Инфоурок Русский язык КонспектыУрок по русскому языку в 6 классе "Наклонение глаголов"

Урок по русскому языку в 6 классе "Наклонение глаголов"

Скачать материал

Тема урока: «Повелительное наклонение глаголов».

Цельповторить  имеющиеся сведения по теме «Глагол», познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения его грамматическими особенностями.

 Задачи урока:

·        углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения;         

·        способствовать развитию   умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в  речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы;

·        воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы  в классном коллективе,

Тип урока: урок изучения новых знаний

                                                                  Ход урока 

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме «Глагол». Проверка домашнего задания:

1.   Устная проверка

2.   Блиц-опрос по теории «Закончи фразу» 

  1)  Глаголы называют …действия предметов

  2) Начальная форма глагола …инфинитив

  3)  Инфинитив имеет суффиксы…-ти, -ть.

 4) Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (- сь), называются…возвратными.

  5) Суффикс –л-  - показатель …прошедшего  времени.

  6) Глаголы изменяются по …лицам и числам.

  7) Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением.

III. Мотивация. Создание проблемной ситуации.  Лингвистические загадки.

– О каком наклонении идёт речь?

 1) «Я совершаю действия реально, которые происходили, происходят, будут происходить».

2) «Моё действие возможно  при определённых условиях. Меня легко узнать, потому что со мной всегда мои  верные помощники, частицы БЫ или Б».

– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?

-  Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении, а затем в условном.

- Я предлагаю вам решить лингвистическую задачу. Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Почему?

 

Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее. (слайд)

 

Можно определить наклонение глаголов в данных предложениях? В какой форме употреблены глаголы? (инфинитив)

– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с  одним наклонением глагола – повелительным.

4.       Урок открытия новых знаний. Тема урока. Постановка учебных задач.

Запишем в рабочие тетради число, тему урока.

- Попробуем определить задачи к нашему уроку (слайд):

-  узнать, что выражают  глаголы в повелительном наклонении;

-  определить на какие вопросы отвечают; как образуются; где используются  в речи.

V. Решение учебных задач.

1) Задача «Что обозначают глаголы в повелительном наклонении (слайд)

-  Как понимаете значение слова «повелительный». Подберите однокоренные слова.(повелевать, велеть, повелитель). Обратимся к толковому словарю.(Повелевать- иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать).

- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях. 

(слайд)

Вы, отроки - други, возьмите коня.

просьба

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

пожелание

Эй, вратарь, готовься к бою!

команда

Читайте книги, они учат нас жизни.

совет

Молчи! Устал я слушать!

приказ

 - Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)

  Физкультминутка

- Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.

Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!

Друг на друга посмотрите!
Тихо сели! Продолжаем работать.

2) Задача «Вопросы»

- Задайте вопросы к глаголам. Какие вопросы вы  задавали? (Что делайте? Что делай?)

3) Задача «Как образуются глаголы повелительного наклонения»?

- Как будем решать задачу?

а) Обратимся к теории, п. 93.  Беглое чтение: находим информацию «Образование форм повелительного наклонения». Составляем алгоритм (учитель составляет алгоритм, учащиеся записывают в тетрадь).

Основа  наст врем. или буд. врем. при помощи прибавления суффикса  или  без суффикса и нулевого окончания в единственном числе; 
Основа  наст врем. или буд. врем. при помощи прибавления суффикса  или  без суффикса и окончания-те  во  множественном числе; 

 - Описание: https://lh3.googleusercontent.com/laSeJmO-OhihiyqeK7zz3FfOazTumElNcrP_h9NV_yndnhJ-8dyd8U-aMXzdE4riM6cefd-VavKQ_0Rvh_iju9ZvGGStkw6KMO58KDhPOQ62fwtQOXKEW6amCIxUb4Z5RV33DAY

б)  Первичное закрепление :

1) Образуйте формы глаголов повелительного наклонения, пользуясь алгоритмом действий.

Сказать – скажете (буд. вр.) – скажи (ед. ч.) – скажите (мн. ч.). (на доске)

Писать, смотреть, бежать. 

- Контроль. Ответы пар заслушать.

2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (слайд)

 - Вернёмся к тексту, к которому обращались в начале урока. Прочитайте  текст, найдите ошибки в употреблении глаголов. Исправьте их, употребляя глаголы в повелительном наклонении во множественном числе.  

                                                                   Книги просят…

   Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.

 - Ребята, скажите, почему я попросила вас употребить глаголы во множественном числе? (это обращение книг к детям «Книги просят…» как к одному из вас, так и ко всем сразу)

К кому обращение? (К нерадивым, неаккуратным  читателям.). Я уверена, что среди вас нет небрежных читателей.

- Каким образом книга поможет вам стать умнее? Что помогли глаголы в повелительном наклонении выразить книге? (просьбу, крик о помощи)

РАЗМИНКА.

Я называю глагол в инфинитиве, а вы образуете повелительное наклонение от глагола единственного числа и множественного числа :

ЛЮБИТЬ, ЖИТЬ, УЛЫБАТЬСЯ, РАДОВАТЬСЯ.

  

4)  Задача «Где используем глаголы в повелительном наклонении»? (слайды)

- Ребята, а в жизни, где мы встречаемся с глаголами в повелительном наклонении?

 

 Пословицы. Рецепты. Рекламные объявления. Памятки к урокам. Инструкции и др.

5) Творческая работа. «Как правильно выполнить упражнение по русскому языку»

- Очень часто бывает, что не можете выполнить упражнение по русскому языку. Почему? Не знаем, или забыли, какие действия следует выполнять при выполнении домашнего задания. Составьте памятку «Как правильно выполнить упражнение по русскому языку» (работа в парах). Прослушивание нескольких работ.

6)Работа с учебником

№548,549

VII. Рефлексия.

- Ребята, мы завершаем наш урок.

- Назовите тему урока, какие задачи мы ставили перед собой? Решили мы поставленные задачи?

- По каким признакам узнаем глагол в повелительном наклонении?

– Какова сфера употребления глаголов в повелительном наклонении?

- Я благодарю вас за урок.

VIII. Домашнее задание. (слайд) п. 93  Задание на выбор:  

А) записать 5 пословиц с глаголами в повелительном наклонении (толкование)

Б) записать рецепт «Мое любимое блюдо» (с глаголами в повелительном наклонении)

В) составить рекламное объявление.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку в 6 классе "Наклонение глаголов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.05.2016 772
    • DOCX 28.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Манеева Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Манеева Наталья Сергеевна
    Манеева Наталья Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 37374
    • Всего материалов: 28

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 73 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 33 регионов