Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи"

Конспект урока по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи"

Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

Учитель Алимбетова Г.Т.

Цель урока: дать представление о прямой речи, учить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Ожидаемый результат:

         К концу урока ученики:

  1. будут находить в тексте предложения с ПР;

  2. будут правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ПР;

  3. научатся составлять схемы предложений с ПР;

  4. смогут составлять предложения с ПР;

  5. научатся анализировать, сравнивать, делать выводы;

  6. воспитают в себе умение работать в группе.


Методы и приёмы: использование элементов ТКМЧП («Тонкие и толстые вопросы», «Мозговая атака», тестовые задания, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, игровой элемент)

 Оборудование:

- учебник «Русский язык» под редакцией Бархударова С.Г. и др. 8 класс

- раздаточный материал: флипчарты, маркеры, стикеры, тексты с заданиями

- мультимедийный проектор


Форма работы: групповая и самостоятельная работа


План урока:

  1. Организационный момент. Деление на 3 группы.

Психологический настрой на урок. Активити «Улыбка».

  1. Стадия вызова «Мозговая атака».

  2. Осмысление нового материала: Самостоятельное изучение нового материала. Защита проектов. «Две звезды, одно пожелание»

Проверка понимания нового материала. Практическая работа.

  1. Итог урока. Игра «Да-нет»

  2. Домашнее задание. Упр. 345

  3. Выставление оценок. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Деление на 3 группы по цветам.

Целевая установка: 

(Атмосфера сотрудничества)

   Учитель: Сегодняшний урок, ребята, я хочу начать с улыбки. В большинстве случаев знакомство начинается с улыбки.

  Улыбка ценится очень дорого. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

   Шекспир считал, что улыбкой можно добиться больше, чем мечом. Хочешь добиться успеха? Улыбайся. Улыбнитесь друг другу.

  1. Побуждение.

  1. Мозговая атака.

Ребята, послушайте стихотворение:


В старину однажды царь дал приказ посыльным
Передать в народ закон быстро, как на крыльях
,
И гонцы, не записав царское посланье,
Поскакали исполнять это приказанье.
По дороге тот закон позабыв частично,
Каждый говорил лишь то, что запомнил лично.
И не понял их народ, высказал укор,
Но не смог узнать закон точно до сих пор.

- Почему народ так и не узнал закона? Как и почему следовало поступить гонцам?

- Нам и в повседневной нашей жизни часто бывает нужно передать чьи-нибудь слова. Например, учитель просит вас сообщить какую-то информацию родителям. Или один ваш друг рассказал вам замечательную новость, а вы желаете срочно ее сообщить кому-то еще. Ясно, что слова надо стараться передать точно.

   И сегодня на уроке мы узнаем, как можно передавать чужую речь. Тема нашего урока «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них». 

Мы сегодня узнаем:

  1. Что такое прямая речь?

  2. Какими знаками препинания выделяется на письме прямая речь.

  3. Научимся находить прямую речь в тексте.


  1. Осмысление нового материала.   

(Учитель раздает учебный материал, ватманы и маркеры для каждой группы).

Учащиеся работают в группах самостоятельно (7-10 минут).

(Играет музыка «Улыбка»)

  1. Объяснение нового материала учащимися (Учащиеся по одному человеку от группы выходят и защищают свои работы).


 Взаимооценивание плакатов после групповой работы. (Ребята на стикерах ставят оценку и прикрепляют к плакату. 1-2 ученика комментируют: Почему этой работе поставили 5?)

  1. Реализация:

1 задание Упр. 343 (устно)


1 группа 1, 3 предложения

2 группа 2, 4 предложения

3 группа 5-7 предложения


2 задание Работа в группе


1 группа

  Прочитайте текст. Найдите предложения с прямой речью, начертите их схемы. С помощью каких глаголов вводится прямая речь?

1. Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Ведь долго придется ждать с этих яблонь плодов, и ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другие съедят и мне спасибо скажут».

                                                                                            (Л.Толстой)

2 группа

Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. 

1. Мальчик весело крикнул: «___________________________________».

2. « __________________________________________», - сказал учитель.

3. «__________? – спросил мой друг. - _____________________».

4. Староста объявил: «______________________!»

3 группа

Басня «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня».
Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете».

Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем». (Л.Н.Толстой)


- Какой вывод можно сделать из басни?


Задание № 4 Самостоятельная работа. Найдите соответствия Взаимопроверка по образцу.


Предложения

Схемы

Буквы

1

«А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила Лиса.

А: «П!»

А

2

Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она (лиса) опять придет».

«П,- а,- п».

Е

3

«Ведь вы весной вернетесь?» - спрашивала Серая Шейка.

«П, - а. - П».


Д

4

«Теперь не пропаду, - подумал я, – тропинка куда-нибудь приведет».

«П!» - а.

П

5

«Прощай, Дерсу, - подумал я. – Ты спас мне жизнь, я никогда не забуду этого».

А: «П».

О

6

Заяц проговорил: «Ах, как ты меня напугала, глупая!»

«П?» - а.

Б


Найдите соответствия

1

2

3

4

5

6













ФИО ученика


2 задание Упр. 344


1 группа 1-3 предложения

2 группа 4-6 предложения

3 группа 1-3 предложения части 2



5. Работа в группах.

Задание № 6 Творческое

Вспомните строки из сказки А.С.Пушкина и дополните прямой речью слова автора.

  1. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: ….   «Отпусти ты, старче, меня в море! »

  2. Ей  с поклоном старик отвечает: …          «Смилуйся, государыня - рыбка»

  3. Приплыла к нему рыбка и спросила:……     «Чего тебе надобно, старче?»

  4. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово:…        «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо»


VI. Блиц-тест.

1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

А) «П»,- а. С) «П!» - а.

В) А – «П?» Д) А: «П».



2) Какое предложение соответствует схеме?

«П», - а.

А). Старший молвил Что за диво!

В). Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.

С). Вы ребята сказал дедушка у меня в гостях.

Д) Ну, трогай громко скомандовал вожак.



3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: «Хорошо!»

В) «Спасибо тебе»: сказал доктор.

С) «Звери, собирайтесь!» - крикнул он.

Д) «Что там случилось?» - спросил Крокодил.



4) Найди предложение, в котором прямая речь стоит после слов автора.

А) Куда же вы спросил Андрей

В) Мальчик успел крикнуть Держись за лодку

С) Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор)
Д) Акула закричал артиллерист

5. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А)  Спроси у друга пойдёт ли он  с нами в лес.
В)  По словам очевидцев несчастный случай произошёл по вине пешехода.
С)  Скоро станция предупредил проводник а там и деревня.
Д)  Классный руководитель сказал что наш класс пойдёт в поход.

Подведение итогов

Игра «Да» - «Нет»

  • Прямая речь состоит из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. (да)

  • Прямая речь – это изменённая чужая речь. (нет)

  • Прямая речь всегда заключается в кавычки. (да)

  • Если прямая речь стоит до слов автора, то после нее должно стоять тире. (да)

  • Прямая речь всегда стоит после слов автора. (нет)

  • Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней должно стоять двоеточие. (да)

  • Прямая речь – это точно воспроизведенная чужая речь. (да)

  • Какой знак поставить в конце прямой речи, зависит от самого предложения. Например, если его интонация восклицательная, то в конце нужен “!” (да)

  • Чужую речь можно передать при помощи вводных слов. (да)

  • Слова автора могут разрывать прямую речь. (да)

Домашнее задание Упр. 345

Выставление оценок.

Рефлексия Что вы узнали нового на уроке? Что было сложным? Что было легко?


     На этом наш урок закончен. Спасибо говорим гостям, которые присутствовали на уроке. Спасибо вам, ребята,  и давайте подарим друг другу улыбку.



Расставить знаки препинания Работа в группах.

1 группа

1. Он стукнул тростью и спросил Как тебя зовут малыш

  2. Ассоль сказала девочка пряча в корзину игрушку

3.Старик спросил Ты пустила яхту поплавать


2 группа

1.Ты разве видел  с сомнением спросила Ассоль Тебе кто-то сказал

2.Зачем вы приехали Кого вы ищете  спросят люди на берегу.

3.Тогда ты увидишь храброго красивого принца Здравствуй Ассоль  скажет он.  

3 группа

1.Саша просил  Мама отпусти хоть на   часок погулять.

2. Неужели так тяжело содержать стол в порядке  сердито спросила мама. 3.Болельщики возмущались В пустые ворота попасть не можешь.  







Конспект урока по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" нацеливает учащихся на определение прямой и авторской речи, грамотное оформление предложений с прямой речью, формирует теоретические и практические навыки и умения. Подобраны тексты с воспитательным значением, тестовые задания. Работа проводится в группах, учащиеся сами изучают теоретический материал, формулируют правило.

Автор Алимбетова Гульмира Туретаевна
Дата добавления 26.01.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 915
Номер материала MA-064149
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓