Технологическая
карта урока русского языка
Тема: "Загадка звука [й'] и буквы
й» (первый урок )
Учебный предмет: Русский
язык
Класс: 1-а
Тип урока: урок
открытия нового знания
Технология построения урока
: проблемно-диалогическая
Тема урока: “Загадка
звука [ й`] и буквы й»
Цель урока:
-приступим к разгадке звука [й]
Основные термины, понятия
- звук, буква, транскрипция
Планируемый результат
Предметные умения
– правильно называть буквы русского
алфавита;
– правильно выделять буквы, обозначающие
гласные и согласные звуки;
-составлять транскрипцию звуков.
Правописные умения:
-каллиграфически правильно писать
сочетания, слова с буквами и, й;
-правильно списывать слова и предложения,
-уметь проверять написанное, сравнивая с
образцом.
Учебно-языковые умения:
– записывать звуки в транскрипции;
– определять звуки в зависимости от места
в слове;
– уметь правильно произносить слова с
учетом фонематических норм русского языка.
Речевые умения:
– правильно называть буквы русского
алфавита;
– находить нужные слова в группе слов;
– объяснять лексическое значение слова.
Личностные УУД:
-устанавливать связь между целью учебной
деятельности и ее мотивом;
-определять общие для всех правила
поведения;
-определять правила работы в парах,
группах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного
материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель
деятельности на уроке;
-формулировать учебные задачи;
-работать по предложенному плану,
инструкции;
-высказывать свое предположение на основе
учебного материала;
-отличать верно выполненное задание от
неверного;
-осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками
давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний
(определять границы знания/незнания);
– находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
– проводить анализ учебного материала;
– уметь определять уровень усвоения
учебного материала.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли ;
Формы работы
-фронтальная
-работа в парах, группах
-индивидуальная
Книгопечатная продукция:
Учебник. Русский язык 1 класс Н.А.
Чуракова,
Тетрадь для самостоятельной работы.
Технические средства обучения:
-компьютер,
Экранно-звуковые пособия:
презентация в Power Point “Загадка звука [
й`] и буквы й.”
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять
самоконтроль;
– овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
– слушать и понимать речь других; – уметь
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – владеть диалогической
формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
Предметные:
– правильно называть буквы русского
алфавита;
– правильно выделять буквы, обозначающие
гласные и согласные звуки;
- составлять
транскрипцию звуков.
Обучающиеся определяют цели урока:
1. Разгадаем загадки звука [ й`] и букв е
,ё, ю, я.
2. Будем учиться слышать звуки .
3.Научимся выполнять транскрипцию звуков.
1. Оргмомент
Эмоциональный настрой:
У нас в гостях солнышко (на доске рисунок
большого улыбающегося солнышка).
- Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и
вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А
теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу
волшебную фразу:
«
У нас всё получится!».
-
Я желаю вам успехов!
2.Повторение и актуализация знаний. (1-2
слайды)
-Кто
вместе с нами изучает русский язык ?
(Маша
и Миша )
-
Где они сейчас находятся ?
(
в Музейном зале, им надо расколдовать животных)
-Что
требуется от нас?
(
наша помощь )
-Кто
готов помочь Маше и Мише ?
3.Определение темы урока (по
оглавлению)
Откройте учебник, найдите и прочитайте
тему, над которой мы будем сейчас работать
«Загадка
звука й и буквы й» (Слайд 3)
4. Постановка целей и задач
-Давайте определимся, какие цели
стоят перед нами на этом уроке.
5. Работа по теме
А) Инсценировка разговора
Анишит-Йокоп, Маши и Миши (с. 35)
-Перечислите все буквы гласных (в
парах)
-Назовите буквы согласных (пользуемся
столбиком алфавита)
Вопрос от Анишит-Йокоп:
-Буква
й-это буква гласного или согласного звука?
-Кто из Вас сразу может ответить на
это вопрос?
Б) Запись отгадок на доске
Какой городской транспорт перевозит людей
по рельсам?
Отгадайте:
Трамвай - трамваи
-какой звук слышите в конце слова?
-какую букву будете писать. (слайд 4)
Работаем по принципу один-много
-Какими
звуками отличаются эти слова? А буквами?
Разделите слова на слоги.
-Почему получилось разное количество
слогов?
Зайка-заика
(слайд 5)
Отгадайте:
-Изменился ли смысл слов?
Разделите на слоги
Почему во втором слове в каждой паре на
один слог больше?
Какой же из двух звуков образует
самостоятельный слог?
- Образовать слог
может гласный или согласный звук?
Значит, ВЫВОД: звук й –какой: гласный
или согласный?
Анишит-Йокоп:
-Буква й – это буква гласного или
согласного звука?
Учитель:
Но ведь согласные звуки обязательно звонкие или глухие
Анишит-Йокоп:
-Назовите звонкие звуки (в паре)
-А теперь глухие
Учитель:
-А звук [Й] какой: звонкий или глухой?
Проведём «Аукцион»
-назовём слова, в которых можно услышать
звук [Й] в начале слова; в середине, в конце
-произнеси и прислушайся к себе
-ты используешь голос, произнося звук й?
Вывод: -значит, звук й –звонкий
Узелок на память
-Остановимся на словах, которые вы
произнесли и мне показались интересными
(слайд 6)
-Послушаем наших энциклопедистов…
1)
Йод — лекарство, которым обрабатывают раны.
Йод получают из водорослей.
Водоросли бывают разной окраски: бурыми,
красными, зелеными, синими.
Водоросли — очень полезные растения. Их
используют для приготовления лекарств.
Йодом
смазан палец мой.
Йод
кусает. Ой, ой, ой!
Но
пускай пощиплет йод –
Потерплю
и всё пройдет!
-Назовите слово-действие, которое было
употреблено со словом йод
2)
Йог. Возможности человека очень велики. Это
доказали индийские йоги. При помощи системы упражнений они достигают необычайного
владения своим телом и психикой. Йоги могут ходить по битому стеклу,
задерживать дыхание на длительное время (полчаса – час), повышать или понижать
температуру своего тела и еще много чего. Йогами могут быть не только индусы.
Но чтобы стать йогом, нужно иметь настоящего учителя и много тренироваться.
3)
Йогурт – слабокислый продукт из коровьего
молока, заквашенный с добавлением специальных бактерий и фруктовых эссенций.
Бывает фруктовый, сливочный, шоколадный. Очень полезный продукт для детей и
взрослых.
-Назовите слова-признаки к слову йогурт
(какой?)
Согласные звуки обязательно твёрдые или
мягкие
-Прочитаем, что нам сообщает умный Ворон
(с. 37)
-Дадим
полную характеристику звуку [й]
Запись слов и звуковой анализ.
Учитель: Откройте
тетради и запишите число, классная работа.
1.Минутка чистописания
Прописываем строчную букву и,
затем й.
-Когда слова пишутся с большой буквы Й?
Запись слов со слайда(один ученик у
доски).
2.Звуковой анализ
(работа в паре на карточках)
Соединить слова с нужной звуковой
моделью.
(один ученик у доски)
Самопроверка
(проверить с доской)
-Поспешим в Музейный Зал. Начнём
оживлять птиц.
-Найдите птиц, в написании которых увидим
букву й
Чайка-запишем.
Поиграем:
Замените первую букву другими, какие слова
получились(майка, гайка, лайка, байк
-Мысленно уберём второй слог, что
получилось?
-А теперь добавим другой слог. Назовём
слово
Физкультпауза
Самостоятельная работа
-Прочитайте стихотворение в
парах.
-Выпишите слова, обозначающие
названия птиц (сойка, воробей, соловей)
(ребёнок у доски)
-Составим схему слова сойка
-Проверка: какие слова
выписали?
-Проанализируем звуковую
схему( используем сигнальные карточки)
Работа со словарём
-Послушайте стихотворение, о
ком идёт речь?
(слово дежурный)
-Запишем слово в словарях
-Придумайте предложение с этим
словом, запишем.
-Подчеркните слова-предметы,
действия, признак, слово-помощник.
Работа в группах
А) работа в тетрадях на
печатной основе
Итог: Какую
тайну мы сегодня открыли на уроке?
Определите границы знания и незнания.
Оцените сами себя (слайд):
-можете ли дать характеристику звука?
-какими буквами на письме обозначите звук
й?
-Заполните карты самооценки
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.