Главная / Информатика / Конспект урока "Программирование алгоритмов линейной структуры"(9 класс)

Конспект урока "Программирование алгоритмов линейной структуры"(9 класс)

Тема урока: «Программирование алгоритмов линейной структуры» 9 – 10 класс


Цель: Показать основные этапы решения задач с применением компьютера. Отработать навыки составления программ линейной структуры с использованием языка программирования TURBO PASCAL.

План урока:

  1. Повторение языка Паскаль.

    1. Этапы решения задач

    2. Поэтапное решение конкретной задачи

    3. Математические функции и их запись на яз.Паскаль

    4. Решение самостоятельно задач

  2. Итог урока

Домашнее задание

Ход урока:

  1. Повторение языка Паскаль

А) Давайте вспомним структуру программы на Паскале

Б) Какие Типы значений переменных в Паскале.

В) В программе еть команды основные: Процедуры вывода
Write и WriteLn,

Операторы ввода,

оператора присваивания

Как выполняется Ручная прокрутка программы

А теперь с помощью ручной прокрутки программы решим задачи:

За­да­ние 8 № 1122. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма:

 a := 1

b := 4

a := 2*a+3*b

b := a/2*b

 В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной b. (28)

За­да­ние 8 № 709. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма: 

а := 6

b := 2

b := a/2*b

a := 2*a + 3*b

 В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной a.(30)

  • За­да­ние 8 № 609. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма: 

  • а := 7

  • b := 2

  • а := b*4 + a*3

  • b := 30 - a

  •  В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной b.(1)

  • За­да­ние 8 № 389. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма: 

  • а := 10

  • b := 110

  • b := 110 + b/a

  • a := b/11*a

В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной a.(110)

За­да­ние 8 № 907. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной m после вы­пол­не­ния дан­но­го ал­го­рит­ма:

 k := 3

m := 30

k := m-k*3

m := k*10-m

 В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной m.(180)

  1. Этапы решения задач с применением компьютера

Постановка задачи.

Математическая модель.

Конструирование алгоритма.

Перевод алгоритма в программу.

Ввод и испытание программы.

Получение и анализ результатов решения задачи.


Постановка задачи. Поиск решений начинается с анализа ее условий. Результатом анализа должна стать четкая постановка задачи, в которой должны быть ответы на 4 вопроса: что дано, что требуется, какие данные допустимы, какие результаты будут правильными, а какие нет.


Математическая модель - это запись решения задачи с помощью математических обозначений и формул.


Разработка алгоритма включает в себя выбор формы записи алгоритма, проектирование алгоритма, выбор тестов и метода тестирования.


Программирование алгоритма – это выбор языка программирования, уточнение способов организации данных, запись алгоритма на выбранном языке программирования.


Тестирование и отладка –это проверка синтаксических ошибок, отладка семантики и логической структуры, тестовые расчеты и анализ результатов тестирования, совершенствование программы.


Анализ результатов решения задачи – это уточнение в случае необходимости математической модели с повторным выполнением последующих этапов.

2. Поэтапное решение задачи

Во многих задачах искомые результаты из исходных данных можно получить без проверки выполнения каких бы то ни было условий.


Алгоритмы решения таких задач получили название линейных алгоритмов.

Линейный – это такой алгоритм, в котором все команды выполняются строго последовательно друг за другом.


Задача: Вычислить площадь круга по формуле: S = PI* R*R, где PI =3,14


Математическая модель задачи:

Исходные данные: R – радиус

Результат: S – площадь круга

program pl;

uses crt;

var pi,r,s:real;

begin

write('введите радиус');

readln(r);

pi:=3.14;

s:=pi*SQR(R);

writeln('s=',s:8:2);

readln

end.



Связь: S= PI* R*R

Алгоритм: Программа:

hello_html_440c3867.gif


hello_html_57aed7ff.gif

hello_html_3c378456.gif


hello_html_57aed7ff.gif

hello_html_m5c0c7881.gif



hello_html_57aed7ff.gif


S:=PI*SQR(R)



hello_html_57aed7ff.gif

hello_html_6d70ca6e.gif

hello_html_57aed7ff.gif Результаты

Введите радиус 6


S= 113.04


hello_html_m5777e227.gif


Введите радиус 10


S= 314.00







Введите текст программы решения задачи: Найти сумму, разность, произведение и частное двух целых чисел.

Program Primer;

Var A, B, S, R, P: integer;

Ch: real;

Begin

Writeln(‘Введите два целых числа‘);

Readln(A, B);

S:=A+B;

R:=A-B;

P:=A*B;

Ch:=A/B;

Writeln(‘Сумма чисел‘, A, ’и’, B, ’равна’, S);

Writeln(‘Разность чисел‘, A, ’и’, B, ’равна’, R);

Writeln(‘Произведение чисел‘, A, ’и’, B, ’равно’, P);

Writeln(‘Частное чисел‘, A, ’и’, B, ’равно’, Ch);

Readln;

End.

Основные математические функции.

  • sqr(x) - возведение X в квадрат

  • sqrt(x) - корень квадратный из X

  • abs(x) - модуль от X

  • pi - выдаёт число 3.1415926….. (19 знаков после запятой)

  • sin(x) - синус X

  • cos(x) - косинус X

  • arctan(x) - арктангенс X

  • ln(x) - логорифм числа X

Рассмотрим несколько примеров:

1. даны a, x, y. Вычислите S=| a | + x+ y 2

program zadacha2_8;

var a,x,y,s:real;

Begin

writeln('введите число x ');

readln(x);

writeln('введите число y ');

readln(y);

writeln('введите число a ');

readln(a);

s:=abs(a)+sqrt(x+sqr(y));

writeln('s =',s);

End.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Задано число x. Вычислите s, если:

А) s = cos x - sin x + |x-7| + x2 – 1

бhello_html_m948312c.png)




Домашнее задание:

  1. Даны числа n, k, m. Вычислите x и у, если:

hello_html_4ebcd88b.png

  1. x = n (sin k + cos(m-2));




















































4


Конспект урока "Программирование алгоритмов линейной структуры"(9 класс)
  • Информатика
Описание:

Тема урока: «Программирование алгоритмов линейной структуры» 9 класс

Цель: Показать основные этапы решения задач с применением компьютера. Отработать навыки составления программ линейной структуры с использованием языка программирования TURBO PASCAL.

План урока:

  1. Повторение языка Паскаль.

1.Этапы решения задач

2.Поэтапное решение конкретной задачи

3.Математические функции и их запись на яз.Паскаль

4.Решение самостоятельно задач

  1. Итог урока

Домашнее задание

Ход урока:

I.Повторение языка Паскаль

А) Давайте вспомним структуру программы на Паскале

Б) Какие Типы значений переменных в Паскале.

В) В программе еть команды основные: Процедуры вывода
Write и WriteLn,

Операторы ввода,

оператора присваивания

Как выполняется Ручная прокрутка программы

А теперь с помощью ручной прокрутки программы решим задачи:

За­да­ние 8 № 1122. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма:

a := 1

b := 4

a := 2*a+3*b

b := a/2*b

В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной b. (28)

За­да­ние 8 № 709. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма:

а := 6

b := 2

b := a/2*b

a := 2*a + 3*b

В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной a.(30)

  • •За­да­ние 8 № 609. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма:
  • •а := 7
  • •b := 2
  • •а := b*4 + a*3
  • •b := 30 - a
  • • В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной b.(1)
  • •За­да­ние 8 № 389. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма:
  • •а := 10
  • •b := 110
  • •b := 110 + b/a
  • •a := b/11*a
  • В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной a.(110)

За­да­ние 8 № 907. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной m после вы­пол­не­ния дан­но­го ал­го­рит­ма:

k := 3

m := 30

k := m-k*3

m := k*10-m

В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной m.(180)

  1. Этапы решения задач с применением компьютера

Постановка задачи.

Математическая модель.

Конструирование алгоритма.

Перевод алгоритма в программу.

Ввод и испытание программы.

Получение и анализ результатов решения задачи.

Постановка задачи. Поиск решений начинается с анализа ее условий. Результатом анализа должна стать четкая постановка задачи, в которой должны быть ответы на 4 вопроса: что дано, что требуется, какие данные допустимы, какие результаты будут правильными, а какие нет.

Математическая модель - это запись решения задачи с помощью математических обозначений и формул.

Разработка алгоритма включает в себя выбор формы записи алгоритма, проектирование алгоритма, выбор тестов и метода тестирования.

Программирование алгоритма – это выбор языка программирования, уточнение способов организации данных, запись алгоритма на выбранном языке программирования.

Тестирование и отладка –это проверка синтаксических ошибок, отладка семантики и логической структуры, тестовые расчеты и анализ результатов тестирования, совершенствование программы.

Анализ результатов решения задачи – это уточнение в случае необходимости математической модели с повторным выполнением последующих этапов.

2. Поэтапное решение задачи

Во многих задачах искомые результаты из исходных данных можно получить без проверки выполнения каких бы то ни было условий.

Алгоритмы решения таких задач получили название линейных алгоритмов.

Линейный – это такой алгоритм, в котором все команды выполняются строго последовательно друг за другом.

Задача: Вычислить площадь круга по формуле: S = PI* R*R, где PI =3,14

Математическая модель задачи:

Исходные данные: R – радиус

Результат: S – площадь круга

program pl;

uses crt;

var pi,r,s:real;

begin

write('введите радиус');

readln(r);

pi:=3.14;

s:=pi*SQR(R);

writeln('s=',s:8:2);

readln

end.


Связь: S= PI* R*R

Алгоритм: Программа:


Результаты


Введите текст программы решения задачи: Найти сумму, разность, произведение и частное двух целых чисел.

Program Primer;

Var A, B, S, R, P: integer;

Ch: real;

Begin

Writeln(‘Введите два целых числа‘);

Readln(A, B);

S:=A+B;

R:=A-B;

P:=A*B;

Ch:=A/B;

Writeln(‘Сумма чисел‘, A, ’и’, B, ’равна’, S);

Writeln(‘Разность чисел‘, A, ’и’, B, ’равна’, R);

Writeln(‘Произведение чисел‘, A, ’и’, B, ’равно’, P);

Writeln(‘Частное чисел‘, A, ’и’, B, ’равно’, Ch);

Readln;

End.

Основные математические функции.

  • •sqr(x) - возведение X в квадрат
  • •sqrt(x) - корень квадратный из X
  • •abs(x) - модуль от X
  • •pi - выдаёт число 3.1415926….. (19 знаков после запятой)
  • •sin(x) - синус X
  • •cos(x) - косинус X
  • •arctan(x) - арктангенс X
  • •ln(x) - логорифм числа X

Рассмотрим несколько примеров:

1. даны a, x, y. Вычислите S=| a | + Ö x+ y 2

program zadacha2_8;

var a,x,y,s:real;

Begin

writeln('введите число x ');

readln(x);

writeln('введите число y ');

readln(y);

writeln('введите число a ');

readln(a);

s:=abs(a)+sqrt(x+sqr(y));

writeln('s =',s);

End.

Задания для самостоятельной работы:

1.Задано число x. Вычислите s, если:

А) s = cos x - sin x + |x-7| + x2 – 1

б)



Домашнее задание:

2.Даны числа n, k, m. Вычислите x и у, если:

1.x = n (sin k + cos(m-2));

Автор Мендиярова Залия Магдановна
Дата добавления 26.10.2016
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 75
Номер материала MA-068108
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓