Урок
по русскому языку
Тема:
«Склонений – три. А спряжений?»
(4
класс, УМК Гармония)
Цель:
знакомство с двумя спряжениями глагола
Задачи:
Образовательные:
· формирование
умения определять спряжение глагола по его окончанию;
·
закрепление
знаний о склонении имен существительных
Развивающие:
·
развитие
речи детей, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать
Воспитательная: воспитание любви к
родному языку
Оборудование:
·
компьютер,
проектор, экран ;
·
учебник
М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть 3;
·
тетрадь
– задачник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс,
часть 2;
Ход
урока
I. Организационный
момент.
В
путешествие, друзья,
Приглашаю
вас я.
И
с собой прошу вас взять
Ручку,
карандаш, тетрадь.
В
пути вам нужно быть внимательными,
Наблюдательными
и старательными.
II. Минутка
чистописания. Слайды 1-3
Учитель: И начнем
мы путешествие к тайнам нашего языка с минутки чистописания. (На слайде
открывается название этапа урока)
Учитель: Сегодня мы
повторим правильное написание букв Сс (На слайде учащиеся видят буквы)
Учитель:
Вспомните, какие два звука обозначает буква С. Дайте характеристику этим
звукам. А сейчас посмотрите, как правильно писать букву С. (Учитель щёлкает
по авторучке, комментирует написание букв Сс)
Работа в тетради.
Учитель:
Самостоятельно пропишите в тетради буквы Сс и соединения са се со сл
су ст. Обращайте внимание на высоту букв.
III. Словарная
работа. Слайды 4 - 5
Учитель: Следующим
этапом нашего путешествия будет игра «Будь внимательным». Перед вами словарные
слова, в которых пропущены буквы. Вам предстоит правильно вставить буквы и
записать слова в тетрадь.
(Учащиеся
вписывают нужные буквы в слова)
Слова: слушать,
слышать, строить, сеять, соловей, сорока, солдат, стакан, суббота
Учитель: На какие
две группы можно разделить эти слова?
(Имена
существительные и глаголы)
Учащиеся
группируют слова на доске.
Учитель: что
общего у всех записанных глаголов?
( Это глаголы в
неопределенной форме)
Учитель: Почему
она так называется?
( У глагола в
такой форме нельзя определить время, число, лицо или род)
Учитель: Глаголы в
каком времени изменяются по родам?
( В прошедшем
времени, в ед. числе)
Учитель: Как
изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
(По лицам и
числам)
Учитель: Как
называется изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам?
(Спряжение)
Учитель: На какие
группы можно разделить имена существительные?
( 1 и 2 склонение)
Учитель:
Вспомните, какие существительные относятся к 3 склонению. Придумайте существительные
3 склонения со звуками С с (фасоль, соль и т.д.)
IV. Сообщение
темы урока. Слайд 6
На слайде записаны
слова: ёлка, ель, дерево.
Учитель: Какими
признаками похожи, а какими различаются эти слова?
(Это имена
существительные, в ед. числе. Различаются склонением)
Учитель:
Запишите каждое слово в свой столбик в указанных падежах, выделите окончания.
( поочередно
каждый столбик слов, учащиеся вставляют нужное окончание)
|
1 – е скл
|
2 – е скл
|
3 –е скл
|
И.п.
|
|
|
|
Д.п
|
|
|
|
В.п.
|
|
|
|
Т.п.
|
|
|
|
Учитель: Из-за
трёх наборов окончаний, которые могут быть у имен существительных, учёные
выделили три склонения. А сколько же спряжений у глагола? На этот вопрос мы
сегодня и ответим во время путешествия.
V. Изучение
нового. Работа в тетради. Слайды 7 - 8
Учитель: Откройте
тетрадь – задачник на стр. 27, упр.391. Устно проспрягаем глаголы и запишем
только окончания. Сколько выделим наборов окончаний – столько спряжений и
будет.
( На слайде 4
глагола: идти, говорить, нести, замолчать. Дети переносят окончания в нужный
столбик; в тетради записывают)
|
Ед.ч.
|
Мн.ч.
|
1 – е л.
|
|
|
2 – е л.
|
|
|
3 - е л.
|
|
|
Учитель: Сколько
вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1 – го, получилось? Назовите их.
Значит, сколько спряжений у глагола? (Два)
Учитель: Проверим
свой вывод. Для этого прочитаем вывод в учебнике на стр.26.
На слайде таблица
окончаний глаголов I и II
спряжения.
Учитель: Личные
окончания каждого спряжения надо хорошо знать. Запомнить их вам поможет
подсказка.
I спряжение -
|
Е… или УТ
(ЮТ)
|
ЕдУТ
|
II спряжение
-
|
И… или АТ (ЯТ)
|
И спЯТ
|
VI.
Физкультминутка.
VII. Первичное
закрепление. Слайд 9.
Учитель: Поучимся определять спряжение
глагола по его окончанию. На что будем обращать внимание? Запишите глаголы в
два столбика по спряжениям. Выделите окончания, укажите лицо и число, поставьте
ударение.
На слайде глаголы: спешишь, спишешь,
прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите. Учащиеся распределяют
их в два столбика, ставят маркером ударение, выделяют окончание. Работа ведется
и в рабочих тетрадях.
Учитель: Какие орфограммы встретились в
личных окончаниях глаголов?
( Орфограммы безударных гласных: -е или
–и, -ат (- ят)_ или – ут (- ют). В окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа
всегда пишется M)
Работа в тетради – задачнике, упр. 396. Слайд
10
Учитель: Каждому подлежащему найдите своё
сказуемое и впишите его. Дайте характеристику предложениям. Над глаголами
укажите спряжение, лицо и число.
Дятел
|
кричит
|
Сова
|
жужжит
|
Сорока
|
трещит
|
Соловей
|
стучит
|
Комар
|
поёт
|
Дети
на доске составляют предложения, записывают в тетради – задачнике.
VIII.Самостоятельная
работа с взаимопроверкой. Слайд 12.
По написанным окончаниям узнайте спряжение
глаголов и укажите его. Выделите ту букву, которая подсказала спряжение.
Зимуете, нависают, лепишь, румянит,
зябнет, сияешь, кружатся, повалит, переливаются.
Взаимопроверка с опорой на слайд 9.
Учитель: Кто не сделал ни одной ошибки?
Молодцы!
IX. Домашнее
задание.
Учитель: Дома выполните упражнение 397,
выучите правило на стр. 27
X. Подведение
итогов урока.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу.
Достигнута ли цель? Какую тайну нашего языка мы открыли?
Что вы узнали нового и хотели рассказать
родителям?
С какими затруднениями столкнулись?
Учитель: Оцените итоги работы на уроке,
дополняя предложения:
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я могу похвалить себя за…
Учитель: Благодарю всех вас за работу.
Желаю дальнейших открытий
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.