Урок русского языка в 8 классе
Тема.
Систематизация и обобщение знаний по теме « Односоставные предложения»
Цели: обобщение и
закрепление знаний о разновидностях односоставных предложений,
совершенствование умений различать односоставные предложения по
предикативной основе;
развитие умений обучающихся обобщать языковые
факты;
воспитание любви к родному языку.
Тип урока: урок обобщения
и систематизации знаний
Оборудование: мультимедийный
проектор. карточки для индивидуальной работы, фломастеры,ватман
Ход урока
I.Сообщение темы и целей урока.
II Мотивация учебной деятельности.
III.Работа по теме урока.
1.Чтение стихотворения В. Солоухина « Слово о
словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить.
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить.
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
- О чём это стихотворение?
_ Как бы вы его озаглавили?
-Какова основная мысль этого стихотворения?
2.Индивидуальная работа.
- Найдите в тексте односоставные предложения.
Назовите виды этих предложений. Какие виды односоставных предложений не
представлены в тексте?
3. Блиц- опрос
Давайте вспомним, какие односоставные
предложения относятся к каждому из видов, чем они отличаются от двусоставных и
что такое предложение . А поможет нам в этом цветик –семицветик.
( Иллюстрация цветика –семицветика . на
каждом лепестке которого вопрос )
4.- Дайте определение предложения.
- Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?
-Дайте их определения односоставным предложениям.
5.Терминологический диктант
1) Предложение , грамматическая основа
которого состоит из 1 главного члена- подлежащего или сказуемого.
2) Односоставное предложение, в котором
деятель не назван, но мыслится как определённое лицо.
3)В этом односоставном предложении действие не
создаётся деятелем, в нём нет и не может быть подлежащего.
4) Односоставное предложение, сказуемое
которого имеет форму глагола прошедшего времени мн. числа или форму 3 лица
мн. числа.
5) Односоставное предложение, в котором
утверждается наличие предмета или явления.
6)Это односоставное предложение имеет
обобщенное значение, особенно в пословицах , афоризмах.
, 6. Проверка диктанта ( Взаимопроверка)
1.Односоставное предложение.
2.Определенно- личное предложение.
3.Безличное предложение.
4. Неопределенно- личное предложение.
5. Назывное предложение.
6.Обобщенно-личное предложение.
7. Игра «Угадай портрет»
Определите, какому «портрету» (грамматическим
категориям сказуемого) соответствует предложение.
1.Не за своё дело не берись ,а за своим не
ленись.
2.По платью встречают, по уму провожают.
3.Поспешишь- людей насмешишь.
4.За что купил, за то и продаю.
5.В чужом глазу сучок видим, а в своём и
бревна не замечаем.
а) 2л,ед.ч., буд.в., изъяв.н.,
б) 1л.. мн.ч., наст.в.. изъяв.н.,
в) 2л., ед.ч., повел. н.,.
г) 1л. ,ед.ч., наст. в.; м.р., прош. в.
д) 3л., мн..ч., буд.в., изъяв.н.,
Самопроверка.
1в, 2д, 3а. 4г, 5б.
8.Продолжить
пословицы и поговорки. Определить вид односоставных предложений.(работа в парах)
1.Из песни слов …
2.Поспешишь- людей…
3.… платье снову , а честь смолоду.
4.Век живи, век …
.
5Много бранился ,а ничего не … .
6.Как … , так и откликнется.
7.В чужой монастырь со своим уставом не … .
Вариант ответа
1.Из песни слов не выкинешь .
2.Поспешишь- людей насмешишь.
3Береги платье снову , а честь
смолоду.
4.Век живи, век учись
.
5Много бранился ,а ничего не добился.
6.Как аукнется .так и откликнется.
7.В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
9. Редактирование текста.
Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё,
но надо вставать. Всё равно я буду разбужен. Я должен поспеть к восьми часам в
школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду
выступать на школьном празднике. Вот я уже в школе. Я хочу, чтобы этот день
был удачным...
7.Представление работ.
Какой вывод можно сделать? Какова роль
односоставных предложений в тексте?
(Односоставные предложения являются
средством лаконичности.)
8.Работа в группах. Составление кластеров «
Односоставные предложения».Защита их.
IV/Итог урока.Самооценка.
V.Домашнее задание :выписать из словаря 7
пословиц ,определить вид ОД;
написать
сочинение- миниатюру по одной из пословиц;
составить
тесты к данной теме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.