Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока по русскому языку « Окончание »

Конспект урока по русскому языку « Окончание »

Скачать материал

       Тема открытого урока « Окончание »

Цель:  Дать общее понятие об окончаний,закрепить знания о приставках и 

          предлогах  ,воспитывать любоыь к окружающей среде, развитие устной   

           и письменной речи, обогащение словарного запаса.

Тип урока: Урок –состязание

Методы и приемы: вопросно-ответные задания.

Наглядности: рисунки, таблицы, карточки, слайд-борд,мультимедийный

                         проектор, компьютер.

 

                                           Ход урока:

I.Организационный момент

    Приветствие,проверить наличие и готовность к уроку.

II. Опрос домашнего задания

   Приставки и предлоги

 В начале занятия делю класс на две группы.

Раздам карточки

 

Задание: Выпишите слова с предлогами и слова имеющие приставки.

 

1)    (На) когтях (на) ствол сосновый

(В)лез монтер красноголовый.

 

Он трудился (на) весу

Но не вспыхнул свет (в )лесу.

 

Листья падают (с) осин

Мчится (в) небе острый клин.

 

Примостилась на суху

Раздалось (в)лесу «ку-ку»

 

 

 

Пока ребята  занимаются с карточками остальные поработают устно.

III.Повторение пройденного

-Что такое предлог?

-Как они пишутся?

-А как пишутся приставки? Почему?

-Что значит повествовать?

Приведите примерв.

Ребята! Обратите внимание на таблицу.

            

       Основа                                                                       Окончание                                                                      

Приставки                  корень           суффикс

        При                     школь              н                               ый

 

Мы уже знакомы с корнем ,приставкой, суффиксом. Они входят в основу,а окончание не входит. Давайте послушаем,что могут рассказать о себе те части, которые входят в основу.

Корень:Я среди вас самый главный. Вы без меня ничего не значите,я корень слова.

Суффиксенок: А,я образую новые слова.

Девочка приставочка: А со мной не скучно.Я меняю слова самым необычным образом.

А, теперь ребята послушаем окончание , что он скажет о себе.

Окончание: Каждое изменяемое слово имеет свое окончание. Без меня вам трудно обойтись. Я меняюсь, когда мне прохладно я одеваюсь ,а когда тепло я снимаю. Я могу изменить ыорму. Я сам по себе.

IV. Новая тема

 Ну, что же ребята! Окончание само о себе рассказало. Ребята! Значит окончание это тоже значимая часть. Значком (квадратик)мы выделяем окончание , ту часть слова ,которая изменилась. Окончание может быть нулевым. Его мы обнаруживаем при сравнении форм слова.

Например: человек, человека, человеком.

Ребята! Как вы думаете, а у всех ли слов есть окончание? Оказывается не у всех частей речи  имеются окончания , а только у тех которые умеют изменяться.Это сущетвительные,прилагательные,глаголф, местоимения.

V. Закрепление.

Звучит музыка на экране появляется картина Н.Дубровского «Пейзаж с березами».

Представьте себе,что мы находимся на природе.Что вы слвшите? –Птичьи голоса. Птицы поют,заливаются. Значит,речь пойдет о природе, о птицах.

Упражнение1. Знакомство с текстом «Экос-значит дом»

   -Почему экологию называют наукой о доме?

Задание :1-команда

Просклоняйте слово  «природа », а окончание поможет вам.

Именительный падеж                 природа

Родительный падеж                    природы

Дательный падеж                        природе

Винительный падеж                    природу

Творительный падеж                   природой

Предложный падеж                     о природе

2-команда Найдите существительные в тексте. От данных сущестыительных образуйте сущестыительные множественного числа.

Наука-науки дом-дома.

А ,теперь давайте поиграем,игра называется «кто быстрее?»

Упражнение 5

Задание: Составьте из данных слов три предложения.Если нужно,изменяйте окончания в словах.Выделите окончания слов,которые вы изменили.

1 Ребята любят,родная природа-Ребята любят родную природу

2Ученики,нашего,класс,поливают,цветок,дерево,школьный сад-Ученики нашего класса поливают цветы,деревья и школьные сады.

3.Летом,я помогаю,дедушка-Летом я помогаю дедушке.

Упражнение 6

Чтение текста учителем

Чтение текста учениками

Ребята! О чем текст?

А,у нас есть речка? Или море?

-А мы его загрязняем? Было время, помните,когда погибло много тюленей? Это рук дело людей, чтобы этого не было,мы должны содержать в чистоте всю окружающую среду. –Что нужно сделать, чтобы наше море было чистым?Обратите внимание на эпиграф «Беречь природу-значит любить Родину».Значит мы должны охранять природу,ведь природа полезна и прекрасна.В доме чистота и уют, тоже самое и можно сказать о природе.А теперь ребята, мы перейдем к следующему туру.

1-команда Найдите в тексте однокоренные слова.Укажите корень.

2-команда Подберите антонимы к словам.

Грязный –чистый

Загрязняются-очищаются

Живой-мертвый

Жить-умереть

А,тьеперь ребята выполним задание у доски. Игра называется «Заполни окошко»

Упражнение 8

Спишите словосочетания.Вставьте пропущенные окончания слов.

1-команда первые 3 словосочетания

2-команда остальные 3 словосочетания.

VI. Обобщение

Какие у вас ассоциации к слову окончание?

 

Местоимение,числительных,глаголов,существительных,нулевое,прилагательных

-Что такое окончание?

-Для чего она служит?

Назовите все части слова?

В каких частях изменяются окончания?

VII. Оценка

VIII.Домашнее задание

Упражнение 10 Прочитать ,рассказать содержание ,нарисовать скворца.

Упражнение  11 Разберите выделенные слова по составу по образцу данной в конце учебника. Страница 241

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку « Окончание »"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема открытого урока « Окончание »Цель:Дать общее понятие об окончаний,закрепить знания о приставках ипредлогах,воспитывать любоыь к окружающей среде, развитие устнойи письменной речи, обогащение словарного запаса. Тип урока: Урок –состязаниеМетоды и приемы: вопросно-ответные задания.Наглядности: рисунки, таблицы, карточки, слайд-борд,мультимедийныйпроектор, компьютер.Ход урока:I.Организационный моментПриветствие,проверить наличие и готовность к уроку.II. Опрос домашнего заданияПриставки и предлоги В начале занятия делю класс на две группы.Раздам карточкиЗадание: Выпишите слова с предлогами и слова имеющие приставки. (На) когтях (на) ствол сосновый(В)лез монтер красноголовый.Он трудился (на) весуНо не вспыхнул свет (в )лесу.Листья падают (с) осинМчится (в) небе острый клин.Примостилась на сухуРаздалось (в)лесу «ку-ку»

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 328 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.02.2020 100
    • DOCX 19.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Подзорова Александра Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80490
    • Всего материалов: 216

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 182 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1527 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 876 человек

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе