Главная / История / Конспект урока по всеобщей истории на тему "Поговорим о великих просветителях Европы"

Конспект урока по всеобщей истории на тему "Поговорим о великих просветителях Европы"


Конспект урока по истории 7 класс




тема

«Поговорим о великих просвятителях Европы»







Учитель истории МБОУ ЛСОШ № 2 Карманова Н. П.












2013-2014


Великие просвятители Европы

(урок истории в 7 классе)

Цели урока:

  • выявить основные идеи просветителей, определить их роль в истории общества

  • формировать умение использовать исторический источник при ответе на вопросы, развивать умения анализировать, обобщать, высказывать и объяснять свою точку зрения

  • способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к знаниям, уважения к людям науки, чьи идеи легли в основу теории правового государства и гражданского общества.





Ход урока

Орг. момент

XVIII век, к изучению истории которого мы приступаем, историки назвали эпохой просвещения и временем преобразований. Перемены в обществе предвосхитили мыслители-вольнодумцы, впоследствии названные просветителями.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с идеями некоторых просветителей, попробуем понять, почему историки назвали их просветителями и дали им высокую оценку «великие»

Изучение новой темы

Вспомним и представим обобщенную характеристику европейского общества XVII века. Дадим ему оценку.

Кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали?


Дени Дидро родился в семье ремесленника. Отец мечтал, чтоб сын стал священником. Но он посвятил жизнь изучению языков и естественных наук, зарабатывая на жизнь уроками, переводами. За публикацию «Письма о слепых» его бросили в королевскую тюрьму. Дидро, увлеченный науками, привлек для сотрудничества лучшие умы эпохи и создал многотомную энциклопедию всех достижений века от ремесел до искусств. Сторонники старых порядков назвали энциклопедистов «сборищем еретиков, врагов Бога, короля и церкви» и запретили издание. Последующие издания «Энциклопедии» осуществлялись нелегально.

Жан-Жак Руссо. Философ, педагог, композитор, вырос в семье женевского часовщика. С детских лет познал труд, нужду, унижение. Много скитался по Европе, служил то лакеем, то писцом, то учителем музыки. Какое-то время работал секретарем французского дипломата в Венеции. Писал книги, подвергшиеся по приказу властей публичному сожжению, скрывался от преследований.

Джон Локк родился в семье преуспевающего английского адвоката, ярового сторонника реформации. С блеском закончил престижную лондонскую школу, затем Оксфордский университет, где по окончании преподавал древние языки. Получив приглашение, работал домашним врачом и воспитателем в семье будущего лорд-канцлера.

Жан Мелье- сын ткача, выучившийся по настоянию родителей на священника, всю свою жизнь провел в сельском приходе. Мелье приходилось изо дня в день служить религии, которую он презирал, и внушать прихожанам веру, которую сам не разделял. Свои страдания, сомнения, раскаяния в вынужденной лжи Мелье выразил в «Завещании».

Шарль Монтескье- выходец из знатной и богатой семьи французского дворянина. Отец его был членом городского парламента. Получив прекрасное образование, 10 лет исполнял обязанности президента парламента города Бордо. Вернувшись на родину после путешествия по Европе, всецело отдался наукам и литературным занятиям.

Франсуа Мари де Вольтер. Историк, писатель, поэт, драматург, публицист, физик, один из самых великих философов мира, родился в семье преуспевающего французского буржуа. Отец был сборщиком налогов инотариусом. Рано начал писать стихи и пьесы, которые благосклонно принимались публикой. За сатирические стихи Вольтера дважды заключали в королевскую тюрьму. Постановлением парижского парламента его «Философские письма» были публично сожжены, а он вынужден был скрыться и на долгие годы уехать из Франции.


Адам Смитт родился в семье английского таможенного чиновника, который умер за несколько месяцев до рождения сына. Мама привила ему вкус к книгам. Обучаясь в университете города Глазго, Смитт уже в 17 лет имел репутацию ученого и странного человека: он имел привычку говорить сам с собой. Сочетание энциклопедической учености с исключительной добросовестностью и научной честностью позволили Смитту открыть экономические законы рыночного хозяйства.

Жак Тюрго, происходивший из старинной нормандской семьи дворянина, в новой послереволюционной Англии был назначен министром финансов и провел смелые экономические реформы, необходимые с точки зрения человеческого разума и направленные на свободу конкуренции.

Итак, кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали?

Вы правы: будучи выходцами из разных слоев населения (дворянства, духовенства, горожан, буржуа), просветители выполняли разную профессиональную деятельность. Что объединяло этих очень разных людей? В чем их величие?


Итак,

1. Каково отношение просветителей к существующим порядкам?

2. Какие явления жизни и почему просветители подвергают особой критике?

3.О каких естественных правах человека пишет Джон Локк? Почему он относит к собственности не только имущество человека, но и его жизнь и свободу?

4. Что понимает Монтескье под свободой? Как, по его мнению, можно ее обеспечить?

5. Какие свободы могут обеспечить справедливый общественный порядок?

6. Как относились просветители к частной собственности? Как они объясняли свое отношение к ней?

7.Как, по мнению просветителей, можно было создать новый общественный порядок?

8. Каково отношение мыслителей к революции?

Как видим, этих разных людей объединяла способность критически мыслить, озабоченность по поводу существующих порядков. Считая феодальные порядки неразумными, эти вольнодумцы посчитали необходимым заменить их «разумными», основанными на естественных правах человека: свободе, равенстве, собственности. Просветители исходили из того, что в первую очередь просвещение и воспитание может привести к изменению существующих порядков. Некоторые из них не исключали и революции.


9. Интересы какой части общества выражали просветители?

10. В чем состояло значение идей просветителей для их современников?

    1. Что в их взглядах кажется вам странным и неосуществимым? Какие их идеи вы не разделяете?


12. Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны?


Закрепление – тест (приложение )



Домашнее задание: притготовить презентацию об одном из просветителей параграф 20 и устно ответить на вопросы 7- 8.




















Приложение

Тест «Мыслители эпохи Просвещения»


1. Выберите правильный ответ.

Мыслителям эпохи Просвещения было свойствен­но критическое отношение к:

а) современной им действительности

б) человеку, его возможностям и способностям

в) науке, ее способности изменить мир

2. Найдите лишнее.
Французские философы-просветители:

а) Вольтер

б) А. Смит

в) Ш. Монтескье

3. Закончите высказывание Вольтера.

«Самое большое счастье для людей, когда государь — ...

а) ...философ»

б) ...добр»

в) ...честен»

4. Приведите в соответствие:

1) Ш. Монтескье а) издание «Энциклопедии наук, искусств и

ремесел»

2) Ж. Ж. Руссо б) учение о происхождении неравенства

3) Д. Дидро в) учение о разделении законодательной,

исполнительной и судебной власти

5. Найдите ошибку в описании.

По мнению А. Смита, главный источник общест­венного богатства — это труд. Он считал, что го­сударство не должно вмешиваться в экономиче­скую жизнь, и предлагал отменить крупную част­ную собственность:

а) на самом деле Смит выступал за активное вме­шательство государства в экономическое разви­тие

б) на самом деле главным источником обществен­ного богатства он считал торговлю

в) на самом деле Смит считал частную собствен­ность естественной и необходимой предпосылкой жизни общества








Конспект урока по всеобщей истории на тему "Поговорим о великих просветителях Европы"
  • История
Описание:

Конспект урока на тему "Поговорим о великих просветителях Европы". Целью данного урока является выявление основных идей просветителей, определение их роли в истории общества. Ученик формирует умение использовать исторический источник при ответе на вопросы, развивает умения анализировать, обобщать, высказывать и объяснять свою точку зрения.

В ходе урока ребята знакомятся с идеями некоторых просветителей, стараются понять, почему историки назвали их просветителями и дали им высокую оценку «великие». Проверка начальных знаний проходит с помощью теста.

Автор Корпусова Татьяна Сергеевна
Дата добавления 13.10.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 3095
Номер материала MA-061265
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓