Главная / Технология / конспект урока "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия"

конспект урока "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия"



Урок технологии в 6-м классе по теме "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия"

Раздел «Проектирование и изготовление швейного изделия (юбки)


Сафонова Светлана Васильевна, учитель технологии.


Разделы: Преподавание технологии


Класс

 6 класс

Предмет: 

 Технология

Цель урока: 

  • образовательная –

    • ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;

    • научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;

  • развивающая – развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;

  • воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности;

  • профориентационная – обобщить знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Методическое оснащение урока:

  • Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, готовые выкройки в масштабе и по своим меркам, эскизы тканей, таблицы определения дефектов тканей, линейка, ткань, портновский мел, булавки

  • Материально – техническая база: компьютер, проектор, экран, технологическая карта к уроку, презентация темы.

  • Оформление классной доски: выписаны термины, эскизы.

Методы обучения: познавательные, проблемно-поисковые, исследовательские, мозгового штурма.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.







Ход урока.


I этап. Организационный этап. (Слайд 1).

Проверка готовности учащихся к уроку.

сообщение темы и разъяснение целей урока.


II этап. Повторение пройденного материала. (Слайд2 ).

Вопросы для повторения:

1. Какие есть способы расширения юбки к низу?

2. Какие припуски на швы делают в деталях юбки?

3. Какие операции включает в себя декатирование?


III этап. Проверка домашнего задания.

Проверить приготовленные учащимися выкройки , соответствие чертежа с мерками учащихся, правильность моделирования, подготовленность ткани к раскрою.


IV. Изучение нового материала.

Актуализация знаний учащихся. (Слайд 3).

Сегодняшняя тема вам знакома из 5 класса. Давайте попробуем вспомнить и ответить на вопросы

  1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?

  2. Как учитываются дефекты ткани при раскрое?

  3. Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?

Ответы учениц:

  1. Выявить дефекты, определить лицевую и изнаночную сторону ткани, определить направление долевой нити, сложить ткань, разложить выкройки, обвести детали.

  2. Отмечают мелом или стежками дефекты, чтобы они не попали на выкройки деталей.

  3. Детали обводят мелом рядом с контуром выкройки – по этой линии будет проходить швы, второй контур на ширину припуска на швы.















Изучение нового материала.

Расход ткани.

Для изготовление юбки вам потребуется ткань. Выбор ткани зависит от назначения швейного изделия, фасона, фигуры. Как же рассчитывать количества ткани необходимого для изделия. Есть ширина ткани 140 см. то для пошива юбки достаточно одной длины, которая равна ДИ+10см. Если ткань узкая, то длина ткани увеличивается в два раза и составляет (Ди*2),Если выбранная модель содержит клетку складки или большое расширение, то количество необходимой ткани увеличивается.

Подготовка выкройки к раскрою сводится к следующему:( Слайд 4,5,6)

1.На деталях выкройки напишите название деталей и их количество.

2.На каждой детали покажите стрелкой направление долевой нити.

3.Обозначьте контрольные точки для более точного соединения двух деталей.

4.Подписать названия всех срезов на деталях юбки.

5. Проставить прибавки на швы.

Подготовка ткани к раскрою: (Слайд 7).

  1. Определить ткань по волокнистому составу

Все ткани, кроме тканей с ворсом (бархат, вельвет и др.), при увлажнении дают усадку по длине и немного по ширине. Чтобы этого не произошло, ткань перед раскроем декатируют (с этой операцией вы познакомились в 5-м классе). (Учащиеся отвечают на вопрос. Что такое декатировка ткани? Ответ учениц: Декатировка ткани – это обработка ткани горячей водой для предотвращения усадки в готовом изделии.)

2.Проверка ткани на наличие возможных дефектов. (Какие дефекты вы знаете? Ответ: утолщение нити, нарушение целостности ткани, образовались дыры, загрязнение красителя, не пропечатанное места, засечка, перекос рисунка.)

3.Определение лицевой и изнаночной сторон, для того чтобы правильно сложить ткань для раскроя, лицевой стороной внутрь (учащиеся сами объясняю способы ее определения. Ответ: на лицевой стороне печатный рисунок более яркий, переплетение более четкие, она более гладкая.)





4.Определение нити основы. Это необходимо знать для того, чтобы располагать детали выкройки согласно указанному на них направлению(учащиеся сами объясняю способы ее определения. Ответ: по кромке, по степени растяжения – нить основы меньше тянется, нить основы прямая, по звуку – по основе звук звонкий).

5.Определение направления рисунка, ворса. На однотонных тканях и с не определенным рисунком лекала деталей юбки можно раскладывать верхними срезами в разных направлениях. Но если рисунок направлен в одну сторону, то лекала располагают верхними срезами в одном направлении. При раскрое тканей в полоску или клетку следят за тем, чтобы они совпадали по цвету, ширине, рисунку и проходили строго посередине переднего и заднего полотнища юбки. На тканях с ворсом лекала располагают в одном направлении. Например, в юбке из вельвета или бархата ворс должен идти сверху вниз.

Расход ткани. (Слайд 8).

Для изготовление юбки вам потребуется ткань. Выбор ткани зависит от назначения швейного изделия, фасона, фигуры. Как же рассчитывать количества ткани необходимого для изделия. Есть ширина ткани 140 см. то для пошива юбки достаточно одной длины, которая равна ДИ+10см. Если ткань узкая, то длина ткани увеличивается в два раза и составляет (Ди*2),Если выбранная модель содержит клетку складки или большое расширение, то количество необходимой ткани увеличивается.

Настил ткани: (Слайд 9,10). 1. настил в сгиб ткань складывают вдоль пополам, лицевой стороной внутрь, совмещая при этом кромки. Такой способ применяют при раскрое широких тканей. 2. настил в разворот ткань раскладывают развернутой во всю ширину, лицевой стороной вниз, или в два слоя, лицевой стороной внутрь. Этот способ применяют при раскрое тканей разной ширины.

  1. При складывании ткани в клетку или рисунка расположение у кромок может быть не одинаковым, тогда ткань складывают по центру симметрии. Места пересечения клеток совмещают и складывают по всей площади сложенной ткани через 15–20 см.

V. Практическая работа

«Раскладка лекал юбки на ткани и раскрой»( Слайд 11,12 ).

Самостоятельная работа учащихся по заданию: раскладка лекал деталей юбки на ткани и раскрой.

Во время работы учащихся, учитель делает целевой обход .На одной из тканей показывает приёмы выполнения работы. Напоминает учащимся, что кроить необходимо по линиям припусков на швы, вытачки никогда не вырезают. При раскрое острый конец ножниц должен скользить по столу, деталь необходимо придерживать рукой.

Экономный раскрой ткани зависит от правильной раскладки деталей кроя на ней. (Слайд 13).

1.Сначала разложить и приколоть большие детали – переднее и заднее полотнища юбки, затем мелкие детали – пояс, кокетка, карманы. При этом необходимо следить, где проходит долевая нить. Направление нити основы на лекалах юбки должны соответствовать направлению нити основы в тканях.

2.Раскраивая юбку, можно сделать заднее полотнище без шва или со швом посередине. Если по модели предусмотрено заднее полотнище без шва, то его выкройка кладется к сгибу материала по направлению нити основы, а если со швом – то к срезам.

3. При раскладки лекал юбки на ткани, надо искать всегда предельно экономный вариант раскладки. Найдя наилучший вариант раскладки с учетом всех необходимых припусков на швы. Детали выкройки прикалывают булавками к ткани.

4.Выкройки обвести тонкой сплошной линией. Обозначить все вспомогательные линии и точки, размечают вытачки.

Припуски на швы: (Слайд13).

  1. Далее пунктирной линией намечают припуски на швы:
    – по нижним срезам –2-4 см.
    – по боковым срезам –1,5- 2 см.
    – по верхним срезам – 1 см.
    – по всем срезам пояса – 1 см.
    среднюю линию вытачки поднимают на 1 см. вверх и соединяют с боковыми линиями. Если сделать вытачку без выступа, она не попадет в шов притачивания пояса к юбке. Обязательно провести Самоконтроль: проверить правильность раскладки, направление долевой нити и величину припусков.

  2. Сними лекала и сколи детали юбки булавками.

  3. Ткань раскраивают по припускам на швы, т.е. по пунктирным линиям.

VI. Анализ и оценка урока ( Слайд14).

Заключительный инструктаж: Анализ результатов работы (Слайд 15), допущенных отклонений, оценка работы.

Перенос линий контура, с одной половинки детали на другую. (Слайд 16)

Учитель подводит итог урока, делает необходимые замечания, оценивает работу учащихся.









(Слайд 17). Домашнее задание: Повторить подготовку и раскладку лекал юбки. В рабочую тетрадь вклеить зарисовки раскладки. И повторить из 5 класса подготовку деталей кроя к сметыванию.

Прошу вас убрать рабочие места.

Спасибо вам за урок! До свидания!

Литература:

1.О.В.Павлова,Г.П.Попова., «Технология» 6 класс поурочные планы по учебнику В.Д Симоненко.

2.Учебник В.Д Симоненко «Технология 6 класс»

http://vikroyki.jofo.ru/

http://poshvu.ru/cat/tkani-dlya-yubok/

http://fusion-of-styles.ru/raskladka-vykrojki-pryamoj-yubki-na-tkani/

конспект урока "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия"
  • Технология
Описание:

Урок технологии в 6-м классе по теме"Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия"

Раздел «Проектирование и изготовление швейного изделия (юбки)

Сафонова Светлана Васильевна, учитель технологии.

Разделы: Преподавание технологии

Класс

6 класс

Предмет:

Технология

Цель урока:

образовательная –

oознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;

oнаучить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;

развивающая – развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;

воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности;

профориентационная – обобщить знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Автор Сафонова Светлана Васильевна
Дата добавления 07.11.2016
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 106
Номер материала MA-068354
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓