Управление
образования
Амвросиевского
района
Амвросиевская
общеобразовательная школа I-III
ступеней № 2
Амвросиевского района
ДНР
План -
конспект урока
русского языка в 3 классе по
теме: Однокоренные слова.
Тема. Однокоренные слова.
Цель: закрепить
представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять
корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, сравнивать
слова, находить среди слов однокоренные; развивать
мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему
здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать
интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе;
формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и
уважать друг друга.
Формируемые
УУД:
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и
выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их
признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
коммуникативные:
инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция,
оценка действий партнёра;
регулятивные -
постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с
заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные:
установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: компьютер,
экран, проектор, презентация, раздаточный материал: карточки
с заданиями для работы в парах, группах, учебник русского языка ( 2 часть) для
3 класса , авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Тип урока:
урок применения знаний, умений и навыков.
Форма проведения:
урок с использованием компьютерных технологий, урок – путешествие.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Эмоциональный настрой и мотивация.
·
Упражнение – настрой.
-Весна, весна на улице, весенние деньки… Весна - прекрасное время
года! Давайте окунемся в эту атмосферу и представим, что на дворе яркое
солнышко. Слышны голоса птиц, воздух наполнен ароматами весенних цветов.
Пусть этот день несет нам радость обучения и подобно этим цветам
раскроются наши души, даря окружающим свет и тепло. Вот с таким настроением и
начнем наш урок.
Весна – время, когда хочется больше быть на воздухе,
прогуливаться, это правильно, очень полезно для здоровья. Сегодня на уроке мы
тоже совершим прогулку- путешествие. Приложение . Слайд
№ 2
- Откройте тетради и запишите дату нашей прогулки.
III. Каллиграфическая минутка. Словарная работа.
Апрель. На дворе звенит капель…
-Капельки воды упали на словарные слова и смыли орфограммы.
Приложение . Слайд № 3
-Какие, догадались?
-Давайте вернём их на свои места.
-Покажите карточкой нужную букву.
В..рона, вор..н, в..робей, к..рова, с..рока.
-
Назовите однокоренные слова.
- Чем
объединены слова? (Все слова отвечают на вопрос кто? В них орфограмма - оро-
)
-Какую
букву выберем для минутки каллиграфии?
-На что она
похожа? (На солнышко) Весной ярче светит солнышко, и мы ему очень рады.
Приложение . Слайд № 5
-Запишите
буквы О заглавную и строчную каллиграфически правильно в тетрадь.
-Что
можете сказать о звуке, который обозначает буква о.
v Релаксация
– Ребята, закройте глазки, представьте ясное солнечное утро,
солнышко брызжет своими теплыми лучами на землю. Вдруг один из солнечных
лучиков коснулся вас. Он пробежал по вашему животику – погладьте животики,
потом коснулся ваших щёчек – погладьте щёчки. Потом переметнулся на ваши
головки – погладьте себя по головке. И от этого вам стало тепло, спокойно и
весело. Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.
-Послушайте.
Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?
Весенний воздух свеж и чист
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут звеня…
Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад-
Весь мир весне веселой рад.
-О чем это стихотворение? Приложение.
Слайд № 6
-Какие
звуки чаще всего встречаются в стихотворении?
- Это
любимые звуки нашей гостьи Весны. Как вы думаете, почему?
-
Какой буквой обозначаются эти звуки?
-
Весне будет приятно, если мы напишем букву В красиво. Приложение.
Слайд № 7
- Запишите
в тетрадях заглавную и строчную буквы. Что можете сказать о звуках, которые
обозначает буква в?
-Услышали
ли вы родственные слова в стихотворении? Назовите их.
-
Прочитайте слова. Приложение. Слайд № 8
В..сна, в..снушки, в..сенняя, в..снянка
- Назовите
орфограммы в словах. Подберите проверочное слово.
-Спишите
слова в тетрадь. Но не забывайте о правиле письма. Сядьте ровно, возьмите правильно
ручку.
IV. Объявление темы ми задач урока.
- Что
вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные)
- Как
вы думаете, какова тема нашего урока? Приложение. Слайд
№ 9
-Какие
задачи мы перед собой поставим, какие знания обобщим, какое умение закрепим,
чему научимся?
V. Основная часть урока. Применение знаний, умений и навыков.
v Актуализация
опорных знаний.
·
Фронтальный опрос. Повторение
правил.
-Расскажите правило, какие слова
называются однокоренными, что такое корень слова.
- Весна – прекрасное время
года, но именно в этот период существует опасность заболеть, после зимы наш
организм ослаблен, нехватка витаминов, воздух весной влажный- благоприятное
условие для развития вирусов.
-Что нужно делать, чтобы не заболеть?
-Источником здоровья всегда считалась родниковая вода, туда мы и
отправимся сначала.
v Чтение
сказки “Чужак». Дидактическая игра.
Приложение. Слайд № 10
- Послушайте сказку, запомните, как можно больше родственных слов.
Чужак
Однажды весной собрались у Воды родственники. Водица с Водопадом на солнышке
греются. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Водомерка с водорослями
заигралась. Водитель на гармошке
играет. Даже сам Водяной пожаловал.
И все Старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо,
глянула на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Приложение.
Слайд № 11
- Где состоялась встреча родственников? (У воды)
- Кого ждали все родственники? (Старуху -воду)
- Назовите всех родственников Старухи -воды.
Приложение. Слайд № 11
- Назовите корень в словах.
- Какие родственные слова имеют два корня?
- Кто же оказался “Чужаком”? Почему?
- Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, что же он оказался
чужаком?
-Раскройте лексическое значение слова водитель? (Тот, кто водит
машину)
-
Правильно. Он из другой семьи, так как у этого слова совсем другое значение. Назовите признаки однокоренных (родственных)
слов. Приложение. Слайд № 12
v Работа
по учебнику. Упражнение 269, с. 139
-
Сегодня мы с ребятами
В весенний лес идём.
Кто хочет в путь?
Пожалуйста,
Мы
всех с собой возьмём.
- Ребята, мы отправляемся в весенний лес.
v Пальчиковая
гимнастика. Приложение. Слайд № 13
1,2,3,4,5
Вышли пальчики гулять.
Вот пришли в зеленый лес,
Полон это лес чудес.
Вот гнездо, а в нем сидят
Двое маленьких галчат,
Есть хотят они, кричат.
Прилетела мама к ним,
Греет их теплом своим.
Но пора лететь опять
Деткам корм добывать.
v «Прогулка в весенний лес». Работа в
сменных парах. Приложение. Слайд № 14
- Ребята, не правда ли, красива природа весной! «Побегаем» по
тропинкам леса, разомнемся, ведь двигательная активность важна для здоровья.
Передвигаться сегодня будет второй вариант, вспомните правила работы в сменных
парах. Вам предстоит подобрать однокоренные слова
к
данным.
Карточка
для работы в сменных парах
·
Проверка результатов работы
сменных пар.
v Деление
на варианты.
- Ребята, какие
деревья чаще встретились в «нашем» лесу? (Березы)
- Со средины марта
можно собирать березовый сок. Березовый
сок – целебный напиток. Но
делать нужно это так, чтобы не навредить дереву: не надрезать молодое дерево,
буравчиком проделанное отверстие, обязательно залепить, чтобы дерево не
погибло.
- Прочитайте
текст.
- Выпишите
однокоренные слова. Приложение. Слайд № 15
Берёзу называют полезным деревом. Весной можно полакомиться
березовым соком, а летом набрать грибов – подберёзовиков.
-Тот, кто сделает задание
быстро и правильно будет работать дальше самостоятельно, кто ошибется, не беда,
я помогу.
·
Проверка правильности
выполнения задания. Приложение. Слайд № 16
v «Прогулка по весеннему лугу.» Работа
по вариантам.
-Давайте
представим себе, что мы попали на весенний луг. Хорошо в эту пору там. Вот
появились первые весенние цветы. Назовите их (мать и мачеха, тюльпан, ландыш, одуванчик, нарцисс, подснежник,
пролеска)
v Психогимнастическое упражнение «ЦВЕТОК».
Приложение. Слайд № 17,18
- Вырастим
свой цветок, украсим нашу планету.
-Встаньте дети, возьмите в руки
семечко, из которого вырастит ваш цветок, посадите в землю. Теплый луч упал на
землю и согрел в земле семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос
прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый
свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: сесть на корточки, голову и руки опустить;
поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок
расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за
солнцем.
1 этап
- Свои задания нам «подготовили тюльпан и пролеска». Задания выполняем
на карточках №1. Приложение. Слайд № 19
1 вариант (самостоятельно)
2 вариант( с помощью учителя)
·
Проверка правильности
выполнения задания 1 вариантом. Приложение. Слайд20
v Гимнастика
для глаз. Приложение.
Слайд 21
2
этап Приложение. Слайд 22
1
вариант( самостоятельно) 2 вариант( самостоятельно)
·
Проверка правильности выполнения
задания 1и 2 вариантами. Приложение. Слайд 23
3 этап (1 и 2 вариант самостоятельно)
·
Упражнение 261, с.139
v Работа
в парах.
-Из
данных слов составьте устно предложение, может получиться стихотворение.
Приложение. Слайд
24
Весенние, весна, на, весна, улице, деньки.
v Письмо
по памяти.
- Запомните эти строчки, запишите.
- Назовите однокоренные(родственные) слова. Выделите корень.
v «Прогулка
в весенний сад». Дидактическая игра «Вырасти дерево».
Приложение. Слайд
25
-
Весна- пора, когда можно высаживать деревья. Деревья – легкие планеты, они
обогащают воздух кислородом. Мы в весеннем саду.
- Давайте с вами сами «посадим» дерево из однокоренных слов, с
корнем САД.
-Я
буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.
- Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (сад)
- Работник, занимающийся уходом за садом. (садовник)
- Специалист, разводящий сад. (садовод)
- Место, на котором посажены растения, а также сами
посаженые растения. (посадка)
- Выкопав растение, посадить его в другое место.
(пересадить)
- Цветок, растущий в саду. (садовый)
- Молодые растения, выращенные специально для пересадки в
другое место. (рассада)
- Какое из однокоренных слов отличается от других? В чем отличие?
Приложение. Слайд
26
v Работа
в группах.
- Объединитесь
в «домашние» группы. Каждой группе предстоит «вырастить» свое дерево.
·
Выбор в группах командира спикера, секретаря,
докладчика, секунданта.
Корни: -цвет-, -берез-, -гриб-, -дожд-
Карточка
для работы в группах
·
Презентация работы групп.
- «Выращенные»
деревья прикрепим на доску, посмотрите, какой прекрасный сад получился.
-Вот и подошла к
концу наша «прогулка». Возвращаемся домой. Понравилась вам прогулка?
VI.
Рефлексия. Итог урока.
v Игра
«Верно ли, что…»
-Если «верно» –
хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой.
·
Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными,
т.к. имеют общую часть?
·
Корень – общая часть родственных слов?
·
Чтобы найти корень, нужно подобрать
родственные слова и выделить в них общую часть?
v Рефлексия
настроения. Приложение. Слайд 27
–
Самым интересным на уроке было…
–
Меня удивило…
–
Моё настроение…
VII. Домашнее задание. Приложение.
Слайд 28
1.Выполнить упражнение 262 на с. 140
2. «Вырастить» свое словарное дерево, выбрав любой корень.
3.Составить
сказку о весне, используя однокоренные слова.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.