Тема: Местоимения
Цели:
Формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности.
Предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении
местоимений.
Учить оценивать речь с точки зрения её правильности, находить речевые и
грамматические недочёты, исправлять их, редактировать тексты.
Развивать речь и мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные
умения и навыки.
Воспитывать сознательное отношение к русскому языку как к духовной
ценности, средству общения.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Ход урока
- Оргмомент
- Актуализация
знаний.
А) Какую часть речи изучили? Для чего и с какой
целью?
Б) В чём практическая значимость этой темы?
Формулировка темы урока.
Орфографическая разминка.
Новая тема
1) Слово учителя.
(на слайде №1 высвечиваются местоимения: она, ты, я,
его, мы, их, меня).
Беседа по вопросам:
- Как называются эти слова?
- Почему эти слова называются местоимениями?
- Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?
(на слайде №2)
Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Местоимения – это такие слова, которые
означают лицо (я, ты; мы, вы; он, она, они), предметы или признаки этих
предметов, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).
Местоимение, таким образом, само по себе (вне контекста) имеет только
указательное значение. Но в речи или в тексте это значение становится
конкретным, соотносится с определенным лицом, предметом, признаком,
количеством.
Учитель: Так же, как и многие другие части речи, местоимения имеют
свои характеристики, разряды. Попробуем вместе заполнить следующую таблицу:
слайд № 3
Значение местоимения Примеры
Личные
(я, ты, мы, вы)
Возвратные
(себя)
Вопросительные
(кто?,
что?, каков?, чей?)
Относительные
(кто, что, каков, чей)
Неопределенные
(никто,
нечто, кое-что)
Отрицательные
(никто, ничто, ничей)
Притяжательные
(мой,
твой, наш)
Указательные
(тот, этот)
Определительные
(весь, самый,
другой, иной)
Обобщение изученного материала о личных местоимениях.
Индивидуальная работа по
карточкам:
- Прочитайте предложения,
которые у вас на карточках.
Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.
- Сколько предложений?
- Найдите основу каждого предложения.
- Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?
(Существительные и местоимения
отвечают на одни и те же вопросы).
Какие местоимения 1 лица, 2
лица, 3 лица вы знаете? (проверка по слайду
№5).
Лицо
|
Число
|
|
|
Единственное
|
Множественное
|
1 лицо
|
я
|
мы
|
2 лицо
|
ты
|
вы
|
3 лицо
|
он, она, оно
|
они
|
- Как склоняются местоимения?
4. Практическая работа.
Просклонять местоимения я, ты,
вы, он, она, оно, они (карточка с заданием у каждого ученика и на
слайде). Задание выполняется письменно.
На слайде
№6.
Падежи
|
Вопросы
|
я
|
ты
|
мы
|
вы
|
он
|
он
|
оно
|
они
|
И.п.
|
кто?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р.п.
|
кого?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д .п.
|
кому?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В.п.
|
кого?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т.п.
|
кем?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П.п.
|
о ком?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Проверка выполнения
задания:
- Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения
с предлогами пишутся отдельно).
Проверить правильность
выполнения работы по слайду
№7.
Падежи
|
Вопросы
|
я
|
ты
|
мы
|
вы
|
он
|
она
|
оно
|
они
|
И. п.
|
кто?
|
я
|
ты
|
мы
|
вы
|
он
|
она
|
оно
|
они
|
Р.п.
|
кого?
|
меня
|
тебя
|
нас
|
вас
|
его
|
её
|
его
|
их
|
Д. п.
|
кому?
|
мне
|
тебе
|
нам
|
вам
|
ему
|
ей
|
ему
|
им
|
В.п.
|
кого?
|
меня
|
тебя
|
нас
|
вас
|
его
|
её
|
его
|
их
|
Т.п.
|
кем?
|
мной
|
тобой
|
нами
|
вами
|
им
|
ею
|
им
|
ими
|
П.п.
|
о ком?
|
обо мне
|
о тебе
|
о нас
|
о вас
|
о нём
|
о ней
|
о нём
|
о них
|
6. Работа в парах.
А сейчас вы будете в роли
учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его без ошибок.
(Упражнения напечатаны на
отдельных листочках и лежат на партах учеников).
1 вариант.
Коля и Петя делали уроки. С
ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все
были заняты своими делами.
2 вариант.
Коля и Петя приехали в
деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали
рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.
3 вариант.
Коля и Петя рисовали. К им
пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани
стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.
(Проверка исполнения работы в
парах).
Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Какие местоимения встретились
в физкультминутке?
Слайд №8
Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка.
Вместе овощ.
Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах:
сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для
чего-нибудь.
Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье.
Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.
10. Итог урока.
Рефлексия урока.
Какую тему мы повторяли на
уроке?
Какие задания были особенно интересными?
Что было трудным на уроке?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.