Главная / Информатика / Конспект урока "Программирование алгоритмов ветвления"

Конспект урока "Программирование алгоритмов ветвления"

Министерство образования и науки Омской области













Конспект урока

«Программирование алгоритмов ветвления на языке Pascal»





Преподаватель информатики:

Абулхаева Гульсум Абылаевна









Омск, 2015

Тема: Программирование алгоритмов ветвления

Цель урока: формирование навыка решения задач с помощью операторов ветвления.

Задачи:

  1. Образовательная: рассмотреть понятие алгоритма ветвления, виды его конструкций и соответствующие им команды на языке программирования PascalABC;

  2. Развивающая: развитие основных психических функций, общих учебных навыков;

  3. Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, культуры труда, дисциплинированности, усидчивости, положительной мотивации учебного труда, воспитание целеустремленности;

Оборудование: доска, проектор, компьютер, презентация PowerPoint (Приложение 1), видеофрагмент (Приложение 3), компьютерный тест, выполненный в программе MyTestXPro (Приложение 2), карточки с заданиями (Приложение 4).

Тип урока: комбинированный

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы: тестирование, практикум, беседа, фронтальный опрос.

Литература:

  1. Алтухов Е.В., Рыбалко Л.А., Савченко В.С. Информатика. – М.: Высшая школа, 1992 г.

  2. Житкова О.А., Кудрявцева У.К.Тематический контроль по информатике. Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах: рабочая тетрадь 1. – М.: Интеллект-Центр,2004.-77с.

  3. Карасев П.Н. «Задачи по информатике», учебное пособие для учащихся и учителей средних учебных заведений. - Волгоград.: Учитель -АСТ,2002. – 115с.: издание 2.

  4. Ракитина Е.А. и д.р. Сборник типовых задач по информатике. - М.: Образование и Информатика, 2005. –352 с.: - Библиотека журнала «Информатика и образование».



План урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение и актуализация знаний

  3. Освоение нового материала

  4. Закрепление нового материала

  5. Домашнее задание

  6. Итог урока



Ход урока

  1. Организационный момент.

(Слайд 1)Приветствие, заполнение журнала.

  1. Повторение и актуализация знаний

- Прежде, чем начать изучение новой темы, повторим пройденный материал на прошлом уроке.

1. Компьютерное тестирование «Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal» (Приложение 2).


2. Найдите ошибки в записи программы: (Слайд 2)


Задание. Найдите периметр пятиугольника

Программа с ошибками

Исправленная программа (слайд 3)

programm 1;

begin

var a, b, c, d, e, P: integer

writeln (‘введите стороны пятиугольника’);

readln (a,b,c,d,e)

P:=a+b+c+d+e;

Writeln (‘периметр пятиугольника =‘ P);

end


program primer1;

var a, b, c, d, e, P: integer;

begin

writeln (‘введите стороны пятиугольника’);

readln (a,b,c,d,e);

P:=a+b+c+d+e;

writeln (‘периметр пятиугольника =‘, P);

end.


- Молодцы!

- Чтобы определить вид алгоритмической структуры, которую мы будем изучать на уроке, отгадайте ребус (слайд 4):

http://festival.1september.ru/articles/537583/01.jpg

(Ветвление)

- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о программировании алгоритмов ветвления на языке PascalABC. Запишите тему урока: «Программирование алгоритмов ветвления». (Слайд 5)

  1. Освоение нового материала

- Запишите определение (Слайд 6): Разветвляющийся алгоритм это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

В Паскале ветвление организуется с помощью двух операторов: IF и CASE.

  1. Оператор IF

Рассмотрим сначала оператор IF, для этого нам нужно вспомнить какие виды (формы) ветвления бывают? (полное и неполное ветвление) (Слайд 7)

Не полная форма

Полная форма

Если…то…

Если… то…иначе…

условие

действие1





условие

действие1

действие2

















На языке Паскаль команда ветвления записывается сл. образом: (Слайд 8)

 if<условие>then<оператор1>;

if<условие>then<оператор1>

else<оператор2>;

В Pascal, если в качестве оператора должны выполняться серия операторов, то они объединяются в операторные скобки Begin – end;

if<условие>

thenbegin<операторы>end;

elsebegin<операторы>end;


Рассмотрим на примере: (Слайд 9)

начало

а

a>0

a:=a+1

a

конец

Да

Нет

Задача №1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.























Решение: (Слайд 10)

Programzadacha;

Vara :integer;

Begin

Writeln(‘введите целое число а ');

readln(а);

if a>0 then a:=a+1;

Writeln('Полученное число ', а);

end.















Задача №2. Дано два целых числа. Вывести на экран наибольшее из них.

hello_html_m6be10da3.png

program primer2;

var a, b, max: integer;

begin

writeln('Введите два целых числа');

read (a, b);

if a>b then max:=a

elsemax:=b;

writeln (‘Наибольшее из введенных чисел ’,max);

end.


  1. Оператор варианта case

(Слайд 11) Оператор варианта case необходим в тех случаях, когда в зависимости от значений какой-либо переменной нужно выполнить те или иные операторы.

case выражение of

значение_1: оператор_1;

значение_2: оператор_2;

значение_N: оператор_N;

else

альтернативный_оператор

end;

Подробнее ознакомимся с этим оператором просмотрев видеофрагмент. (Приложение 3).

Рассмотрим на примере: (Слайд 12)

Задача №2. Дано целое число К. Вывести строку-описание оценки, соответствующей числу К (1- «плохо», 2 –«неудовлетворительно», 3 – «удовлетворительно», 4 – «хорошо», 5 – «отлично». Если К не лежит в диапазоне 1-5, вывести «ошибка».

начало

k

k=1

«плохо»

k=2

«неудовлетворительно»

k=3

«удовлетворительно»

k=4

«хорошо»

k=5

«отлично»

«такой оценки не существует»

конец

Блок-схема

(Слайд 13)




































Решение: (Слайд 14)

Programzadacha2;

var k: integer;

begin

writeln (‘Введите целое число’);

read(k);

case k of

1: writeln (‘плохо’ );

2: writeln (‘неудовлетворительно‘);

3: writeln (‘удовлетворительно‘);

4: writeln (‘хорошо’);

5: writeln (‘отлично’)

elsewriteln (‘такой оценки не существует’);

end;

end.



  1. Закрепление нового материала

Решим еще несколько задач. (Слайд 15) Работа по карточкам (задания в карточках дифференцированные по сложности) (Приложение 4)

По окончании выполнения заданий предлагается пройти тест по изученной теме (фронтальный опрос).

(Слайд 16) Тест «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

  1. Краткая форма записи оператора условного перехода ... ?

  1. IF ( условие ) ELSE ( что выполнять )

  2. IF ( условие ) THEN ( что выполнять ) END

  3. IF ( условие ) THEN ( что выполнять )

  4. IF ( условие ) THEN ( что выполнять ) ELSE ( что выполнять )

  1. (Слайд 17)Назначение оператора условного перехода - ...?

  1. Выбор той или иной последовательности действий в зависимости от выполнения или невыполнения условия

  2. Чтобы перейти в конец программы

  3. Выбор той или иной последовательности действий в независимости от выполнения или невыполнения условия

  4. Выбор одной и той же последовательности действий в независимости от выполнения или невыполнения условия

  1. (Слайд 18)Как переводятся слова краткой формы записи условного перехода

  1. ЕСЛИ .... ТО ...

  2. ЕСЛИ .... ИНАЧЕ ....

  3. ЕСЛИ .... КОНЕЦ

  4. ДЛЯ ... ТО

  1. (Слайд 19)Полная форма записи оператора условного перехода ... ?

  1. IF (что выполнять) THEN (условие) ELSE (что выполнять)

  2. IF (что выполнять) ELSE (условие) THEN (что выполнять)

  3. IF (условие) THEN (что выполнять) END (что выполнять)

  4. IF (условие) THEN (что выполнять) ELSE (что выполнять)

  1. (Слайд 20)Как переводятся слова полной формы записи условного перехода

  1. ЕСЛИ .... ТО ... КОНЕЦ

  2. ДЕЛАЙ .... ТО .... ИНАЧЕ ....

  3. ЕСЛИ .... ИНАЧЕ .... ТО ....

  4. ЕСЛИ .... ТО .... ИНАЧЕ ....


  1. Домашнее задание (Слайд 21)

Задача. Ввести два числа. Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.


  1. Подведение итогов

Итак, ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на уроке?

Спасибо за работу на занятии, до свидания! (Слайд 22)

Конспект урока "Программирование алгоритмов ветвления"
  • Информатика
Описание:

Тема: Программирование алгоритмов ветвления

Цель урока: формирование навыка решения задач с помощью операторов ветвления.

Задачи:

1.Образовательная: рассмотреть понятие алгоритма ветвления, виды его конструкций и соответствующие им команды на языке программирования PascalABC;

2.Развивающая: развитие основных психических функций, общих учебных навыков;

3.Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, культуры труда, дисциплинированности, усидчивости, положительной мотивации учебного труда, воспитание целеустремленности;

Оборудование: доска, проектор, компьютер, презентация PowerPoint (Приложение 1), видеофрагмент (Приложение 3), компьютерный тест, выполненный в программе MyTestXPro (Приложение 2), карточки с заданиями (Приложение 4).

Тип урока: комбинированный

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы: тестирование, практикум, беседа, фронтальный опрос.

Литература:

1.Алтухов Е.В., Рыбалко Л.А., Савченко В.С. Информатика. – М.: Высшая школа, 1992 г.

2.Житкова О.А., Кудрявцева У.К.Тематический контроль по информатике. Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах: рабочая тетрадь 1. – М.: Интеллект-Центр,2004.-77с.

3.Карасев П.Н. «Задачи по информатике», учебное пособие для учащихся и учителей средних учебных заведений. - Волгоград.: Учитель -АСТ,2002. – 115с.: издание 2.

Ракитина Е.А. и д.р. Сборник типовых задач по информатике. - М.: Образование и Информатика, 2005. –352 с.: - Библиотека журнала «Информатика и образование».
Автор Абулхаева Гульсум Абылаевна
Дата добавления 08.05.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1307
Номер материала 59063
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓