Конспект
урока русского языка
Тема: «Произношение и употребление
имен прилагательных в речи»
Цели и задачи:
-углубление представления о
роли прилагательных в речи;
-отработка умения
правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях,
суффиксах прилагательных; сложных прилагательных;
-определение синтаксической
функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление;
- отработка умения
правильно употреблять прилагательные в речи, уметь находить их в тексте
- отработка произношения
прилагательных
Ход
урока:
I.
Оргмомент.
Здравствуйте. Садитесь. Кто сегодня отсутствует?
II.
Определение
темы урока.
На
доске записана дата. Тему урока учитель предлагает учащимся определить
самостоятельно.
-Откройте,
пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату.
Учащийся
задаёт вопрос :
-Светлана
Николаевна, а тема у нас сегодня какая?
Учитель:
- А вот тему урока вы
сегодня определите сами, но только чуть позже. А пока оставьте одну строчку и
выполните, пожалуйста, следующее задание.
На проекторе - небольшой
текст с пропущенными орфограммами. Учащиеся переписывают его в тетрадь,
вставляя пропущенные буквы и объясняя правила написания.Отвечают
представители команд под номером 1.Находят прилагательные,
подчеркивают их. Представители под номером3 озвучивают ответ.
Учитель:
- Теперь посмотрите на
карточки с утверждениями, прочитайте их. Возьмите половину альбомного листа.
Начертите 2 столбика. Озаглавьте правый «До» , левый- «После».
В правом напишите номера утверждений и согласны вы с ними или нет.(Эй ар
гайд даётся 15 сек).
- Сейчас я предлагаю вам
еще раз прочитать текст, который вы записали в тетрадь. Попробуйте убрать из
него все прилагательные. Что получится? В левый столбик запишите изменилось ли
ваше мнение после повторного прочтения . Обсудите ответ в команде (Синглраунд
робин- однократное обсуждение в кругу; дается 15 сек)Отвечают
представители команд под номером 4.
-А теперь попробуйте
определить тему урока (обсуждение в кругувсей командой Финк-райт-раунд-робин,
дается 2 минуты). Ответ обсудите в команде.
Дети записывают свои
ответы, обсуждают в команде. Листы с ответами вывешиваются на доске.Учительозвучивает
тему.
- Молодцы! Справились с
задачей. Запишите тему урока в тетрадь.
III. Работа по теме урока.
- Откройте, пожалуйста,
учебники на странице 109, выполните упражнение 242 письменно (время выполнения
5минут). Отвечают учащиеся под номером 2.
-Теперь приступим к
выполнению творческого задания. Запишите прилагательное СВЕЖИЙ на
половину альбомного листа, составьте с ним все возможные словосочетания, потом
прочертите линию после вашего последнего ответа. Время выполнения задания 15
секунд. Дети пишут.
-Возьмите эти листочки,
ручки и начните двигаться по кругу. Ваша задача- записать как можно больше
идей одноклассников. Дается 2 минуты(Стёзе класс-добавление
новых идей к своему списку). Учитель опрашивает выборочно.
-Садитесь. Проверим
значение этого прилагательного по «Толковому словарю» С.Ожегова.
На экране проектора учащиеся
читают значение слова.
-Что нового вы можете
добавить в свой список? (дети дают ответы) Сейчас попробуйте записать как можно
больше синонимов к этим словосочетаниям, составьте с ними 2-3 предложения
(дается 3минуты) .
Учащиеся зачитывают свои
ответы.
-Молодцы! Запишите,
пожалуйста, домашнее задание упр.247. Обобщим изученное на уроке:
1) Какова роль
прилагательных в речи?
2) Что позволяет избежать
речевых ошибок при использовании прилагательных в тексте? (наличие синонимов,
антонимов).
-Спасибо. Можете быть
свободны.
Тезисы:
1) Имена прилагательные делают
речь образной, красочной
2) Имена прилагательные
называют признак предмета
3) Без использования имен
прилагательных невозможно дать точное описание предмета
4) Некоторые имена
прилагательные (эпитеты) используются как средство художественной
выразительности
5) Имена прилагательные имеют
полную и краткую форму
6) Имена прилагательные в
краткой форме в предложении являются сказуемым
7) Имена прилагательные в
предложении всегда являются определением
8) Имена прилагательные
делятся только на 2 разряда: качественные и относительные
Приложение
Задание1. Вставьте пропущенные
буквы, графически объясните выбор орфограмм.
Задание
2. Подчеркните
все прилагательные как члены предложения. Определите их разряд.
Утро. Выглядываю в окно и
(не) узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубок…ми, свеж…ми
снегами, завалившими чащу елей,- син…е, огромное и уд…вительно нежное небо.
Такие яркие, радос(?)ные краски бывают у нас только по утрам в январ(?)ские м…розы.
И особенно х…р…ши они сегодня над свеж…м снегом и з…леным бором. Со(?)нце ещё
за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно
синяя. А на в…ршинах сосен, на их пышных з…леных венцах, уже играет з…лотистый
солнеч(?)ный свет. И сосны зам…рли под глубоким небом. (И.А Бунин)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.