Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Однокоренные слова.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Однокоренные слова.

Скачать материал

 Управление образования

Амвросиевского района

Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2

Амвросиевского района

ДНР

 

 

                                      

 

План - конспект урока

русского языка в 3 классе по теме: Однокоренные слова.

                          

 

                                                    

                                    

 

                                           

Тема. Однокоренные слова.

Цель: закрепить представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова,  сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; развивать мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

 личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

  Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, группах, учебник русского языка ( 2 часть) для 3 класса , авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

  Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

  Форма проведения: урок с использованием компьютерных технологий, урок – путешествие.

 

                                              Ход урока

  I. Организация класса.

  II. Эмоциональный настрой и мотивация.

·        Упражнение – настрой.

-Весна, весна на улице, весенние деньки… Весна - прекрасное время года! Давайте окунемся в эту атмосферу и представим, что на дворе яркое солнышко. Слышны голоса птиц, воздух наполнен ароматами весенних цветов.

Пусть этот день несет нам радость обучения и подобно этим цветам раскроются наши души, даря окружающим свет и тепло. Вот с таким настроением и начнем наш урок.

Весна – время, когда хочется больше быть на воздухе, прогуливаться, это правильно, очень полезно для здоровья. Сегодня на уроке мы тоже совершим прогулку- путешествие. Приложение . Слайд № 2

- Откройте тетради и запишите дату нашей прогулки.

III. Каллиграфическая минутка. Словарная работа.

Апрель. На дворе звенит капель…

-Капельки воды упали на словарные слова и смыли орфограммы. Приложение . Слайд № 3

-Какие, догадались? 

-Давайте вернём их на свои места.

-Покажите карточкой нужную букву.

В..рона, вор..н, в..робей, к..рова, с..рока.

- Назовите однокоренные слова.

- Чем объединены слова? (Все слова отвечают на вопрос кто? В них орфограмма - оро- )

-Какую букву выберем для минутки каллиграфии?

-На что она похожа? (На солнышко) Весной ярче светит солнышко, и мы ему очень рады. Приложение . Слайд № 5

-Запишите буквы О заглавную и строчную каллиграфически правильно в тетрадь.

-Что можете сказать о звуке, который обозначает буква о.

v Релаксация

– Ребята, закройте глазки, представьте ясное солнечное утро, солнышко брызжет своими теплыми лучами на землю. Вдруг один из солнечных лучиков коснулся вас. Он пробежал по вашему животику – погладьте животики, потом коснулся ваших щёчек – погладьте щёчки. Потом переметнулся на ваши головки – погладьте себя по головке. И от этого вам стало тепло, спокойно и весело. Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

-Послушайте. Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?

Весенний воздух свеж и чист

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.    

Вокруг ручьи бегут звеня…

Ватага вольных воробьев

Ворону гонит из кустов…      

Весна готовит свой парад-

Весь мир весне веселой рад.

чем это стихотворение? Приложение. Слайд № 6

-Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?

- Это любимые звуки нашей гостьи Весны. Как вы думаете, почему?

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Весне будет приятно, если мы напишем букву В красиво. Приложение. Слайд № 7

- Запишите в тетрадях заглавную и строчную буквы. Что можете сказать о звуках, которые обозначает буква в?

-Услышали ли вы родственные слова в стихотворении? Назовите их.

- Прочитайте слова. Приложение. Слайд № 8

В..сна, в..снушки, в..сенняя, в..снянка

- Назовите орфограммы в словах. Подберите проверочное слово.

-Спишите слова в тетрадь. Но не забывайте о правиле письма. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку.

IV. Объявление темы ми задач урока.

- Что вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Приложение. Слайд № 9

-Какие задачи мы перед собой поставим, какие знания обобщим, какое умение закрепим, чему научимся?

V. Основная часть урока. Применение знаний, умений и навыков.

v Актуализация опорных знаний.

·        Фронтальный опрос. Повторение правил.

-Расскажите правило, какие слова называются однокоренными, что такое корень слова. 

- Весна – прекрасное время года, но именно в этот период существует опасность заболеть, после зимы наш организм ослаблен, нехватка витаминов, воздух весной влажный- благоприятное условие для развития вирусов.

-Что нужно делать, чтобы не заболеть?

-Источником здоровья всегда считалась родниковая вода, туда мы и отправимся сначала.

v  Чтение сказки “Чужак». Дидактическая игра. Приложение. Слайд № 10

- Послушайте сказку, запомните, как можно больше родственных слов.

Чужак

Однажды весной собрались у Воды родственники. Водица с Водопадом на солнышке греются. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Водомерка с водорослями заигралась.  Водитель на гармошке играет. Даже сам Водяной пожаловал.

     И все Старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Приложение. Слайд № 11

- Где состоялась встреча родственников? (У воды)

- Кого ждали все родственники? (Старуху -воду)

- Назовите всех родственников Старухи -воды. Приложение. Слайд № 11

- Назовите корень в словах.

- Какие родственные слова имеют два корня?

- Кто же оказался “Чужаком”? Почему?

- Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, что же он оказался чужаком?

-Раскройте лексическое значение слова водитель? (Тот, кто водит машину)

- Правильно. Он из другой семьи, так как у этого слова совсем другое значение. Назовите признаки однокоренных (родственных) слов. Приложение. Слайд № 12

v Работа по учебнику. Упражнение 269, с. 139

- Сегодня мы с ребятами
В весенний лес идём.
Кто хочет в путь?

 Пожалуйста,

Мы всех с собой возьмём.

- Ребята, мы отправляемся в весенний лес.

v Пальчиковая гимнастика. Приложение. Слайд № 13

1,2,3,4,5

Вышли пальчики гулять.

Вот пришли в зеленый лес,

Полон это лес чудес.     

Вот гнездо, а в нем сидят

Двое маленьких галчат,

Есть хотят они, кричат.

Прилетела мама к ним,

Греет их теплом своим.

Но пора лететь опять

Деткам корм добывать.

v  «Прогулка в весенний лес». Работа в сменных парах. Приложение. Слайд № 14

- Ребята, не правда ли, красива природа весной! «Побегаем» по тропинкам леса, разомнемся, ведь двигательная активность важна для здоровья. Передвигаться сегодня будет второй вариант, вспомните правила работы в сменных парах. Вам предстоит подобрать однокоренные слова

к данным.

Карточка для работы в сменных парах

1.Прочитай слово, запиши однокоренное.
2. Сверься с товарищем.
3.Смени пару.
Мед –
Трава-
Роса-
 

 

 

 

 


·        Проверка результатов работы сменных пар.

v Деление на варианты.

- Ребята, какие деревья чаще встретились в «нашем» лесу? (Березы)

- Со средины марта можно собирать березовый сок. Березовый сок – целебный напиток.  Но делать нужно это так, чтобы не навредить дереву: не надрезать молодое дерево, буравчиком проделанное отверстие, обязательно залепить, чтобы дерево не погибло.

- Прочитайте текст.

- Выпишите однокоренные слова. Приложение. Слайд № 15

Берёзу называют полезным деревом. Весной можно полакомиться березовым соком, а летом набрать грибов – подберёзовиков.

-Тот, кто сделает задание быстро и правильно будет работать дальше самостоятельно, кто ошибется, не беда, я помогу.

·        Проверка правильности выполнения задания. Приложение. Слайд № 16

v «Прогулка по весеннему лугу.» Работа по вариантам.

-Давайте представим себе, что мы попали на весенний луг. Хорошо в эту пору там. Вот появились первые весенние цветы. Назовите их (мать и мачеха, тюльпан, ландыш, одуванчик, нарцисс, подснежник, пролеска)

v Психогимнастическое упражнение «ЦВЕТОК». Приложение. Слайд № 17,18

- Вырастим свой цветок, украсим нашу планету.

-Встаньте дети, возьмите в руки семечко, из которого вырастит ваш цветок, посадите в землю. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

                                                   1 этап

- Свои задания нам «подготовили тюльпан и пролеска». Задания выполняем на карточках №1. Приложение. Слайд № 19

1 вариант (самостоятельно)                      2 вариант( с помощью учителя)                                                                                                    

     №1
Найди лишнее слово, подчеркни его. 
В родственных словах выдели корень.
Лесок, лесник, леска, лесной. 
Найдите однокоренные слова, выдели корень. 
Пришла в лес весна. Весенний лес поет.            №1
                                   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

                                                     

                                               

 

 

·        Проверка правильности выполнения задания 1 вариантом. Приложение. Слайд20                                   

v Гимнастика для глаз.  Приложение.  Слайд 21                                   

2 этап Приложение.  Слайд 22                                   

                                                       

1 вариант( самостоятельно)                            2 вариант( самостоятельно)

	Найди лишнее слово, подчеркни его. 
В родственных словах выдели корень.
Сок, соковый, сокол, соковарка.	
     №2
     
Запиши в два столбика слова, которые имеют 
одинаковый корень.
Лисица, листья, лисёнок, листочек.  

№2   

·        Проверка правильности выполнения задания 1и 2 вариантами. Приложение.  Слайд 23                            

                       3 этап (1 и 2 вариант самостоятельно)

·        Упражнение 261, с.139

v Работа в парах.

-Из данных слов составьте устно предложение, может получиться стихотворение. Приложение.  Слайд 24 

Весенние, весна, на, весна, улице, деньки.

v Письмо по памяти.

- Запомните эти строчки, запишите.

- Назовите однокоренные(родственные) слова. Выделите корень.

v «Прогулка в весенний сад». Дидактическая игра «Вырасти дерево». Приложение.  Слайд 25 

- Весна- пора, когда можно высаживать деревья. Деревья – легкие планеты, они обогащают воздух кислородом. Мы в весеннем саду.

Давайте с вами сами «посадим» дерево из однокоренных слов, с корнем САД.

-Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово. 

-  Участок   земли, засаженный   деревьями, кустами, цветами. (сад)

- Работник, занимающийся уходом за садом. (садовник)

- Специалист, разводящий сад. (садовод)

- Место, на   котором   посажены растения, а также   сами посаженые   растения. (посадка)

- Выкопав   растение, посадить его в   другое место. (пересадить)

-  Цветок, растущий   в саду. (садовый)

- Молодые   растения, выращенные специально   для пересадки в другое место. (рассада)

- Какое из однокоренных слов отличается от других? В чем отличие? Приложение.  Слайд 26 

v Работа в группах.

    - Объединитесь в «домашние» группы. Каждой группе предстоит «вырастить» свое дерево.

·        Выбор в группах командира спикера, секретаря, докладчика, секунданта.

Корни: -цвет-, -берез-, -гриб-, -дожд-

Карточка для работы в группах

-гриб-Деревья - Фото 14479/5

·        Презентация работы групп.

- «Выращенные» деревья прикрепим на доску, посмотрите, какой прекрасный сад получился.

-Вот и подошла к концу наша «прогулка». Возвращаемся домой. Понравилась вам прогулка?

VI. Рефлексия.  Итог урока.

v Игра «Верно ли, что…»

-Если «верно» – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой.

·        Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?

·        Корень – общая часть родственных слов?

·        Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?

v Рефлексия настроения. Приложение.  Слайд 27 

– Самым интересным на уроке было…

– Меня удивило…

– Моё настроение…

VII. Домашнее задание. Приложение. Слайд 28 

1.Выполнить упражнение 262 на с. 140

2. «Вырастить» свое словарное дерево, выбрав любой корень.

     3.Составить сказку о весне, используя однокоренные слова.    

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Однокоренные слова."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема. Однокоренные слова.Цель: закрепить представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; развивать мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 176 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.10.2020 172
    • DOCX 3.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тимонина Лариса Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тимонина Лариса Евгеньевна
    Тимонина Лариса Евгеньевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84443
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе