Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока по теме " Жанры поэзии М.Ю.Лермонтова. Молитва ( 9 класс)

Конспект урока по теме " Жанры поэзии М.Ю.Лермонтова. Молитва ( 9 класс)

Скачать материал

Жанры лирики М.Ю.Лермонтова .Молитва.

Цели : определить основные мотивы поэзии М.Ю.Лермонтова;

            учить понимать и интерпретировать поэтические тексты поэта;

            ознакомить с оценками творчества поэта, высказанными Г.Белинским,

            А.А.Ахматовой,  современными литературоведами.

                                                               

                                                                            Мы рождены для вдохновенья,

                                                                                         Для звуков сладких и молитв…

I.Выступление ученика на тему « Молитва как жанр религиозной литературы».

 

II.Слово учителя:

   У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный..») (1829) – первое произведение с таким названием. Оно относится к ранней лирике поэта. Далее  следует шуточная «Юнкерская молитва»(1833-1834). Затем  - стихотворение «Молитва»( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..», 1837), посвященное В.Лопухиной, и стихотворение «Молитва»(« В минуту жизни трудную..», 1839) посвященное  М.Щербатовой. Тематически и логически к ним примыкает стихотворение «Благодарность»(1840), которое завершает этот смысловой ряд.

 

III.Чтение стихотворения «Молитва» ( «Не обвиняй меня, Всесильный..») и его анализ.

 

- Как  в стихотворении «Молитва» выражается отношение лирического «я» и Бога? О чем просит поэт Бога?

( В стихотворении пятнадцатилетнего Лермонтова тема поэта и поэзии решается в философском аспекте. Герой стихотворения – живой, земной человек, занятый своим любимым делом – стихотворчеством.  «Лава вдохновения» «клокочет» в его груди. Ему близок земной мир «с его страстями», но «дикие волнения» жизни  «мрачат стекло» его очей. Самое сильное из земных переживаний – тяга к творчеству. Она занимает всю его душу, не оставляя там места для «живых речей»  Всевышнего. Не оттого ли, что ум поэта бродит далеко от Божьей дороги, сам он в «заблужденье»? Конфликт стихотворения в том, что юному поэту «тесен» мир земной, но он боится приникнуть к миру Божьему, потому что «звуком грешных песен» молится не ему. Душа лирического «я»не в силах совладать с талантом, данным ему свыше. Поэт молит Всесильного освободить его от «жажды песнопенья», обратив его сердце в «камень». Только это поможет вернуться на «тесный путь спасенья». Юный поэт начинает осознавать силу своего таланта, но любит он не царство Божье, а «могильный» «мрак земли», где царят страсти, заблуждения, «дикие волнения», «звуки грешных песен».

     Стихотворение звучит богоборчески. Поэт пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков  «земном мире». Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается  от Божьего дара. А так  как  отнять  песенный дар у поэта – значит лишить его жизни, то получается, что путь спасенья может обрести только простой смертный, а не поэт).

 

•Чтение стихотворения «Юнкерская молитва» и его анализ.

 

-Как создается иронический пафос в стихотворении «Юнкерская молитва»? Как содержание стихотворения связано с биографией Лермонтова?

 

( В стихотворении отразились факты биографии Лермонтова, связанные с его двухлетней учебой в Школе  гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров(1832-1834). В письме поэта к М.А.Лопухиной читаем: « Я всё ещё не могу представить себе, какое впечатление произведет на вас моя большая новость: я, живший  до сих пор для литературной карьеры, столько принесший в жертву моему неблагодарному кумиру, я становлюсь воином; может быть, такова особая воля провидения! – может быть, это путь наиболее короткий, и если он меня не ведет  меня к моей первой цели, может быть, приведет меня к последней цели всего существующего. Умереть с пулею в сердце это стоит медленной агонии старика».  Впоследствии А.П.Шан-Гирей напишет об этом  времени в жизни Лермонтова : «Два злополучные года пребывания в школе».

     Комический пафос стихотворения создается канонической трехчастной композиции молитвы и ее содержания. Все просьбы лирического «я» к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно.

 Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: « от куртки тесной», «маршировки», «парадировки», «упражнений» в «манеже», необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: «Царю Небесный», « спаси». «глас», «моленье», «Царь Всевышний»,- а с другой стороны, разговорные слова и обороты: «тесной», «как от огня», «Алехин глас». Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он «хорош уж тем», что никогда не надоест Богу «просьбой лишней». Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается  и драматический пафос, который связан с отношением лирического «я» к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без Божьей помощи.

-В стихотворении «Молитва»( «В минуту жизни трудную..»)говорится, что «есть сила благодатная в созвучье слов живых..». Как вы понимаете эти строки?

 

Чтение стихотворения «Молитва» ( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..») и его анализ.

 

- Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к «Божьей Матери», Богородице?

-Почему лирический герой молится перед Богоматерью не о своей душе, а о душе «девы невинной»?

- На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?

-Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?

-Почему все прилагательные в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

•Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Молитва» ( «Я, Матерь божия, ныне с молитвою..») с другими стихотворениями Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что от молитвы к молитве у лирического «я» все меньше просьб к Богу?

 

Чтение стихотворения «Благодарность» и его анализ.

 

- В первой редакции стихотворения слово «тебя» писалось  с заглавной  буквы. Как выбор буквы влияет на смысл?

- Какие переживания опустошили душу лирического героя?

- Каков общий пафос стихотворения? Какими способами он  выражается? Какой смысл придают стихотворению  иронические тона и многочисленные паузы?

-В чем « богоборческий» смысл  финала стихотворения?

Итог урока:

«Жанр» молитвы в творчестве М.Ю.Лермонтова претерпевает эволюцию. В лирике 1829-1832 годов «молитвы» поэта  построены по каноническому образцу, и лирический герой действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно. Но и в ранней лирике, например в стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»), и, особенно, в конце творческого пути в «молитвах» поэта появляются богоборческие мотивы, злая ирония, дерзость и просьбы о смерти.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме " Жанры поэзии М.Ю.Лермонтова. Молитва ( 9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный..») (1829) – первое произведение с таким названием. Оно относится к ранней лирике поэта. Далее следует шуточная «Юнкерская молитва»(1833-1834). Затем - стихотворение «Молитва»( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..», 1837), посвященное В.Лопухиной, и стихотворение «Молитва»(« В минуту жизни трудную..», 1839) посвященное М.Щербатовой. Тематически и логически к ним примыкает стихотворение «Благодарность»(1840), которое завершает этот смысловой ряд.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 688 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.02.2020 391
    • DOCX 15.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бучкова Валентина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бучкова Валентина Анатольевна
    Бучкова Валентина Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87332
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 56 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 30 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 26 регионов

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе