Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему «Склонений – три. А спряжений?» (4 класс, УМК Гармония)

Конспект урока по русскому языку на тему «Склонений – три. А спряжений?» (4 класс, УМК Гармония)

Урок по русскому языку


Тема: «Склонений – три. А спряжений

(4 класс, УМК Гармония)


Цель: знакомство с двумя спряжениями глагола

Задачи:

Образовательные:

  • формирование умения определять спряжение глагола по его окончанию;

  • закрепление знаний о склонении имен существительных

Развивающие:

  • развитие речи детей, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать

Воспитательная: воспитание любви к родному языку


Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран ;

  • учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть 3;

  • тетрадь – задачник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть 2;

Ход урока


  1. Организационный момент.


В путешествие, друзья,

Приглашаю вас я.

И с собой прошу вас взять

Ручку, карандаш, тетрадь.

В пути вам нужно быть внимательными,

Наблюдательными и старательными.


  1. Минутка чистописания. Слайды 1-3

Учитель: И начнем мы путешествие к тайнам нашего языка с минутки чистописания. (На слайде открывается название этапа урока)

Учитель: Сегодня мы повторим правильное написание букв Сс (На слайде учащиеся видят буквы)

Учитель: Вспомните, какие два звука обозначает буква С. Дайте характеристику этим звукам. А сейчас посмотрите, как правильно писать букву С. (Учитель щёлкает по авторучке, комментирует написание букв Сс)

Работа в тетради.

Учитель: Самостоятельно пропишите в тетради буквы Сс и соединения са се со сл су ст. Обращайте внимание на высоту букв.


  1. Словарная работа. Слайды 4 - 5

Учитель: Следующим этапом нашего путешествия будет игра «Будь внимательным». Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы. Вам предстоит правильно вставить буквы и записать слова в тетрадь.

(Учащиеся вписывают нужные буквы в слова)

Слова: слушать, слышать, строить, сеять, соловей, сорока, солдат, стакан, суббота

Учитель: На какие две группы можно разделить эти слова?

(Имена существительные и глаголы)

Учащиеся группируют слова на доске.

Учитель: что общего у всех записанных глаголов?

( Это глаголы в неопределенной форме)

Учитель: Почему она так называется?

( У глагола в такой форме нельзя определить время, число, лицо или род)

Учитель: Глаголы в каком времени изменяются по родам?

( В прошедшем времени, в ед. числе)

Учитель: Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

(По лицам и числам)

Учитель: Как называется изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам?

(Спряжение)

Учитель: На какие группы можно разделить имена существительные?

( 1 и 2 склонение)

Учитель: Вспомните, какие существительные относятся к 3 склонению. Придумайте существительные 3 склонения со звуками С с (фасоль, соль и т.д.)


  1. Сообщение темы урока. Слайд 6

На слайде записаны слова: ёлка, ель, дерево.

Учитель: Какими признаками похожи, а какими различаются эти слова?

(Это имена существительные, в ед. числе. Различаются склонением)

Учитель: Запишите каждое слово в свой столбик в указанных падежах, выделите окончания.

( поочередно каждый столбик слов, учащиеся вставляют нужное окончание)



1 – е скл

2 – е скл

3 –е скл

И.п.




Д.п




В.п.




Т.п.





Учитель: Из-за трёх наборов окончаний, которые могут быть у имен существительных, учёные выделили три склонения. А сколько же спряжений у глагола? На этот вопрос мы сегодня и ответим во время путешествия.


  1. Изучение нового. Работа в тетради. Слайды 7 - 8

Учитель: Откройте тетрадь – задачник на стр. 27, упр.391. Устно проспрягаем глаголы и запишем только окончания. Сколько выделим наборов окончаний – столько спряжений и будет.

( На слайде 4 глагола: идти, говорить, нести, замолчать. Дети переносят окончания в нужный столбик; в тетради записывают)



Ед.ч.

Мн.ч.

1 – е л.



2 – е л.



3 - е л.




Учитель: Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1 – го, получилось? Назовите их. Значит, сколько спряжений у глагола? (Два)


Учитель: Проверим свой вывод. Для этого прочитаем вывод в учебнике на стр.26.


На слайде таблица окончаний глаголов I и II спряжения.


Учитель: Личные окончания каждого спряжения надо хорошо знать. Запомнить их вам поможет подсказка.


I спряжение -

Е или УТ (ЮТ)

ЕдУТ

II спряжение -

И… или АТ (ЯТ)

И спЯТ


  1. Физкультминутка.


  1. Первичное закрепление. Слайд 9.


Учитель: Поучимся определять спряжение глагола по его окончанию. На что будем обращать внимание? Запишите глаголы в два столбика по спряжениям. Выделите окончания, укажите лицо и число, поставьте ударение.

На слайде глаголы: спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите. Учащиеся распределяют их в два столбика, ставят маркером ударение, выделяют окончание. Работа ведется и в рабочих тетрадях.


Учитель: Какие орфограммы встретились в личных окончаниях глаголов?

( Орфограммы безударных гласных: -е или –и, -ат (- ят)_ или – ут (- ют). В окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа всегда пишется M)


Работа в тетради – задачнике, упр. 396. Слайд 10

Учитель: Каждому подлежащему найдите своё сказуемое и впишите его. Дайте характеристику предложениям. Над глаголами укажите спряжение, лицо и число.


Дятел

кричит

Сова

жужжит

Сорока

трещит

Соловей

стучит

Комар

поёт


Дети на доске составляют предложения, записывают в тетради – задачнике.


  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Слайд 12.


По написанным окончаниям узнайте спряжение глаголов и укажите его. Выделите ту букву, которая подсказала спряжение.

Зимуете, нависают, лепишь, румянит, зябнет, сияешь, кружатся, повалит, переливаются.

Взаимопроверка с опорой на слайд 9.

Учитель: Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы!


  1. Домашнее задание.

Учитель: Дома выполните упражнение 397, выучите правило на стр. 27


  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Достигнута ли цель? Какую тайну нашего языка мы открыли?

Что вы узнали нового и хотели рассказать родителям?

С какими затруднениями столкнулись?

Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось…

Мне понравилось…

Я могу похвалить себя за…


Учитель: Благодарю всех вас за работу. Желаю дальнейших открытий

Конспект урока по русскому языку на тему «Склонений – три. А спряжений?» (4 класс, УМК Гармония)
  • Начальные классы
Описание:

Цель: знакомство с двумя спряжениями глагола

Задачи:

Образовательные:

  • формирование умения определять спряжение глагола по его окончанию;

закрепление знаний о склонении имен существительных

Развивающие:

развитие речи детей, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать

Воспитательная: воспитание любви к русскому языку

Автор Рыбакова Софья Федотовна
Дата добавления 08.09.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1136
Номер материала MA-060643
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓