Инфоурок Информатика КонспектыКонспект урока "Программирование алгоритмов линейной структуры"(9 класс)

Конспект урока "Программирование алгоритмов линейной структуры"(9 класс)

Скачать материал

Тема урока: «Программирование алгоритмов линейной структуры» 9 – 10 класс

 

Цель: Показать основные этапы решения задач с применением компьютера. Отработать навыки составления программ линейной структуры с использованием языка программирования  TURBO PASCAL.

План урока:

  1. Повторение языка Паскаль.

1.      Этапы решения задач

2.      Поэтапное решение конкретной задачи

3.      Математические функции и их запись на яз.Паскаль

4.      Решение самостоятельно задач

  1. Итог урока

Домашнее задание

Ход урока:

I.       Повторение языка Паскаль

А) Давайте вспомним структуру  программы  на  Паскале

Б) Какие Типы значений переменных в Паскале.

В) В программе еть команды основные: Процедуры вывода
Write и WriteLn,

Операторы ввода,

оператора присваивания

Как выполняется Ручная прокрутка программы

А теперь с помощью ручной прокрутки программы решим задачи:

За­да­ние 8 № 1122. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма:

 a := 1

b := 4

a := 2*a+3*b

b := a/2*b

 В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной b. (28)

За­да­ние 8 № 709. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма: 

а := 6

b := 2

b := a/2*b

a := 2*a + 3*b

 В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной a.(30)

      За­да­ние 8 № 609. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма: 

      а := 7

      b := 2

      а := b*4 + a*3

      b := 30 - a

       В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной b.(1)

      За­да­ние 8 № 389. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма: 

      а := 10

      b := 110

      b := 110 + b/a

      a := b/11*a

В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной a.(110)

За­да­ние 8 № 907. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной m после вы­пол­не­ния дан­но­го ал­го­рит­ма:

 k := 3

m := 30

k := m-k*3

m := k*10-m

 В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной m.(180)

  1. Этапы решения задач с применением компьютера

Постановка задачи.

Математическая модель.

Конструирование алгоритма.

Перевод алгоритма в программу.

Ввод и испытание программы.

Получение и анализ результатов решения задачи.

 

Постановка задачи. Поиск решений начинается с анализа ее условий. Результатом  анализа должна стать четкая постановка задачи, в которой должны быть ответы  на 4 вопроса: что дано, что требуется, какие данные допустимы, какие результаты будут правильными, а какие нет.

 

Математическая модель - это запись решения задачи с помощью математических обозначений и формул.

 

Разработка алгоритма включает в себя выбор формы записи алгоритма, проектирование алгоритма, выбор тестов и метода тестирования.

 

Программирование алгоритма – это выбор языка программирования, уточнение способов организации данных, запись алгоритма на выбранном языке программирования.

 

Тестирование и отладка –это проверка синтаксических ошибок, отладка семантики и логической структуры, тестовые расчеты и анализ результатов тестирования, совершенствование программы.

 

Анализ результатов решения задачи – это уточнение в случае необходимости математической модели с повторным выполнением последующих этапов.

2. Поэтапное решение задачи

Во многих задачах искомые результаты из исходных данных можно получить без проверки выполнения каких бы то ни было условий.

 

 Алгоритмы решения таких задач получили название линейных алгоритмов.

Линейный – это такой алгоритм, в котором все команды выполняются строго последовательно друг за другом.

 

Задача: Вычислить площадь круга по формуле: S = PI* R*R, где  PI =3,14

 

Математическая модель задачи:

Исходные данные: R – радиус

                                 

Результат: S – площадь круга

program pl;

uses crt;

var pi,r,s:real;

begin

write('введите радиус');

readln(r); 

 pi:=3.14;

s:=pi*SQR(R);

writeln('s=',s:8:2);

readln

end.

 

 
 


Связь: S=  PI* R*R    

Алгоритм:                                              Программа:                                             

Блок-схема: знак завершения:      начало                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                 Результаты

Блок-схема: знак завершения:     конец
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введите текст программы решения задачи: Найти сумму, разность, произведение и частное двух целых чисел.

Program Primer;

Var A, B, S, R, P: integer;

Ch: real;

Begin

Writeln(‘Введите два целых числа‘);

Readln(A, B);

S:=A+B;

R:=A-B;

P:=A*B;

Ch:=A/B;

Writeln(‘Сумма чисел‘, A, ’и’, B, ’равна’, S);

Writeln(‘Разность чисел‘, A, ’и’, B, ’равна’, R);

Writeln(‘Произведение чисел‘, A, ’и’, B, ’равно’, P);

Writeln(‘Частное чисел‘, A, ’и’, B, ’равно’, Ch);

Readln;

End.

Основные математические функции.

      sqr(x) - возведение X в квадрат

      sqrt(x) - корень квадратный из X

      abs(x) - модуль от X

      pi - выдаёт число 3.1415926….. (19 знаков после запятой)

      sin(x) - синус X

      cos(x) - косинус X

      arctan(x) - арктангенс X

      ln(x) - логорифм числа X

Рассмотрим несколько примеров:

1. даны a, x, y. Вычислите S=| a | + Ö x+ y 2

program zadacha2_8;

var a,x,y,s:real;

Begin

writeln('введите число x ');

readln(x);

writeln('введите число y ');

readln(y);

writeln('введите число a ');

readln(a);

s:=abs(a)+sqrt(x+sqr(y));

writeln('s =',s);

End.

Задания для самостоятельной работы:

1.      Задано число x. Вычислите s, если:

А) s = cos x - sin x + |x-7| + x2 – 1

б)



 

Домашнее задание:

2.      Даны числа n, k, m. Вычислите x и у, если:

1.      x = n (sin k + cos(m-2));

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Программирование алгоритмов линейной структуры"(9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Программирование алгоритмов линейной структуры» 9 классЦель: Показать основные этапы решения задач с применением компьютера. Отработать навыки составления программ линейной структуры с использованием языка программирования TURBO PASCAL.План урока: Повторение языка Паскаль. 1.Этапы решения задач2.Поэтапное решение конкретной задачи3.Математические функции и их запись на яз.Паскаль4.Решение самостоятельно задач Итог урока Домашнее заданиеХод урока:I.Повторение языка ПаскальА) Давайте вспомним структуру программы на ПаскалеБ) Какие Типы значений переменных в Паскале. В) В программе еть команды основные: Процедуры выводаWrite и WriteLn,Операторы ввода,оператора присваиванияКак выполняется Ручная прокрутка программыА теперь с помощью ручной прокрутки программы решим задачи:За да ние 8 № 1122. Опре де ли те зна че ние пе ре мен ной b после вы пол не ния ал го рит ма: a := 1b := 4a := 2*a+3*bb := a/2*b В от ве те ука жи те одно целое число — зна че ние пе ре мен ной b. (28)За да ние 8 № 709. Опре де ли те зна че ние пе ре мен ной a после вы пол не ния ал го рит ма: а := 6 b := 2b := a/2*ba := 2*a + 3*b В от ве те ука жи те одно целое число — зна че ние пе ре мен ной a.(30) •За да ние 8 № 609. Опре де ли те зна че ние пе ре мен ной b после вы пол не ния ал го рит ма: •а := 7 •b := 2 •а := b*4 + a*3 •b := 30 - a • В от ве те ука жи те одно целое число — зна че ние пе ре мен ной b.(1) •За да ние 8 № 389. Опре де ли те зна че ние пе ре мен ной a после вы пол не ния ал го рит ма: •а := 10 •b := 110 •b := 110 + b/a •a := b/11*a В от ве те ука жи те одно целое число — зна че ние пе ре мен ной a.(110)За да ние 8 № 907. Опре де ли те зна че ние пе ре мен ной m после вы пол не ния дан но го ал го рит ма: k := 3m := 30k := m-k*3m := k*10-m В от ве те ука жи те одно целое число — зна че ние пе ре мен ной m.(180) Этапы решения задач с применением компьютера Постановка задачи.Математическая модель.Конструирование алгоритма.Перевод алгоритма в программу.Ввод и испытание программы.Получение и анализ результатов решения задачи.Постановка задачи. Поиск решений начинается с анализа ее условий. Результатом анализа должна стать четкая постановка задачи, в которой должны быть ответы на 4 вопроса: что дано, что требуется, какие данные допустимы, какие результаты будут правильными, а какие нет.Математическая модель - это запись решения задачи с помощью математических обозначений и формул.Разработка алгоритма включает в себя выбор формы записи алгоритма, проектирование алгоритма, выбор тестов и метода тестирования.Программирование алгоритма – это выбор языка программирования, уточнение способов организации данных, запись алгоритма на выбранном языке программирования.Тестирование и отладка –это проверка синтаксических ошибок, отладка семантики и логической структуры, тестовые расчеты и анализ результатов тестирования, совершенствование программы.Анализ результатов решения задачи – это уточнение в случае необходимости математической модели с повторным выполнением последующих этапов.2. Поэтапное решение задачиВо многих задачах искомые результаты из исходных данных можно получить без проверки выполнения каких бы то ни было условий. Алгоритмы решения таких задач получили название линейных алгоритмов.Линейный – это такой алгоритм, в котором все команды выполняются строго последовательно друг за другом.Задача: Вычислить площадь круга по формуле: S = PI* R*R, где PI =3,14Математическая модель задачи:Исходные данные: R – радиусРезультат: S – площадь круга program pl;uses crt;var pi,r,s:real;beginwrite('введите радиус');readln(r); pi:=3.14;s:=pi*SQR(R);writeln('s=',s:8:2);readlnend. Связь: S= PI* R*R Алгоритм: Программа: Результаты Введите текст программы решения задачи: Найти сумму, разность, произведение и частное двух целых чисел.Program Primer;Var A, B, S, R, P: integer;Ch: real;BeginWriteln(‘Введите два целых числа‘);Readln(A, B);S:=A+B;R:=A-B;P:=A*B;Ch:=A/B;Writeln(‘Сумма чисел‘, A, ’и’, B, ’равна’, S);Writeln(‘Разность чисел‘, A, ’и’, B, ’равна’, R);Writeln(‘Произведение чисел‘, A, ’и’, B, ’равно’, P);Writeln(‘Частное чисел‘, A, ’и’, B, ’равно’, Ch);Readln;End.Основные математические функции. •sqr(x) - возведение X в квадрат •sqrt(x) - корень квадратный из X •abs(x) - модуль от X •pi - выдаёт число 3.1415926….. (19 знаков после запятой) •sin(x) - синус X •cos(x) - косинус X •arctan(x) - арктангенс X •ln(x) - логорифм числа XРассмотрим несколько примеров:1. даны a, x, y. Вычислите S=| a | + Ö x+ y 2program zadacha2_8;var a,x,y,s:real;Begin writeln('введите число x '); readln(x);writeln('введите число y ');readln(y);writeln('введите число a ');readln(a);s:=abs(a)+sqrt(x+sqr(y));writeln('s =',s);End.Задания для самостоятельной работы:1.Задано число x. Вычислите s, если:А) s = cos x - sin x + |x-7| + x2 – 1 б) Домашнее задание:2.Даны числа n, k, m. Вычислите x и у, если:1.x = n (sin k + cos(m-2));

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 866 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.01.2020 442
    • DOCX 121 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колпакович Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колпакович Наталья Николаевна
    Колпакович Наталья Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83216
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 150 человек из 49 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Разработка и сопровождение требований и технических заданий на разработку и модернизацию систем и подсистем малого и среднего масштаба и сложности

Системный аналитик

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 33 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 21 региона

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе