Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока природоведения в 5 классе Тема: Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

Конспект урока природоведения в 5 классе Тема: Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

Скачать материал

Конспект урока природоведения в 5 классе

Садиева Светлана Александровна МАОУ «Дятьковская городская гимназия»

 

 

Тема: Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

 

Описание материала: Использование  разработки возможно в любом образовательном учреждении, где преподавание курса «Природоведение» в 5 классе ведется по учебнику Суховой Т.С., Строганова В.И.

Актуальность данной темы заключается в том, что процессы фотосинтеза и дыхания, а также круговорот веществ в природе – это основные процессы жизнедеятельности живых организмов. Данный вопросы рассматривается в курсе «Ботаника» (6 класс), «Зоология» (7 класс)  , «Человек» (8 класс), а также в курсе «Общая биология».

 

Цель: Выяснить возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

 

Задачи урока:

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей (познаваемости мира, причинно-следственных связей между явлениями), обеспечить нравственное восприятие учащихся для воспитания в них гуманизма и бережного отношения к природе.

Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о дыхании и фотосинтезе, круговороте веществ,  как жизненно необходимых процессах всех живых организмов

Развивающие: способствовать развитию самостоятельности учащихся, развивать следующие интеллектуальные умения и приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнивание), умения работать в группе.

Воспитательные: способствовать формированию понятия здорового образа жизни;

 

Тип урока – комбинированный, традиционный

Форма урока – групповая

Методы, используемые на урокерепродуктивные, частично-поисковые, аудиальные (беседа, рассказ), визуальные (работа с учебником)

 

Этапы урока:

1.     Организационный момент (3 мин)

2.     Актуализация знаний (7 мин)

3.     Изучение нового материала (20 мин)

4.     Закрепление изученного материала.(5 мин)

5.     Рефлексия (3 мин)

6.     Постановка домашнего задания (2 мин)

 

Ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствует учащихся. Предлагает учащимся занять свои места, проверить готовность рабочего места. Отмечает отсутствующих в журнале.

Приветствуют учителя.

ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА. СЕГОДНЯ У НАС НЕОБЫЧНЫЙ УРОК, СЕГОДНЯ У НАС ГОСТИ. ЭТО ДОЛЖНО ЕЩЁ БОЛЬШЕ СТИМУЛИРОВАТЬ ВАС АКТИВНО  РАБОТАТЬ НА СЕГОДНЯШНЕМ УРОКЕ. ВЫ ГОТОВЫ? ГЛУБОКО ВЗДОХНУЛИ, ВЫДОХНУЛИ … И  НАЧАЛИ РАБОТУ.

 Дежурный называет отсутствующих.

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

МОЖНО ЛИ ЖИТЬ И НЕ ДЫШАТЬ?

1.     Дыхание – это … процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа живым  организмом.

2.     В процессе дыхания вдох сменяется ….выдохом.

3.     В организме расходуется ….кислород, а образуется …углекислый газ.

4.     Процесс обмена газами - …газообмен.

5.     Помощники в  процессе дыхания у животных и человека это ….органы дыхания и кровь.

6.     Амёба дышит …всей поверхностью тела.

7.     Жук плавунец дышит …через дыхательные отверстия.

8.     Рыба…жабрами.

9.     Лягушка….влажная кожа и лёгкие.

10. Растения….устьица, чечевички, корень.

 

11. Схема дыхания клетки.(таблички)

 

3. Изучение нового материала

ВОЗВРАЩАЮТ ЛИ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ВЕЩЕСТВА В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ?

Представь себе наш земной шар в космическом пространстве. Для всех живых организмов (от амёбы до человека) Земля наш общий космический дом.

! Миллиарды лет продолжалась жизнь на Земле, миллиарды лет живые организмы питаются, размножаются, расселяются, отмирают, воздействуют на окружающую среду.

НАЗВАТЬ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО.

Всем живым существам и их потомкам всегда были и будут нужны вода, питательные вещества, а большинству из них и кислород. Всё живое вокруг нас, всё то, что движется, питается, размножается на Земле, требует для жизнедеятельности громадного количества энергии.

Как же наша Земля справляется с такой трудной задачей – обеспечивать живые существа всем необходимым для жизни?

Ты уже знаешь, что эту задачу решают сами живые организмы. Рассмотрим, каким же образом.

Кислород необходим живым организмам для дыхания, то есть для получения каждой клеткой энергии для жизни.

Растения выделяют на свету кислород. Вместе с тем, являясь живым организмом, каждое растение само нуждается в кислороде для дыхания. Следовательно, растение и поглощает кислород и выделяет его.(КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРОЦЕССА ПОГЛОЩЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ КИСЛОРОДА РАСТЕНИЯМИ.?ХАРАКТЕРНЫ ЛИ ЭТИ ПРОЦЕССЫ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ?)

Миллиарды лет живые организмы поглощают кислород, а выделяют в окружающую среду углекислый газ. Но жизнь продолжается. Как же восполняется запас кислорода на Земле?

 

Опыт.

Водное растение элодею поставим на яркий свет. Через некоторое время на освещённых листьях появятся пузырьки. Соберём пузырьки в пробирку и затем опустим в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхнет. Какой вывод из этого следует?

На свету растения выделяют в окружающую среду кислород.

 

СЕЙЧАС ВЫ ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ФРАГМЕНТ И СКАЖЕТЕ, ЧТО НА НЁМ ПРОИСХОДИТ.

ВИДЕО С ЭЛОДЕЕЙ.

Один английский физик в прошлом веке подсчитал, что через 500 лет кислород будет полностью поглощен и все погибнут, потому что дышать будет нечем.  Согласись, было о чём тревожиться.

Однако когда вспомнили об открытии химика Джосефа Пристли, то стало ясно: человечеству нечего беспокоится до тех пор, пока на земле существуют растения.

ДОКЛАД О ПРИСЛИ.

Сегодня на уроке вы услышите ещё одну фамилию и узнаете о ещё одном учёном.

ДОКЛАД О ИНГЕНХАУЗЕ.

Какой опыт провёл Пристли?

Опыт

Под один стеклянный колпак он поместил мышь вместе с растением, под другой одну мышь. В первом случае мышь осталась жива, во втором – погибла, так как ей нечем было дышать.

Этот опыт подтверждает сделанный нами вывод о том, что на свету растения выделяют кислород, необходимый для дыхания другим живым организмам.

ВИДЕО ПРИСТЛИ И ИНГЕНХАУЗ.

Растение образует органические вещества, поглощая углекислый газ и выделяя кислород на свету (днём). При дыхании растения происходит поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Однако                         при образовании органических веществ в результате фотосинтеза растение выделяет кислорода больше, чем поглощает его при дыхании.

Миллиарды лет растения выделяют в окружающую среду кислород и снабжают живые организмы органическими веществами и энергией. Исчезнут растения – исчезнет жизнь на Земле.

Но, может быть, растения могут жить сами по себе, без животных, микроорганизмов, а тем более,  человека который не только питается, но и рубит, полит, ломает, сжигает их? Да, без человека растения жить смогут, это человек без них погибнет.

ФИЗМИНУТКА

ОТЛОЖИЛИ РУЧКИ В СТОРОНУ, ПОЛОЖИЛИ РУКИ ПЕРЕД СОБОЙ, НА СЧЁТ РАЗ - ЗАКРЫЛИ ГЛАЗА, НА ДВА – ОТКРЫЛИ.

ЕЩЁ РАЗ, ДВА. ЗАКОНЧИЛИ.

ПРОДОЛЖАЕМ.

Мы уже говорили о том, какую роль в размножении и расселении растений играют животные. А зависит ли жизнь растений от микроорганизмов?

Неужели от каких-то крошечных бактерий, которых и разглядеть можно только в микроскоп, зависит жизнь мощных дубов и елей, сосен? Ученые подсчитали, что если бы опавшая листва деревьев оставалась бы из года в год нетронутой, то через несколько лет леса засыпали бы сами себя опавшими листьями и погибли бы.  Да и запас питательных веществ в почве постепенно бы истощился.

ЗАДАЧА

КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ПРОСТЕЙШИЕ ОКАЗЫВАЮТ ТАКОЕ ВЛИЯНИЕ ЕСЛИ ОНИ МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ.

 

Задача:

Подсчитайте общую

биомассу почвенных

простейших на 1 га, если

биомасса их достигает 7,8 г

на 1 м2.

РЕШЕНИЕ.

1)    РАБОТА С ЕДИНИЦАМИ ИЗМЕРЕНИЯ

1 ГА = 10 000 М2

2)    РАСЧЁТ МАССЫ МИКРООРГАНИЗМОВ

7,8 г * 10 000м2 = 7800 г/м2

3)    Работа с единицами измерения

7800 г/м2=780 г/га= 0,78 к г/м2

 

Вспомни, сколько листьев шуршало под ногами осенью, а весной растаял снег, и опять молодая зелень покрывает землю. Об опавшей листве никто уже не вспоминает.

 Куда же деваются опавшие листья?

 Опавшие листья и мертвую древесину потребляют бактерии, грибы, дождевые черви, личинки насекомых, превращая их в питательные вещества, необходимые для питания растений.

Следовательно, растения без животных, микроорганизмов, грибов жить не могут.

Живые организмы возвращают в окружающую среду вещества, заключённые в опавших листьях, выделениях из кишечника животных. Даже вещества, оставшиеся после смерти животных, растений, людей, не теряются, а используются другими живыми организмами.

 

ПОВТОРИМ СХЕМУ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ.

 

Живые организмы не только берут из окружающей среды всё необходимое для своей жизнедеятельности, но и возвращают в окружающую среду вещества, необходимые для жизни других организмов.

4. закрепление изученного материала.

Отгадай загадки. Нарисуй рисунок на котором окажутся все отгадки сразу. Что получилось?

1. Кто в году четыре раза переодевается? дерево

2. У безногой табуретки раньше были ствол и ветки. дерево

3. Рыжий Егорка.  Упал на озерко.  Сам не утонул.  И воды не всколыхнул. лист

4. Сидит – зеленеет,  Падает – желтеет,  Лежит – чернеет. лист

5. Его весной и летом. Мы видели одетым. А осенью с бедняжки. Сорвали все рубашки. дерево

6. Весной одевается, зимой раздевается. дерево

7. Ветки в парке шелестят, Сбрасывают свой наряд. Он у дуба и березки. Разноцветный, яркий, броский. листопад

8. Сердитый недотрога.  Живёт в глуши лесной.  Иголок очень много,  А нитки не одной. ёжик

9. То рыжая, то серая,  А по названью белая. Белка

 

Если у тебя дома есть аквариум попробуй ответить на следующие вопросы.

1.     Нужны ли в аквариуме растения?

2.     Почему всегда рядом с аквариумом ставят лампу?

3.     Улитки – непременные соседи рыб в аквариуме. Какую роль они играют?

 

 

5.Рефлексия.

Если вам понравился наш урок, то приклейте к нашему деревцу зелёные листочки, а если вы считаете , что урок не удался – то красные.

6.Итог урока.

Постановка домашнего задания

Оценки за урок.

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, повторить параграфы 46-49.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание 1. Если у тебя дома есть аквариум, попробуй самостоятельно понаблюдать, как листья элодеи будут выделять на свету кислород. Зарисуй, как выглядит такой лист.

Домашнее задание 2. Обратись к домашнему заданию § 49 и поясни, какую роль играют в жизни обитателей аквариума:

растения — кислород для дыхания, пища для улиток и рыб.
свет — способствует образованию кислорода растениями.
улитки — «санитары» аквариума — поедают ил, остатки пищи, растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 1.

 

1.     Нужны ли в аквариуме растения?___________________________

__________________________________________________________

2.     Почему всегда рядом с аквариумом ставят лампу?____________

__________________________________________________________

3.     Улитки – непременные соседи рыб в аквариуме. Какую роль они играют?___________________________________________________

___________________________________________________________

Карточка № 1.

 

1.     Нужны ли в аквариуме растения?___________________________

__________________________________________________________

2.     Почему всегда рядом с аквариумом ставят лампу?____________

__________________________________________________________

3.     Улитки – непременные соседи рыб в аквариуме. Какую роль они играют?___________________________________________________

___________________________________________________________

Карточка № 1.

 

1.     Нужны ли в аквариуме растения?___________________________

__________________________________________________________

2.     Почему всегда рядом с аквариумом ставят лампу?____________

__________________________________________________________

3.     Улитки – непременные соседи рыб в аквариуме. Какую роль они играют?___________________________________________________

___________________________________________________________

Карточка № 1.

 

1.     Нужны ли в аквариуме растения?___________________________

__________________________________________________________

2.     Почему всегда рядом с аквариумом ставят лампу?____________

__________________________________________________________

3.     Улитки – непременные соседи рыб в аквариуме. Какую роль они играют?___________________________________________________

___________________________________________________________

 

                                                                                                                              

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока природоведения в 5 классе Тема: Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока природоведения в 5 классе Тема: Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?Описание материала: Использованиеразработки возможно в любом образовательном учреждении, где преподавание курса «Природоведение» в 5 классе ведется по учебнику Суховой Т.С., Строганова В.И. Актуальность данной темы заключается в том, что процессы фотосинтеза и дыхания, а также круговорот веществ в природе – это основные процессы жизнедеятельности живых организмов. Данный вопросы рассматривается в курсе «Ботаника» (6 класс), «Зоология» (7 класс), «Человек» (8 класс), а также в курсе «Общая биология».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 155 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.04.2020 451
    • DOCX 73 кбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Михненко Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Михненко Ирина Александровна
    Михненко Ирина Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83895
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 138 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек