Инфоурок Математика КонспектыКонспект урока по теме "Касательная к окружности" (8 класс)

Конспект урока по теме "Касательная к окружности" (8 класс)

Скачать материал

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Касательная к окружности»

 

ФИО (полностью)

Бугаева Светлана Семеновна

Место работы

ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино

Должность

Учитель математики

Предмет

геометрия

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Касательная к окружности , 1 урок из двух

Базовый учебник

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. «Геометрия, 7-9 класс», Москва, Просвещение, 2011 г.

Цель  урока: Ввести понятия касательной к окружности, точки касания,  отрезков касательных, проведенных из одной точки,  доказать свойство, признак касательной,  научиться применять их при решении задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: изучить новые понятия касательной, отрезков касательной, рассмотреть свойство и признак  касательной,  закрепить полученные умения и навыки при решении задач.

Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):

 - коммуникативные: уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; уметь работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
- познавательные: давать определения понятиям; способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение); использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
- регулятивные: развивать умение ставить перед собой цель, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу, определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; 

Личностные: ; учиться смыслообразованию т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формировать умение слушать и вступать в диалог, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

  Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах.

Длительность: 1 учебный час.

Необходимое техническое оборудование: ученические ноутбуки, документ – камера, проектор, экран, система голосования PROClass.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 СТРУКТУРА И ХОД УРОКА                                                                            Таблица 1.

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

УУД

1.

Организационный момент.

 

На предыдущем уроке мы рассмотрели различные случаи взаимного расположения прямой и окружности.

 

1

Волевая саморегуляция.

2.

Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

Тест с целью проверки теории.

1.Среди следующих утверждений укажите истинные.

Окружность и прямая имеют две общие точки, если:

А) расстояние от центра окружности до прямой не превосходит радиуса окружности;

B) расстояние от центра окружности до прямой меньше радиуса;

C) расстояние от окружности до прямой меньше радиуса.

2. Закончите фразу, чтобы получилось верное высказывание.

Окружность и прямая не имеют  общих точек, если…

А) расстояние от центра окружности до прямой больше радиуса окружности;

B) расстояние от центра окружности до прямой меньше радиуса;

С) расстояние от центра окружности до прямой равно радиусу.

3. Вставьте пропущенные слова.

Окружность и прямая имеют одну общую точку, если расстояние от центра окружности  до прямой …

А) больше радиуса окружности;

B) меньше радиуса;

С) равно радиусу.

Тест на знание теории (Презентация 2.)

Проверяет ответы с помощью системы голосования PROClass.

Учащиеся выполняют тест

3

Анализ, выбор оснований и критериев для сравнения, поиск и выявление необходимой информации, восполнение недостающих компонентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяем тест, используя систему голосования PROClass.(см. Презентацию 2)

 

Как называется прямая, имеющая две общие точки с окружностью? (Секущая)

 

А вот как называется прямая, имеющая одну общую точку с окружностью и какими свойствами она обладает,  мы узнаем сегодня на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание, оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 

 

 

 

 

 

3.

Изучение нового материала.

Определение касательной

( 1 слайд Презентации 1)

 

Демонстрирует модуль через проектор.

Учащиеся слушают, записывают определение.

   4

Смысловое чтение, как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации, классификация объектов, анализ с целью выделения признаков

4

Выдвижение гипотезы

Учащимся в программе «Геометрический планшет» предлагается провести радиус окружности и выдвинуть предположение об угле между касательной и радиусом окружности, проведенном в точку касания. (  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4820ce21-22b4-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm )

 

 

 

 

 

 

 

В математике практическая работа дает возможность сделать предположение. В науке предположение называется гипотезой. В данном случае гипотезой является утверждение, что касательная к окружности перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания. Верно ли обратное утверждение?

 

Докажем теорему.

Формулировка и доказательство теоремы (2 слайд из Презентации 1)

 

 

 

Учитель дает практический модуль в виде лабораторной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель демонстрирует модуль через проектор.

 

Учащиеся выполняют задание на ноутбуках  и выдвигают предположение о том, под каким углом находится касательная и радиус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доказательство записывают в тетрадь.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез их обоснование, постановка проблем, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, моделирование, прогнозирование – предвосхищение результата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование,  знаково – символические действия, составление плана и последовательности действий.

5

Решение задачи на построение. Построить касательную, проходящую через точку на окружности.  ( Презентация1, слайд 3)

Учащимся предлагается  самостоятельно в тетрадях построить касательную к окружности.

Учитель демонстрирует модуль через проектор

 

Учащиеся смотрят, выполняют построение у себя в тетрадях.

5

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, составление плана и последовательности действий, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.

 

6

Решение задач.

Решают самостоятельно, затем обсуждают решение в парах.

№ 635, 638

 

Учитель контролирует работу в парах. Проверяет работу с помощью документ – камеры.

 

8

Анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективного способа решения задач, знаково – символические действия, включая моделирование, умение слушать и вступать в диалог, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

10

Подведение итогов

Рефлексия.

Что я нового узнал на уроке?

Что нового я открыл в себе?

Доволен ли я своей работой?

 

 

3

Умение структурировать знания, умение осознано и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

 

11

Домашнее задание будет размещено в АСУ РСО

П.69, № 634, 639

Данные задачи можно найти на сайте

http://school-collection.edu.ru/

 

 Задача 634 (с указанием)

 

Задача 639

На дополнительную оценку задачи со страницы  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae22ac5-0a01-01b2-0121-b6e76faffe3d/54745/?interface=pupil&class=50&subject=18   

Или со страницы 

http://www.fcior.edu.ru/card/1912/kasatelnaya-k-okruzhnosti-i-ee-svoystva-p1.html

 

 

 

1

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Касательная к окружности" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок является первым из двух по плану.Цель урока: Ввести понятия касательной к окружности, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки, доказать свойство, признак касательной, научиться применять их при решении задач.Тип урока: изучение нового материала.Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах. Длительность: 1 учебный час.Необходимое техническое оборудование: ученические ноутбуки, документ – камера, проектор, экран, система голосования PROClass.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 119 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Открытый урок по математике во 2 классе по теме "«Закрепление устных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100».
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
  • Тема: Устные вычисления
  • 02.01.2021
  • 196
  • 3
«Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.05.2020 325
    • DOCX 298.3 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Заболотняя Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Заболотняя Валентина Ивановна
    Заболотняя Валентина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66204
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Математика" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 202 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 513 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Практические аспекты применения современных технологий при обучении школьников математике в рамках ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе