Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме «Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме «Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9



G:\Логотип.jpg







Конспект урока по русскому языку

в 1 классе по теме «Буква мягкий знак.

Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»





Разработала: Галашова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

















Цели:

Обучающие: 1. Создать условия для формирования понятия « мягкий знак», показать особенность этой буквы.

2. Показать роль Ь в словах.

3. Учить писать букву Ь.

4. Учить детей читать слова и предложения с новой буквой.

5. Совершенствовать технику чтения.

6. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа.

Воспитывающие: 1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.

3. Воспитывать патриотические чувства.

Развивающие: 1. Развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

2. Развивать речь, обогащать словарь.

3. Развивать познавательный интерес путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.

Здоровьесберегающие: создать для учащихся благоприятные условия на уроке.

Дидактический материал: учебник «Азбука»; прописи «Мои волшебные пальчики»; предметные картинки с изображениями животных и растений; слоговые карточки; кружки красного, синего, зеленого цвета; звездочки красного, желтого, оранжевого, синего цвета; презентация « Московский Кремль»; иллюстрации города Москвы.

Технические средства: компьютер.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнем,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу подведем,

Руку левую на стол,

Сверху правую кладем.

II. Актуализация знаний.

Индивидуальная работа:

  • составить схемы слов (жираф, яблоня);

  • распределить предметные картинки по группам: флора, фауна;

  • работа с карточками.

Фронтальная работа:

- Ребята, послушайте стихотворение и скажите: Почему учитель был удивлен?

Пришел из школы Лев Кузьмич,

Стал проверять тетрадки,

И целый вечер Лев Кузьмич

Отгадывал загадки.

Он долго думал, например,

Раскрыв тетрадку Тани,

Что это значит: «Музыкант

Играет на баране?»

Ах, неужели гвозди

Вбивают… молоком? (Написано у Кости о чуде о таком).

А кто-то тяпкой вытер стол!

(Ах, неужели тяпкой?)

А кто-то красит каской пол!

(Напрасно! Лучше – шапкой).

А кто-то пишет: «Наш каток –

Такой хороший, гадкий…»

- Ай, ай, - промолвил педагог

И отложил тетрадки…

- Какую ошибку допустили ребята в своих работах? Давайте проведем орфографическую разминку.

Вдоме жыли кот прошка и собака жучка кот спит на лафке жучка грызот косточки

(Ученики исправляют ошибки).

- Назовите мягкие согласные. Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных? (И, Я, Е, Ё, Ю)

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).



  • Тему сегодняшнего урока вы узнаете, выполнив несколько заданий.

  • Отгадайте загадку:

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру (конь). (Прикрепить предметную картинку).

-Составьте схему этого слова.

- Как на письме обозначают звуки? (Буквами).

- Какой буквой обозначим первый звук? (Буквой – к).

- Какой буквой обозначим второй звук? (Буквой – о).

-Какой буквой обозначим третий звук? (Буквой – н).

-Какое слово получилось? (Кон).

- Что это слово обозначает? Послушайте, что написано в толковом словаре. Кон – 1. место, куда в игре надо попасть при броске, а также место, куда в азартных играх кладётся ставка; 2. – в некоторых играх отдельная партия.

- Это слово соответствует схеме и предметной картинке?

- Вспомните, какие буквы показывают, что согласный мягкий?

- Какую из названных букв мы можем использовать?

(Учащиеся могут предложить разные варианты).

- Чтобы обозначить мягкость согласного люди придумали букву Ь.

- Куда её нужно поставить в схему? Под каким кружком?

- Эта буква никакого звука не обозначает. Она показывает, что согласный мягкий.

- Итак, кто догадался какая тема урока?

- Тема урока: Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Мягкий голос, мягкий шаг – это буква … (показ таблички с этой буквой).

IV. Развитие умений – применение знания.

- Ребята, давайте подготовим руки к письму. Ф/минутка для рук.

Показ написания буквы. Я рисую мягкий знак – нежной капелькой – вот так – Ь.

- Пропишите первую строчку.

- Посмотрите на вторую строчку. Почему вам предлагается прописать букву – Ы?

- Пропишите вторую строчку.

- Третья и четвертая строчки помогут вам научиться соединять эту букву с другими буквами.

- А вы знаете, что Ь – фокусник.

- Смотрите: мел – мель

ель – ел

- Найдите в прописях ещё пары слов. Что меняется, когда на конце слова появляется Ь? (Был – быль, пыл – пыль, кон – конь, угол – уголь).

- А в каком слове больше звуков?

- Прочитайте 2 столбик. Найдите слово, в котором 2 слога. Почему вы выбрали это слово? Отметьте гласные карандашом красного цвета.

- А какого цвета кружок под буквой, которая стоит перед Ь?

- Какого цвета кружок будет под мягким знаком?

- Под мягким знаком поставьте значок ×.

- Напишите слова, в которых есть мягкий знак.

Ф/минутка.

Учитель показывает слоговые карточки, дети читают и, в зависимости от согласного, выполняют движения.

Если в слоге согласный мягкий – приседают.

Если согласный твердый – руки кладут на пояс.

- Посмотрите на доску. Какие картинки выберете по теме нашего урока? (Лось, медведь)

-Как можно назвать эти предметы одним словом? (Зверь)

- Составьте звукобуквенную схему этого слова.

- Из прочитанных на ф/минутке слогов выберите слог, который можно добавить к слову, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением и в форме множественного числа. (Зверьки).

- Что нужно добавить в схему?

- Где теперь находится Ь?

- Прочитайте слова в прописи. Как получили вторые слова? (Окунь – окуньки, пень – пеньки, день – деньки).

- Что изменилось в значении слова?

-Прежде, чем писать пары слов, посмотрите, как соединяются Ь и другие буквы.

- Прочитайте слова в следующей строке. Что можно о них сказать? Какое задание нужно выполнить? Напишите предложение, изменив его.

Работа с Азбукой.

- Прочитайте на доске ключевые слова к тексту: Кремль, Красная площадь.

- Прочитайте в Азбуке слова, которых нет на доске.

Чтение текста учащимися вслух по смысловым частям.

Вопросы после чтения текста:

  • Чем любуются взрослые и дети?

  • Сколько лет Москве?

  • Из чего были сделаны стены Кремля?

  • Как выглядит современный Кремль?

  • Какая самая старая башня Кремля?

  • Какая самая красивая?

  • Зачем в Москве нужен был Царь-колокол и Царь-пушка?

  • Где находится Красная площадь?

  • Почему дорог каждому жителю России Кремль и Красная площадь?

- А сейчас вы посмотрите презентацию о Московском Кремле.

V. Домашнее задание.

-Кремль – это ещё не вся Москва. Многие площади, улицы Москвы хранят историю в своих названиях. Этот текст вы прочитаете дома и подготовите рассказ об улицах Москвы.

-В прописи осталось несколько ненаписанных слов, выполните к ним звукобуквенные схемы.

VI. Итог.

- Какая была тема?

- Какое открытие сделали?

- Какое задание было самым интересным?

YII . Рефлексия.

- Вы очень хорошо работали на уроке. Сейчас вас ждет сюрприз: Ь в вашу честь и с вашей помощью устраивает салют. В коробке лежат залпы нашего салюта (звездочки). Они разноцветные. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выберите зеленые звездочки. Если было трудно – красные звездочки. Если испытывали небольшие затруднения – жёлтые. Прикрепите выбранные звездочки над иллюстрацией «Красная площадь».



Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме «Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»
  • Начальные классы
Описание:

Цели:

Обучающие: 1. Создать условия для формирования понятия « мягкий знак», показать особенность этой буквы.

2. Показать роль Ь в словах.

3. Учить писать букву Ь.

4. Учить детей читать слова и предложения с новой буквой.

5. Совершенствовать технику чтения.

6. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа.

Воспитывающие: 1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.

3. Воспитывать патриотические чувства.

Развивающие: 1. Развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

2. Развивать речь, обогащать словарь.

3. Развивать познавательный интерес путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.

Здоровьесберегающие: создать для учащихся благоприятные условия на уроке.

Дидактический материал: учебник «Азбука»; прописи «Мои волшебные пальчики»; предметные картинки с изображениями животных и растений; слоговые карточки; кружки красного, синего, зеленого цвета; звездочки красного, желтого, оранжевого, синего цвета; презентация « Московский Кремль»; иллюстрации города Москвы.

Технические средства: компьютер.

Автор Галашова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 13.07.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1051
Номер материала 60235
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓