ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Касательная к окружности»
ФИО
(полностью)
|
Бугаева
Светлана Семеновна
|
Место работы
|
ГБОУ СОШ им.
Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино
|
Должность
|
Учитель
математики
|
Предмет
|
геометрия
|
Класс
|
8
|
Тема и номер
урока в теме
|
Касательная
к окружности , 1 урок из двух
|
Базовый
учебник
|
Атанасян Л.С.,
Бутузов В.Ф. и др. «Геометрия, 7-9 класс», Москва, Просвещение, 2011 г.
|
Цель урока: Ввести понятия касательной к окружности, точки касания, отрезков
касательных, проведенных из одной точки, доказать свойство, признак
касательной, научиться применять их при решении задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: изучить новые понятия касательной, отрезков
касательной, рассмотреть свойство и признак касательной, закрепить полученные
умения и навыки при решении задач.
Метапредметные результаты изучения темы
(универсальные учебные действия):
- коммуникативные: уметь объяснять свой выбор, строить
фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; уметь работать в
парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить
сотрудничество с учителем и сверстниками.
- познавательные: давать определения понятиям; способность и
умение производить простые логические действия (анализ, сравнение);
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих
целей;
- регулятивные: развивать умение ставить перед собой цель, как
постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу,
определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составлять план и последовательность действий;
Личностные: ; учиться смыслообразованию
т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом, формировать умение слушать и вступать в диалог, контроль, коррекция,
оценка действий партнера.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах.
Длительность: 1 учебный час.
Необходимое техническое
оборудование:
ученические ноутбуки, документ – камера, проектор, экран, система голосования PROClass.
СТРУКТУРА И ХОД
УРОКА
Таблица 1.
№
|
Этап урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Время
(в мин.)
|
УУД
|
1.
|
Организационный
момент.
|
На предыдущем
уроке мы рассмотрели различные случаи взаимного расположения прямой и
окружности.
|
|
1
|
Волевая
саморегуляция.
|
2.
|
Актуализация
знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
Тест с целью
проверки теории.
1.Среди
следующих утверждений укажите истинные.
Окружность и
прямая имеют две общие точки, если:
А) расстояние
от центра окружности до прямой не превосходит радиуса окружности;
B) расстояние от центра окружности до прямой меньше
радиуса;
C) расстояние от окружности до прямой меньше
радиуса.
2. Закончите
фразу, чтобы получилось верное высказывание.
Окружность и
прямая не имеют общих точек, если…
А) расстояние
от центра окружности до прямой больше радиуса окружности;
B) расстояние от центра окружности до прямой меньше
радиуса;
С) расстояние
от центра окружности до прямой равно радиусу.
3. Вставьте
пропущенные слова.
Окружность и
прямая имеют одну общую точку, если расстояние от центра окружности до
прямой …
А) больше
радиуса окружности;
B) меньше радиуса;
С) равно
радиусу.
|
Тест на знание
теории (Презентация 2.)
Проверяет ответы с
помощью системы голосования PROClass.
|
Учащиеся выполняют
тест
|
3
|
Анализ, выбор
оснований и критериев для сравнения, поиск и выявление необходимой
информации, восполнение недостающих компонентов.
|
|
Проверяем
тест, используя систему голосования PROClass.(см. Презентацию 2)
Как называется
прямая, имеющая две общие точки с окружностью? (Секущая)
А вот как
называется прямая, имеющая одну общую точку с окружностью и какими
свойствами она обладает, мы узнаем сегодня на уроке.
|
|
Отвечают на
вопрос.
|
|
Целеполагание,
оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению.
|
3.
|
Изучение
нового материала.
Определение
касательной
( 1
слайд Презентации 1)
|
Демонстрирует
модуль через проектор.
|
Учащиеся слушают,
записывают определение.
|
4
|
Смысловое чтение,
как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации, классификация
объектов, анализ с целью выделения признаков
|
4
|
Выдвижение
гипотезы
Учащимся в
программе «Геометрический планшет» предлагается провести радиус окружности и
выдвинуть предположение об угле между касательной и радиусом окружности,
проведенном в точку касания. ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4820ce21-22b4-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm
)
В математике
практическая работа дает возможность сделать предположение. В науке
предположение называется гипотезой. В данном случае гипотезой является
утверждение, что касательная к окружности перпендикулярна радиусу,
проведенному в точку касания. Верно ли обратное утверждение?
Докажем
теорему.
Формулировка
и доказательство теоремы (2 слайд из Презентации
1)
|
Учитель дает
практический модуль в виде лабораторной работы.
Учитель
демонстрирует модуль через проектор.
|
Учащиеся выполняют
задание на ноутбуках и выдвигают предположение о том, под каким углом
находится касательная и радиус.
Доказательство
записывают в тетрадь.
|
3
12
|
Анализ объектов с
целью выделения признаков, выдвижение гипотез их обоснование, постановка
проблем, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме, моделирование, прогнозирование – предвосхищение
результата
Построение
логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их
обоснование, знаково – символические действия, составление плана и
последовательности действий.
|
5
|
Решение
задачи на построение. Построить касательную, проходящую через точку на
окружности. ( Презентация1, слайд 3)
Учащимся предлагается
самостоятельно в тетрадях построить касательную к окружности.
|
Учитель
демонстрирует модуль через проектор
|
Учащиеся смотрят,
выполняют построение у себя в тетрадях.
|
5
|
Анализ объектов с
целью выделения признаков, подведение под понятие, контроль в форме сличения
способа действия и его результата с заданным эталоном, составление плана и
последовательности действий, прогнозирование – предвосхищение результата и
уровня усвоения.
|
|
6
|
Решение
задач.
Решают самостоятельно,
затем обсуждают решение в парах.
№ 635, 638
|
Учитель
контролирует работу в парах. Проверяет работу с помощью документ – камеры.
|
|
8
|
Анализ объектов с
целью выделения признаков, поиск и выделение необходимой информации, выбор
наиболее эффективного способа решения задач, знаково – символические
действия, включая моделирование, умение слушать и вступать в диалог,
контроль, коррекция, оценка действий партнера.
|
|
10
|
Подведение
итогов
Рефлексия.
Что я нового
узнал на уроке?
Что нового я
открыл в себе?
Доволен ли я
своей работой?
|
|
|
3
|
Умение
структурировать знания, умение осознано и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме, оценка – выделение и осознание учащимися того,
что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения
|
|
11
|
Домашнее
задание будет размещено в АСУ РСО
П.69, №
634, 639
Данные задачи можно найти на сайте
http://school-collection.edu.ru/
Задача 634 (с указанием)
Задача 639
На
дополнительную оценку задачи со страницы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae22ac5-0a01-01b2-0121-b6e76faffe3d/54745/?interface=pupil&class=50&subject=18
Или со
страницы
http://www.fcior.edu.ru/card/1912/kasatelnaya-k-okruzhnosti-i-ee-svoystva-p1.html
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.