Тема урока: «ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ В ПОЗИЦИОННЫХ
СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ»
Класс: 10
Тип
урока:
закрепление изученного.
Технология: игровая, личностно-ориентированная,
развивающая.
Цель
урока.
Повторить
и закрепить знания учащихся по способам представления чисел в позиционных
системах счисления, переводу целых чисел из десятичной системы счисления в
любую другую и обратно с помощью программы.
Задачи
урока.
- Образовательная –
закрепить знания учащихся по способам представления чисел в позиционных
системах счисления, переводу десятичных чисел в любую другую и обратно,
повторение операций копирования, ввода формул и данных в ячейки
электронной таблицы, построение точечных диаграмм.
- Развивающая – развитие
логического мышления, формирование информационной культуры, компьютерной
грамотности и потребности в приобретении знаний, умения обобщать,
систематизировать полученные знания.
- Воспитательная – воспитание
познавательного интереса учащихся, чувства товарищества, умения слушать.
Изучаемые
вопросы:
- Система
счисления: позиционная и непозиционная.
- Развернутая
форма записи числа.
- Перевод
чисел из любой системы счисления в десятичную.
- Перевод
чисел из десятичной системы счисления в любую другую.
Практика.
Перевод
целых чисел из одной системы счисления в другую с помощью электронных таблиц “OppenOffis Calc ”.
Приобретаемые
умения и навыки:
- Перевод
чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную,
шестнадцатеричную и обратно с помощью ЭТ (OpenOffiсе Calc).
- Использование
стандартных функций “MOD” и “quotient”.
Домашнее
задание:
Ход урока
«Отними
от любой вещи число, и все пойдет прахом;
лиши
на столетие счета, и все будет охвачено неведением,
и не будет отличаться от животного тот, кто не умеет
считать».
Исидор Севильский «О природе вещей»
Исидор Севильский – архиепископ, основатель средневекового энциклопедизма,
многими католиками считается покровителем Интернета.
Организационный момент. (На предыдущем уроке было предложено
подготовиться учащимся к деловой игре, разделится на две команды, придумать
название команды, поэтому в начале урока учителю известен состав и название
команд).
Сначала учитель раздает
каждому участнику игры журнал учета денежных средств, где они отмечают
совместный и личный вклад в развитие фирмы. (Приложение 1).
Учитель
сообщает, что, для того, чтобы начать нашу игру, фирмам надо заработать
начальный капитал, ответив на вопросы первого задания «Крестики нолики». Для того чтобы выбрать, кто первый ходит
(«крестики») необходимо быстро ответить на вопрос:
«Каково
наименьшее основание для позиционных систем счисления?».
В первой игре девять
заданий, цена каждого 100 у.е., то есть максимальный
начальный капитал может быть 500 у.е.
Подводится итог опроса.
Учитель объявляет заработанные денежные средства, финансисты каждой фирмы
забирают условные единицы, записывают в журнале учета денежных средств. Президент в первом задании может самому активному
ученику начислить дополнительно 10 у.е.
Вопросы первого
задания:
1. Что такое
система счисления?
2. Верно ли,
что 12А11?
3. Какие цифры входят в алфавит шестнадцатеричной
системы счисления?
4. Что такое непозиционная система счисления?
5. Что такое
основание системы счисления? Каково основание десятичной системы счисления?
6. Может ли в
качестве цифры использоваться буква F в 15-ой системе счисления? Почему?
7. Что такое позиционная система счисления?
8. Что такое алфавит системы счисления?
9. Что такое развернутая запись числа?
Ответы первого задания:
1. Система счисления — это знаковая система, в которой числа
записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита,
называемых цифрами.
2. Да, так как алфавит 11-ой системы счисления: 0, 1,
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А.
3. В алфавит шестнадцатеричной
системы счисления входят цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F.
4. В непозиционных системах значение цифры не зависит от
ее позиции в записи числа. Так, в римской системе счисления в числе ХХХII
(тридцать два) вес цифры Х в любой позиции равен просто десяти.
5. Основание системы равно количеству цифр в ее
алфавите. Основание
десятичной системы счисления 10.
6. Нет, так как алфавит
15-ой системы счисления: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E.
7. В позиционных системах счисления вес каждой цифры
изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр,
изображающих число. Например, в числе 757,7 первая семерка означает 7 сотен,
вторая – 7 единиц, а третья – 7 десятых долей единицы.
8. Алфавит системы счисления состоит из цифр от 0 до
N-1, где N основание системы счисления.
9. Сумма произведений каждой цифры числа на его
разрядную единицу.
Второе задание «Вычеркни
лишнее…», состоящее
из 6 вопросов. Цена каждого 100 у.е.,
то есть максимально капитал фирмы
может быть увеличен на 600 у.е. Президент
во втором задании может самому активному ученику начислить дополнительно 10
у.е.
Свое
решение команды предоставляют на бланке ответов. (Приложение 3). Подводится
итог второго задания. Обсуждаются ошибки, допущенные в задании. Учитель
объявляет заработанные денежные средства, финансисты каждой фирмы забирают
условные единицы, записывают в журнале учета
денежных средств в электронной
таблице.
Ответы второго задания:
№
|
Что лишнее?
|
Почему?
|
1
|
бот
|
не является единицей
измерения информации
|
2
|
вкусовая
|
не является формой
представления информации
|
3
|
римская
|
не позиционная система
счисления
|
4
|
1022
|
такое число не существует в
двоичной системе счисления
|
5
|
G
|
алфавит шестнадцатеричной системы
счисления: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F.
|
6
|
XXI
|
так как все остальные числа
делятся на 5 в десятичной системе счисления
|
В третьем задании необходимо
разгадать закодированное имя ученого –
разработчика одного из языков программирования. Цена одного решения 10 у.е.
Каждая
команда выполняет 11 заданий, то есть максимально
капитал фирмы может быть увеличен на 110 у.е.
110012 = А10
0,012
= А10
AF16 =
А10
0,4С16
= А10
1328
= А10
0,12510
= А8
1017
= А10
5610
= А8
3310
= А2
4910
= А7
0,816
= А2
Подводится
итог третьего задания. Обсуждаются допущенные ошибки. Учитель объявляет
заработанные денежные средства, финансисты каждой фирмы забирают условные
единицы, записывают в журнале учета
денежных средств.
Физкульт
минутка. (10
у.е. тому, кто верно выполнил задание).
Задание: Построиться по возрастанию порядковых номеров.
Карточки вытягивают учащиеся в закрытом виде. Переводят число в десятичную
систему счисления и выстраиваются в порядке возрастания чисел у доски.
1000
|
1001
|
1010
|
1011
|
1100
|
1101
|
1110
|
|
На
четвертом этапе «Считай, не зевай!» предлагаются индивидуальные задания каждому
сотруднику фирмы. Таким образом каждый служащий может увеличить капитал фирмы на 30 у.е.,
Задания разной сложности. Чем меньше «*», тем задачи сложнее. (Приложение
4).
На
выполнение самостоятельной работы отводится 10 минут. Затем директора каждой
фирмы собирают карточки и отдают директору соперника.
Пятым
заданием является практическая
работа за компьютером. В электронных таблицах Open Office выполнить перевод целых чисел из десятичной
системы в 2-ичную, 8-ричную, 16-ричную. Задания выполняются на 3 компьютерах
(по1-2 человека за компьютером). Каждый компьютер может заработать по 300уе
(по 100уе за каждый выполненный пример). Итого максимально можно заработать
900уе.
Пока
сотрудники фирмы выполняют практическую работу, директора и финансисты
проверяют с помощью шаблона решения заданий 4 конкурса и подсчитывают, сколько
у.е. заработал каждый сотрудник, а также подсчитывают итоги всех четырех
конкурсов.
Критерии
оценок фирмы:
Итог игры
(суммарная прибыль, у.е.)
|
Оценка в журнал
|
Свыше 2000
|
5 (отлично)
|
1500-2000
|
4 (хорошо)
|
Меньше 1500
|
3 (удовлетворительно)
|
Оценка
отдельных учеников может быть повышена, так как активные участники получали
дополнительные бонусы. Учитель обязательно собирает самостоятельные работы
учащихся и журнал
учета денежных средств (индивидуальный).
4. Рефлексия. По окончании всей игры учитель дает слово учащимся. Дети
делятся своими впечатлениями.
Журнал учета денежных средств
Фирма
________________________________________________________
|
№ задания
|
Личный вклад
|
Совместный вклад
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
6
|
|
|
Итого
|
|
|
Фирма
________________________________________________________
|
№ задания
|
Личный вклад
|
Совместный вклад
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
6
|
|
|
Итого
|
|
|
Журнал учета денежных средств
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.