Инфоурок Всеобщая история КонспектыКонспект урока " ПУТИ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ"

Конспект урока " ПУТИ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ"

Скачать материал

Конспект открытого урока учителя истории Захаровой С.А.

(10  «Н» класс 14.02.14 год)

 ТЕМА: ПУТИ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ,
Методическая цель:

Моделирование исторической ситуации с  использованием интерактивных методов обучения.

Форма: комбинированный урок.

Цель урока:

1. Усвоить смысл понятий коллективизация и индустриализация.

2. Знать и понимать цели этих явлений.

3. Уметь анализировать причины методов проведения коллективизации и индустриализации.

4. Уметь дать оценку этим событиям и их итогам.

ПЛАН(слайд1)

1.     Индустриализация: понятие и средства.

2.     Коллективизация.

3.     Итоги.

I.ПРОВЕРКА Домашнего задания (фронтальная беседа).

1.Назовите темы, изученные с момента прихода к власти большевиков?

2.Какая тема последняя?

3.Как расшифровывается НЭП?

4.Что нового появилось в стране в период НЭПа?

5.Принёс ли пользу стране НЭП?

6.Каковы результаты НЭПа?(слайд2)

Какой из названных признаков Вам кажется наиболее опасным?

Советское правительство предлагало ряд вариантов выхода из кризиса. (слайд 3)

1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства.

2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Лозунг Бухарина «Обогащайтесь!», баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики.

3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе.

    Какой из вариантов на ваш взгляд не мог быть принят большевистским правительством и почему? Какой был принят?  Какой вариант наиболее близок Вам и почему?

Исторически сложилось так, что прошёл вариант Сталина, который устранил соперников в первую очередь Бухарина и в 1929 году правительство СССР берёт курс на индустриализацию и коллективизацию.(слайд 4,5)

Этим власть определила курс нашей советской модернизации.

Что это? Какой смысл Вы вкладываете в это понятие?

Наша задача выяснить цели, методы и итоги .Ребята познакомьтесь с буклетами подготовленными вашими одноклассниками.

II.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1.Индустриализация: понятие и средства.

Задача – разобрать, что это и где взять деньги. Попытаемся сформулировать понятие и цель.

(Запись в тетрадь.)

Индустриализация – это создание отраслей тяжёлой промышленности.

Цель: достижение экономической независимости, обеспечение техникой и сырьём лёгкой промышленности и сельского хозяйства.(слайд 6 ,7 )

Давайте поставим себя на место советского правительства и определим какие отрасли тяжёлой промышленности должны быть построены, что бы на их базе  могли функционировать с/х и лёгкая промышленность.?

(Энергетика,Топливная промышленность,Металлургия, Добывающая промышленность,

Машино и станкостроение, Оборонная промышленность.)

Строительство очень затратное и долго окупается. Где взять деньги?

Вы должны определить источники и средства которые можно получить с них.

Задание: подберите источник и средство, найдите те которые неприемлемы для советского правительства. (слайд 8)

 Сделайте вывод,что такое индустриализация, каковы её цели и где взять средства на неё.

Переходим к следующему вопросу .

2.Коллективизация.

(Запись в тетрадь.)

Коллективизация – обобществление средств производства и создание коллективных хозяйств на селе (колхозов) с целью получения средств на индустриализацию.

Как мы уже рассмотрели, целью создания колхозов было получение средств на индустриализацию, перекачивание ресурсов из города в деревню.

Встаёт вопрос как эти средства получить и как создать колхоз.

Рассмотрим ситуацию на селе.

Выясним какими средствами располагали крестьяне в своём частном хозяйстве.

Делимся условно на 4 группы и получаем ресурсы которыми располагали крестьяне.(слайд)

 Первая группа – «кулаки» (5 человек)    

51 - 20 десятин пахотной, разработанной земли

•        Покосы и выпасы

•        Наёмные работники

•        Тягловый скот (3 лошади)

•        Домашний скот (коровы, козы, овцы, куры)

•        Зерновой фонд

•        Сельскохозяйственная техника (сеялки, веялки, молотилки)

•        Крепкая усадьба (жилой дом, хозяйственные постройки)

•        Орудия сельхоз труда (косы, грабли и пр.)

•        Огород

 

Вторая группа – «середняки»(7 человек)

•        5 десятин пахотной земли

•        5 десятин целинной земли (не обработанной)

•        Покосы и выпасы

•        Одна лошадь

•        Домашний скот (куры, овцы и корова с телёнком)

•        Орудия труда (косы, грабли, мотыги и пр.)

•        Усадьба средних размеров (дом и не большие хозяйственные постройки)

•        Огород

Третья группа – «бедняки»(7 человек)

•        1 десятина пахотной земли

•        6 десятин заброшенной земли

•        Орудия труда (косы, грабли, мотыги и пр.)

•        Домашний скот (куры, овцы)

•        Небольшая усадьба (дом и пара сараев)

•        Огород

 

Четвёртая группа – «батраки»(5 человек)

•        Огород

•        Куры

•        Дом с сараем

•        Рабочие руки

•        Заброшенная и заросшая сорняком земля

Теперь поставьте себя на место крестьян и представьте ситуацию.

В ваше село приехал уполномоченный, созвал сельский сход и предложил объединить все ваши ресурсы по принципу.

 (принципы обозначаются на доске или презентации)

(СЛАЙД )

Поднимите, руки кто пойдёт в колхоз? Почему?

Поднимите, руки кто не пойдёт в колхоз? Почему? А каких крестьян больше?

В ком больше заинтересованно государство и Вы что бы они вступили в колхоз? Как их заставить - разберём чуть позднее.

А пока изберём местную власть – председателя сельского совета и председателя колхоза? Из числа каких крестьян их изберут?

Проголосуйте кто за вступление в колхоз.

Итак, колхоз на ранее названных принципах создан.

Крестьяне в колхозе, средства производства общие. Задача – перекачивание средств из села в город на нужды индустриализации.

1.Средства на индустриализацию.

2.Обязать крестьян сдавать продукцию государству.

 3.Дать план сдачи продукции.

4.Установим цену закупки (заниженную)

5.Государство продаёт сельхоз продукцию по завышенным ценам («ножницы цен»)

(карточки на доску)

Как либо, поможем колхозу?

 Дадим ссуду.

Поможем техникой (МТС)

 Спишем долги.

А как крестьяне будут получать плату за свой труд? Пояснение учителя.

Оплата по трудодням - добавить к принципам.

Учитывая вышесказанное, все крестьяне пойдут в колхоз?

Но власть приняла план 100 % коллективизации. Куда деваться крестьянам не желающим идти в колхоз.

В город на предприятие, появятся свободная рабочая сила для строек индустриализации. Добавляем к средствам – привлечение рабочей силы.

А как сделать чтобы все крестьяне не разбежались из колхозов?

Отобрать паспорта – добавить к принципам.

Итак, мы создали колхоз и получили средства с него.

Прошла сплошная коллективизация.

Будет ли часть крестьян сопротивляться вступлению в колхоз? Кто и почему?

А надо ли их заставлять?

Какими способами будут сопротивляться кулаки и приписанные к ним середняки?

 Заполним таблицу (на доске или презентация)

 

Активные способы


Пассивные способы

1.     Убийство сельских активистов

2.     Выступления против властей

1. Спрятать хлеб.
2. Забить скот
3. Всё продать и уйти в город


Таким образом задача власти подавить сопротивление крестьян и заставить кулаков пойти в колхоз.

Как это сделать?

Методы раскулачивания.

1.     Арест.

2.     Изъятие земли.

3.     Конфискация имущество.
Раскулачивание – уничтожение зажиточного крестьянства с целью получения средств на коллективизацию.
Итоги и принципы коллективизации.
Давайте подведём итоги и оформим таблицу на доске.
Что такое коллективизация?
С какой целью она проводилась?
Каковы принципы создания колхозов?
Как власть получила средства с колхозов?
Каковы итоги коллективизации? Какова цена коллективизации?
Параллельно с ответами учащихся к доске крепятся карточки. Получается таблица.


Принципы создания колхоза


Получение средств


Итоги коллективизации.


1. Земля – общая, колхозная.

2. Тягловый и домашний скот отправляется на колхозную ферму и конюшню.

3.Орудия труда и инвентарь переходит в общественную собственность.

4.Запасы зерна переходят в общественный фонд.

5. В колхозе трудятся сообща и на равных условиях

6. Оплата по трудодням

7. Отсутствие паспортов.


1. Обязать крестьян сдавать продукцию государству.

2. Дать план сколько сдавать.

3.Установить цену закупки (заниженную)

4. Государство продаёт сельхоз продукцию по высокой цене («ножницы цен»)

5. Рабочая сила – в города.

6. Средства на коллективизацию полученные с кулаков.


1. Получены средства на

индустриализацию.

2. Фактически ликвидировано частное крестьянское хозяйство.

3. Уничтожены зажиточные крестьянские хозяйства.

4. Голод 1932 – 1933 гг.

5. Фактическое прикрепление крестьян к земле.

Голод 1932 – 1933 гг. – краткий рассказ учителя. Учащиеся анализируют причины голода. «Закон о трёх колосках» - определить цель.

3.ИТОГИ.

Ребята каковы итоги коллективизации.?
Запись в тетрадь – «Итоги коллективизации».

1. Получены средства на индустриализацию.
2. Фактически ликвидировано частное крестьянское хозяйство.
3. Уничтожены зажиточные крестьянские хозяйства.
4. Голод 1932 – 1933 гг.
5. Фактическое прикрепление крестьян к земле.

Строительство важнейших объектов советское правительство намеревается провести в рекордно короткие сроки. Создаются пятилетние планы.
В ходе их реализации форсированными темпами были построены крупнейшие объекты во всех важных отраслях промышленности.
Итак, в течение довоенного десятилетия было построено 6000 крупных предприятий (по 600 – 700 в год). ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Сделайте выводы о темпах индустриализации

Подумаем, а как добились подобных темпов.
Решите историческую задачу.
Условия:
1. Материальных средств недостаточно.
2. Техника пока устаревшая.
3. Население в основном сельское.
4. Есть карательный аппарат – органы государственной безопасности
(ОГПУ – НКВД)
5. Есть общегосударственная идея – коммунизм.

Задание.
Построить крупнейшие промышленные объекты и заставить население эффективно работать.
Ответ (фиксируется на доске)
1. Жёсткая дисциплина (жёсткое уголовное наказание за нарушение)
2. Создание образа врага (враги народа)
3. Энтузиазм населения вооружённого идеей.
4. Социалистическое соревнование.
5. Завышение показателей.

 

Ребята , познакомимся с мини-проектом наших ребят «ИТОГИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В СССР»

(СМОТРИМ ПРЕЗЕНТАЦИЮ)

Итак, в течение довоенного десятилетия было построено 6000 крупных предприятий (по 600 – 700 в год). Приведем пример некоторых, а учащиеся попытаются расшифровать аббревиатуры и сокращения.  

ДнепроГЭС         Турксиб   СТЗ     ХТЗ      Беломорканал

Волгодонканал    Магнитка (Магнитогорский металлургический комбинат)

Балхашмедплав (Балхашский медеплавильный завод)

Ребята каковы итоги индустриализации?
Сделаем вывод что дала индустриализация стране.
Запись в тетрадь.
Итоги индустриализации.
1. Создана тяжёла индустрия и ВПК.
2. Второе место по уровню производства в мире.
3. Экономическая независимость СССР

IV. Проверка усвоения тест
1.Какое событие произошло ранее других?

1) начало второй пятилетки;

2) появление статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов»;;

3) введение в стране паспортной системы;

4) принятие второй Конституции СССР

2.Как называли рабочих крупных  промышленных центров СССР добровольно поехавших по призыву партии на хозяйственно – организационную работу в колхозы в начале 1930- года?

1) спецпереселенцы;

2) красногвардейцы;

3) стахановцы;

4) двадцатипятитысячники.

3.Что явилось одной из причин начала коллективизации?

1) необходимость восстановления сельского хозяйства после войны;

2) массовые выступления крестьян  с требованием создания колхозов;

3) стремление увеличить валовой сбор зерна;

4) необходимость обеспечения индустриализации ресурсами.

4.Как называлась кампания против зажиточного крестьянства в СССР в период коллективизации?

1) раскулачивание; 2) «большой террор»; 3) депортация; 4) репатриация.

5. Понятие «великий перелом» связано с переходом от ...

A. продразверстки к продналогу;    

Б. НЭПа к «военному коммунизму»;

B. различных форм хозяйств к сплошной коллективизации сельского хозяйства;

Г. гражданской войны к миру.

6.Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость ,..

A. преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран мира;

Б. восстановить довоенный уровень промышленного производства;

B. провести обобществление крестьянских хозяйств;

Г. ограничить приток иностранного капитала.

7. В период индустриализации в СССР ...

A. наиболее быстрыми темпами развивалась легкая промышленность;

Б. по объему промышленного производства СССР вышел на одно из первых мест в мире;

B. сохранилась массовая безработица;

Г. было запрещено привлекать иностранные капиталы.

8.Что из названного относится к результатам коллективизации?

A. соблюдение принципа добровольности при создании колхозов;

Б. широкое использование принципа материальной заинтересованности;

B. осуществление земельных разделов с учетом количества «едоков» в семье;

Г. ликвидация единоличных крестьянских хозяйств.

9. Прочтите отрывок из документа и напишите название политики, успехи которой в нем охарактеризованы. «За истекший период наша промышленность поставлена твердо на ноги... развернулось строительство новых предприятий и уже созданы предприятия, оставляющие позади уровень европейской техники по некоторым отраслям промышленности».

10. Определите понятие.

Политика ликвидации единоличных крестьянских хозяйств, проводимая в СССР в конце 20-30-х гг. Основывалась на применении противоправных методов, террора. Репрессиям были подвергнуты массы зажиточных крестьян (кулаков), середняков и части бедноты («подкулачных»).


V .Домашнее задание.

Параграф 18-19

страница 134 вопрос 6 письменно






Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока " ПУТИ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая цель:Моделирование исторической ситуации с использованием интерактивных методов обучения.Форма: комбинированный урок.Цель урока:1. Усвоить смысл понятий коллективизация и индустриализация.2. Знать и понимать цели этих явлений.3. Уметь анализировать причины методов проведения коллективизации и индустриализации.4. Уметь дать оценку этим событиям и их итогам.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 790 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.03.2020 807
    • DOCX 34.7 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мусина Карина Толегеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мусина Карина Толегеновна
    Мусина Карина Толегеновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79909
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История и обществознание")

Учитель истории и обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс профессиональной переподготовки

История и философия науки: теория и методика преподавания при подготовке кадров высшей квалификации

Преподаватель философии науки

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 398 человек

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе