Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Однокоренные слова.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Однокоренные слова.

hello_html_736330b0.gif
hello_html_m582d23a.gif
hello_html_m582d23a.gif
hello_html_7eb8a55a.gif
hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m1f3a9e49.gifУправление образования

Амвросиевского района

Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2

Амвросиевского района

ДНР

hello_html_6375cec4.png




План - конспект урока

русского языка в 3 классе по теме: Однокоренные слова.



Тема. Однокоренные слова.

Цель: закрепить представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; развивать мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.



Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, группах, учебник русского языка ( 2 часть) для 3 класса , авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Форма проведения: урок с использованием компьютерных технологий, урок – путешествие.


Ход урока

I. Организация класса.

II. Эмоциональный настрой и мотивация.

  • Упражнение – настрой.

-Весна, весна на улице, весенние деньки… Весна - прекрасное время года! Давайте окунемся в эту атмосферу и представим, что на дворе яркое солнышко. Слышны голоса птиц, воздух наполнен ароматами весенних цветов.

Пусть этот день несет нам радость обучения и подобно этим цветам раскроются наши души, даря окружающим свет и тепло. Вот с таким настроением и начнем наш урок.

Весна – время, когда хочется больше быть на воздухе, прогуливаться, это правильно, очень полезно для здоровья. Сегодня на уроке мы тоже совершим прогулку- путешествие. Приложение . Слайд № 2

- Откройте тетради и запишите дату нашей прогулки.

III. Каллиграфическая минутка. Словарная работа.

Апрель. На дворе звенит капель…

-Капельки воды упали на словарные слова и смыли орфограммы. Приложение . Слайд № 3

-Какие, догадались?

-Давайте вернём их на свои места.

-Покажите карточкой нужную букву.

В..рона, вор..н, в..робей, к..рова, с..рока.

- Назовите однокоренные слова.

- Чем объединены слова? (Все слова отвечают на вопрос кто? В них орфограмма - оро- )

-Какую букву выберем для минутки каллиграфии?

-На что она похожа? (На солнышко) Весной ярче светит солнышко, и мы ему очень рады. Приложение . Слайд № 5

-Запишите буквы О заглавную и строчную каллиграфически правильно в тетрадь.

-Что можете сказать о звуке, который обозначает буква о.

  • Релаксация

Ребята, закройте глазки, представьте ясное солнечное утро, солнышко брызжет своими теплыми лучами на землю. Вдруг один из солнечных лучиков коснулся вас. Он пробежал по вашему животику – погладьте животики, потом коснулся ваших щёчек – погладьте щёчки. Потом переметнулся на ваши головки – погладьте себя по головке. И от этого вам стало тепло, спокойно и весело. Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

-Послушайте. Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?

Весенний воздух свеж и чист

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут звеня…

Ватага вольных воробьев

Ворону гонит из кустов…

Весна готовит свой парад-

Весь мир весне веселой рад.

чем это стихотворение? Приложение. Слайд № 6

-Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?

- Это любимые звуки нашей гостьи Весны. Как вы думаете, почему?

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Весне будет приятно, если мы напишем букву В красиво. Приложение. Слайд № 7

- Запишите в тетрадях заглавную и строчную буквы. Что можете сказать о звуках, которые обозначает буква в?

-Услышали ли вы родственные слова в стихотворении? Назовите их.

- Прочитайте слова. Приложение. Слайд № 8

В..сна, в..снушки, в..сенняя, в..снянка

- Назовите орфограммы в словах. Подберите проверочное слово.

-Спишите слова в тетрадь. Но не забывайте о правиле письма. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку.

IV. Объявление темы ми задач урока.

- Что вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Приложение. Слайд № 9

-Какие задачи мы перед собой поставим, какие знания обобщим, какое умение закрепим, чему научимся?

V. Основная часть урока. Применение знаний, умений и навыков.

  • Актуализация опорных знаний.

  • Фронтальный опрос. Повторение правил.

-Расскажите правило, какие слова называются однокоренными, что такое корень слова.

- Весна – прекрасное время года, но именно в этот период существует опасность заболеть, после зимы наш организм ослаблен, нехватка витаминов, воздух весной влажный- благоприятное условие для развития вирусов.

-Что нужно делать, чтобы не заболеть?

-Источником здоровья всегда считалась родниковая вода, туда мы и отправимся сначала.

  • Чтение сказки “Чужак». Дидактическая игра. Приложение. Слайд № 10

- Послушайте сказку, запомните, как можно больше родственных слов.

Чужак

Однажды весной собрались у Воды родственники. Водица с Водопадом на солнышке греются. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Водомерка с водорослями заигралась. Водитель на гармошке играет. Даже сам Водяной пожаловал.

И все Старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Приложение. Слайд № 11

- Где состоялась встреча родственников? (У воды)

- Кого ждали все родственники? (Старуху -воду)

- Назовите всех родственников Старухи -воды. Приложение. Слайд № 11

- Назовите корень в словах.

- Какие родственные слова имеют два корня?

- Кто же оказался “Чужаком”? Почему?

- Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, что же он оказался чужаком?

-Раскройте лексическое значение слова водитель? (Тот, кто водит машину)

- Правильно. Он из другой семьи, так как у этого слова совсем другое значение. Назовите признаки однокоренных (родственных) слов. Приложение. Слайд № 12

  • Работа по учебнику. Упражнение 269, с. 139

- Сегодня мы с ребятами
В весенний лес идём.
Кто хочет в путь?

Пожалуйста,

Мы всех с собой возьмём.

- Ребята, мы отправляемся в весенний лес.

  • Пальчиковая гимнастика. Приложение. Слайд № 13

1,2,3,4,5

Вышли пальчики гулять.

Вот пришли в зеленый лес,

Полон это лес чудес.

Вот гнездо, а в нем сидят

Двое маленьких галчат,

Есть хотят они, кричат.

Прилетела мама к ним,

Греет их теплом своим.

Но пора лететь опять

Деткам корм добывать.

  • «Прогулка в весенний лес». Работа в сменных парах. Приложение. Слайд № 14

- Ребята, не правда ли, красива природа весной! «Побегаем» по тропинкам леса, разомнемся, ведь двигательная активность важна для здоровья. Передвигаться сегодня будет второй вариант, вспомните правила работы в сменных парах. Вам предстоит подобрать однокоренные слова

к данным.

Карточка для работы в сменных парах

1.Прочитай слово, запиши однокоренное.

2. Сверься с товарищем.

3.Смени пару.

Мед –

Трава-

Роса-






  • Проверка результатов работы сменных пар.

  • Деление на варианты.

- Ребята, какие деревья чаще встретились в «нашем» лесу? (Березы)

- Со средины марта можно собирать березовый сок. Березовый сок – целебный напиток. Но делать нужно это так, чтобы не навредить дереву: не надрезать молодое дерево, буравчиком проделанное отверстие, обязательно залепить, чтобы дерево не погибло.

- Прочитайте текст.

- Выпишите однокоренные слова. Приложение. Слайд № 15

Берёзу называют полезным деревом. Весной можно полакомиться березовым соком, а летом набрать грибов – подберёзовиков.

-Тот, кто сделает задание быстро и правильно будет работать дальше самостоятельно, кто ошибется, не беда, я помогу.

  • Проверка правильности выполнения задания. Приложение. Слайд № 16

  • «Прогулка по весеннему лугу.» Работа по вариантам.

-Давайте представим себе, что мы попали на весенний луг. Хорошо в эту пору там. Вот появились первые весенние цветы. Назовите их (мать и мачеха, тюльпан, ландыш, одуванчик, нарцисс, подснежник, пролеска)

  • Психогимнастическое упражнение «ЦВЕТОК». Приложение. Слайд № 17,18

- Вырастим свой цветок, украсим нашу планету.

-Встаньте дети, возьмите в руки семечко, из которого вырастит ваш цветок, посадите в землю. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

1 этап

- Свои задания нам «подготовили тюльпан и пролеска». Задания выполняем на карточках №1. Приложение. Слайд № 19

1 вариант (самостоятельно) 2 вариант( с помощью учителя)

hello_html_20666516.gif1

Найди лишнее слово, подчеркни его.

В родственных словах выдели корень.

Лесок, лесник, леска, лесной.


Найдите однокоренные слова, выдели корень.

Пришла в лес весна. Весенний лес поет. hello_html_m14578a10.gif№1











  • Проверка правильности выполнения задания 1 вариантом. Приложение. Слайд20

  • Гимнастика для глаз. Приложение. Слайд 21

2 этап Приложение. Слайд 22

1 вариант( самостоятельно) 2 вариант( самостоятельно)

Найди лишнее слово, подчеркни его.

В родственных словах выдели корень.

Сок, соковый, сокол, соковарка.

hello_html_m14578a10.gif2

hello_html_m69ef0a43.gifhello_html_m4cba3739.gifhello_html_m69ef0a43.gifhello_html_m4cba3739.gifhello_html_m69ef0a43.gif

Запиши в два столбика слова, которые имеют

одинаковый корень.

Лисица, листья, лисёнок, листочек. hello_html_m69ef0a43.gif



2

hello_html_20666516.gif

hello_html_m4f91bf3a.png
  • Проверка правильности выполнения задания 1и 2 вариантами. Приложение. Слайд 23

3 этап (1 и 2 вариант самостоятельно)

  • Упражнение 261, с.139

  • Работа в парах.

-Из данных слов составьте устно предложение, может получиться стихотворение. Приложение. Слайд 24

Весенние, весна, на, весна, улице, деньки.

  • Письмо по памяти.

- Запомните эти строчки, запишите.

- Назовите однокоренные(родственные) слова. Выделите корень.

  • «Прогулка в весенний сад». Дидактическая игра «Вырасти дерево». Приложение. Слайд 25

- Весна- пора, когда можно высаживать деревья. Деревья – легкие планеты, они обогащают воздух кислородом. Мы в весеннем саду.

- Давайте с вами сами «посадим» дерево из однокоренных слов, с корнем САД.

-Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.

- Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (сад)

- Работник, занимающийся уходом за садом. (садовник)

- Специалист, разводящий сад. (садовод)

- Место, на котором посажены растения, а также сами посаженые растения. (посадка)

- Выкопав растение, посадить его в другое место. (пересадить)

- Цветок, растущий в саду. (садовый)

- Молодые растения, выращенные специально для пересадки в другое место. (рассада)

- Какое из однокоренных слов отличается от других? В чем отличие? Приложение. Слайд 26

  • Работа в группах.

- Объединитесь в «домашние» группы. Каждой группе предстоит «вырастить» свое дерево.

  • Выбор в группах командира спикера, секретаря, докладчика, секунданта.

Корни: -цвет-, -берез-, -гриб-, -дожд-

Карточка для работы в группах

-гриб-


Деревья - Фото 14479/5
  • Презентация работы групп.

- «Выращенные» деревья прикрепим на доску, посмотрите, какой прекрасный сад получился.

-Вот и подошла к концу наша «прогулка». Возвращаемся домой. Понравилась вам прогулка?

VI. Рефлексия. Итог урока.

  • Игра «Верно ли, что…»

-Если «верно» – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой.

  • Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?

  • Корень – общая часть родственных слов?

  • Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?

  • Рефлексия настроения. Приложение. Слайд 27

Самым интересным на уроке было…

Меня удивило…

Моё настроение…

VII. Домашнее задание. Приложение. Слайд 28

1.Выполнить упражнение 262 на с. 140

2. «Вырастить» свое словарное дерево, выбрав любой корень.

3.Составить сказку о весне, используя однокоренные слова.








Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Однокоренные слова.
  • Начальные классы
Описание:

Тема. Однокоренные слова.

Цель: закрепить представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; развивать мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга.

Автор Скида Татьяна Юрьевна
Дата добавления 12.10.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 357
Номер материала MA-067938
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓