Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к сочинению-рассуждению"

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к сочинению-рассуждению"

Паисова Надежда Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Рождественская СОШ»

Карагайского муниципального района Пермского края


Урок русского языка в 11 классе

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению.

Тип урока: урок-практикум.

Цель урока: Развитие коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся.

Задачи:

Закрепить знания обучающихся по выполнению задания части С.

Развивать умения и навыки работы с текстом в группах, парах.

Дать почувствовать старшеклассникам величие духа людей военного поколения (на примере писателя А.Черняева).

Оборудование:

Компьютерная презентация.

Раздаточный материал.

Ход урока.

1.Орг.момент. Оформление тетради.

2.Актуализация знаний.

- Какие затруднения чаще всего возникают у вас при написании сочинения-рассуждения? (Формулирование проблемы, подбор аргументов)

- Запишите в тетради задачи, которые вы будете решать в течение урока, исходя из ваших трудностей. Озвучьте задачи. (3 мин)

- Давайте вспомним, что такое проблема? Проблема (синонимы: вопрос, задача) – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблема – это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст.

- Как вы работаете с текстом? Читаете текст внимательно и думаете, что хотел нам сказать автор? Ищете ключевые слова и предложения (их можно подчеркнуть) по выбранной вами проблеме, так как в тексте может быть несколько проблем.

Можно идти от позиции автора к проблеме: выявить основную мысль текста, записать ее в виде законченного предложения. Затем определить, на какой вопрос отвечает это предложение. Этот вопрос и будет являться проблемой.

- Какие бывают проблемы? (Философские, политические, экологические, нравственные, социальные)

- Определите, к какому типу проблем относятся данные проблемы.

Запишите буквенный ответ.

1.В чем смысл человеческой жизни? (Ф)

2.Можно ли избежать социальной несправедливости? (С)

3.Нужно ли заботиться об окружающих людях? (Н)

4.Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? (Э)

5. В чем опасность политики национализма? (П)

Назовите способы формулирования проблемы?

Проблема может быть сформулирована следующими способами:

1. сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже или словосочетанием: Автор поднимает проблему совести.

Проблему (чего?) одиночества, милосердия, экологии, взаимоотношений «отцов и детей», взаимосвязи человека и природы, смысла жизни, социальной несправедливости, воспитания нового поколения, выбора профессии, любви к Родине, патриотизма, формирования личности, сохранения родного языка, доброты, толерантности, отношения к близким, к животным и т.д.

2. в форме вопроса:

  • Что важнее – закон или совесть?

  • Может ли прогресс быть человечным?

  • Необходимо ли милосердие в нашей жизни?

  • Зачем люди помогают животным?

  • Какой путь выбирает каждый из нас?

  • Нужно ли человеку знать историю своей страны, города, села и зачем?

  • Что значит любить Родину?

3. процитировать: «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачев.

- Вспомните речевые клише, помогающие сформулировать проблему.

  • Данный текст посвящён проблеме…

  • Одной из проблем, затронутых в данном тексте, является…

  • Автор данного текста приглашает нас поразмышлять о…

  • «…?» – над этим вопросом задумываешься, читая…

  • «…?» – этим вопросом задаётся автор…

  • Действительно ли …? Давайте посмотрим, как эту проблему решает автор текста…

  • Автор коснулся проблемы…, уделил внимание проблеме…,

  • Автор поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил …. проблему…

3.Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Сформулируйте проблему, используя речевые клише. (3 мин.)

- Итак, о чем идет речь в тексте? С какой именно целью создал автор текст? Что хотел сказать?

-Какую же проблему поднимает автор данного текста? (Автор поднимает проблему самопожертвования во имя другого человека.)

- Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов. Почему с некоторыми вариантами формулировок вы не согласны? (3мин + проверка 3)

- Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы текста Кира Булычева. Соотнесите примеры из левой колонки с типом ошибки, указанным справа, и запишите ответ. (3 мин+проверка 3)

- Итак, проблему мы сформулировали, сейчас нужно ее прокомментировать. Я предлагаю вам отредактировать комментарий ученика из сочинения по тексту Булычева. Работаем в парах. (5 мин)

Исходный вариант

Булычёв в данном тексте рассказывает о писателе Черняеве. Как он жил в Ленинграде в блокаду, как он, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами. Как однажды он получил посылку от неизвестного человека, там было сгущённое молоко и сахар. Но он оставил её себе, так как по соседству жили малыши, которые голодали. Он был человеком благородным и пожертвовал её им, хотя сам еле ходил и был очень слаб. Можно сказать, это было одним из последних его добрых дел.


Отредактированный вариант.

Автор знакомит нас с содержанием статьи о писателе Черняеве. Он не случайно упоминает о том, что Александр Григорьевич, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами, отказался эвакуироваться. Всё это указывает на внутренне благородство этого человека. Особое восхищение героя вызывает эпизод с посылкой, которую Черняев отдаёт голодающим малышам. Это поступок – настоящий подвиг самопожертвования.

- Какова позиция автора? ( Смерть Черняева не напрасна: он доказал, что даже в страшные годы войны в людях остаётся живое гуманное, подлинно человеческое начало.) ( 3 мин)

- Согласны ли вы с мнением автора? (Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что самопожертвование это то качество, которое по-настоящему определяет человека и его любовь к ближнему). (1 мин)

- Аргументируйте собственное мнение. Примеры из каких произведений вы могли бы привести. (5 мин)

В качестве подсказки я назову несколько произведений художественной литературы, а вы попытайтесь вспомнить героев.

1.М.Булгаков «Мастер и Маргарита» Маргарита

2.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Соня Мармеладова

3.М.Горький «Старуха Изергиль» Данко

4. И.А.Бунин «Лапти»


- Назовите структуру сочинения, которое я вам предлагаю написать дома по тексту Булычева.

V. Итог урока.

Какие задачи стояли перед вами в начале урока? Как вы их решали? Чувствуете ли мы себя готовыми к выполнению части С?

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Раздаточный материал

Прочитайте текст. Сформулируйте про6лему текста.

Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. В ней говорилось о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:

«Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. Было холодно. Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула.

Вдруг Черняев сказал:

- Со мной случилась странная история. На днях получил посылку.

- Какую? - спрашиваю. - Ведь блокада.

- Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар.

- Это вам очень нужно, - говорю.

А он отвечает:

- А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить.

- И вы им отдали посылку?

- А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? - спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос.

Это, как ни печально сегодня сознавать, была моя последняя встреча с писателем ».

Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик ...

(По Киру Булычёву из рассказа «Поломка на линии»)




Прочитайте и отредактируйте комментарий к проблеме текста Кира Булычёва .

Исходный вариант

Булычёв в данном тексте рассказывает о писателе Черняеве. Как он жил в Ленинграде в блокаду, как он, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами. Как однажды он получил посылку от неизвестного человека, там было сгущённое молоко и сахар. Но он оставил её себе, так как по соседству жили малыши, которые голодали. Он был человеком благородным и пожертвовал её им, хотя сам еле ходил и был очень слаб. Можно сказать, это было одним из последних его добрых дел.



Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов. Почему с некоторыми вариантами формулировок вы не согласны? Обоснуйте свою точку зрения.

1)Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Рассказы о жизни блокадного Ленинграда - потрясающие примеры мужества и стойкости, человечности и умения пожертвовать собой ради других. Именно проблему самопожертвования поднимает Кир Булычёв.

2) Должны ли мы помогать другим в сложное для нас время или следует заботиться только о себе? Над этим вопросом задумался писатель Кир Булычёв.

3) Автор поднимает проблему самопожертвования во имя другого человека.

4) В данном тексте автор затрагивает проблему милосердия.

5) Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Каким должен быть истинно благородный поступок, а значит, и истинно благородный человек? » Именно этой важной проблеме посвятил свой текст Кир Булычёв.

6) В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему поколению,

7) В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады.

8) Что такое добродушие и как оно влияет на человека? Кир Булычёв рассказывает нам о добродушии человека во время блокады.

9) Заботимся ли мы о тех, кто нас окружает? Готовы ли мы отдать последнее, что у нас осталось, ближнему? Именно эту проблему поднимает автор.

10) В данном тексте автор поднимает проблему доброты.

Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы текста Кира Булычева. Соотнесите примеры из левой колонки с типом ошибки, указанным справа, и запишите ответ.

Пример

Тип ошибки

1. Проблема текста в том, что в трудную минуту настоящий человек не будет думать лишь о собственной выгоде.

А. Неоправданное расширение проблемы.


Б. Подмена формулировки проблемы пересказом


В. Подмена проблемы авторской позицией.


Г. Непонимание проблемы.


2. Рассказывая историю из жизни писателя Черняева, автор поднимает проблему патриотизма.

3. Автор заставляет нас задуматься над проблемой войны.

4. Кир Булычёв поднимает проблему того, как герой жертвует собой, спасая голодных детей.








Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к сочинению-рассуждению"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 11 классе

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению.

Тип урока: урок-практикум.

Цель урока: Развитие коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся.

Задачи:

Закрепить знания обучающихся по выполнению задания части С.

Развивать умения и навыки работы с текстом в группах, парах.

Дать почувствовать старшеклассникам величие духа людей военного поколения (на примере писателя А.Черняева).

Автор Паисова Надежда Александровна
Дата добавления 15.06.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3123
Номер материала 59999
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓