировна


Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-открытие новых знаний.

Метод: комбинированный.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2008г.) под редакцией Е.А. Быстровой и др.

УМК: 1).Русский язык. 5кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/Е.А. Быстрова и др; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2012.

Цели урока: образовательные:

- формирование понятия у обучающихся о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

- формирование умений обучающихся по созданию буриме.

Развивающие:

- содействие формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков обучающихся (сопоставление и анализ фактов, высказывание своей точки зрения)

Воспитательные:

-воспитание уважения друг к другу при работе в коллективе и парах; помощь учащимся в осознании ценности совместной деятельности.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

1.Организационный этап.

2.Проверка Д/з.

3.Актуализация знаний.

4.Постановка учебной цели.

5.Поиск решений.

6.Воспроизведение знаний.

7.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

8.Физ. минутка.

9.Вторичное закрепление изученного материала.

10.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

11.Информация о домашнем задании (комментирование).


Ход урока



Этап урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

1.Приветствие.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Садитесь на свои места. Слово дежурным…

2.Проверка готовности к уроку.

3.Выявление отсутствующих.

1.Приветствуют учителя и друг друга.

2.Садятся на свои места.

3.Дежурные докладывают о готовности класса к уроку и об отсутствующих.



УУД

Коммуникативные



2. Проверка Д/з

(4 минуты)

1. Проверка Д/з. Ребята, мы сейчас с вами начнём работу с проверки Д/з. Дома вам надо было выполнить упр. №205 (1-4). Проверяет домашнее задание с места…

Доп.вопросы задают ученики или учитель:

1)Что такое орфография? (Раздел науки о языке, который определяет правила написания слов).

2)Как ты понимаешь значение первой пословицы: «Птичке ветка дороже золотой клетки»?

2. Учитель ставит оценку.

1.Проверка Д/з.

2. 1 ученик проверяет Д/з и отвечает на дополнительные вопросы учителя или учеников.





УУД

Регулятивные


3.Актуализация

знаний

(4 минут)



















































4. Постановка учебной цели.

(2 минуты)

















5.Поиск решений

(6 минут)



















































6.Воспроизведе-ние знаний

(6 минут)

1. Вступительное слово учителя:

- Берёшь перо, берёшь листок.

Фантазий радужных поток

Тебе поможет сотворить

Прекрасный мир и оживить

Ряд стройных правил, строгих слов.

Ну что, дружок, уже готов?

Лингвистика - серьёзная страна.

Она так долго вас ждала.

Открытья совершить спешим.

Науку мы не насмешим.

- Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями законов языка (на доске записан эпиграф, который читает учитель)

Пред вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас,

наслажденье погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его…

Н.В.Гоголь

II. Беседа с классом

- Вот и мы сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Давайте откроем тетради и запишем: «Первое марта. Классная работа, тема урока «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (учителем записана на доске заранее тема урока, также показана на презентации - Слайд 1).





- Ребята, давайте, исходя из темы урока, сформулируем его главную цель. Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования?

Правильно, на уроке мы должны выяснить, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о, а когда - е (показана цель на презентации - Слайд 2).

Вопрос учителя:

- Давайте вспомним шипящие согласные звуки? (Ж, Ш, Ч, Щ).

Какими буквами на письме обозначены эти звуки?

(ЖЭ, ЧЕ, ША, ЩА)



1.Поиск решений.

- Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких - Е.

У вас на столах - карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. Запишите вывод на карточке - правило.

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД! (Приложение № 1- Слайд 3)

Приложение 1.Карточка-информатор

1. Прочитай слово.

2. Поставь знак ударения.

3. Выдели окончание.

4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

5. Сделай вывод.

Карточка со словами

I ряд Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, неучем, пейзажем.

II ряд За тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей.

III ряд С овцой, с птицей, сердцем, синицей, мудрецом, продавцом.

Карточка – правило



В окончаниях существительных после________________

Под ударением пишем__________, без ударения__________.



1.А. Отчет ребят о проделанной работе по рядам.

Б. Сравниваем выводы.

В. Выводим общее правило

- Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное? Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний – книге, к нашему учебнику (стр.143, читаем правило)

Сверим наши выводы? Мы сделали верное открытие?

А теперь поработаем со схемой (смотрим на презентацию – Слайд 4)

Давайте мы её запишем в тетрадь. Она маячок, который будет сигналить нам.

1.Ученики слушают.

2.Записывают число и тему урока.





УУД

Личностные

Познавательные









































1.Формулируют цель урока.

- Цель урока - формирование понятияо том, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о, а когда - е.

2. Отвечают на вопросы.



УУД

Познавательные

Регулятивные









1.Ребята работают в парах по карточке-информатору.



УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

































1.Отчет ребят по рядам (3 пары).

2. Сравнивают выводы.

3.Выводят общее правило.

4. Читает правило из учебника (1 ученик вслух).

5.Работают со схемой (на презентации) и записывают её в тетрадь.



УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

7.Усвоение новых знаний и первичное закрепление

(4 минут)







































8.Физминутка

(1 минута)











9.Вторичное закрепление знаний

(12 минут)




I.Ребята, теперь мы должны проверить на практике своё изобретение. Для этого нам необходимо написать распределительный лексический диктант под названием «Назови другим словом», выделяя графически изученную орфограмму (учитель пишет на доске):

О Е

- По какому принципу распределяем? (под ударением О, без ударения Е).

- Итак, я называю лексическое значение слова, а вы должны догадаться, что это за слово:

Суп со свеклой называется – борщом.

Небольшой лес иначе называют – рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу, называем - пейзажем.

Человека, лечащего людей – врачом.

Границу по-другому называют – рубежом.

Невежливого, грубого человека – невежей.

2.Дополнительные вопросы:

1)В форме какого падежа мы записывали существительные? (В творительном падеже)

2)Какой член предложения отвечает на вопросы творительного падежа? (Дополнение)





1. ФИЗМИНУТКА

- А вы, я вижу, немного устали. Без физ. минутки не обойтись.

1. Давайте встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. Спасибо, садитесь!





1.Слово учителя:

Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, а ведь теперь его надо запатентовать, то есть получить патент.

Кто знает значение этого слова? (Смотрим в Толковый словарь С.И. Ожегова - 2 ученика)

ПАТЕНТ - 1. Документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение. Получить патент на изобретение.

2. Свидетельство на право занятия торговлей, промыслом. (Слайд 5).

- Итак, на презентации вы видите слова, в тетради под цифрами запишите только вставленные буквы.

Мяч…м, врач…м, зайц…м, товарищ…м, луж…й, лисиц…й, скворц…м, метелиц…й, карандаш…м, удач…й(Слайд 6).

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте, что у вас получилось. другу оценки, считая ошибки:

«5»-0

«4» -1-2

«3» - 3-4

«2» - 5 и больше (Слайд 7)

- Молодцы! Все получили патент.

2. Слово учителя:

-Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, запатентовали, а ведь теперь его надо представить. А для этого необходимо создать буриме. Вспомним, что такое буриме? (игра в стихи). Но оно будет непростое. В нем будут слова на правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. А как вы думаете, на какую оно будет тему? Какой сегодня день. Первый день весны. Итак, буриме (четверостишие) на тему «Весна» с последними рифмующимися словами (птиц…й, луч..м, солнц..м, меч..м – Слайд 8)



Учитель читает стихотворение:

Стихи рождаются не на бумаге.
Их родина – душа, и сердце – их приют.
Быть может, хватит вам отваги, сердечной щедрости…
И вдруг…
Придут стихи, нелепые, смешные,

Пусть пара строк, зато свои…
Как первая весна, живые…

- Чтобы вам плодотворно работалось, я включу музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Весна».

- Опрос получившихся буриме.

- Учитель предлагает своё буриме.

Весна над крыш…й вьётся птиц…й,

В оконце бьет бриллиантовым луч…м,

В нем отражаясь ярким солнц…м,

Как золотым меч…м.

(Изображено на презентации- Слайд 9)

1. Делают запись в тетрадях.

2.Отвечают на вопросы.

3.Записывают распределительный диктант, графически выделяя изучаемую орфограмму.

4. Отвечают на дополнительные вопросы.





УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные





















1.Физминутка. Встают и делают стоя упражнения, предложенные учителем.



УУД

Коммуникативные





1.Два ученика ищут значение слова «патент» в словаре.

2.Работа с презентацией.

3.Взаимопроверка написанного по презентации. Выставление друг другу оценок.

4. Составляют буриме (все ученики).

5. Зачитывают буриме (3-4 ученика).



УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные






10.Рефлексия деятельности.

(3 минуты)








Фронтальный опрос:

- Так какое открытие мы сегодня сделали?

- Что узнали нового?

- Что понравилось?

-Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите розовый смайл:

- А если не поняли – голубой смайл (Слайд 10):

(Приложение 2 - смайлики)

- Молодцы, спасибо за урок. Вам всем присуждается звание «Грамматики».

Рефлексия. Отвечают на вопросы учителя.









УУД

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные


11.Домашнее задание.

(2 минуты)

Выборочное домашнее задание (На презентации - Слайд 11)

Параграф 26 (всем)

Упр. 202.

Попробуйте сочинить сказку о правописании гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

Запись учащимися задания в дневники.

УУД

Регулятивные





9


Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Правописание О - Е после шипящихи Ц

в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-открытие новых знаний.

Метод: комбинированный.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2008г.) под редакцией Е.А. Быстровой и др.

УМК: 1).Русский язык.5кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/Е.А. Быстрова и др; под ред. Е.А. Быстровой.– М.: Дрофа, 2012.

Автор Гончар Оксана Владимировна
Дата добавления 01.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1095
Номер материала 58720
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓