Главная / Биология / Конспект урока по теме "Транспорт веществ" (6 класс)

Конспект урока по теме "Транспорт веществ" (6 класс)

Тема: Транспорт веществ в организме.

Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных.

Задачи:

Образовательные:

Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных;

Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям;

Показать значение процесса движения веществ.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

Развивающие:

продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;

^ Тип урока:

комбинированный
Межпредметные связи: химия, экология.

Внутрипредметные связи: ботаника, зоология, цитология.

Оборудование:

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация


ход урока:


  1. Организационный момент


  2. Проверка знаний


  3. Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.


  4. Изучение нового материала


  1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеятельности.


  2. Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.


  3. Проводящие образования растений.


  4. Особенности переноса веществ в организме многоклеточных животных.


  1. Закрепление. Подведение итогов урока.


Ход урока


  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).


  2. Проверка знаний.


Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.


    1. Подсолнух


    2. Амебы обыкновенная


    3. Паук-крестовик


    4. Майский жук


    5. Омар


    6. Осетр русский


    7. Озерная лягушка


    8. Прыткая ящерица


    9. Сизый голубь


    10. Бурый медведь


А – кожа

Б – легкие

В – жабры

Г – трахеи

Д – клеточное дыхание

Е – легочные мешки

Ж - устьица


Задание: вставьте пропущенные слова.

Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.


  1. проблемный вопрос актуализация знаний


На доске записано слово «транспорт».

- Отвлекитесь от биологии и попробуйте подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове «перемещение».

- Что перемещается в живом организме?

Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Транспорт веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Цель урока - познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и животных.


  1. Изучение нового материала.


^ 1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеяте-льности.

Движение – это характерный признак всех живых организмов, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это важный процесс жизнедеятельности.

- На с. 78 найдите информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные обобщающие слова
(движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система).


^ 2. Особенности транспорта веществ в растении.

Рассмотрим передвижение веществ на примере фотосинтеза с. 79.

- Где происходит этот процесс?
(в листьях)

- Что необходимо для протекания этого процесса?
(вода, углекислый газ, солнечный свет)

- Каким путем доставляется к клеткам углекислый газ?
(через устьица)

- Как в клетки доставляется вода?
(в корне растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям).

- У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.

- Куда же девается вся эта вода?
(Испаряется)

Два этих процесса очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.

^ 3. Проводящие образования растений.

Вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных живого содержимого.

Органические вещества транспортируются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма), построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.

Демонстрация слайдов с опытами по передвижению воды и органических веществ:


  1. Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?


  2. У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?


  3. ^ Особенности переноса веществ в организме животных.


Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.

- Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?

- Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей животных.

Задание: заполнить схемы:

1: Типы кровеносной системы
http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1868/d-1867977/1867977_html_m5273deaf.gif

_______________ ______________

(……………..) (………………)

2: Органы кровеносной системы

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1868/d-1867977/1867977_html_34e38879.gif

______________ ______________

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1868/d-1867977/1867977_html_2ea3819b.gif

___________ __________ ___ ________ _______ _______


3: Работа с текстом:

В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.


Состав крови

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1868/d-1867977/1867977_html_m4cccd0d7.gif

_____________ _______________

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1868/d-1867977/1867977_html_3e4a3ff4.gif

__________ ____________

(………………….) (…………………….)


^ V. Закрепление. Подведение итогов урока.

Задание: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме транспорт веществ в организме.

А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при помощи логических цепочек.

Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

1. Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.

2. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.

3. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

Тестовые вопросы.

Домашнее задание:

§12;Вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.


Конспект урока по теме "Транспорт веществ" (6 класс)
  • Биология
Описание:

Конспект урока по теме " Транспорт веществ". В конспекте отражены задачи необходимые выполнить по ходу изучения нового материала по теме, отражена цель которую мы должны придерживаться в ходе изучения темы. Урок комбинированного типа включающий в себя фронтальный опрос изученного ранее материала, изучение новой темы с актуализацией знаний основанной на установлении причинно-следственных связей.

Автор Щербакова Наталья Юрьевна
Дата добавления 18.01.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1105
Номер материала MA-063886
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓